Мастер-класс для родителей "Трудный звук Р. Поможем ребенку вместе!"
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме
Звук Р является одним из самых дифференцированных, а потому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки Р и Рь появляются позже многих других согласных и, как правило, с появлением в речи ребенка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинненных предложений. Вместе с тем недостатки произношения звука Р у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Существует множество вариантов неправильного произношения этого звука, поэтому и постановка этого звука требует много сил и времени от ребенка и от родителей. Только при систематических ежедневных занятий можно добиться положительных успехов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
работа с родителями по постановке звука Р | 719.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей «Трудный звук Р. Поможем ребенку вместе!»
План:
- Правильная артикуляция и нарушения произношения звука [Р].
- Подготовительная работа:
а) Тренируем язычок: артикуляционные упражнения для звука [Р].
б) Развиваем силу выдоха.
в) Учимся слышать звук [Р]: развитие фонематического слуха
3. Выработка вибрации языка с использованием зондозаменителей.
Ход мастер – класса
Логопед приветствует родителей и знакомит с темой встречи.
Правильная артикуляция и нарушения произношения звука [Р].
Звук Р является одним из самых дифференцированных, а потому и трудных звуков человеческой речи. В онтогенезе детской речи звуки Р и Рь появляются позже многих других согласных и, как правило, с появлением в речи ребенка развитых высказываний в форме сложных и сложно-подчинненных предложений.
Для правильного произнесения звука Р органы речи должны принять следующее
положение (демонстрация графической модели артикуляции звука):
- рот открыт до такой степени, чтобы можно было четко произнести последующий за звуком Р гласный звук;
- передняя часть языка поднята кверху и касается альвеол (выступы на небе); боковые края языка плотно прилегают к коренным зубам. Остальная часть языка опущена.
- Под напором воздушной струи кончик языка приходит в движение: он то касается верхних альвеол, то оттягивается внутрь рта – кончик языка вибрирует.
Недостатки произношения звука Р у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Существует множество вариантов неправильного произношения этого звука:
- Пропуск звука, ребенок совсем не произносит этот звук и говорит: Ыба вместо рыба,
- Замена звука, более легкими по артикуляции. Чаще всего звук Р заменяется звукам Л или Й: лука, люка, юкка вместо рука, реже – звуками Ы, Н, В, У, Г(с призвуком звука Х). Иногда звук Р может заменяться звуком РЬ.
- Искажение звука, когда вместо вибрации кончика языка у ребенка при произнесении звука Р вибрирует мягкое небо или только язычок мягкого неба. На слух такое произношение звуков приближается к нормальному. Иногда звук может произноситься недостаточно раскатисто, реже вместо вибрации кончика языка звук Р образуется от дрожания губ.
Постановка звука [Р]
Сроки постановки вибранта Р колеблются от нескольких минут до нескольких месяцев и зависят от психо – физических возможностей ученика и строения его речевого аппарата. Однако, как показывает опыт. У детей шестого - седьмого года жизни не всегда удается вызвать звук при помощи подражания. В большинстве случаев постановке звуков предшествует длительная и упорная работа по «настройке» артикуляционного аппарата, по выработке нужных движений языка, по развитию умения отличать правильный звук от неправильного.
Постановка звука Р ведется в двух направлениях:
а) удержание языка, когда передний его край поднимается к альвеолам, оставляя узкую щель, через которую проходит выдыхаемый воздух;
б) выработка вибрации
При устранении недостатков произношения звука Р сначала следует подготовительная работа:
а) Тренируем язычок: артикуляционные упражнения для звука [Р].
Если ребенок затрудняется придать языку нужное положение, то следует отработать с ним следующие упражнения:
Логопед демонстрирует упражнения Заборчик, Лошадка, Грибок, Маляр, Качели, Моторчик,Барабанчик, Балалаечка. Родители с детьми сидя рядом выполняют гимнастику перед зеркалами.
Упражнения надо делать не более 5 минут 2 – 3 раза в день
б) Развиваем силу выдоха.
Иногда отсутствие звука Р может быть обусловлено слабостью выдоха, отчего вибрация кончика языка затруднена. Поэтому наряду с подготовкой мышц языка, необходимы дыхательные упражнения для развития силы выдоха. Для усиления и удлинения выдоха предложите ребенку подуть на ватку, на подвешенные полоски, султанчики, ветродуйчики. Кроме того, тренирует выдох надувание воздушных шаров, резиновых игрушек, игра на детских музыкальных инструментах: кларнете, саксофоне, свирели, свистульке.
Логопед с детьми демонстрирует дыхательные упражнения с вертушками, обращает внимание детей и родителей, что вдох осуществляется носом , а выдох через рот, при этом следить, чтобы щеки не раздувались.
в) Учимся слышать звук [Р]: развитие фонематического слуха
Если ребенок заменяет звук Р звуком Л (либо любым другим) или смешивает его в речи с этим звуком, то необходимо тренировать ребенка в различении их на слух.
Игра «Хлопни в ладоши» проводится на уровне слова совместно с детьми и взрослыми.
Ребенку предлагается выделить (хлопнуть в ладоши, позвонить в колокольчик, поднять руку) из группы слов только те слова, в которых есть звук Р. Слова нужно произносить не торопясь, с небольшими паузами между ними.
Выработка вибрации языка с использованием зондозаменителей.
После подготовительных упражнений можно перейти к вызову звука.
Логопед демонстрирует родителям приемы постановки звука Р и обучает им родителей.
Уложите ребенка на относительно твердую ровную поверхность, предложите ему при открытом рте и поднятом кончике языка за верхние зубы произносить звук Д постепенно ускоряющемся темпе: ддд…, затем произносить звук Д в сочетании с гласными: ддд – а, ддд – ы, ддд – о. Произнесение звукосочетаний производится на одном выдохе. Одновременно ватной палочкой под кончиком языка производить быстрые колебательные движения в вертикальном направлении. Кончик языка то смыкается с твердым небом, то отрывается, таким образом, достигается вибрация кончика языка.
Можно вызвать звук Р от звукосочетания джжж, язык в форме «грибка». При протяжном его произнесении кончик языка выдвигается вперед, и путем горизонтальных движений под языком палочкой с шариком на конце достигается вибрация.
Подобным образом вместо специальной палочки можно проводить язык в колебание указательным пальцем ребенка, подложенным под язык (упражнение «Балалаечка»).
В результате регулярных упражнений грубая вибрация заменяется нормальной. Обычно постановка этого звука требует много сил и времени от ребенка и от родителей. Только при систематических ежедневных занятий можно добиться положительных успехов.
Логопед предлагает родителям задать интересующие их вопросы. Благодарит за внимание и желает успехов им и их детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс "Я хочу услышать звуки, звуки жизни вокруг нас"
Ознакомление с принципами образования звуков.1.Воспитание интереса к звучащему миру.2.Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку....
Мастер-класс «Топиарий из ячеек из-под яиц (мастерим вместе с детьми из бросового материала»
Проблема загрязнения окружающей среды стоит на первом месте, наша цель, донести до детей способы использования мусора для общего блага, поскольку многое из этого мусора может получить новое применение...
Мастер-класс для родителей по теме: «Играют дети — играем вместе»
Мастер-класс для родителей...
Мастер-класс для родителей "Повлияем на мотивацию к школе вместе"
Формирование мотивации учения в дошкольном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современности.Для формирования положительного отношения к школе мы проведем мастер-клас...
Мастер-класс детей младшей группы с родителями «Поможем Зайчику» (ко Дню Матери)
Художественный ручной труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно — эстетически значимых предметов и издели...
Семинар-практикум для родителей "Поможем ребенку вместе!"
Данный семинар-практикум проводится учителем - логопедом в сентябре, с целью познакомить в общих чертах родителей с основными направлениями работы по исправлению недостатков речевого разви...
Мастер-класс по сенсорному развитию для педагогов ДОУ "Узнаём вместе с детьми"
Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников....
- Мне нравится (1)