«Использование приемов наглядного моделирования в постановке и автоматизации звуков»
презентация по логопедии
«Использование приемов наглядного моделирования в постановке и автоматизации звуков»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_priemov_naglyadnogo_modelirovaniya_v_postanovke_i_avtomatizatsii_zvukov.pptx | 448.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
М оделирование - это процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях. Доступность метода моделирования была доказана психологами Л.А Венгер , Д.Б. Элькониным , А.В. Запорожцем, Н.Н. Подъяковым . Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть заменен в деятельности другим предметом, изображением, знаком.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе учителя – логопеда для постановки и автоматизации звуков состоит в том, что: ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”; применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. 1 3 2
Введение наглядных моделей в логопедический процесс помогает решению ряда коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач: 4 - целенаправленно развивать импрессивную и экспрессивную речь детей; 5 - актуализировать предметный, качественный и глагольный словарь детей; - закреплять обобщающие понятия ; - упражнять в навыках словоизменения и согласования различных частей речи в роде, числе, падеже ; - упражнять в навыках словообразования (уменьшительно-ласкательное значение слов, приставочные глаголы, относительные прилагательные); - совершенствовать связную речь детей.
4 - упражнять в практическом усвоении навыков построения предложений разной структуры с постепенным усложнением; 5 - закреплять умение употреблять синонимы, антонимы; - формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений; - анализировать семантику и способы образования сложных слов; -способствовать развитию эмоционально-волевых качеств личности: организованности, активности, сосредоточенности ; -повышать интерес к познавательной деятельности; -развивать логическое, образное мышление, память, внимание;
На подготовительном этапе при ознакомлении детей с артикуляционной гимнастикой каждому упражнению даётся образное название и подбирается картинка символ. Это позволяет детям легче запомнить артикуляционные комплексы, вносит в занятие игровой момент и пробуждает интерес к выполнению. На этапе постановки помочь дошкольникам усвоить звуки помогают два вида моделей: профили артикуляции и символы звуков. Профили артикуляции используются в основном для демонстрации правильного уклада звуков. Картинки-символы звуков подбираются таким образом, чтобы они ассоциировались со звукоподражанием Этап постановки Подготовительный этап Весь процесс исправления звукопроизношения с использованием наглядного моделирования делится на четыре этапа:
Для закрепления произношения изолированного звука используются звуковые дорожки с изображёнными на них картинками-символами. Затем звук автоматизируется в слогах. Для этого используются модели гласных и согласных, ребенок сам читает слог по данным моделям, тем самым закрепляет звук в слогах, а потом и в словах. Автоматизация и дифференциация звуков в словах проходит с использованием настольных игр и упражнений, содержащих символы звуков, схемы. Этап дифференциации Этап автоматизации
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Данная методика позволяет значительно сократить время обучения за счёт оптимизации и рационализации основных операций мыслительной деятельности. В коррекционно-педагогической работе мнемотехника помогает в развитии: • связной речи; • ассоциативного мышления; • зрительной и слуховой памяти; • зрительного и слухового внимания; • воображения; • ускорении процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Как любая коррекционная работа, работа по мнемотехнике должна соответствовать определенным требованиям и правилам: – знаки и символы, используемые в мнемотаблицах , должны быть хорошо знакомы детям; – знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета; – знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие; – замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребенку.
Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток, расположенных линейно. Основой мнемодорожек послужили короткие чистоговорки и стихи. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Делится на 6,9 и более частей (с учетом возраста детей и уровня их развития) и применяется при рассказывании сказок, составлении рассказов, заучивании и воспроизведении стихов, проведении пальчиковой и артикуляционной гимнастики, закреплении алгоритмов выполнения режимных процессов и т.д. Мнемоколлаж – это изображение, основанное на неожиданности сочетания разнородных материалов. В мнемотехнике это лист картона (плотная бумага или фланелеграф ), на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Мнемоколлаж используется для закрепления различных методов запоминания; развития фотографической памяти ребёнка; расширения словарного запаса, образного восприятия; развития устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
При работе с мнемотаблицами необходимо соблюдать следующие этапы: 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2. Перекодирование информации, т.е. преобразование символов в образы. 3. Воспроизведение информации (сказки, рассказа, стихотворения) с опорой на символы (образы), соблюдая последовательность, т.е. отработка метода запоминания. 4. Графическая зарисовка мнемотаблицы .
Метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в системе как коррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, так и в работе с детьми массовых групп детского сада и начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи с использованием приемов наглядного моделирования
Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс, который зависит от многих факторов. Речевая деятельность начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух, артикуляцион...
Обучение детей пересказу с использованием приемов наглядного моделирования
Рекомендации по использованию метода моделирования при обучении перессказу...
Доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"
Предлагаю доклад к презентации "Развитие связной речи детей через использование приема наглядного моделирования"...
Конспект НОД по пересказу сказки «Три медведя» с использованием приема наглядного моделирования
Задачи:1. Учить детей самостоятельно пересказывать сказку с помощью наглядных моделей.2. Развивать диалогическую речь в процессе ответов на поисковые вопросы по содержанию прочитанной сказки...
Статья Использование приемов наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР
Моделирование - как наглядно- практический метод получает большое распространение в последнее время. В педагогике под моделированием понимается процесс создания моделей и их использование в целях...
Статья "Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников"
Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. В логопедической работе моделирование выступает как определенный метод п...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследова...