Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими дизартрию.
статья по логопедии
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с нарушениями речи имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими дизартрию.
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с нарушениями речи имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу помогают компьютерные технологии.
Внедрение информационных технологий (программных и мультимедийных средств, кино-, аудио- и видеосредств, компьютеров, телекоммуникационных сетей) позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, становится средством оптимизации процесса коррекции. Теперь в образовательном процессе ребёнок – активный субъект. Положительный результат от использования ИКТ возможен только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.
Преимущества информационно-коммуникационных технологий.
∙ Предлагаемая информация даётся в наглядной и привлекательной форме
∙ Повышается мотивация и интерес детей к занятиям
∙ Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным
∙ Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют использовать следующие психологические возможности детей:
∙ Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью
∙ Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
∙ Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
∙ Обучение детей навыкам самоконтроля
∙ Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи
Образовательные возможности ИКТ для ребенка:
∙ Ребёнок сам видит результат своей работы
∙ Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
∙ Возникает стремление исправить увиденную ошибку
∙ Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
∙ Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы
∙ Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером
∙ Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
∙ Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной
∙ У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.
В состав медиатеки логопеда входят:
-Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерная программа для коррекции речи. Мультимедийные презентации.
- Логопедические распевки и чистоговорки на DVD и аудиодисках.
Вариант использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе может быть следующим:
Подготовительный этап:
∙ При проведении артикуляционной гимнастики.
∙ Для развития речевого дыхания.
∙ Как зрительный тренажёр.
∙ При подготовке руки к письму.
∙ Для включения в занятие.
Этап автоматизации:
∙ Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.
Этап дифференциации:
∙ Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
Важное место в коррекционно-развивающей деятельности занимает компьютерная дидактическая игра — КДИ.
КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.
Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.
Компьютерные программы и игры, используемые в коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:
«Игры для Тигры»
Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа состоит из блоков: Фонематика. Просодика. Лексика. Звукопроизношение.
Игры для Тигры содержат:
∙ Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
∙ Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
∙ Задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой)
∙ Упражнение на звуковой анализ и синтез
∙ Лексические упражнения
Всего более 50 упражнений.
Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании. Электронное пособие «Логопедические упражнения. Развивающие занятия
интереса к логопедическим занятиям.
Мерсибо. Интерактивный портал для специалистов и родителей (рекомендован родителям для домашних занятий).
90 игр для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.
Мотивационные элементы, встроенные в систему, помогают ребенку оставаться заинтересованным долгое время, процесс развития становится интересным и закрепляет у ребенка устойчивую ассоциацию ""Учиться - это здорово!" Рассчитанные на возраст от 2 до 10 лет, развивающие игры покрывают большинство тем, необходимых для подготовки дошкольников и учеников младших классов. Доступ ко всем играм осуществляется онлайн, что позволяет ребёнку заниматься из любого места, где есть Интернет и компьютер: дома, на даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.
Широко используются в логопедической работе мультимедийные презентации. Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Преимущества презентации: НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Таким образом, использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими дизартрию позволяет индивидуализировать процесс коррекции речи, способствует положительному эмоциональному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование педагогом-психологом технологии творческих мастерских в работе с детьми, имеющими нарушения зрения
Технология позволяет не сообщать информацию, а передавать способы деятельности. Занятие, организованное в технологии творческих мастерских основывается на решении проблемы, которая стимули...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОНН-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ Долженко Д.В. МБДОУ детский сад №12 «Звёздный» г.Тамбова В н...
«Использование современных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками 5-7 лет, имеющими речевые нарушения»
Педагогический опыт....
«Использование информационно-коммуникационных т технологий в условиях ДОУ. Сопровождение педагогов учреждения в использовании нового сайта в конструкторе E-pablich для эффективной работы с родителями»
Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности повлекли за собой преобразование организации управления и методической работы, потребовали совершенствования уровня профессиональ...
«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушение зрения».
Стремительное развитие инновационных технологий приводит к их широкому внедрению во все структуры общества и государства, в том числе в сферу образования. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение ...
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий «Школа юных космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возрастапо формированию элементарных математических представлений с использованием информационно-коммуникационн...
Вокалотерапия как инновационная технология коррекционной работы с детьми, имеющих дизартрию.
Используем вокалотерапию как средство укрепления здоровья детей на коррекционных занятиях учителя-логопеда!...