Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе "Народные традиции и обычаи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Гуня Виктория Владимировна
Развивать связную речь детей, формировать лексико-грамматические средства языка по теме "Народные традиции и обычаи", воспитывать интерес к народным традициям, любовь к своему Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексико - грамматическое логопедическое занятие в старшей группе.

Занятие подготовила и провела учитель - логопед Гуня В.В.

 Цель: развитие связной речи.

Задачи:

 Коррекционно-образовательная задачи:

- расширять представления детей о быте русских людей в далеком прошлом; вызвать у детей интерес к русским традициям;

- активизировать речь детей, обогащать речь детей пословицами, скороговорками;

-  Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических событиях, культуре;

- закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями.

Коррекционно-развивающие:

- развивать творческие способности детей;

- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- формировать правильное речевое дыхание;

- формировать умения действовать по словесным инструкциям;

- создавать положительный эмоциональный настрой;

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа;

- воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, учить видеть красоту народных обрядов, мудрость традиций, воспитывать чувство гордости за свой народ и его прошлое;

- воспитывать умение работать и играть в коллективе.

Ход занятия:

Здравствуйте, дети. Сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

1.Расссказ о России. Россия - страна очень большая и красивая. Наша страна очень красивая и богатая. Она возникла очень давно, у неё древняя и интересная история. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. (Слайд 1 )

У каждого народа есть свои традиции. Традиция - это то, что передаётся от одного поколения другому. Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях существует традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки в этот день.

- Каждому человеку, когда он рождается, дают имя.

Давайте вспомним какое  имя есть на звук А, Д, В, М, Л, Ю,

- Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей.)

2.Народные промыслы. В старые времена был такой обычай у русских людей, коротали они зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Женщины и молодые девушки по вечерам шили, вышивали, пряли, а за работой песни распевали. Кто за прялкой сидит, кто из глины посуду лепит, другие ложки да плошки вытачивают, то песню затянут, то шуткой перебросятся. Вот так работа у них и спорилась. (Слайд 2)

В народе  говорят :

-«Умелые руки не знают скуки»

- «Без труда нет добра»,

- «Дело мастера боится»

- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Гжель. А теперь я предлагаю вам удобно сесть и послушать сине- голубую сказку.

«Сине-голубая сказка». В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы стоит деревенька Гжель. Давным - давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать да людей порадовать, край свой прославить. Думали- думали и придумали. Нашли они в глину чудесную, белую- белую и решили лепить из неё разную посуду, и расписывать её синей краской разных оттенков. Сами гжельские жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капельки, полоски, сеточки. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер чайник слепил необычный, другой чашку, третий сахарницу. Гжельские мастера большие фантазёры. Кроме посуды они лепили животных и птиц. Даже часы в Гжели делают. (Слайд 3)

Речевая игра «Как называется?»

Посуда для сахара – сахарница, для соли - …, хлеба, супа, молока, масла, конфет.

Дымковские игрушки. Сейчас расскажу удивительную историю –

Далеко, далеко в одном селе жили люди. Когда на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, и из труб домов валил дым да, так что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Жили в том селе люди, которые лепили из глины…. игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Эти игрушки называли дымковские. (Слайд 4)

- Игра «Назови ласково»

Дымковские мастера с такой любовью делали игрушки, что назвали их очень ласково:

Не лошадь, а… лошадка

Не утка, а… уточка

Не курица, а… курочка

Не собака, а… собачка

Не петух, а… петушок

Не козел, а… козлик

- Подбери рифму.

Дымковские игрушки всегда такие красивые, смотришь на них, и хочется стихи сочинять. Давайте попробуем, как настоящие поэты досказать стихотворные строчки, чтобы сохранилась рифма:

Барышня – красавица всем нам очень … (нравится).

На коне сидит Емеля, едет он на … (карусели)

Много есть зверюшек дымковских … (игрушек).

Уточка с утятами, курочка с … (цыплятами).

У большого индюка все расписаны … (бока) (Слайд 5)

Давайте поиграем. Я буду называть одну игрушку, а вы много игрушек.

- Д/и «Один - много» (одна барышня – много барышень, один козлик – много козликов, один конь – много коней, один индюк- много индюков.)

3. Русские народные игры. Русские народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она (Жмурки)

Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день (Прятки)

4. Физкультминутка «Матрешки»

Хлопают в ладошки (хлопать в ладоши перед собой)

Дружные матрешки. (повторить хлопки еще раз)

На ногах сапожки, топают матрешки (правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)

.Влево, вправо наклонись,(наклоны вправо – влево)

Всем знакомым поклонись.(наклон головы вперед с поворотом туловища)

Девчонки озорные, матрешки расписные.(наклоны головы вправо-влево)

В сарафанах наших пестрых. Вы похожи словно сестры. (повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища 2 раза)

Ладушки, ладошки,(хлопок в ладоши перед собой)

Веселые матрешки.(хлопок по коленкам)

5.Русские народные сказки.

Русский народ всегда славился своими песнями. А ещё русский народ сочинял очень интересные сказки. А знаете ли вы, почему эти сказки называют народными? Их придумал русский народ. Их передавали от бабушек внучатам, от родителей детям. Да, ребята, книг в семье не было, и поэтому сказки рассказывали вечерами малым детям.

А вы, любите сказки? (Да) Замечательно! (Слайд 6 .сказки)

Загадки по сказкам-

Удивительный народ! Вместе вышли в огород, вот друг друга держат крепко, Потянули…вот и… («Репка»)

 По тропинке он катился, своей удалью хвалился, да попался на носок. ам, и съеден… («Колобок»)

 Разбойники белые! Вот беды наделали: в деревню прилетали и мальчика украли. Только смелая сестра всё равно его нашла. Помогли ей печка, яблонька и речка. («Гуси-лебеди»)

Уплетая калачи, ехал парень на печи. Прокатился по деревне  и женился на царевне. (Емеля)

Миша по лесу идёт, короб на спине несёт – пироги для бабы с дедом внучка Маша напекла- несговорчивого Мишу вокруг пальца обвела! (“Маша и медведь“)

В этой сказке всё отлично: дед, и баба, и яичко. Очень рады дед и баба, что у них есть… («Курочка Ряба»)

  * Ребята, а вы хорошо знаете сказки?

1– Какую песенку пел Колобок?

2– Что пела коза своим козлятам?

3– Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4– Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5– Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

6– Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

  1. Праздники.

 Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, и без музыки  водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов.

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Есть традиция на Пасху красить яйца. Готовить угощения и приглашать гостей. Начинается этот праздник словами - Христос воскрес! (Слайд 7)

Недавно мы с вами отмечали какой праздник? Праздник Масленицы. Масленица – это один из самых любимых праздников русского народа. С древних времен, на Руси существует обычай – провожать зиму и встречать весну.

-Ребята, какое главное блюдо на Масленицу? (Слайд 8)

На масленицу пекут блины – это главное праздничное блюдо. На масленицу русский народ веселился: играли в игры, пели песни и водили хороводы, устраивали кулачные бои, на праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою. Не один праздник на Руси не обходился без хоровода. (Слайд 9)

В нашей стране есть традиция на праздник 8 Марта дарить женщинам цветы и подарки. (Слайд 10)

Во всех странах существует традиция отмечать Новый год в 12 часов ночи.

 (Слайд 11)

7. Русская традиционная еда. 

А ещё есть традиции, связанные с приготовлением разных блюд, - традиционная национальная кухня. В России очень много блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи. (Слайд12)

 Какие кушанья вы можете назвать мне из муки, которые часто делают ваши мамы? (Блины, оладьи, пирожки).

В России  ещё любят готовить в России. (Кашу). А из чего можно сварить кашу? (Из различной крупы - пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев).

А теперь я буду называть крупу, а вы отвечать какая будет каша из этой крупы.

Из гречки — каша гречневая.

Из манки— каша манная.

Из риса — каша рисовая.

Из пшена — каша пшённая.

Из геркулеса — каша геркулесовая.

А если из перловки— каша перловая.

Из кукурузы – каша кукурузная (Слайд 13)

8.Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

Маша каши наварила, Указательным пальцем правой руки

Маша кашей всех кормила (дети мешают в левой ладошке).

Положила Маша кашу загибают по одному пальчику

Кошке – в чашку, на левой руке.

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску – курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла, разжимают кулачок.

Все до крошки раздала. Сдувают «крошку» с ладошки.

Итог занятия: Родина –Россия. (Слайд 14)Ребята, сегодня мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте русского народа, вспомнили некоторые традиции. И чтобы наша страна оставалась великой, нам нужно беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

В народе говорили: «Кончил дело – гуляй смело», «Делу время – потехи час!» Мы с вами хорощо потрудились, время отдохнуть немного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в старшей группе для детей с ОНР

Календарный план соответствует рекомендациям авторов книги «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации» (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркин...

конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.

Предлагаемаяая авторская разработка занятия по формированию звукопроизношения составлена с учётом возраста детей группы, логопедического заключения, разработана на основе традиционных способов и приём...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по обучению связной речи

Занятия помогает усвоить множественное число существительных, образовывать прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными, развивает словесно-логическое мышление, связную речь...

Фронтальное логопедическое занятие в старшей группе по теме "Осень"

Данное занятие ориентировано на детей 5-6 лет с ОНР, 3 ур.р.р. или ФФНР с элементами ОНР...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме «Гласные звуки и буквы»

На этом занятии дети окажутся на острове в гостях у Весёлого Пирата. Они выполнят все задания Пирата и его верного друга – попугая Кеши....

Фронтальное логопедическое занятие в старшей логопедической группе на тему "Составление синквейнов по теме "Весна"

Использование технологии дидактического синквейна на логопедических зханятиях наиболее эффективно для развития лексико-грамматической стороны речи и развития связной речи.  Составление синквейна ...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей логопедической группе"Рыбы"

Занятие предназначено для закрепления материала в старшей группе  по теме "Рыбы". Направлено на развитие лексио-грамматической стороны речи....