Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматического строя речи Тема. Дательный падеж существительных единственного числа. «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
Представлен конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. В рамках изучения лексичекой темы "Домашние животные" дети осваивают форму дательного падежа существительных. Кроме этого занятие содержит игры и упражнения на развития слухового восприятия, памяти и других психических функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_zhivotnye.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие
Формирование лексико-грамматического строя речи
Тема. Дательный падеж существительных единственного числа.
«Домашние животные»
Цель: развитие функции словоизменения в процессе образования и употребления формы дательного падежа существительных
Задачи:
1.Активизировать предметный словарь по теме «Домашние животные»;;
2. Формировать умение изменять существительные и употреблять их в дательном падеже;
3. Закрепить умение употреблять фразу из четырех слов;
4.Развивать слуховое восприятие, мышление, мелкую моторику;
5. Воспитывать эмоционально-положительное отношения к животным, желание ухаживать за ними.
Словарь: коза, корова, лошадь, свинья; домашние животные; пастух; сено, капуста, хлеб, каша.
Оборудование: фонограммы: пастух играет на рожке, голоса домашних животных, «Лошадки»; фланелеграф; 3 плоских бумажных цветка для фланелеграфа (два одинаковых и один большего размера); фигурки домашних животных; картина «Пастушок»; картонный дом с окошечками; картинки с изображением членов семьи (по размеру окошек домика); картинки с изображением корма для животных; 4 полоски картона 5*15 см.
Ход занятия.
- Орг. момент.
Звучит музыка: играет пастушья дудочка.
-Кто это играет на дудочке? Хотите посмотреть? ( логопед показывает картину «Пастушок»)
2. Введение в тему.
- Сегодня мы с тобой узнаем и расскажем, кому пастух играет на дудочке.
3. Новый материал.
1) упражнение «Дудочка» - произношение цепочки слогов с разным ударением.
-Пастух пасет стадо и играет на дудочке. Играет он так: смотрит на цветы. Глядит на большой цветок – дудит громко, глядит на маленький - дудит тише. Вот что у него получается.
(на фланелеграфе – три цветка, логопед меняет их последовательность)
ДУ –ду –ду
ду –ДУ – ду
ду – ду – ДУ
2) игра «Узнай по голосу» - развитие слухового восприятия, употребление слов в форме дательного падежа
-Кто же пасется в стаде? КОМУ ИГРАЕТ ПАСТУХ? (фонограмма голосов животных, ребенок отвечает на вопрос: козе, корове, свинье, лошади)
3) обобщение
-Как назвать одним словом козу, корову, лошадь, свинью? Кто это? (домашние животные)
Их так называют, потому что они живут дома, с хозяином. Видите вдалеке дом, там живет семья. Мы отправимся к ним в гости. Кто из домашних животных нас может довезти? (лошадь)
4) динамическая пауза «Едем на лошадке» (звучит фонограмма «Лошадки»)
Под музыку дети «скачут» по группе с высоким подниманием бедра к второму фланелеграфу, на котором стоит «домик».
- Приехали. Кому мы скажем «спасибо»? (лошади)
5) упражнение «Кому корова дает молоко?» - употребление слов в форме дательного падежа, развитие зрительной памяти.
-В этом доме живет большая семья, назовем их(мама, папа, бабушка, дедушка, Ваня, Таня), у них есть корова. Она спрашивает:
- Му, му, молока КОМУ?
(логопед ставит в окошечки 4 картинки с изображением членов семьи, карточки несколько раз меняют)
-Посмотри, запомни, а потом скажешь, кому дала корова молока (бабушке, папе, Ване, маме; и т.п.)
6) игра «Покорми домашних животных» - работа над фразой из 4 слов.
-Люди в благодарность за то, что домашние животные дают им молоко, мясо и шерсть, заботятся о них, кормят их. Мы с тобой покормим наших домашних животных. Они пасутся в поле (показывает на стол), а мы с тобой в деревне (показывает на домик). Мы здесь возьмем корм и по мостику (картонные полоски на полу) пойдем кормить животных. Это волшебный мост, мы пройдем, если будем правильно отвечать на вопросы (ребенок выбирает карточку с кормом).
- Кто дает капусту? (Наташа) –Встаем на первую доску.
-Что делает Наташа? (дает)- Встаем на вторую доску.
- Что дает? (капусту) –Встаем на третью доску.
- Кому? (козе) – Встаем на четвертую доску.
Повторим все предложение. (Таким образом кормим всех животных)
7) «Раскрась дудочку» - работа в тетради, развитие мелкой моторики
-Посмотри, пастушок у нас грустный. Как вы думаете, почему? (на картинке пастух без дудочки). Он потерял свою дудочку. Мы поможем ему, нарисуем дудочку. (Дети раскрашивают дудочку, звучит фонограмма).
4. Итог.
- Ну, вот, пастушок вновь играет на дудочке. Мы вместе с ним покормили домашних животных. А теперь пора в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия «Формирование лексико-грамматических средств языка у детей с моторной алалией». Возраст 6-7 лет
Занятие с участием детей с общим недоразвитием речи II уровня, моторной алалией. Цель занятия: "Формирование лексико-грамматических средств языка на материале лексической темы "Зима""....
Презентация к логопедическому занятию "Продукты. лексико-грамматические категории"
Данная предзентация может быть использована учителем-логопедом и воспитателем в совместной деятельности или период проведения ООД....
Конспект логопедического занятия " Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной группы
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Посуда" для детей старше-подготовительной ...
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготовительной группы
Конспект логопедического занятия "Формирование лексико-грамматических навыков и развитие артикуляционной моторики на примере лексической темы "Дикие животные" для детей старше-подготови...
Конспект Фронтального логопедического занятия по лексико-грамматическому развитию для детей старшего возраста «Профессия людей, работающих в детском саду»
Цель: Расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду.Коррекционно-образовательные:- расширять представления детей и уточнение представлений о профессиях людей...
Логопедическое занятие Формирование лексико-грамматической стороны речи у детей подготовительной к школе группы «Путешествие гласных звуков»
Цель: закрепление знаний, полученных детьми при знакомстве с гласными звукамиЗадачи:закреплять навык правильной артикуляции гласных звуков [а], [у], [и];тренировать в умении выделять гласные звук...
Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Формирование лексико-грамматического строя речи с элементами обучения грамоты с детьми с ОНР" по лексической теме "Грибы".
1.Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы» (лес, гриб, корзина, ножка, шляпка, боровик, подосиновик, подберезовик, лисичка, мухомор, опенок, сыроежка, со...