Рабочая программа учителя-логопеда для логопункта
рабочая программа по логопедии

Рабочая программа учителя-логопеда для логопункта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_logopunkt.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №30 «БЕЛОЧКА»

Принято

на заседании педсовета

Протокол №  

Утверждаю

Заведующий МБДОУ детский сад

№30 «Белочка»

_______________  

 

Рабочая программа

логопункта

Учитель-логопед: Айрапетова Д.А.

Содержание программы:

1.1.

1. Целевой раздел

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели, задачи, принципы программы

4

1.3. 1.4.

Характеристика речевого развития контингента логопункта

Планируемые результаты освоения рабочей программы

7

10

2.1. 2.2.

2.3. 2.4.

2. Содержательный раздел

Содержание коррекционной работы

Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика)

Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)

Развитие фонематического слуха

11

15

16

17

3.1.

3.2.

3.3

3.4.

3. Организационный раздел

Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета

Консультационно-профилактическая работа с семьями дошкольников

Система взаимодействия с педагогами ДОУ

Программно-методическое обеспечение коррекционно- развивающей работы логопеда

18

19

20

21

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

На сегодняшний день требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, незрелостью эмоционально- личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

В настоящее время в МБДОУ детском саду №30 «Белочка» содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией            Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Познавательно – речевое развитие» в образовательной области «Коммуникация» использование логопедической поддержки.  С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт.

В основе создания программы логопедической работы по коррекции нарушения речи использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно – развивающими программами Министерства РФ, научно-методическими рекомендациями. В частности «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Данные программы  рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада,  в связи с чем,  не совсем подходят для использования на логопедическом пункте  детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают  особенностей детей, что  является  необходимым. Этим и обусловлена значимость написания  рабочей программы, применение  которой поможет детям с нарушением речевого развития  осваивать основную образовательную программу.

Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что при чёткой организации логопункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

1.2.        Цели, задачи, принципы программы

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; 

- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);

- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);

- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи, грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;

- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ; 

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.
  2. принцип единства отражает целостность процесса оказания помощи.
  3. деятельностный принцип определяет тактику проведения логопедической работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в его развитии.
  4. принцип возрастания сложности  предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  5. учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.
  6. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.
  7. учет эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.
  8. принцип динамичности – сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).
  9. принцип сотрудничества – создание атмосферы  доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное отношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

     Сроки и реализация программы:

1половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

С середины сентября – работа по коррекции звукопроизношения.

С мая – экспресс – обследование речи детей.

С 1 июня – повторение пройденного материала.

Реализация программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.

Во всех случаях нарушения речи имеются нарушения артикуляционной моторики. Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук.

Звукопроизношение характеризуется нарушением нескольких групп звуков:

- свистящих С, З, Ц, С', З';

- шипящих Ш, Ж, Ч, Щ;

- соноров Р, Р';

- соноров Л, Л'.

Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. 

Объем работы занятий – 2-3 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся как индивидуальные, так и подгрупповые.

Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.

Форма работы (организации) – подгрупповая (2-3 ребенка) и индивидуальная.

Основная цель занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.

Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.

Занятия с детьми проводятся в первой половине дня.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.

1.3. Характеристика речевого развития контингента логопункта

На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:

- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

- фонетическое недоразвитие речи;

- общее недоразвитие речи – 3, 4 уровень речевого развития.

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:

• заменой звуков более простыми по артикуляции;

• трудностями различения звуков;

• особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.

Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.

Различают следующие нарушения звуков:

- искаженное произношение звука;

- отсутствие звука в речи;

- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.

Возрастные особенности детей 5 - 6 лет.

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.

 В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

- правильно артикулировать нарушенные звуки в различных позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изученные звуки;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка; итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ; ежегодном отчете учителя- логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ.

2. Содержательный раздел

2.1. Содержание коррекционной работы

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Вся индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов:

I. Подготовительный

II. Формирование произносительных умений и навыков

III Формирование коммуникативных умений и навыков

Этапы индивидyальной лоroпедической работы        

Содержание этапа индивидуальной логопедической работы

Связь с общеобразoвательной программой

Ожидаемые результаты на каждом этапе

I.Подготовительный этап

(развитие артикуляционной, мелкой моторики, правильного речевого дыхания, слухого внимания, памяти)

Работа на подготовительном этапе направлена на:

- выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков, посредством следующих упражнений:

для всех звуков: «Забор», «Окно», «Мост»; 

для свистящих: «Лопата», «Почистим нижние зубы», «Фокус»; 

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»;

для Р, Р': «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщики», «Гармошка»;

для Л: «Лопата», «Индюк», «Накажем непослушный язык», «Пароход гудит».

- развитие речевого дыхания и плавной, длительной воздушной струи:

«Что спрятано?», «Загоним мяч в ворота», «Вьюга», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».

Параллельно - коррекция слухового и фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

Расширение, уточнение и обогащение словаря   по лексическим темам, путем совершенствования способов словообразования, словоизменения (см. ниже), понимание  значения выражений на правильно произносимом речевом материале

Выработка правильных артикуляционных навыков для постановки и автоматизации звуков, умение пользоваться правильным     речевым дыханием.

II. Формирование произносительных умений и навыков

1. Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.

Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:

1) свистящие С, 3, Ц, С', 3'

2) шипящий Ш

3) сонор JI

4) шипящий Ж

5) соноры Р, Р'

6) шипящие Ч, Щ

Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.

2. Автоматизация поставленных звуков:

1) изолированного произношения;

2) в слогах;

 3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

3. Дифференциация: 

1) изолированных звуков;

2) в слогах;

3) в словах;

4) в словосочетаниях;

5) в предложениях;

6) в тексте.

Параллельно- развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, высших психических функции в соответствии с перс. планом.

Правильно произносить все звуки,  сформировать фонематическое восприятие, овладеть звукослогобуквенным анализом многосложных слов.

III Формирование коммуникативных умений и навыков

Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи, в творческих упражнениях, в связной речи.

Пересказывать рассказы, сказки с добавлением эпизодов, с творческим введением новых частей сюжетной линии, составлять рассказы по серии картинок

В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:

I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);

II. Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);

III. Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).

На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит»;

Этап развития фонематического слуха включает:

1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», « Определи место звука в слове»;

2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори».

Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:

1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук»;

2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница»;

3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;

2.2. Формирование артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика)

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

  1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:

 2. Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.

 3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

 4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

 5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.

 6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

 7.Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

2.3. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в овладении речи.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.)

Прежде чем приступать к работе по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, необходимо изучить их личностные качества и учитывать то обстоятельство, что у некоторых из них помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно-психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям). Поэтому в повседневную работу с детьми целесообразно включать игры и задания для развития мелкой моторики.

Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.

Используются следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

  1. Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками;
  2. Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика;
  3. Массаж кистей и пальцев рук;
  4. Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек; нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку; игры с мозаикой, строительным материалом; изобразительную деятельность; лепку из пластилина и глины и тд.;

2.4. Развитие фонематического слуха

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы. Это умение называется фонематическим слухом.

Преодоление нарушений фонематического слуха является одним из основных направлений логопедической работы в процессе коррекции различных нарушений речи.

Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности:

1. Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом.

2. Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом.

3.Различение звука в слове.

4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.)

6. Придумывание слов на определённый звук.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности ребенка – это игра. Занимательная игровая ситуация помогает ребёнку комфортно и эффективно развивать фонематический слух и преодолевать дефектное произношение на индивидуальных и групповых занятиях.

Предлагаемые игры и игровые упражнения на развитие фонематического слуха построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове, затем – первый и последний звуки в ряде слов (игра «Цепочка слов»).

Далее они определяют любую позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце (игровое упр. «Найди место звука в слове»). Кроме того, старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком, в дифференциации наиболее сложных звуков: С–Ш, Р–Л.

В игровом упражнении «Найди пару» ребёнок учится подбирать слова по звучанию: миска – мишка, усы – осы, ком – сом и т.п.

На всех этапах коррекционной работы (от постановки изолированного звука – до дифференциации смешиваемых звуков в слове) незаменимым пособием логопеда является подборка картинок-символов на трудные звуки речи, используемая на занятиях в различных вариациях: насос – [с]; комар –   [ з ]; синица – [ц]; шина – [ ш ]; жук – [ж]; кузнечик – [ч]; щётка – [щ]; самолет – [л]; тигр – [р] и т.д.

3. Организационный раздел 

3.1. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой должны обеспечивать:

- экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и крупой);

- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности.

Предметно-развивающее пространство следует организовать таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна уравновешивать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность - одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:

1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:

• Материалы по обследованию речи детей;

• Методическая литература по коррекции речи детей;

• Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;

• Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;

• Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, пластиковых контейнерах, папках и конвертах).

2. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:

1. журнал обследования речи всех детей;

2. список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения;

3. лист учета детей, ожидающих зачисления на индивидуальные логопедические занятия;

4. расписание занятий;

5. журнал посещаемости занятий;

6. речевая карта на каждого ребенка, с указанием даты ввода и окончания занятий на логопункте;

7. рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда;

8. отчёты, диаграммы об эффективности работы учителя-логопеда и годовой отчет.

3.2. Консультационно-профилактическая работа с семьями дошкольников

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

Учителем-логопедом организуется как индивидуальное консультирование родителей. Консультирование предполагает работу по запросу родителей или педагогов.

На индивидуальных консультациях родителям учитель-логопед сообщает результаты диагностического обследования речи детей, дает ответы на запросы родителей по вопросам организации воспитания, обучения и развития ребенка с нарушениями речи. Родители постоянно информируются о достижениях ребенка в речевом развитии.

Индивидуальное консультирование родителей о ходе коррекционного процесса осуществляется на протяжении всего учебного года и дополняется посещением ими индивидуальных занятий, овладением приёмами автоматизации корректируемых звуков, созданием развивающей среды вне детского сада – т.е. активным участием в коррекционном процессе.

Пропаганда логопедических знаний является условием успешного решения задач коррекционно-развивающего направления деятельности логопеда ДОУ и пропедевтики речевых нарушений у детей.

3.3. Система взаимодействия с педагогами ДОУ

 Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности всего педагогического коллектива и семьи воспитанников.

Консультирование педагогов проводится в индивидуальной форме       (с целью выработки общих подходов к работе с конкретным ребенком и его семьей). В работе по таким образовательным областям, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, воспитателя по физической культуре) учитель-логопед выступает в роли консультанта и помощника.

 Учитель-логопед совместно с другими педагогами и специалистами участвует в подборе адекватных методов и приемов работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы.

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

3.4. Программно-методическое обеспечение коррекционно- развивающей работы логопеда

1.  Богомолова А.И. - Логопедическое пособие для занятий с детьми, -Библиополис, 1994г. (электронный вариант)

2. Емельянова Н.В., Жидкова Л.И., Капицына Г.А. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонематическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ. – СПб: ОО «Издательство «ДЕТСТВОПРЕСС», 2013г. (электронный вариант).

3. Жукова, Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н.С. Жукова. – М.: Эксмо, 2019. – 120 с.

4. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.- М.: Издательство ВЛАДОС, 2018.-279 с.: ил.- (Коррекционная педагогика).

5. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985 (электронный вариант).

6. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая.-3-е изд., испр. и доп.-М.: Издательство ГНОМ. 2016.-216с.

7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Автоматизация звуков у детей. Комплект из 4 альбомов. –3-е изд., испр. и доп.- М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2017.

8. Косинова Е. М.: Уроки логопеда. Игры для развития речи. - М.: Эксмо: ОЛИСС, 2019.

9. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2014 - 96 с: ил. - (Серия «Уроки логопеда»).

10. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019 - 64 с: ил. - (Серия «Уроки логопеда»).

11. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом.- Изд. 3-е, испр. и доп.-М.: Мозаика-Синтез, 2006.-176 с.

12. Новиковская О. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников.

13. Руденко, В.И. Логопедия: практическое пособие / В.И. Руденко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 287 с. – (Библиотека логопеда).

14. Смирнова Л.И. Логопедия. Играем со звуками. Речевой дидактический материал: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: «Мозаика-Синтез», 2004.- 56с.

15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993 (электронный вариант).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте

Программа логопедической работы с детьми дошкольного возраста,посещающих логопункт ДОУ.Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки ...

Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного логопункта.

Первый опыт обощения и создания рабочей программы коррекции и развития речи детей на дошкольном логопункте....

Рабочая программа учителя-логопеда на дошкольном логопункте.

Программа  составлена  в  соответствии  с Законом  Российской  Федерации  «Об  образовании»,  Федеральным  государственным образовательным стандартом ...

Рабочая программа учителя-логопеда на 2014-2015 учебный год в условиях логопункта.

Рабочая программа учителя-логопедана 2014-2015 учебный год  по логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи 5-7 летнего возрастадля групп общеразвивающей направленности в ус...

рабочая программа учителя-логопеда на логопункте

содержание раб программы учителя-логопеда на логопункте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2015 - 2016 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопедапо исправлению речевых нарушенийу детей подготовительного дошкольного возрастав условиях логопункта (по ФГОС)на 2015 - 2016 учебный год...

Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2015-2016 учебный год

Аннотацияк  Рабочей программе учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта...