РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей подготовительного дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2015 - 2016 учебный год
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда
по исправлению речевых нарушений
у детей подготовительного дошкольного возраста
в условиях логопункта (по ФГОС)
на 2015 - 2016 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabochaya_programma.docx | 78.31 КБ |
literatura.docx | 18.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует федеральным государственным требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 2 ст. 7 Закона Российской Федерации “Об образовании”, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.
В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности:
“Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,
“Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,
”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей”
Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой“Программа коррекционно разивающей работы для детей с ОНР” Н.В.Нищевой.
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования на логопедическом пункте общеразвивающего детского сада и не предполагают использование новых методов, приёмов, технологий, не учитывают клинических особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
В ГБОУ школа 1392 (дошкольное отделение №7) осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.
В нашем дошкольном отделении реализуется программа “От рождения до школы”. Эта программы не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедический пунктов, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)
В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение;
употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты.
Работа строится по следующей схеме:
1-е две недели сентября – обследование детей ДОУ с 6 до 7 лет,
третья неделя сентября – обследование детей, зачисленных протоколом ПМПк в логопункт ДОУ, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФФНР 7 года жизни разделено на 2 периода обучения: I период – октябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю, 13 час.
II период – январь – май, 17 недель, 34 занятия – 2 занятия в неделю, 17 час. Звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь. Всего 60 занятий - в год 30 час. С 15 мая – повторение пройденного материала.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, согласно перспективному планированию. Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогруппах и индивидуальная.
Фронтальные (подгрупповые) занятия.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения до 6 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста.
Занятия с детьми проводятся в дневное время. Продолжительность занятий с детьми: ФФН – 1 год.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Индивидуальные занятия.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев, ФН (дизартрия) – 1 год. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей. Продолжительность индивидуальных занятий 10 минут детей с ФНР – 2 раза в неделю. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Заключение
Необходимо отметить, что своевременное выявление и систематизированное обучение позволяет практически полностью ликвидировать данные негативные проявления, обеспечив ребенку полноценную подготовку к школьному обучению. Для работы с данной категорией детей существует «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Но организация логопедической помощи на логопункте имеет свои особенности по сравнению с логопедической группой: более индивидуализированная форма работы, выделение логопедической помощи в дополнительную образовательную услугу. Логопед выявляет детей с нарушениями речи, в соответствии с коллегиальным решением ПМПк дошкольного учреждения, зачисляет их на логопункт и внимательно следит и соотносит свою деятельность с данной программой.
В методической литературе отсутствуют специальные программы для работы на логопункте в ДОУ. Данные причины обусловливают необходимость составления модифицированной программы, более приспособленной к условиям работы логопункта в ДОУ.
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
3.1. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен. Коррекционно-воспитательная работа с ФФН строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами. Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФН и ФФН) обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста.
Дети с ФФНР являются непосредственным составом логопункта ДОУ при условии, если они не попали в специальные коррекционные образовательные учреждения. Именно такие дети, наряду с детьми с ФНР, зачисляются на логопункт ДОУ. Значительная распространенность данного вида речевого нарушения зависит от множества наследственных и внешних факторов современной жизни, которые выражаются в виде мелких парциальных нарушений. В первую очередь страдают наиболее молодые в эволюционном отношении функции, в частности, различные звенья развития речи.
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ЛОГОПУНКТЕ
ГБОУ СОШ №1392 ДОШКОЛЬНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №7
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи | - коррекция звукопроизношения |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | - развитие фонематического восприятия; - совершенствование слоговой структуры слов; - коррекция звукопроизношения. |
Учебно-тематическое планирование
Название | ФН, ФФН у детей 7-го года жизни | ||
Всего занятий в год | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия | |
120 | 60 | 60 | |
Формирование звукопроизношения | 95 | 60 | 35 |
Обучение связной речи | 15 | 15 | |
Подготовка к обучению грамоте | 18 | 18 | |
Количество часов | 41ч.35м. | 30ч | 11ч.35м. |
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
ФН, ФФН, ОНР-III ур.р. у детей 7-го года жизни.
Период | Произношение | Развитие речи | Формирование элементарных навыков письма и чтения |
I Сентябрь, октябрь | Индивидуальные и подгрупповые занятия 1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий. 2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 3. Формирование грамматически правильной речи. 4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений. Фронтальные занятия 1. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с]. 2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания. 3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], [л’] — [j], [ы] — [и]. 4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов:тá—та, та—тá, тá—та—та, та—тá—та. Определение ритмических моделей слов: вата—тáта, вода—татá и т. п. Соотнесение слова с заданной ритмической моделью. | 1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.). Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли ... собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико). 3. Предложение, связная речь. Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы. Составление простых распространенных предложений с использованием предлоговна, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Заучивание текстов наизусть. | 1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа). Анализ и синтез обратных слогов, например “am”, “ит”; выделение последнего согласного из слов (“мак”, “кот”).Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: “ком”, “кнут”.Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов(“та”, “ми”) и слов:“суп”, “кит” (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме). 2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов:“am”, “ит”. Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов:“та”, “му”, “ми”, “си” с ориентировкой на гласную букву. Преобразовывание слогов и их письмо. Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: “сом”, “кит”. Постепенное усвоение терминов “звук”, “буква”, “слово”, “слог”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”. |
II Ноябрь, декабрь, январь, февраль | Индивидуальные и подгрупповые занятия 1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами фронтальных занятий. 2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.). 3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей. Фронтальные занятия 1. Закрепление правильного произношения звуков: [с] (продолжение), [с’], [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’]. 2. Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] — [с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] — [д’], [д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж] — [з] — [ш] (без проговаривания). 3. Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’]. 4. Усвоение слов сложного слогового состава(тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков. 5. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. | 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья...). Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много —яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое платье;ые ... голубые полотенца). Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много... светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети давали корм... белым кроликам...). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили... два платья... пять платьев, две рубашки... пять рубашек). Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю — катал — буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения (трехколесный, первоклассник). Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик). 3. Предложения Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака...). Составление предложений из “живых слов” (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу).Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за)домом; елочка росла ... (у, около, возле)дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. 4. Связная речь Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции(надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа).Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. | 1. Звуковой анализ слов Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие. Качественная характеристика звуков. Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. п.). 2. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и. Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: “Таня”, “Яма”. 3. Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов. 4. Звуки и буквы Определение различий и качественных характеристик звуков: “гласный — согласный”, “твердый — мягкий”, “звонкий — глухой”. 5. Слово Звуко-слоговой анализ слов (например: “вагон”, “бумага”, “кошка”, “плот”, “краска”, “красный” и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка — мушка — мишка...; стол — столик и др.); добавление в слова пропущенных букв (ми-ка). Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например:“ветка, “ели”, “котенок”, “елка”). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений. 6. Предложение Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного анализа. 7. Чтение Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами(ежик сидит ... елкой). Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов. Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному. Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи. 8. Правописание Закрепление умения различать ударные и безударные гласные. Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы). Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счет изменения слов (зуб — зубы, мороз — морозы) и с помощью родственных слов (дуб —дубок). Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов. Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями “ши”,“жи”. Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа. |
III Март, апрель, май, июнь | Индивидуальные и подгрупповые занятия Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Фронтальные занятия 1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков. 2) Различение на слух: [ч] — [т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с], [щ] — [ч] — [с’] — [ш]. 3) Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’]. 4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи. 5) Анализ слов сложного звуко-слогового состава. | 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия Закрепление полученных ранее навыков. 2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале). Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки). 3. Предложения Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами “из-под”, “из-за”: кот вылез... (из-под)стола. Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами “чтобы”, “потому что”, “если” и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением “который” (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат). 4. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения. Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. | 1. Звуки и буквы Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ (разделительный ьи ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья. 2. Слово Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. Подбор слов по схемам и моделям. Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов. Усвоение буквенного состава слов различной сложности. Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й. Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю. Умение выкладывать и писать слова с сочетанием“ча”, “чу”, “ща”, “щу”. Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов. 3. Предложение Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб). 4. Чтение Дальнейшее развитие навыков чтения. Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами. Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения. |
Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Недели | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | ЗВУКО-СЛОГОВОЙ АНАЛИЗ | ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ | ЛЕКСИКА ПАССИВНАЯ, темы | СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | ||
Сентябрь | |||||||
1, 2 | Обследование речи детей | ||||||
3 | У | Выделение начального ударного гласного | Договаривание предложений по картинкам (И.п. и В.п. единственного числа существительных). | Осень. Ферма (домашние животные и птицы) | Рассказывание по теме «Осень». | ||
А | Анализ звукового ряда из двух гласных | Договаривание предложений по картинкам (косвенные падежи существительных) | |||||
4 | А, У | Воспроизведение звуковых рядов из 3 гласных звуков. Анализ звукового ряда из 3 гласных звуков. | Род существительных (соотнесение с количественными числительными один, одна, одно) | Осень. Деревья. Лес. | Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания. | ||
И | Анализ звукового ряда из 3 гласных | И.п.множественного числа существительных на –и, -а. | |||||
Октябрь | |||||||
1 | П-Пь | Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа АП | Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глаголов настоящего времени с сущ-ми. | Осень. Обитатели леса. Дикие животные и их детеныши. | Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации | ||
Т-Ть | Звуковой анализ обратного слога типа УТ. Воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) | Составление предложений по сюжетным картинкам с помощью вопросов. Согласование количественных числительных 1, 2, 5 и сущ-х. | |||||
2 | П-Т | Выделение последнего глухого согласного в слове. Звуковой анализ и синтез обратного слога | Притяжательные прилагательные на – ин- . Согласование количественных числительных 1,2.5 и сущ-х. | Я – человек. Моя семья. | Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» с помощью сюжетных картин. | ||
К-Кь | Преобразование обратных слогов в прямые. Воспроизведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги) | Р.П. единственного числа существительных. Составление рассказа с помощью вопросов. | |||||
3 | П-Т-К | Воспроизведение слоговых рядов типа ПА-ТА-КА. Звуковой анализ прямого слога. | Предлоги НА, ПОД | Мой дом. Мебель | Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель» (по опорным картинкам) | ||
О | Воспроизведение слоговых рядов (прямые слоги). Выделение ударного гласного после согласного | Р.П. множественного числа сущ-х. Составление предложений со словом МНОГО. | |||||
4 | Й- Ль | Воспроизведение слоговых рядов. Мягкие согласные. Звуковой анализ и синтез обратного слога. | Относительные прилагательные (от деревьев). Глаголы множественного числа прошедшего времени. Приставочные глаголы (от ЛИТЬ). Род сущ-х (соотнесение с местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЕ). | Моя страна. Мой город. | Пересказ рассказа И.С.Соколова-Микитова «Улетают журавли» | ||
Х-Хь | Мягкие согласные. Выделение начального согласного перед гласным. Звуковой анализ и синтез прямого слога. | Согласование количественных числительных 1,2,5,9 и сущ-х. | |||||
Ноябрь | |||||||
1 | К-Х | Звуковой анализ и синтез слов ПУХ, КОТ | Согласование количественных числительных 1,2,5,9 и сущ-х. | Москва. Символика России. | Пересказ рассказа В.Катаева «Грибы» | ||
Ы | Выделение ударного гласного после согласного | И.П. множественного числа сущ-х на – Ы. Притяжательные прилагательные на – ИН – | |||||
2 | Ы- И | Звуковой анализ слов типа КИТ, ПЫЛЬ | Именительный падеж множественного числа сущ-х на – Ы, - И, - А | Транспорт. Профессии на транспорте. | Составление рассказа «Щенок» по серии сюжетных картин | ||
М-Мь | Выделение начального согласного. Звуковой анализ слов типа МАК, ТИМА | Деформированная фраза. Большая буква (имена людей). | |||||
3 | С | Определение места звука в слове. Деление слов на слоги. | Составление предложений с данным словом. Множественное число существительных. | Профессии | Составление рассказа «Кто нас кормит вкусно и полезно» (из коллективного опыта) | ||
Сь | Звуко-слоговой анализ слов ГУСЬ, ГУСИ | Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. Притяжательные прилагательные на – ИН- | |||||
4 | С - Сь | Звуко-слоговой анализ слов САМ, САМА, САМИ | Словообразование относительных прилагательных. Согласование прилагательных с сущ-ми. | Зима. Подготовка к зиме животных. | Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» | ||
Н-Нь | Деление слов на слоги. Место звука в слове. Звуко-слоговой анализ слова САНИ | Предлоги НА, С. Словообразование сложных слов. | |||||
Декабрь | |||||||
1 | З | Звуко-слоговой анализ слов Зубы, козы, | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. Согласование прилагательных с сущ-ми. | Животные Севера. | Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин | ||
З - Зь | Звуко-слоговой анализ слов ЗИМА, ЗОНТ, ЗИНА | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. Согласование прилагательных с сущ-ми. | |||||
2 | С – З | Схемы слов. Звонкие и глухие согласные | Сомнительные согласные в конце слова (ТАЗ, ВОЗ, НОС) | Зима. Птицы зимой. | Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин | ||
Б - Бь | Звуко-слоговой анализ, схемы слов БАНТ, БИНТ. Ударение. Мягкие и твердые согласные. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х – ОК, - ЕК, - ИК. Деформированная фраза. | |||||
3 | П-Б | Звонкие и глухие согласные | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД | Зима на разных континентах. | Пересказ рассказа Б.С.Житкова «Как слон спас хозяина от тигра» | ||
В-Вь | Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов. | Распространение предложений | |||||
4 | Д-Дь | Работа с разрезной азбукой: составление и преобразование слогов и слов. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. | Новый год. Зимние забавы. | Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине | ||
Т – Д | Звуко-слоговой анализ слов КВАС, ЗВОН, ЗВУК, ДУБЫ, ДУБОК, ДОМИК, ТОМА, ДЫМИТ. Звонкие и глухие согласные | Словообразование сущ-х, обозначающих лиц по их занятиям. Правописание сомнительных согласных в конце слова. | |||||
Январь | |||||||
1, 2 | КАНИКУЛЫ | ||||||
3 | Ть - Дь | Упражнение с разрезной азбукой. Звуко-слоговой анализ слов ДИВАН, САТИН | Косвенные падежи сущ-х. Глаголы НАДЕВАТЬ, ОДЕВАТЬ, НАДЕТЬ, ОДЕТЬ. Приставочные глаголы от слова Ходить | Зима. Одежда. Обувь. Головные уборы. | Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему | ||
Г | Звуко-слоговой анализ слов ГОЛУБИ, БУМАГА. Чтение слов и предложений. Деление предложений на слова | Подбор предметов к признакам. Согласование прилагательных с сущ-ми в роде, числе, падеже. | |||||
4 | Г - Гь | Звуко-слоговой анализ и схемы слов УТЮГИ, КНИГА, КОФТА. | Косвенные падежи количественных числительных (ОДИН, ДВА, Пять) с сущ-ми. | Зимние виды спорта | Составление рассказа по сюжетной картине «Семья» | ||
Г - К | Чтение и печатание слов по следам анализа | Предлоги ПОД, ИЗ-ПОД, ЗА, ИЗ-ЗА. Правописание сомнительных согласных | |||||
Февраль | |||||||
1 | Э | Звуко-слоговой анализ слов ЭТА, ЭТОТ | Образование прилагательных. Согласование с сущ-ми. | Обитатели водоемов. | Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка» | ||
Е | Звуко-слоговой анализ слов ЭТИ, ДЕТИ, ВЕТКА | Большая буква в начале предложения | |||||
2 | Ё | Чтение и печатание предложений. Ударение | Образование прилагательных. Согласование с сущ-ми. Большая буква в начале предложения. | Военная техника. Военные профессии. | Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий) | ||
Л | Звуко-слоговой анализ и схемы слов СТОЛ, СТУЛ, СЛОН, ВОЛК, БЕЛКА, ВОЛКИ | Глаголы единственного числа прошедшего времени. Образование родственных слов. | |||||
3 | Л - Ль | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание предложений. Ударение. | Притяжательные прилагательные на – ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЬИ. Согласование прилагательных с сущ-ми. | День защитников Отечества | Составление рассказа «Собака-санитар» по серии сюжетных картин | ||
Ш | Преобразование слов. Составление схем, чтение, печатание | Распространение предложений дополнениями. Составление рассказа по опорным словам. Спряжение глаголов настоящего времени по образцу. Правописание ШИ. | |||||
4 | С – Ш , Я | Преобразование слов. Составление схем слов по индивидуальным картинкам. | Словообразование сущ-х (лиц по их занятиям). Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х – УШК, - ЮШК, - ЫШК. Сложноподчиненные предложения. | Женские профессии | Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» | ||
Р, Рь | Самостоятельное составление схем слов. Упражнения с разрезной азбукой, чтение, печатание слов. | Составление предложений по картинкам, деление на слова. Родственные слова (ворона, тигр, воробей, рак). Образование отглагольных прилагательных. | |||||
Март | |||||||
1 | Р - Рь | Преобразование слогов и слов. | Относительные прилагательные. Отглагольные прилагательные. | Ранняя весна. 8 марта. | Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму» | ||
Р – Л | Слова сложной звуко-слоговой структуры. | Страдательные причастия прошедшего времени (образование, употребление, согласование) | |||||
2 | Р – Л – Рь - Ль | Преобразование слогов и слов. | Приставочные глаголы. Предложения с однородными членами. | Народные традиции. | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации) | ||
Ж | Слова сложной звуко-слоговой структуры. | Родственные слова. Спряжение глагола БЕЖАТЬ. Правописание ЖИ – ШИ | |||||
3 | Ж – З | Схема предложения. Чтение, печатание предложений. | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, ИЗ – ПОД, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Родственные слова. | Народные промыслы. Народные игрушки. | Пересказ рассказа Г.А.Скребицкого «Весна» с добавлением последующих событий | ||
Ж – Ш | Слова сложной звуко-слоговой структуры. Ударение. | Сомнительные согласные в конце слова. Правописание ЖИ - ШИ | |||||
4 | Ц | Составление схем слов со стечением согласных. | Словообразование сущ-х среднего рода с уменьшительно-ласкательными суффиксами . Составление предложений с данным словом. | Посуда. Продукты питания. | Пересказ сказки «Две косы» | ||
С – Ц | Чтение и печатание слов и предложений. | Словообразование сущ-х женского рода | |||||
Апрель | |||||||
1 | Ч | Составление схем слов со стечением согласных. Упражнения с разрезной азбукой. Чтение и печатание слов и предложений. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы сущ-х. Словообразование отчеств мужского рода. Приставочные глаголы (от БЕЖАТЬ). Словообразование притяжательных прилагательных. Правописание ЧА, ЧУ | Весна. Птицы весной. | Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок | ||
Ю | Твердые и мягкие согласные. Упражнения с разрезной азбукой. | Большая буква. Сомнительные согласные в конце слова. Спряжение по образцу. | |||||
2 | Ч - Ть | Чтение, печатание. Ударение. | Глагол ХОТЕТЬ. Приставочные глаголы движения (ЛЕТЕТЬ). Родственные слова (ГРАЧ). Сложноподчиненные предложения. Притяжательные прилагательные. | День Космонавтики. Космос. | Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» (с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий) | ||
Ч - Сь | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. | Словообразование сущ-х мужского рода (по их занятиям, профессиям). Родственные слова (УЧИТЬ, ЧИТАТЬ). | |||||
3 | Ф -В | Звонкие и глухие согласные. | Сложноподчиненные предложения. Большая буква. Сомнительные согласные в конце слова. | Орудия труда. | Составление рассказа «Дом, в котором я живу» (из личного опыта) | ||
Щ | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. | Словообразование сущ-х мужского и женского рода с суффиксами – ЩИК, - ЩИЦ, Увеличительно-пренебрежительный суффикс – ИЩ, Действительные причастия настоящего времени. Правописание ЩА, ЩУ. | |||||
4 | Щ - Сь | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. | Степени сравнения прилагательных и наречий. | Цветы. Растения. | Пересказ рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» (с придумыванием предшествующих событий) | ||
Й | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. | Образование отглагольных существительных. | |||||
Май | |||||||
1 | Щ - Ч | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. | Словообразование сущ-х женского рода (профессии). | День Победы. Герои ВОВ. | Составление рассказа «Человек» по серии картин | ||
Щ - Ть | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. | Сложноподчиненные предложения. Родственные слова. | |||||
2 | Щ – Ч – Сь - Ть | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. | Составление вопросов к прослушанному тексту. Синонимы. | Лето. Насекомые. Дары лета. | Составление описательного рассказа о пчеле | ||
Ш - Щ | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. | Страдательные причастия прошедшего времени, отглагольные существительные. Сложноподчиненные предложения. | |||||
3 | Шипяшие и свистящие звуки | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение, печатание. Ударение. Схема предложения. | Предложения с однородными членами. Распространение предложений. Предлоги ЗА, ДО, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, ПО, НАД. | Летние виды спорта. . | Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом) | ||
Мягкие и твердые согласные | Работа над техникой чтения | Образование сложных слов. Распространение предложений. Сложные предложения. | |||||
4 | Гласные звуки. | Работа над техникой чтения. Ударение. | Правописание безударных гласных. Степени сравнения прилагательных. | Школа. Школьные принадлежности. До свидания, детский сад! | Составление рассказа «Как я проведу лето» (на заданную тему) | ||
Глухие и звонкие согласные | Работа над техникой чтения | Сложные предложения различной конструкции. Правописание сомнительных согласных |
4.2 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный
Задача: Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционного и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С', 3', шипящий Ш, сонор Л, шипящий Ж, соноры Р, Р', шипящие Ч, Щ . (способ постановки смешанный).
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: "Улыбка", "Заборчик", "Лопатка", "Желобок "Щеточка", "Футбол", "Фокус";
для шипяших: "Трубочка", "Вкусное варенье", "Чашечка", "Грибок "Погреем руки";
для Р, Р': "Болтушка", "Маляр", "Индюк", "Лошадка", "Грибок "Барабанщик", "Гармошка", "Пулемет"; для Л: "Улыбка", "Лопатка "Накажем язык". Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
- Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по
мере постановки может проводиться как индивидуально, так и подгруппе:
а) С, 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;
Данная последовательность определена естественным (физиоло- гическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах.
б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
- Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
- Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
- Дифференциация звуков:
С 3, С С, С-Ц, С-Ш;
Ж 3, Ж-Ш;
Ч-С , Ч-Г, Ч-Щ;
Щ-С, Щ-Т, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Р', Р -Л', Р-Й, Л-Л;
- Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).
III.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV.Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге логопедической работы дети должны научиться:
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.
Предварительный просмотр:
Программно-методическое обеспечение
коррекционно-развивающей работы логопеда
- Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Документация, планирование и организация работы. – М – 2014
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитие речи. Программно-методические рекомендации. – М. – 2009
- Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М. – 2014
- Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. – М. – 2012
- Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – М. – 1979
- Краузе Е.Н. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. – СПб. – 2012
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной логогруппе. – М. – 2014
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Картинный материал к конспектам занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе. – М. – 2015
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М. – 2014
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 1 период. – М. – 2014
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 2 период. – М. – 2014
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. 3 период. – М. – 2014
- Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь № 1. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с правильным (исправленным) звукопроизношением. – М. – 2013
- Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь № 2. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с правильным (исправленным) звукопроизношением. – М. - 2013
- Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь № 3. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с правильным (исправленным) звукопроизношением. – М. - 2013
- Коноваленко В.В. Пишем и читаем. Тетрадь № 4. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с правильным (исправленным) звукопроизношением. – М. - 2013
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №1 для закрепления произношения свистящих звуков С, З, Ц у детей 5-7 лет. – М. – 2015
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №2 для закрепления произношения свистящих звуков Сь, Зь у детей 5-7 лет. – М. – 2015
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет. – М. – 2015
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №4 для закрепления произношения шипящих звуков Ч, Щ у детей 5-7 лет. – М. – 2015
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №5 для закрепления произношения звука Л у детей 5-7 лет. – М. – 2015
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №6 для закрепления произношения звука Ль у детей 5-7 лет. – М. – 2015
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №7 для закрепления произношения звука Р у детей 5-7 лет. – М. – 2015
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Домашняя тетрадь №8 для закрепления произношения звука Рь у детей 5-7 лет. – М. – 2015
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у дошкольников
- Голубь В.Т. Графические диктанты. – Воронеж. – 2014
- Никифорова В.В. Графические диктанты. 1 класс. – Москва. – 2014
- Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников. – М. – 2008
- Безрукова О.А. Грамматика русской речи. Часть 1. – М. – 2013
- Безрукова О.А. Грамматика русской речи. Часть 2. – М. – 2013
- Безрукова О.А. Русский язык в иллюстрациях для дошкольников. – М. – 2011
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Различаем парные твердые и мягкие согласные. Фонематические и лексико-грамматические упражнения с детьми 6-8 лет. – М. – 2014
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 9. Согласные твердые и мягкие. Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Игротека речевых игр. Выпуск 8. Согласные звонкие и глухие. Игры и упражнения по предупреждению нарушений письменной речи у детей 5-7 лет.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения
- Гомзяк О.С. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Картинный материал.
- Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов. Приложение к пособию «По дороге к азбуке». Пособие для дошкольников.
- Каширина И.И., Парамонова Т.М. Развивающая игра-лото для детей 5-8 лет. Предлоги в, на, под, к, от.
- Каширина И.И., Парамонова Т.М. Развивающая игра-лото для детей 5-8 лет. Предлоги с, из, у, за, над.
- Наглядные материалы по теме «Предлоги». Приложение к пособию «По дороге к азбуке»
- Радлов Н. Рассказы в картинках. – М. – 2013
- Насонова Т.Р., Бурлакина О.В. Слова-действия. От предложения к рассказу. Учебно-игровой комплект.
- Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Чернышова И.Н. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа. – М. – 2009
- Николаев А. Как научить ребенка строить предложения. – М. -2012
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Фразовый конструктор
- Нищева Н.В. Играйка различайка. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Обучение связной речи детей 6-7 лет». Картинно-графические планы рассказов. – М. – 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.Содержание:...
«Рабочая программа учителя – логопеда Пушкаревой Надежды Сергеевны по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2018 - 2019 учебный год
Рабочая программа учителя – логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) интересна будет начинающим логопедам...
Рабочая программа учителя- логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (ФОП) на 2023-2024 уч.г.
Рабочая программа предназначена дошкольникам старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условии логопункта (ФОП)....
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
В основе создания этой программы использованы «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической р...
Рабочая программа учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2021-2022г.
Содержание: I. Целевой раздел программы1.1.Пояснительная записка…………………………………&he...