ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ» С ДЕТЬМИ 6-7ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Подробный конспект логоритмического занятия на тему "Моя Родина - Россия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmicheskoe_zanyatie_moya_rodina_-_rossiya.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ  «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»

С ДЕТЬМИ 6-7ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

Цели: -  Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, эмоциональности и выразительности

Задачи:  

Оздоровительные: - укреплять костно-мышечный аппарат; формировать правильную осанку; развивать физическое, речевое дыхание, моторные функции;

- Образовательные: - формировать двигательные навыки и умения, пространственные представления, развивать координацию движений.

Воспитательные: - развивать способность чувствовать ритмическую выразительность музыки, в движении и в речи; воспитывать  любовь и уважение к своей Родине – России. Коррекционные: - Закреплять произношение звука «Р» в слогах, словах, фразовой речи; развивать фонематические процессы.

Оборудование: - клубок ниток, ребус, мнемотаблица, ритмическая карточка, указка с гербом, карта, флажки, мольберт, карта России с изображением фигурок детей, квадраты цветной бумаги( синей, красной, белой), шарфы и бумажные голуби, аудиозапись звуков ручья, трелей соловья, колыбельной и детской песни.

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Задачи этапа

1.

Организационный момент

Учитель-логопед:

Здравствуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждем-поджидаем, занятие без вас не начинаем.

Воспитатель по физической культуре:

- Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, долгожданные.

Музыкальный руководитель:

- Рады гостям, как добрым вестям.

Учитель-логопед:

Всех привечаем, душевно встречаем.

Воспитатель по физической культуре:

-Славится русский народ гостеприимством.

Учитель-логопед:

- Поздоровайтесь с гостями.

Музыкальный руководитель:

- Поздороваться можно и музыкально:

- Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте!

И лукаво подмигните, здравствуйте!

Дети входят в зал вместе с педагогом по физической культуре, музыкальным руководителем и учителем-логопедом

Здороваются: здравствуйте, доброе утро, мы рады встрече с вами, рады вас видеть, добро пожаловать.

Дети поют вместе с музыкальным руководителем:                      -Здравствуйте! Здравствуйте!

Настроить детей на активную познавательную и речевую деятельность.

Развивать музыкальный слух и голос

2.

Введение в тему. Игра «Клубок»

Учитель логопед:

- Представьтесь гостям. Как вас зовут?

- Ну и загадку вы нам загадали! Посмотрите, какие у нас выражения лица?

- Представьтесь тогда (учитель-логопед подаёт первому ребёнку клубок).

- А в детском саду кто вы?

Дети рассказывают стихотворение и выполняют движения:

Какое имя вам назвать? – ритмичные  повороты в стороны с пожиманием плечами, руки внизу, ладони развёрнуты вперёд.

Ведь у нас их 45! –ритмичное выбрасывание рук вверх

- Вы удивлены.

Дети называют свои имена (полные, уменьшительно-ласкательные, отчество, фамилию, родственный статус), одновременно разматывая клубочек и оставляя у себя часть нитки.

Н.: Меня зовут Стасик, Станислав.

-Я Иришка, Ирина Максимовна.

- А я Максим Трефилов.

- Я Алёна – Алёнушка, дочка-доченька для мамы и папы.

- Я –Арина, сестрёнка, сестра для младшего братика.

- Я – Елисей – внук, внучек для бабушки и дедушки.

- В детском саду мы дети, ребята, дошкольники и т.д.

Активизировать словарь имён собственных и нарицательных.

Развивать координацию речи с движением без музыкального  сопровождения.

Вызвать интерес к теме

3.

Объявление темы

Учитель-логопед:

- А у меня для вас тоже загадка. Что это?

- Отгадайте его, и  вы узнаете, о чём мы будем говорить на занятии.

- Сегодня на занятии вы узнаете о том, как вас можно назвать ещё. Вы узнаете, кто вы.

-Это ребус.

Дети отгадывают ребус (родина)

Развитие психических процессов (логического мышления)

4.

Координация речи с движением. Учитель-логопед:

Что такое родина?

- У каждого листочка,

У каждого ручья,

Есть главное на свете –

Есть родина своя.

Для ивушки плакучей

Нет реченьки милей.

Для беленькой берёзки

Опушки нет родней.

Есть ветки у листочка,

Овражек – у ручья,

У каждого на свете

Есть родина своя.

- С чего начинается родина? Спросим об этом гостей.

Родина начинается с родного дома, с мамы

Дети отвечают. Выполняют движения и рассказывают стихотворение.

1. Вытягивают вперед ладонью кверху правую, затем левую руку.                                                                     2. Выполняют наклон вниз, руки внизу качаются в стороны.                                  3. Поднимают руки вверх чашей.                                                     4. Обнимают себя за плечи.

5. Выполняют покачивание в стороны с ноги на ногу.                                       6. Выполняют поворот вокруг себя.                                    

7. Выставляют ногу на пятку поочередно.

8. Разводят руки в стороны.                                                    9. Складывают руки перед собой.                                                     10. Выполняют хлопки перед собой.                                                             11. Берутся за руки и на последний слог поднимают руки вверх.

Развивать выразительность и ритмичность движений

5.

Заучивание четверостишия (по мнемотаблице). Учитель-логопед:

Где найти слова такие?

С чем сравнить могу её?

Мама – капелька России,

Солнце ясное моё.

?

Дети запоминают четверостишие с помощью таблицы. Рассказывают, выполняя движения:                                                   Пожимают плечами; выполняют ритмичные указательные движения вторым пальцем правой руки слева направо; складывают ладони чашечкой; поднимают руки вверх чашей.

Развивать память, учить использовать различные приемы для прочного и быстрого запоминания

6.

Ритмическое упражнение.

Учитель-логопед:

- Родина – это и родной город. Расскажем о нём и прохлопаем вот такой ритм (показать ритмическую  карточку) Встаньте в пары лицом друг к другу.

- Как называется наш родной город?

-Значит, кто мы? (кто ты? кто ты?)

Край, где мы родились,

Где радостно живём,

Город свой любимый

Мы родиной зовём.

(дети стоят в парах лицом друг к другу. хлопают ритм, проговаривая слова. – 2 восьмых – хлопают в ладоши перед собой, четверть – хлопают друг другу)

- город Курган.

- Курганцы.(курганка, курганец)

Учить передавать ритмический рисунок стихотворения

7.

Самомассаж. Воспитатель по физической культуре:

- Как называется наш родной край?

Выполним самомассаж

Мы ребята-дошколята

В Зауралье мы живём.

И зарядкой заниматься

Никогда не устаём.

- Кто мы? (а ты кто?)

- Наш край называется Зауралье.

- Мы – зауральцы.

Стимулировать работу активных точек организма

8.

Хоровод «Зауральский». Музыкальный руководитель:

Заведём зауральский хоровод. Встаньте в круг.

1. На лужку у ворот,

Где рябина растет,                                               Мы в тенечке, холодочке                                         Завели хоровод.

2. В Зауралье живем,

В гости всех мы зовем,

Землянику и чернику

Собирать в лес пойдем.

Землянику и чернику

Собирать в лес пойдем.

3. Все вокруг говорят -                                                                                      Хлебом край наш богат -                                                   Золотые колосочки                                         Дружно в поле стоят.                                  

Золотые колосочки                                         Дружно в поле стоят.  

4. Хорошо мы живем                                                   В Зауралье своем.                                  Край родной мы очень любим,                               Не забудем о нем.                                

Край родной мы очень любим,                               Не забудем о нем.                                

Идут по кругу хороводным шагом. Идут змейкой и выстраиваются в полукруг лицом  к зрителям. Выполняют поклон. Далее выполняют хлопки, притопы, поворот, движения по всему залу.

Совершенствовать виды ходьбы, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движений. Закреплять умение соблюдать в ходьбе заданный темп.

9.

Профилактика миопии. Воспитатель по физической культуре:

- Дети подойдите к карте. Следите взглядом за указкой.

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

Дети следят взглядом за указкой вверх – вниз, вправо – влево, круговые движения по контуру границы России.

Укреплять глазную мышцу.

10.

Интонационное упражнение. Учитель-логопед:

- Повторите за мной предложение:                                                  - удивленно,

- с восхищением,                                                              - бодро и радостно.

Дети произносят на выдохе с разной интонацией:                                      - Ух! Какая большая страна!

- Ах, какая красивая!

- Эх, хорошо в России жить!

Развивать речевое дыхание и интонационную выразительность речи

11.

Развитие фонематического восприятия.

Учитель-логопед:

- Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя. Какое?

- Россия, родина… Назовите одинаковый согласный звук в этих словах.

- Произнесите. (хором, индивидуально)

- Россия.

- звук «р»

Развивать фонематические процессы

12.

Развитие фонематического слуха. Учитель-логопед:

- Остановитесь, когда услышите в слове звук Р: Русь, Россия, Отечество, страна, Отчизна, Родина, государство, Российская Федерация, край, город, Курган, Зауралье.

Дети маршируют под музыку, останавливаются.

Развивать фонематический слух, умение останавливаться с окончанием музыки.

13.

Артикуляционная и пальчиковая  гимнастика. Учитель-логопед:                                                - Как велика моя страна

- Как широки просторы

Озёра, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Когда в одном краю весна,

в другом снега и вьюга.

Наш страна Россией зовётся.

Пусть мирное небо сияет над ней.

Дети выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая движениями рук.

- «Улыбка» (большие и указательные пальцы правой и левой рук соединяются вместе, остальные пальцы собраны в кулак.)

- «Трубочка» (пальцы выдвигаются вперёд)

- «Лопаточка» (обе ладони вывернуты наружу)

- «Лошадка» (маршировка, махи руками)

- «Грибок» (ноги вместе, руки вдоль туловища. Ноги чуть согнуть, руки над головой сомкнуть).

Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику.

14.

Произнесение изолированного звука «р».

Учитель-логопед:

- Произнесите звук «р»

И.П. – основная стойка. правую руку поднимают вверх, левую отводят в сторону. выполняют вдох носом, затем меняют положение рук и с удлинённым выдохом произносят звук «р»

Развивать речевое дыхание, закреплять правильное произношение изолированного звука Р.

15.

Автоматизация звука «р» в слогах, словах.  Музыкальный руководитель:

(Распевание «ра, ро, ру» повышая по полутону по терциям вверх, затем вниз. МП № 6/2008 с.4)

Ра-ра-ра – Россия

Ро-ро-ро-родина

Ру-ру-ру – Русь, русский

Развивать речевое дыхание. Закрепить произношение звука Р в слогах, словах.

16.

Подвижная игра «Журавль». Воспитатель по физической культуре:                                                        - Встаньте в круг.

Считалка: Жура-жура-журавель!                                    Облетал ты сто земель.                                                                          Облетал, обходил,                                                     Крылья, ноги натрудил.                                               Мы спросили журавля:                                               - Где же лучшая земля?                                                                                   Отвечал он, пролетая:                                                          Лучше нет родного края.  

  Гори, гори ясно, чтобы не угасло!                                                                   Глянь на небо: облака плывут,                                      Журавли зовут:                                                  - Курлы-си, курлы-си,                                                   Побежим-ка по Руси!                                                      

Дети считалкой выбирают водящего. Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят, обращаясь к водящему. «Журавль» идет противоходом.

Выполняют движения: руки вверх, поворот вокруг себя, руки вниз, махи кистями. С окончанием слов дети убегают, водящий их ловит.

Развивать умение быстро бегать, закреплять в речи произношение звука Р. Развивать чувство ритма.

17.

Автоматизация звука «р» в словах. Игра «Подбери родственные слова». За каждый ответ ребенка учитель-логопед раздает флажки.

Родина

Россия

Учитель-логопед:

- Мы живём в России. Значит, кто мы? Самое гордое, самое главное наше название – мы россияне! Столица нашей родины – Москва. Мы приглашаем вас в столицу нашей родины на праздничный парад.

Дети называют однокоренные слова (родной, народ, родители, родиться, родня, родственники, родственный, родородословная…)

- российский, россияне.                                Отвечают:                                             - Мы - россияне

Упражнять в подборе родственных слов. Закреплять произношение звука Р в словах.

18.

Автоматизация звука «р» во фразовой речи. Музыкальный руководитель:

- До нее еще нужно добраться.

- Слушайте, запоминайте

Да складно, чётко повторяйте.

Пропевание скороговорки:                                      До города дорога в гору,                         от города - с горы

Развивать чувство темпа, ритма и речевое дыхание.

19.

Упражнение с флажками. «Парад». Воспитатель по физической культуре.

Композитор О. Газманов «Москва»                                                       

Дети берут флажки и строятся в шеренгу, выполняют перестроения и различные упражнения с флажками под музыку.

Развивать способность координировать свои действия с другими, учит управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в «системе телесных координат». Развивать координацию в пространстве

20.

Пальчиковая гимнастика. Воспитатель по изодеятельности:

1. Мы узнали, что на свете

2. Много стран, лесов, морей

3. И что мы не просто дети,

4. Дети родины своей.

Выполняют движения:

1. Выбрасывают пальцы из кулака.

2. Вращают кистями рук.

3. Соединяют большие пальцы с остальными по очереди.

4. Сцепляют пальцы в «замок» и качают ими.

Развивать мелкую моторику

21.

Бумажная пластика «Триколор». Воспитатель по изодеятельности:

- Посмотрите, сколько счастливых детей живет в России (показывает панно).

- Подарим каждому ребенку воздушные шары – красный. Синий, белый – как  цвета российского флага.

Дети делают шары, используя прием скатывания шарика из квадрата, прикрепляют на панно.

Развивать мелкую моторику, способность чувствовать специфику материала, умение создавать полу-объемную композицию.

22.

Речь с движением. Учитель-логопед:

На огромной на планете                                     Среди всех других землян                                      Мы с тобой не просто дети                             Среди прочих россиян                                                       Мы – курганцы, зауральцы,    

Жители красивые,

Россиянки, россияне,

Граждане России!

      Воспитатель по физической культуре:    

- Внести флаг России!                                                                                                                                           

Дети хороводом идут вокруг мольберта и выполняют движения: пружинки с приседанием и полуоборотом.

Учить согласовывать речь, движения с музыкой

23

Упражнение с шарфами «Флаг России». Воспитатель по физической культуре

Дети выполняют движения с разноцветными шарфами под музыку, перестроения, различные виды ходьбы.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать в парах и командах.

24

Релаксация. Учитель-логопед:

Звучит в записи журчание ручья.

- Слышишь песенку ручья?

- Слышишь трели соловья? (запись).

- Садик, где твои друзья…(звучит колыбельная).

- Россия – Родина моя.

Дети:

- Это Родина моя!

- Это Родина моя!

- Это Родина моя!

Снять мышечное и эмоциональное напряжение. Развивать слуховое восприятие и внимание.

25

Итог занятия. Учитель-логопед:

- О чем вы узнали сегодня?

Музыкальный руководитель поет:                                                                          - До свиданья, дети!

Я вас буду ждать!

Попрощаемся с гостями.

Дети поют:

- До свидания!

Мы придем опять.

Дети вместе с педагогами поют:

- До свиданья, гости!

Гости отвечают: До свидания!

Дети: Мы вас будем ждать! Гости: Мы придем опять!

Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать вежливость, приветливость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Презентация для специалистов ДОУ занимающихся  с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

«Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи» 22/11/2017г.

laquo;Особенности содержания и методики проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи»...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

Конспект занятия ​ по развитию речи с детьми​ старшего дошкольного возраста, имеющими нарушение речи, ​ «Мишины игрушки»​

Цель: обучение детей описательным рассказам (игрушки) ​ ​Задачи:​ Образовательные:​ закрепить с детьми понятия: дикие животные, домашние животные;​ упражнять в образовании притяжательных и относительн...

3. План самообразования: "Использование приема мнемотехники при заучивании стихотворений и скороговорок с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи" на 2021-2023 уч.г

Мнемотехника - система приемов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной...

Педагогический проект «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи»

    Данный проект представляет собой новый инновационный подход внедрения инновационной технологии – кинезиологии и направлен на оказание коррекционно-развивающей логопедической...