№ | Деятельность педагогов | Деятельность детей | Задачи этапа |
1. | Организационный момент Учитель-логопед: Здравствуйте, гости дорогие! Давно мы вас ждем-поджидаем, занятие без вас не начинаем. Воспитатель по физической культуре: - Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, долгожданные. Музыкальный руководитель: - Рады гостям, как добрым вестям. Учитель-логопед: Всех привечаем, душевно встречаем. Воспитатель по физической культуре: -Славится русский народ гостеприимством. Учитель-логопед: - Поздоровайтесь с гостями. Музыкальный руководитель: - Поздороваться можно и музыкально: - Все друг другу улыбнитесь, здравствуйте! И лукаво подмигните, здравствуйте! | Дети входят в зал вместе с педагогом по физической культуре, музыкальным руководителем и учителем-логопедом
Здороваются: здравствуйте, доброе утро, мы рады встрече с вами, рады вас видеть, добро пожаловать.
Дети поют вместе с музыкальным руководителем: -Здравствуйте! Здравствуйте!
| Настроить детей на активную познавательную и речевую деятельность.
Развивать музыкальный слух и голос |
2. | Введение в тему. Игра «Клубок» Учитель логопед: - Представьтесь гостям. Как вас зовут?
- Ну и загадку вы нам загадали! Посмотрите, какие у нас выражения лица? - Представьтесь тогда (учитель-логопед подаёт первому ребёнку клубок).
- А в детском саду кто вы?
| Дети рассказывают стихотворение и выполняют движения: Какое имя вам назвать? – ритмичные повороты в стороны с пожиманием плечами, руки внизу, ладони развёрнуты вперёд. Ведь у нас их 45! –ритмичное выбрасывание рук вверх - Вы удивлены. Дети называют свои имена (полные, уменьшительно-ласкательные, отчество, фамилию, родственный статус), одновременно разматывая клубочек и оставляя у себя часть нитки. Н.: Меня зовут Стасик, Станислав. -Я Иришка, Ирина Максимовна. - А я Максим Трефилов. - Я Алёна – Алёнушка, дочка-доченька для мамы и папы. - Я –Арина, сестрёнка, сестра для младшего братика. - Я – Елисей – внук, внучек для бабушки и дедушки. - В детском саду мы дети, ребята, дошкольники и т.д. | Активизировать словарь имён собственных и нарицательных. Развивать координацию речи с движением без музыкального сопровождения. Вызвать интерес к теме
|
3. | Объявление темы Учитель-логопед: - А у меня для вас тоже загадка. Что это? - Отгадайте его, и вы узнаете, о чём мы будем говорить на занятии.
- Сегодня на занятии вы узнаете о том, как вас можно назвать ещё. Вы узнаете, кто вы. |
-Это ребус.
Дети отгадывают ребус (родина)
| Развитие психических процессов (логического мышления) |
4. | Координация речи с движением. Учитель-логопед: Что такое родина? - У каждого листочка, У каждого ручья, Есть главное на свете – Есть родина своя. Для ивушки плакучей Нет реченьки милей. Для беленькой берёзки Опушки нет родней. Есть ветки у листочка, Овражек – у ручья, У каждого на свете Есть родина своя.
- С чего начинается родина? Спросим об этом гостей. Родина начинается с родного дома, с мамы | Дети отвечают. Выполняют движения и рассказывают стихотворение. 1. Вытягивают вперед ладонью кверху правую, затем левую руку. 2. Выполняют наклон вниз, руки внизу качаются в стороны. 3. Поднимают руки вверх чашей. 4. Обнимают себя за плечи. 5. Выполняют покачивание в стороны с ноги на ногу. 6. Выполняют поворот вокруг себя. 7. Выставляют ногу на пятку поочередно. 8. Разводят руки в стороны. 9. Складывают руки перед собой. 10. Выполняют хлопки перед собой. 11. Берутся за руки и на последний слог поднимают руки вверх.
| Развивать выразительность и ритмичность движений |
5. | Заучивание четверостишия (по мнемотаблице). Учитель-логопед:
Где найти слова такие? С чем сравнить могу её? Мама – капелька России, Солнце ясное моё. |
? |
| | ☼ |
Дети запоминают четверостишие с помощью таблицы. Рассказывают, выполняя движения: Пожимают плечами; выполняют ритмичные указательные движения вторым пальцем правой руки слева направо; складывают ладони чашечкой; поднимают руки вверх чашей. | Развивать память, учить использовать различные приемы для прочного и быстрого запоминания |
6. | Ритмическое упражнение. Учитель-логопед: - Родина – это и родной город. Расскажем о нём и прохлопаем вот такой ритм (показать ритмическую карточку) Встаньте в пары лицом друг к другу.
- Как называется наш родной город? -Значит, кто мы? (кто ты? кто ты?)
| Край, где мы родились, Где радостно живём, Город свой любимый Мы родиной зовём. (дети стоят в парах лицом друг к другу. хлопают ритм, проговаривая слова. – 2 восьмых – хлопают в ладоши перед собой, четверть – хлопают друг другу) - город Курган. - Курганцы.(курганка, курганец) | Учить передавать ритмический рисунок стихотворения |
7. | Самомассаж. Воспитатель по физической культуре: - Как называется наш родной край? Выполним самомассаж Мы ребята-дошколята В Зауралье мы живём. И зарядкой заниматься Никогда не устаём. - Кто мы? (а ты кто?) |
- Наш край называется Зауралье.
- Мы – зауральцы. | Стимулировать работу активных точек организма |
8. | Хоровод «Зауральский». Музыкальный руководитель: Заведём зауральский хоровод. Встаньте в круг. 1. На лужку у ворот, Где рябина растет, Мы в тенечке, холодочке Завели хоровод. 2. В Зауралье живем, В гости всех мы зовем, Землянику и чернику Собирать в лес пойдем. Землянику и чернику Собирать в лес пойдем. 3. Все вокруг говорят - Хлебом край наш богат - Золотые колосочки Дружно в поле стоят. Золотые колосочки Дружно в поле стоят. 4. Хорошо мы живем В Зауралье своем. Край родной мы очень любим, Не забудем о нем. Край родной мы очень любим, Не забудем о нем. | Идут по кругу хороводным шагом. Идут змейкой и выстраиваются в полукруг лицом к зрителям. Выполняют поклон. Далее выполняют хлопки, притопы, поворот, движения по всему залу.
| Совершенствовать виды ходьбы, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения движений. Закреплять умение соблюдать в ходьбе заданный темп. |
9. | Профилактика миопии. Воспитатель по физической культуре: - Дети подойдите к карте. Следите взглядом за указкой. На карте мира не найдёшь Тот дом, в котором ты живёшь, И даже улицы родной Мы не найдём на карте той. Но мы всегда на ней найдём Свою страну – наш общий дом. | Дети следят взглядом за указкой вверх – вниз, вправо – влево, круговые движения по контуру границы России.
| Укреплять глазную мышцу. |
10. | Интонационное упражнение. Учитель-логопед: - Повторите за мной предложение: - удивленно, - с восхищением, - бодро и радостно. | Дети произносят на выдохе с разной интонацией: - Ух! Какая большая страна! - Ах, какая красивая! - Эх, хорошо в России жить! | Развивать речевое дыхание и интонационную выразительность речи |
11. | Развитие фонематического восприятия. Учитель-логопед: - Мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя. Какое? - Россия, родина… Назовите одинаковый согласный звук в этих словах. - Произнесите. (хором, индивидуально)
|
- Россия.
- звук «р»
| Развивать фонематические процессы |
12. | Развитие фонематического слуха. Учитель-логопед: - Остановитесь, когда услышите в слове звук Р: Русь, Россия, Отечество, страна, Отчизна, Родина, государство, Российская Федерация, край, город, Курган, Зауралье. | Дети маршируют под музыку, останавливаются. | Развивать фонематический слух, умение останавливаться с окончанием музыки. |
13. | Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Учитель-логопед: - Как велика моя страна
- Как широки просторы
Озёра, реки и поля, Леса, и степь, и горы.
Когда в одном краю весна, в другом снега и вьюга. Наш страна Россией зовётся. Пусть мирное небо сияет над ней.
| Дети выполняют артикуляционные упражнения, сопровождая движениями рук. - «Улыбка» (большие и указательные пальцы правой и левой рук соединяются вместе, остальные пальцы собраны в кулак.) - «Трубочка» (пальцы выдвигаются вперёд) - «Лопаточка» (обе ладони вывернуты наружу)
- «Лошадка» (маршировка, махи руками) - «Грибок» (ноги вместе, руки вдоль туловища. Ноги чуть согнуть, руки над головой сомкнуть). | Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику. |
14. | Произнесение изолированного звука «р». Учитель-логопед: - Произнесите звук «р» | И.П. – основная стойка. правую руку поднимают вверх, левую отводят в сторону. выполняют вдох носом, затем меняют положение рук и с удлинённым выдохом произносят звук «р» | Развивать речевое дыхание, закреплять правильное произношение изолированного звука Р. |
15. | Автоматизация звука «р» в слогах, словах. Музыкальный руководитель:
| (Распевание «ра, ро, ру» повышая по полутону по терциям вверх, затем вниз. МП № 6/2008 с.4) Ра-ра-ра – Россия Ро-ро-ро-родина Ру-ру-ру – Русь, русский | Развивать речевое дыхание. Закрепить произношение звука Р в слогах, словах. |
16. | Подвижная игра «Журавль». Воспитатель по физической культуре: - Встаньте в круг. Считалка: Жура-жура-журавель! Облетал ты сто земель. Облетал, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: - Где же лучшая земля? Отвечал он, пролетая: Лучше нет родного края.
Гори, гори ясно, чтобы не угасло! Глянь на небо: облака плывут, Журавли зовут: - Курлы-си, курлы-си, Побежим-ка по Руси! | Дети считалкой выбирают водящего. Дети идут по кругу, взявшись за руки, говорят, обращаясь к водящему. «Журавль» идет противоходом. Выполняют движения: руки вверх, поворот вокруг себя, руки вниз, махи кистями. С окончанием слов дети убегают, водящий их ловит. | Развивать умение быстро бегать, закреплять в речи произношение звука Р. Развивать чувство ритма. |
17. | Автоматизация звука «р» в словах. Игра «Подбери родственные слова». За каждый ответ ребенка учитель-логопед раздает флажки. Родина Россия Учитель-логопед: - Мы живём в России. Значит, кто мы? Самое гордое, самое главное наше название – мы россияне! Столица нашей родины – Москва. Мы приглашаем вас в столицу нашей родины на праздничный парад. | Дети называют однокоренные слова (родной, народ, родители, родиться, родня, родственники, родственный, родородословная…) - российский, россияне. Отвечают: - Мы - россияне | Упражнять в подборе родственных слов. Закреплять произношение звука Р в словах. |
18. | Автоматизация звука «р» во фразовой речи. Музыкальный руководитель: - До нее еще нужно добраться. - Слушайте, запоминайте Да складно, чётко повторяйте.
| Пропевание скороговорки: До города дорога в гору, от города - с горы
| Развивать чувство темпа, ритма и речевое дыхание. |
19. | Упражнение с флажками. «Парад». Воспитатель по физической культуре. Композитор О. Газманов «Москва» | Дети берут флажки и строятся в шеренгу, выполняют перестроения и различные упражнения с флажками под музыку. | Развивать способность координировать свои действия с другими, учит управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в «системе телесных координат». Развивать координацию в пространстве |
20. | Пальчиковая гимнастика. Воспитатель по изодеятельности: 1. Мы узнали, что на свете
2. Много стран, лесов, морей
3. И что мы не просто дети,
4. Дети родины своей. | Выполняют движения: 1. Выбрасывают пальцы из кулака. 2. Вращают кистями рук. 3. Соединяют большие пальцы с остальными по очереди. 4. Сцепляют пальцы в «замок» и качают ими. | Развивать мелкую моторику |
21. | Бумажная пластика «Триколор». Воспитатель по изодеятельности: - Посмотрите, сколько счастливых детей живет в России (показывает панно). - Подарим каждому ребенку воздушные шары – красный. Синий, белый – как цвета российского флага. | Дети делают шары, используя прием скатывания шарика из квадрата, прикрепляют на панно. | Развивать мелкую моторику, способность чувствовать специфику материала, умение создавать полу-объемную композицию. |
22. | Речь с движением. Учитель-логопед: На огромной на планете Среди всех других землян Мы с тобой не просто дети Среди прочих россиян Мы – курганцы, зауральцы, Жители красивые, Россиянки, россияне, Граждане России! Воспитатель по физической культуре: - Внести флаг России! | Дети хороводом идут вокруг мольберта и выполняют движения: пружинки с приседанием и полуоборотом. | Учить согласовывать речь, движения с музыкой |
23 | Упражнение с шарфами «Флаг России». Воспитатель по физической культуре | Дети выполняют движения с разноцветными шарфами под музыку, перестроения, различные виды ходьбы. | Развивать умение ориентироваться в пространстве, действовать в парах и командах. |
24 | Релаксация. Учитель-логопед: Звучит в записи журчание ручья. - Слышишь песенку ручья? - Слышишь трели соловья? (запись). - Садик, где твои друзья…(звучит колыбельная). - Россия – Родина моя. | Дети: - Это Родина моя!
- Это Родина моя!
- Это Родина моя! | Снять мышечное и эмоциональное напряжение. Развивать слуховое восприятие и внимание. |
25 | Итог занятия. Учитель-логопед: - О чем вы узнали сегодня? Музыкальный руководитель поет: - До свиданья, дети! Я вас буду ждать! Попрощаемся с гостями. | Дети поют: - До свидания! Мы придем опять. Дети вместе с педагогами поют: - До свиданья, гости! Гости отвечают: До свидания! Дети: Мы вас будем ждать! Гости: Мы придем опять! | Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать вежливость, приветливость |