Конспект подгруппового занятия «Составление четырёхсловных предложений с введением одного определения».
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)

Яковлева Екатерина Петровна

Составление четырёхсловных предложений с введением одного определения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_chetyrehslovnyh_predlozheniy.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: Составление четырехсловных предложений с введением одного определения

Цели: 

-Учить детей  составлять четырехсловные предложения с введением этого определения, продолжать учить  подсчету количества слов в предложении.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- расширять, уточнять и активизировать словарь по теме Защитники отечества

-упражнять в составлении четырехсловных предложений с введением одного определения

-в образовании и употреблении относительных прилагательных, составлении сравнительного оборота

-закреплять согласования числительного с существительным по падежам

Коррекционно-развивающие: развивать внимание, память, воображение, мышление, общую и мелкую моторику, развитие координации речи с движением, навыки речевого общения, развитие диалогической речи,развитие зрительного гнозиса и праксиса.

Воспитательные:

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свой народ

--умение взаимодействовать в команде

-воспитывать уважение к защитникам Отечества

Оборудование: Проектор, экран, конструктор «Lego», контейнер с полосками и фишками для анализа предложений,

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, приветствует, предлагает сесть на стульчики.

Логопед. Сегодня мы с вами поговорим о нашей Армии, о защитниках Отечества, нашей родной страны России. Послушайте стихотворение.

Февраль.

Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья –

Это празднует февраль Армии рожденье.

(С.Маршак)

  1. О ком это стихотворение?

Дети отвечают.

Вот о  людях военных профессий мы и будем с вами говорить сегодня.

2.Беседа о защитниках Отечества по презентации

Логопед. Посмотрите на экран. Что делают военные на изображении?

- Артиллеристы заряжают снарядами минометную установку

- Военный летчик читает задание

-Моряк стережет водные границы России

-Танкист ведет  танк

- Пограничники осматривают границу

  1. Упражнение «Составь схему предложения»

 Логопед выставляет на доску картинку (Танкист ведет танк)

 Логопед. Ребята, составьте предложение из трех слов. (Рядом с картинкой на доску логопед ставит три прямоугольника, обозначающие количество слов.

Когда несколько детей произносят предложение, соотнося каждое слово с его схематическим изображением (прямоугольником)

Логопед. Предлагаю подумать и подобрать слова о том, какой танк.

Дети. Большой, железный, зеленый, мощный, тяжелый и пр.

 При подборе определений логопед помогает детям посредством жестов, слов-антонимов, других подсказывающих слов.

Логопед. Если в короткое, простое предложение добавить одно слово о том, какой предмет, предложение сразу станет длиннее, интереснее, полнее. Например, Танкист ведет мощный танк. 

и добавляет в схему (третий по счету) красный прямоугольник, обозначающий слово-признак. Обращая внимание детей на схему, логопед просит добавить в то же трехсловное предложение свое слово-признак (каждый раз уточняется место определения — перед последним словом, не в конце).

Опрашиваются шесть-восемь детей. Примеры предложений: Пограничник охраняет российскую границу. Сапер ищет опасные снаряды. Солдаты маршируют ровным строем и т. д.

Логопед. Почему первая полоска в схеме не такая как все,  а с трубой?

Дети. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Логопед. Правильно. Молодцы!

  1. Работа в тетради.

«Лабиринт»

Логопед. По какой дороге должен идти пограничник, чтобы прийти к своей заставе?

Дети выполняют задание в тетради.

  1. Подвижная игра «Мы –богатыри»

Богатырь он таков:

Дети показывают друг на друга.

Он силен и здоров,

Показывают силу рук, согнув их в локтях.

Он из лука стрелял,

Имитируют стрельбу из лука.

Метко палицу бросал,

Имитируют бросание палицы.

На границе стоял,

Зорко-зорко наблюдал,

Ставят ладонь над бровями.

Подрастем и мы, смотри,

Поднимают руки вверх.

Станем, как богатыри.

Показывают силу рук, согнув их в локтях.

  1.  Составление предложений с одним определением по схеме и индивидуальным картинкам.

Логопед просит детей внимательно посмотреть на картинки , розданные им до начала занятия, и сначала составить по ним предложение из трех слов, а затем добавить одно слово-признак и тем увеличить количество слов до четырех.

Примеры трехсловных предложений:

Солдаты ….. Танкисты…. Развежчики…Артилеристы---

Логопед контролирует подбор наиболее точного из возможных определений, а также правильность порядка слов и их количества.

  1. Динамическая пауза.

Логопед просит детей встать около своих стульчиков и показать столько пальцев на вытянутой правой руке, сколько слов они услышат в каждом предложении.  Затем отчетливо, медленно произносит каждую фразу: Танкисты носят защитные шлемы. Десантники приземляются с парашютом.  Пограничники стерегут границу с собаками.  День защитников отечества празднуют в феврале.  У танка мощные гусеницы.  (Значение незнакомых слов уточняется).

  1. Упражнение: «Кто скорее?»

Логопед предлагает детям сесть на ковер перед мольбертом и ставит на пол контейнер с конструктором «Lego»

Логопед. Посмотрите на пограничный столб, какого он цвета?

Дети. На нем чередуются красные и зеленые полосы.

Логопед. Сосчитайте, сколько красных и зеленых полос.

Дети. Пять красных и пять зеленых полос.

Логопед. Давайте проведем соревнование, кто быстрее соберет  пограничный столб из конструктора

Дети по команде логопеда выполняют задание. Логопед убирает коробку с конструктором.

Итог занятия, оценка деятельности детей.  

Список литературы:

1.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. Февраль-май.-СПб.: Детство-пресс, 2009.

2.Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе.- Спб.: Издательский дом «Литера»,2018.

3.Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи.Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.-Москва:Эксмо,2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект подгруппового занятия для детей с ФНР в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Р] в слогах и предложениях

План - конспект подгруппового занятия для детей с ФНР в подготовительной к школе группе по автоматизации звука [Р] в слогах и предложениях Лексическая тема: «Светофор – наш друг»Цель: Закре...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению "Автоматизация звука Л в предложениях"

В данном конспекте даны упражнения по автоматизации звука Л во фразовой речи, развитию фонематического восприятия, лексикограмматических категорий....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации и введению в речь звука Р.

Этап введения звука в беглую речь, пожалуй,  самый сложный в работе с детьми - дизартриками. Чем чаще на занятиях  дети вовлечены в интересные речевые игры и задания, которые предполагают ак...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации и введению в речь звука Р.

Автоматизация поставленных звуков всегда происходит более успешно и результативно, если речевой материал сочетается с двигательной  нагрузкой. Использование музыкального сопровождения, игр малой ...

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с использованием элементов здоровье-сберегающих технологий (подготовительная группа) "Автоматизация звуков р рь в словах, словосочетаниях и предложениях. ( "Путешествие в Простоквашино")

Занятие построено в форме игры-путешествия в Простоквашино.Один из главных героев одноименной повести Э. Успенского кот Матроскин приглашает детей в Простоквашино. В пути они преодолевают различные "т...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях "В гости к Мишке"

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях "В гости к Мишке"...

Конспект фронтального занятия «Составление сложных предложений с союзом "а" на материале лексической темы «Транспорт»

Конспект фронтального занятия на основе лексической темы "Транспорт" для старшей группы.Подойдет для логопедов, дефектологов, воспитателей....