Конспект подгруппового занятия по автоматизации и введению в речь звука Р.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Заець Наталия Богдановна

Этап введения звука в беглую речь, пожалуй,  самый сложный в работе с детьми - дизартриками. Чем чаще на занятиях  дети вовлечены в интересные речевые игры и задания, которые предполагают активное общение, решение сложных задач, тем  работа становится более продуктивной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Сказка»

Конспект  

логопедического подгруппового занятия

по автоматизации звука Р  на тему:

 «Дружба».

Составила учитель-логопед

 МДОУ центр развития ребенка-

детский сад «Сказка»

Заець Н.Б.

Цель: автоматизация звука Р в предложениях и в беглой речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закрепить  правильное произношения звука  Р в словах , предложениях, скороговорках и стихотворениях.

Закреплять навык выделения отдельных слов в предложениях.

Совершенствовать навык согласования существительных с числительными  и  умение  правильно грамматически  оформлять  распространенные предложения, составлять сложные предложения.

Активизировать словарь, уточнить значение  слов а «перекрашивать»,  дать толкование слова «брак».

Коррекционно-развивающие:

Развивать  фонематический слух, навык звукового анализа и  синтеза, зрительную и  слуховую память, внимание.

Развивать  артикуляционную, общую и  мелкую моторику рук,  дикцию.

Коррекционно-воспитательные:

Развивать навыки работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок;

Учить навыкам коллективной и индивидуальной работы.

Учить навыкам самоконтроля и самокоррекции (в том числе и речевой).

Развивать мотивацию игровой и учебной деятельности.

Воспитывать чувство любви и гордости к своему городу, желание беречь его и охранять.

Воспитывать  личные  качества ребенка,  прививать желание помогать друг другу,  умение дружить и радовать других, развивать активность, самостоятельность.

Оборудование:   профиль артикуляции звука Р, фотографии с видами города  в разноцветных рамочках,  иллюстрация пословицы «Друг в беде не бросит», листы с заданием  для индивидуальной работы, цветные карандаши, стаканчики, мяч, телевизор, компьютер, диск с развивающими играми центра АДАЛИН.

Дети входят, логопед их встречает со словами:

Здравствуйте, мои дорогие друзья. Сегодня на занятии мы как всегда будем много играть и закреплять умение правильно произносить звук Р.  И начнем наше занятие с обещания.

Логопед: Кто  хочет на занятии  разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Дети хором: Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Что  всем будет  понятно.  

А что это у вас в руках?  (дети  рассказывают о том, что они  принесли  подарки мальчику, у которого недавно был День рождения. Каждый  дарит  имениннику приготовленный  дома  подарок).

Разомнем наши пальчики и пожелаем друг другу успеха на занятии.

Поочерёдно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

– Желаю (соприкасаются большими пальцами)

– успеха (указательными)

– большого (средними)

– во всём (безымянными)

– и везде (мизинцами).

– удачи тебе на занятии! (хлопок ладонью).

Еще нужно  потренировать язычки, чтобы им сегодня было  легче трудиться.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Наш Борис — озорник,

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите, — говорит

–Я теперь лягушка!

Вот у Бориса язык

 в лопатку превратился

И на губке  тихонько развалился.

Вот широко рот открылся,

Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся

И стал чашечкой для всех.

 Ест Борис  

Вкусное варенье.

Если у него

Плохое настроенье,

У Бориса язычок,

Кисточкой покрасил чердачок.

Не чердак, а нёбо!

У него дел много!

Недавно бабушка Анфиса

 Купила  барабан Борису.

И теперь он делом занят:

Громко -громко барабанит

(дети в различном ритме стучат по барабану)

Бориса по дороге  машина мчит.

Во все стороны мотор рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дрын-дрын-дрын» - гудит мотор.

(Дети соревнуются, кто дольше заводит мотор, потом регулируют громкость)

А  теперь, ребята, рассказывайте, какие подарки вы принесли и подарили своему другу.

Логопед  еще раз называет все подарки, выделяя голосом звук Р –карандаши, фломастеры, стерка, фотографии, рамки.  Какой звук я выделяла голосом громче других? (Р) Расскажите, что вы знаете об этом звуке?

Дети с помощью схемы уточняют артикуляцию звука и дают ему характеристику.

Игра «Запомни, повтори». Каждый должен запомнить  и правильно повторить названные для него слова, соблюдая последовательность.  

1 ребенок - Помидоры.

2 ребенок - Помидоры, мухоморы,

3 ребенок - Помидоры, мухоморы, светофоры

4 ребенок - Помидоры, мухоморы, светофоры, самовары

5 ребенок - Помидоры, мухоморы, светофоры,  самовары, топоры.

Рассмотрим   фотографии, которые  вы принесли в подарок другу  на память.

На доске в разноцветных рамочках фото.

Назовите, что  на них изображено. Рассматривая   фото с магазинами нашего города  назовите слово, в каком  звук Р стоит в конце слова. («Кедр»)  В начале слова? («Росич») Где стоит звук Р в названии магазина  «Югорский»?

Дети подбирают схемы слов к названным словам.

 В красной рамочке собрано несколько фотографий.  Что изображено на фото справа?  (парк военной техники) Слева? (рябиновый бульвар) Наверху?

( аэропорт).  А теперь придумайте предложения с названными словами.

Дети придумывают предложения и отбивают с помощью мяча количество слов.

Игра «Сосчитай фото»

А начнет эту игру тот, на ком остановится скороговорка про Егорку.

Дети встают в круг и передают слова скороговорки хлопками друг другу

--- Шел Егор во двор, нес Егор большой  топор, шел Егор чинить забор.

В розовой рамочке одна красивая  фотография.

В красной рамочке четыре  красивые фотографии.

В оранжевой …

В серой …

В бордовой  … и т.д.

А еще у меня для вас приготовлена ваша любимая игра «Фабрика игрушек».  

Электронная игра «Фабрика»  (психологический центр АДАЛИН  ) .

Ребята, обычно в этой игре мы раскрашивали фигуры. А сегодня  фигуры  уже раскрашены. Что будем делать? (перекрашивать)

Чем отличается слово раскрашивать от слова перекрашивать?  Как всегда,  на фабрике нужно быть очень внимательным и правильно перекрасить  как можно больше фигур, чтобы не было брака. Что значит слово «брак»? (дети дают толкование слову брак)

Во время игры, дети проговаривают предложения по образцу:

- Это большой красный круг.  Его нельзя закрашивать в синий и зеленый цвет. Я перекрашу его в желтый цвет и  т. д.

По завершении логопед сообщает, что она  эту  игру  часто играет со своими друзьями.

-Я вам покажу фото своих друзей,  а вот как их зовут,  не скажу. Сами догадаетесь. Каждый из вас назовет слог  АР и бросит мяч на пол. Я брошу мяч и назову вторую часть имени.  После этого вам нужно еще раз  бросить мяч на пол и полностью  назвать  угаданное  имя.  Если вы сложите части имени, то узнаете имена моих друзей.

Игра «Собери имя» ( с мячом в кругу на ковре) 

На экране телевизора появляются фото детей.

Ар-тем, Ар-хип, Ар-кадий, Ар-сений, Ар-нольд.

-Ребята, на доске я спрятала еще одну фотографию. Как зовут того, кто на ней, легко догадаться.

Игра «Замени звук»

 Для этого в слове сахар замените  звук  с на звук  з.   Какое слово получилось?   Захар. А вы знаете этого мальчика? Откуда?

Ребята среди нас тоже есть друзья. Это Артем и Муслим. Давайте проверим, какие они друзья. Каждый из них попробует угадать  что-то про своего друга.

-Я думаю, что мой друг ходит в магазин за продуктами. Мой друг  иногда выносит мусор.

-А я знаю, что мой друг живет недалеко от рынка. Около его дома есть спортивная площадка.

А теперь другие ребята  пусть ответят на наши вопросы.

-Когда день рождения у твоего друга?

-О каком подарке на День рождения мечтает твой друг?

Я знаю пословицу о друзьях. Ее начало я скажу сама, а  вам предлагаю выбрать  из трех слов одно подходящее.  

Упражнение «Восстанови пословицу»

Без друга на душе:… (холодно, жарко, грустно )

 На доске изображена одна из пословиц про дружбу. Давайте попробуем ее озвучить. Дети  рассматривают картинку и предлагают варианты, выбирают подходящий.

Друг в беде никогда не бросит.

Друг важней всего.

Не имей 100 рублей., а имей 100 друзей.

Работа с буквой.

Тест на внимание. На листе изображено три строчки  букв Р.  Некоторые из них написаны в зеркальном отражении. Нужно найти подряд три правильно написанные буквы Р и обвести их  карандашом. (Логопед предлагает детям выбрать только те карандаши, в названии которых есть звук р- красный, оранжевый, черный, бордовый, серый. Дети  коллективно обсуждают зрительный образ буквы и потом  самостоятельно обводят  кружочком  нужную  букву.

Итог занятия.

Ребята, придя на занятие, вы обещали  правильно и внятно разговаривать. Как вы думаете, у вас это получилось?  Очень приятно  и трогательно было то, что вы  приготовили подарки своему другу. Он долго будет вспоминать наше занятие и полученные подарки.

Именинник благодарит друзей, а дети советуют, для чего нужен каждый из подарков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков [Р, РЬ] для детей 6-7 лет

Сюжетное занятие для детей 6-7 лет, на конец учебного года. Автоматизация звуков [Р, РЬ] изолированно, в слогах, словах, предложениях, тексте.В конспект включены пальчиковая игра, физ. минутка. с...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"

Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового  внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Ш

Подгрупповое логопедическое занятие с детьми старшего возраста по автоматизации звука Ш....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звуков "Р", "РЬ" "Поездка в Простоквашино"

Занятие очень интересное, насыщенное заданиями разного уровня сложности. В основу положен сюжет любимого всеми детьми мультфильма. Рекомендовано для детей подготовительной к школе группе....

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука «С» (в подготовительной группе) «Путешествие  за сокровищами»Цель: закрепление произношения звука [С] в слогах, ...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации и введению в речь звука Р.

Автоматизация поставленных звуков всегда происходит более успешно и результативно, если речевой материал сочетается с двигательной  нагрузкой. Использование музыкального сопровождения, игр малой ...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р.

Тема: «В гостях у Тигра  Ромы»Цель: автоматизация звука «Р» в речи.Задачи:1)     Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении звука «Р»  изолированн...