" Песочная терапия" Буклет для педагогов
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Песочная терапия - одна из разновидностей игротерапии. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья, развития детей и коррекции имеющихся речевых нарушений. Для детей это игра с песком, для специалиста это метод решения коррекционных задач. Работая с песком, мы выделяем следующие задачи по преодолению нарушений речи у детей:
- развитие диафрагмального дыхания;
- развитие фонематических представлений;
- совершенствование грамматического строя речи;
- формирование слоговой структуры речи;
- автоматизация поставленных звуков;
- подготовка к обучению грамоте;
- развитие связной речи;
- развитие графомоторных навыков;
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук.
Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
- Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и т. д.); −
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
- создать отпечатками ладоней — кулачков, костяшек ладоней, кистей рук, ребрами ладоней, всевозможные причудливые узоры на песке;
- «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем — средними, безымянными, большими, мизинцами);
- «поиграть на поверхности песка, как на пианино и т. д.
Игры и упражнения на развитие диафрагмального дыхания
При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.
- «Выровняй дорогу»: От машинки провести неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
- «Прятки»: Картинка или предмет засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение (предмет), называет его.
- «Помоги зайчонку Тимке замести следы»: В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить фигурку лисы. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не нашла зайца.
- «Секретик»: В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
- «Колодец»: Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.
Игры направленные на развитие артикуляционного праксиса.
- «Лошадка» - щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
- «Индюк» - языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.
- «Качели» - языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
- «Часики» - языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку или по воде.
- «Накажем непослушный язычок» - губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.
- «Бублик» - губы округлить, произносить звук «О-о-о»
- одновременно, указательным пальцем левой руки обводить контур вокруг губ, а правым прорисовывать графическое изображение буквы на песке.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
- «Спрячь ручки» -прятать руки в песок, услышав заданный звук.
- «Две корзинки» - под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две
группы, например, в корзинки со звуками Р - Л.
- «Слоговые дорожки» - рисовать круги на песке, проговаривая слоговые цепочки или выкладывать дорожку из ракушек (пуговиц, счетных палочек, камешков) на каждый произносимый слог.
- «Выложи узор» - дети выкладывают на песке дорожку из цветных кружков (синие, зелёные, красные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
Автоматизация звуков.
- «Сильный ветер» - произносить звук С, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке букву С, произнося одновременно звук С. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
- «Песчаные горы» - набрать в руку песок и произносить заданный звук, насыпая горку. 2-й вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек, игрушку с отрабатываемым звуком и, набрав песок произносить этот звук, засыпать ее.
- «Шагалка» - произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их двумя пальчиками или легко отшлепывая по песку или дорожке из камешек.
Словарная работа
- «Кто больше назовёт?»: Ребёнок подбирает существительные, прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку. Совершенствование грамматического строя речи
- «Чего не стало?»: - игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Педагог просит ребенка закрыть глаза, затем убирает предмет из песочницы, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
- «Машинки»: - игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Педагог расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
- «Какой, какая, какие»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
- «Подбери слово»: - ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).
Формирование слоговой структуры слова
- «Полоски»: - педагог (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
- «Исправь ошибку»: - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
Развитие связной речи
- «Остров сокровищ». Педагог или ребенок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Ребенок догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
- «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.
Таким образом, песочная терапия позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, повышать качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 «РОМАШКА» ГОРОДА ФУРМАНОВА
МАСТЕР - КЛАСС
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Мастер-класс педагога психолога по песочной терапии "Песочный мир чудес"
Мастер-класс по пескотерапии...
Конспект открытого занятия с элементами песочной терапии педагога-психолога с гиперактивными дошкольниками старшей группы «Песочные фантазии»
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция дефицита внимания и гиперактивности средствами песочной терапии. Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему ов...
Мастер-класс для педагогов-психологов на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии»
В данном материале демонстрируется возможность применения здоровьесберегающих технологий педагогом-психологом в работе с детьми по развитию эмоциональной и познавательной сферы с использованием элемен...
Тренинг по песочной терапии с педагогами
Умение владеть собой, выражать свои эмоции, чувства через песок и воду, делиться ими с окружающими - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи и ...
Конспект педагога-психолога по песочной терапии в средней группе «Песочный дождь»
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать...
Сценарий совместной деятельности в режимных моментах педагога с детьми 3-4 лет с элементами песочной терапии «В гостях у Песочной феи»
Образовательная область: познавательное развитие.Возраст детей: 3-4 годаФормы совместной деятельности: беседа, экспериментирование, динамическая пауза, изобразительная деятельность.Фо...