Коррекционно-развивающее занятие с элементами песочной терапии "Волшебная песочная страна" педагога-психолога.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Коррекционно-развиваюее занятие для детей с ОВЗ 5-6 лет. Занятие построенно в партнерской форме. Содержание занятия строится на спасении городов песочной страны. Цель занятия развитие коммуникативных навыков, гармонизировать психоэмоциональное состояние, снятие повышенной тревожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._volshebnaya_pesochnaya_strana.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5» с. Кневичи Артемовского городского округа
Коррекционно-развивающее занятие с элементами песочной терапии
«Волшебная песочная страна»
педагога-психолога
Подготовила
педагог-психолог
А.Л. Кулигина
Цель: развитие коммуникативных навыков, гармонизировать психоэмоциональное состояние.
Задачи:
- упражнять детей в умении отражать в речи свои чувства и эмоции, стимулировать желание и интерес работать с песком;
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, творческий потенциал;
- тренировать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать установку на положительное отношение к себе, повышать самооценку.
Материал: песок, планшет с песком, мини игрушки, интерактивная песочница.
Ход занятия
Звучит спокойная тихая музыка. Дети входят в зал. Педагог-психолог обращает внимание детей на гостей.
Психолог: У меня хорошее, радостное настроение и я хочу поделиться им с вами. Ребята, какое у вас настроение? (ответы детей). Вы бы хотели поделиться своим настроением? (ответы детей).
Дети и педагог делятся настроением.
Психолог: я с Мишей делюсь счастьем! Я с Ваней делюсь улыбкой! …
Психолог: вот теперь веселья и доброты стало еще больше у каждого из нас.
- А я сейчас предлагаю немного поиграть. Поиграем? Садитесь на корточки, голову опустите вниз и представьте, что вы маленькие росточки, которые только показались из земли. Начинает согревать солнышко и наш расточки растут. Медленно поднимаемся на ножках, тянемся вверх. Солнышко светит все ярче. Наши росточки поднимаются все выше и выше. Спина ровная, теперь поднимается голова и ручками потянулись к солнышку, потянулись, потянулись. Выросли наши росточки!
Психолог: Ребята! Я приглашаю вас в удивительную Песочную страну.
Здесь в сказочной стране, живет хранитель песка – Кото-Фей! Он веселый, умный, знает много игр и историй, но раскрывает свои секреты только тем, кто готов соблюдать его правила.
Но, чтобы Кото-Фей пришел, мы должны сказать волшебные слова.
Ты в ладошки посмотри,
В них добро, любовь найди,
Один, два, три,
Кото - Фей, приди!
Включается музыка, появляется игрушка Кто-Фей и голос от лица Кото-Фея:
Я вас слушал, я вас слышал,
Вы такие молодцы!
Вы – волшебники – творцы.
Я открою вам секреты,
только знать надо при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
«Здесь нельзя кусаться, драться! И нельзя песком кидаться! Можно строить и творить и друзей своих любить. Никого не обижать! Ничего не разорять! Это – мирная страна! Здесь веселая игра! Ну, а после игр милых, нужно ручки вымыть с мылом.»
Кото-Фей (голос): Ребята в песочной стране случилась беда! Проснулся вулкан и разрушил все на своем пути. Города, улицы, дома. И унес с собой всю радость. Жители песочной страны просят вас о помощи!
Психолог: ребята, вы готовы помочь жителям песочной страны? (ответы детей).
- А что нам поможет в пути? (смелость, доброта, дружба).
- Как можно добраться до песочной страны? (ответы детей)
Психолог: я предлагаю отправится в путешествие на ковре-самолете. Звучит музыка. Полетели (становятся на цветные плитки):
Дует ветер над полями! | (машем руками себе в лицо) |
Облака плывут над нами! | (поднимаем руку к голове и смотрим вниз) |
Видим, как течет река! | (делаем руками волны) |
Видим в лодке рыбака | (смотрим в бинокль) |
Ветер тихо нас качает! | (поднимаем руки и качаемся вправо –влево) |
Вправо-влево наклоняет! | (наклоны вправо-влево) |
Наш ковер все выше-выше, | (поднимаемся на носочки) |
А потом все ниже ниже | (медленно опускаемся на корточки) |
Приземляться нам пора, | (разводим руки стороны) |
Выходите детвора. | (приглашение выйти) |
Психолог: (подходят к световой песочнице. Стол № 1):
Ребята мы с вами оказались в пустыни. Здесь песок не простой, он волшебный. Он все чувствует и слышит. Давайте потрогаем его. Какой песок? (ответы детей: мягкий, холодный, гладкий сухой)
- Что бы он не был холодным, мы его сейчас с вами согреем.
- Потрогайте его, погладим его, прикоснемся внутренней стороной ладони и согреем. И уже теплым песочком поделимся друг с другом.
- Я передаю свой теплый песок Мише… как много стало теплого песка.
• Когда мы отправляемся в путь, то идем по … дороге
• Идем по узкой дороге (рисуем мизинцем, прямые – извилистые дороги)
• Дороги становятся шире (рисуем двумя пальцами)
• Пойдем по самой широкой дороги (рисуем ребром ладони)
• Дорога привела к высокой горе (делаем одну общую гору)
• Заберемся на гору (пальчиками вверх, вниз)
• Вот мы на вершине. Ребята что можно увидеть с вершины горы? (ответы детей)
• Когда мы рисуем на волшебном песке, что остается на нем? (следы)
• Кто еще может оставить следы? (животные)
• В пустыни проскакала кенгуру, проползла змея, ящерица, прошел верблюд.
Психолог: смотрите в пустыню пришли животные. Какие? Как вы думаете, что могут искать в пустыне животные? (еду воду)
Психолог: но в пустыне случилась беда. Лава вулкана залила все родники с водой. (сыплют песок из кулаков). Что делать?
Психолог: давайте поможем животным, отыщем воду. (делают колодцы – дуют на песок с помощью коктейльных трубочек)
Психолог: как вы думаете, мы справились. Что мы сделали? (спасли животных пустыни)
А наш путь продолжается дальше в город Радости (переходят к столу №2 с цветным песком)
Психолог: вулкан унес всю радость из города. Жители города грустят. Как грустят покажите на своих лицах, а теперь нарисуем грусть на песке. Жители города злятся, нарисуем злость на песке.
Психолог: а у нас веселое настроение! Мы радуемся. Покажите на лицах радость, а теперь нарисуем.
Психолог: я предлагаю поделиться с жителями песочной страны радостью. Сыплем песок в сосуд. Маша чем ты делишься? (отчеты детей).
Психолог: что у нас получилось? (радуга) слайд – радуга.
Психолог: что мы сделали для жителей города? Мы справились?
А подготовиться к следующему заданию нам поможет радуга. Закройте глаза, сейчас представим, что мы с вами будем забираться на радугу. Делаем глубокий вдох и забираемся на самый-самый верх радуги, а теперь делаем выдох и представляем, что мы съезжаем с радуги (повторить несколько раз).
Наш путь продолжается в город Дружбы. (стол № 3. Фрески)
Здесь наши пальчики будут учиться рисовать песком- они станут художниками. И я предлагаю раскрасить фрески цветным песком. Предлагается ребёнку выбрать любую фреску для раскрашивания. Напоминаем, что сначала раскрашиваем крупные детали. Раскашиваемую область засыпаем песком. Постепенно раскрашиваем все части.
Наш путь продолжается в город Фантазий.
Подходим к интерактивной песочнице (режим природа).
Психолог: Посмотрите. Сказочная страна еще пустынна. В ней нет ни рек, ни озер, ни лесов, ни жителей. Давай попробуем все вместе восстановить Сказочную Страну. Поселим всех животных на песочный остров. Психолог берет фигурку в последнюю очередь. Ребёнок с помощью психолога создают сказочную картину моделируя пространство в интерактивной песочнице. (беседа с детьми во время работы: Миша, что ты строишь? И т. д)
«Ну вот, наша страна ожила. В ней появились река, лес, сказочные жители.
- Как вы думаете, вы справились? (ответы детей).
Появляется Кото-Фей.
- Спасибо вам ребята! Вы настоящие друзья, освободили песочную страну от вулкана и спасли ее жителей. За свое спасение и за добрые дела, жители волшебной песочной страны вам дарят – шарики-песчинки.
Появляются воздушные шарики.
Психолог раздает шарики – играет музыка
Психолог: нам пора возвращаться домой! Улетают из песочной страны на шариках – песчинках. Играет музыка
Рефлексия.
Психолог: ребята вам понравились подарки? А как вы думаете, за что вам их дали? (за спасение жителей, за построение новых домов, дорог; за возвращение радуги)
Психолог: какие чувства вы испытывали, когда помогали жителям песочной страны?
(радость, чувствовали себя сильными, смелыми, городились собой,)
Психолог: Ребята кому понравилось путешествие поставьте в песок желтую звезду. А кому не понравилось путешествовать по песочной стране, поставьте красную звезду.
Психолог: наше путешествие закончено. До свидания.
Самоанализ
Здравствуйте уважаемые коллеги! Я Кулигина Анна Леонидовна. Вашему вниманию было представлено занятие по песочной терапии.
Общая цель занятия – это снятие повышенной тревожности детей, снятие эмоционально – психического напряжения детей, повышение самооценки и воспитание положительного отношения к нравственным ценностям.
На занятии я ставила перед собой следующие задачи:
Образовательные:
Развивать саморегуляцию эмоционального состояния;
Учить детей взаимодействовать с песком.
Развивающие
Развивать эмоционально-чувственный мир детей;
Развивать коммуникативные навыки;
Развивать тонкие тактильные ощущения, особенно тактильно-кинестетическую чувствительность.
Воспитательные
Воспитывать доброжелательное отношение между детьми;
Воспитывать желание прийти на помощь к попавшему в беду;
Воспитывать чуткость, отзывчивость, умение сопереживать, получать радость от совместной деятельности, повышать чувства уверенности в себе.
Занятие проводится с детьми 6 лет.
Занятие коррекционно-развивающее, построено в партнерской форме. Взрослый – это партнер, рядом с детьми, вместе с детьми. Содержание занятия строится на спасении городов песочной страны. Длительность занятия 25 мин.
В структуру занятия входит:
- Приветствие, которое помогает сплотить детей, создать атмосферу доверия и принятия.
Релаксация для снятия эмоционально-психического напряжения детей.
- Основная часть:
Этап прикосновение к поверхности сухого песка, он является мотивационным, это мотивация к деятельности с песком. Такие упражнения как «Здравствуй песок», «Следы животных», «Узоры на песке», снижают психофизическое напряжение. Упражнение «Песочный дождик» регулирует мышечное напряжение и расслабление. Упражнение «Ветер» учит управлять вдохом и выдохом.
В городе «Радости» снимали эмоциональное напряжение, уменьшаем внутреннюю тревогу, преодолеваем негативные эмоциональные состояния, такие как печаль и злость.
В городе «Дружбы» мы развивали тактильно-кинестетическую чувствительность.
В городе «Фантазий» мы моделировали города, свой мир строим, здесь мы повышали самооценку, учились получать радость от совместной деятельности.
- В финале занятия с помощью рефлексии детьми была дана оценка занятия. И закончили мы ритуалом прощания с традицией получения поощрения.
Считаю, что через реализацию всех поставленных мною задач, мне удалось достичь цели занятия. Дети справились с заданиями, показали четкость и слаженность в работе подгруппами. Сопереживали жителям песочной страны, и с удовольствием старались помочь.
Во время занятия учитывались психические и возрастные особенности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перелётные птицы" Конспект совместной коррекционно-развивающей игры-занятия педагога-психолога и логопеда
Конспект интегрированного коррекционно-развивающей деятельности логопеда и педагога-психолога. Старший дошкольный возраст....
Коррекционно-развивающая игра-занятие "Школа маленьких волшебников"
Игра-занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель игры: формирование устойчивого представления дошкольников о нормах и правилах поведения....
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие с элементами тренинга «Умею ли я дружить?»
Вид занятия: подгрупповое коррекционно-развивающее психологическое занятие (интегрированное) с элементами тренинга.Цель: развитие групповой сплоченности, формирование коммуник...
Коррекционно-развивающая работа с детьми Игра с песком – песочная терапия
Уделяя внимание песочной терапии в контексте психологической и психотерапевтической работы, не будем забывать о мощных ресурсах песочницы для коррекционно-развивающей и образовательной работы с ребенк...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...