Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии
В данной методической разработке описываются направления работы по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Методы и прёмы, которые наиболее зффективны при преодолении данного речевого нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.odt | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по преодолению нарушений слоговой структуры у детей дошкольного возраста
Среди разнообразных речевых нарушений у дошкольников, одной из трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова. Данная патология характеризуется трудностью в воспроизведении слов сложного слогового состава (перестановки, замены, выпадения звуков и слогов в слове).
Часто можно услышать от малышей в возрасте 2-3 лет такие слова: телемпатура (температура), итавафи (фотографии), ку ема? (сколько время?), и мы не обращаем внимания на эти речевые ошибки. Но если малыш в возрасте 4-5 лет говорит: кузина (пружина), кадат (квадарат), саетовый (фиолеовый), вертолёт (аталёт) и пр., то это указывает на нарушение слоговой структуры слова, и тогда ребёнку необходима помощь специалиста.
Слоговая структура занимает значительное место в системе языка. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи - фонетики (Т.Г. Егоров, Н.Х. Швачкин и др.). С другой стороны, Р.Е. Левина и А.К. Маркова указывали на наличие связи между структурными деформациями слов и их смысловой недостаточностью у дошкольников. Следовательно, такие лексические единицы, как слова с малоизвестным значением чаще всего подвергаются искажению.
Учитывая данные исследователей, формирование слоговой структуры оказывает воздействие и на грамматику языка. С точки зрения Д.Б. Эльконина, овладение грамматикой языка сопряженно с ориентировкой дошкольника в звуковой системе русского языка.
Работая над правильностью произношения слоговой структуры слов, создаётся база для усвоения ребёнком различных грамматических конструкций и грамматики в целом.
В работах Р.Е. Левиной говорится, что возникновение предложений в речи дошкольника неразрывно согласованно со слогообразованием. Благодаря окончаниям, предлогам и союзам, слова в предложении связываются по смыслу. Они часто формируют в потоке речи слабые, безударные слоги и комбинации звуков, которые содержат стечения согласных звуков (под стулом, в кастрюле).
А.Н. Гвоздев, Б. Киттерман и Т.Г. Егоров указывают на то, что сила безударных слогов в словах русского языка неодинакова, а в данных образованиях, где два-три согласных звука стоят рядом, их восприятие вызывает затруднение.
Следовательно, при успешном развитии речи и при неправильном её становлении, работа всех компонентов языковой системы (фонетики, лексики и грамматики) связана со слоговой структурой слова.
В работе А.К. Марковой присутствует указание на связь между освоением слоговым составом слова и мотивационной стороной деятельности дошкольника, уровнем его артикуляционных возможностей, состоянием фонематического восприятия. Также подтверждается, что искажения слогового состава слова вызывает затруднения в общении детей, усвоением ими звукового анализа, синтеза, а в последствии грамоты.
Р.Е. Левина указывает на то, что невзирая на системные связи фонетики, лексики и грамматики каждый из компонентов языковой структуры имеет свои закономерности. В частности, репродуцирование слоговой структуры слова базируется на рядообразовании.
А. К. Маркова указывает, что у детей с моторной алалией неспособность воспроизводить слоговую структуру слова сохраняется дольше, чем ошибки в произношении отдельных звуков, а также обладает стойкостью. Таким образом, нецелесообразно объединять проблемы коррекции нарушений слоговой структуры только с проблемами формирования произношения.
При работе с дошкольниками, имеющими сложные сочетанные дефекты речи, можно сделать вывод, что оценку нарушения слоговой структуры можно использовать как ключ к дифференциальной диагностике детей с проблемами развития. С позиции предложенного Р. Е. Левиной системного подхода, существуют дефекты речи, следствием которых почти всегда является системное нарушение - Общее недоразвитие речи. Таким образом, ключевым симптомом ОНР (общего недоразвития речи) является нарушение слоговой структуры. Другие дефекты речи у детей: стёртые формы дизартрии, ринофония, фонетико - фонематическое недоразвития речи, нарушения голоса и темпа речи, дислалия, заикание, как правило, системными не являются и к общему недоразвитию речи не приводят.
Следовательно, устойчивое нарушение слоговой структуры слова у ребёнка старше четырёхлетнего возраста указывает на серьёзное нарушение фонематического восприятия, свидетельствующее об общем недоразвитии речи у дошкольника.
Пример нарушения слоговой структуры слов детьми пятилетнего возраста:
простокваша - итакася, астокася;
светофор - итафой, сетайо;
матрёшка - атёка, атёська;
карандаш - каантас, андас;
автомобиль - моби, тамиби;
телевизор - изяй, левизь;
диван - динь, ивань.
Вместе с уменьшением числа слогов, их перестановками, искажениями и выпадениями, можно встретить нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Данный дефект авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. указывают, как самый часто встречающийся при воспроизведении слов с разнообразной слоговой структурой дошкольниками, страдающими ОНР (общим недоразвитием речи).
Зачастую специалисты, работающие с группами детей с общим недоразвитием речи, ставят перед собой цель ограничить лексику бытовыми рамками и убрать из текстов, которые предлагают дошкольникам (даже в возрасте шести лет), редко используемые, трудные слова: велосипедист, виолончелист, посудомойка, скалолазание и пр. Кроме лексического значения, которое необходимо уточнить, данные слова обладают сложной слоговой наполняемостью. Упражнение в произнесении сложных слов будет содействовать улучшению состояния слогового контура, а также накоплению лексического запаса ребёнка.
Необходимым пунктом для начала работы над слоговой структурой является наличие фонетико-фонематической базы, т.е. определённого уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков.
При формировании правильной речи вначале дошкольнику предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.
В процессе усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) увеличивается звуковая гамма используемых слов. Сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук Р, и наконец, различные их сочетания.
На начальном этапе обучения воспроизведению слоговой структуры вся лексика проговаривается отражённо за педагогом. В конце происходит закрепление при проговаривании выученных стихов, скороговорок, рассказов. И, в самом конце, умение правильно воспроизводить слоговую структуру слова окончательно автоматизируются в самостоятельных высказываниях (предложениях, рассказах и диалогах).
Когда дошкольник испытывает трудности в правильном воспроизведении слоговой структуры слова, то слово произносится медленно, по слогам, при синхронном отхлопывании его структуры. Семантика слова уточняется до его проговаривания. С этой целью слово вводится в разнообразные предложения для окончательного усвоения его значения и слогового состава.
В работе по коррекции искажений слоговой структуры выделяют четыре ступени:
1. Подготовительный этап (формирование фонетико-фонематической базы).
2. Этап создания слоговой структуры слова.
3. Этап фиксирования навыков правильного воспроизведения слоговой структуры слова (заучивание потешек, поговорок, рассказов с правильно произносимыми звуками).
4. Конечный этап (применение усвоенных навыков для правильного воспроизведения слоговой структуры в самостоятельной речи).
Этап подготовки начинается с упражнений на невербальном материале, а затем на вербальном, например:
1. Задания и игры: на развитие слухового внимания (узнавание предмета по характерному для него звуку), развитие слуховой памяти на материале неречевых звуков. (Определи с какой стороны исходит звук? Сколько раз стукнули в бубен?)
2. Работа над ритмическим рисунком (сначала над простым, затем над сложным). Для этого ребёнку предлагаются разные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, помахивание рукой, отстукивание рукой, топни ножкой, прошагать слово и т.д.
3.а) Распознавание ритмов, а затем сопоставление их с определённым ритмическим рисунком;
б) Повторение определённого ритма за логопедом с дальнейшей записью его ритмического рисунка;
в) Повторение длительно звучащих звуков (свисток, дудка символ"+") и коротких (ложки, бубен символ "-"), например: - + - + и пр.
4. Упражнения для общей координации с музыкальным сопровождением: шагание, марширование.
5. Упражнения на развитие координации рук: выполнение синхронных движений: ребро (правая рука), кулак (левая рука).
Далее проводится работа на вербальном материале:
1. Уровень гласных звуков:
- произнеси звук А столько раз, сколько я стукну в бубен;
- пропевание комбинации звуков,
-воспроизведение группы звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенных комбинаций: АИОУ; АИУИЫ и пр.;
- Определение звуковых комбинаций по беззвучной артикуляции.
2. Уровень слогов.
Данные упражнения рекомендуется выполнять на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых звуков, к примеру:
- придумывание всех возможных слогов из данных букв (у кого больше?);
- отсчитывание слогов, произнесённых взрослым;
- определение ударного слога в ряду;
- увеличение числа слогов («Произнеси на один слог больше» );
- сокращение числа слогов («Произнеси на один слог меньше»);
- чтение или повторение за логопедом цепочек слогов:
о - си , о - со , о - сы , о - ся ;
ы - си , ы - со , ы - сы , ы - ся ;
и - си , и - со , и - сы , и - ся ;
а - си , а - со , а - сы, а - ся .
и со стечением согласных:
о - нси, о - нсо, о - нсы, о - нся;
ы - нси, ы - нсо, ы - нсы, ы - нся;
и - нси, и - нсо, и - нсы, и - нся;
а - нси, а - нсо, а – нсы, а - нся.
- составление слогов по схемам: ГС, СГ, СГС и пр.;
- быстрое чтение слоговых рядов, таблиц и пр.
III. Уровень слова.
В процессе работы над словами различной слоговой структуры необходимо иметь в виду следующее:
1. Слоговая структура слов увеличивается и усложняется за счёт уже имеющихся в речи конструкций;
2. На основе определённых схем слов производится отработка слоговой структуры, которая закрепляется сначала изолированно, а потом во фразе;
3. В самых трудных случаях работу необходимо начинать с вызывания имеющихся слов - звукоподражаний;
4. Переход к двусложным словам происходит благодаря усвоению слоговых конструкций:
СГ + СГ (папа, няня) и пр.
IV. Фонематический и слоговой анализ слов:
1. Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько слогов в слове;
2. Запись ребёнком цифры, обозначающей количество слогов в слове;
3. Анализ слова: количество слогов, первый, последний, какой слог стоит перед, после и пр.;
4. "Разрезные картинки" (разложить картинки по количеству слогов в слове, назвать, подписать).
5. Исправление ошибок в словах: маниша, рагуда;
6. Определение лишнего слова: колокол, диван, листик;
7. Наращивание количества слогов: кот - котик - котище;
8. Анализ слов - определение количества слогов в слове с появлением новой буквы (звука?) ром - гром; бор - убор;
9. Чтение бессмысленных слов с отстукиванием ритмического рисунка слова и пр.
10. Добавление заданного слога БА: ро..., ба..., лю…;
11. Конструирование слов из кубиков: ко - ро - ва;
12. Образование слов из двух частей: сам, лет (самолёт);
13. Логопед утрированно медленно проговаривает слово по слогам: мы - шо - нок, а ребёнок повторяет слово целиком;
14. Изменить по образцу: нос - носы, дом - ... (с уточнением количества слогов после изменения);
15. Дописывание слогов в названиях изображённых на картинках предметов: соба..., коро...;
16. Образование новых слов из первых слогов: корова + замок = коза;
17. Определение пропущенного слога: са...лёт, ма...на;
18. Придумывание окончания слова: шап..., кош...;
19. Придумывание чистоговорок по образцу: са - са - са - оса, за - за - за - коза и пр.
V. Отработка слоговой структуры слов на материале скороговорок, стихов, текстов.
1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов:
То-то-то – у меня пальто
Со-со-со – поломалось колесо
ишка-ишка-ишка – на столе книжка;
2. Самостоятельное придумывание чистоговорок:
Ла-ла-ла-...;
3. Заучивание речёвок, выполнение движений с речью;
4.Чтение потешек, рассказов с отхлопыванием ритма:
Божья коровка,
полети на небо,
принеси нам хлеба,
Чёрного и белого,
только не горелого.
Как на нашем на лугу,
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Наклевались улетели.
5. Договаривание предложений:
У Вовы серебристый само... . У Пети новый вело... .
7. Составление предложений со словами различной слоговой структуры по сюжетным картинкам;
8. Подбор слова, которое подходит по рифме:
Апрель с водой, май с ... (цветами, травой, солнцем);
9. Чтение предложений и рассказов с последующим делением слов на слоги.
Одновременно с работой над слоговой структурой слов ведётся работа над звуконаполняемостью и звукопроизношением.
Таким образом, главным условием правильного формирования слова, с точки зрения его произношения, является:
1. Слоговая структура;
2. Звуковой состав слова.
Работу по коррекции слоговой структуры слов необходимо вести длительно, с учётом принципа подачи материала от простого к сложному, системности в подаче материала, с учётом ведущей деятельности ребёнка (занятия в игровой форме) и принципа наглядности.
Список литературы
- Агранович З. Е. Лгопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова. – С-Пб.: Детство – Пресс, 2000г.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия, Изд. ЛИТУР,2003г.
- Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. – М., 1948г.
- Большакова Г.В. Работа логопеда с дошкольниками: Игры и упражнения. – М.: Просвещение, 1996г.
- Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Изд. «Гном и Д», 2001г.
- Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией./ Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред. Левиной Р.Е. – М., 1961г.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – С – Пб.: Детство-Пресс, 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой материал по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
Среди нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой структуры слов. Это нарушение характеризуется трудностями в произношении слов сло...
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста с ОНР
Коррекция слоговой структуры слова - одна из приоритетных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи....
Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР
В статье представлена система работы по коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного с общим недоразвитием речи. Представлены игры и упражнения на развитие как речевых, так и нереч...
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В книге изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста....
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В книге изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. Пр...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...