Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
статья по логопедии (старшая группа)
В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_predposylok_korrektsii_slogovoy_struktury_slova.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова.
Нарушения в овладении звукослоговым составом слова при нормальном развитии у детей кратковременны, до 3 – 3,5 лет они изживаются, как правило, а к 6-7 годам дети умеют произносить слова любой сложности. Случаях речевой патологии процесс овладения звукослоговой структурой слова растягивается на длительное время, характеризуется определённой спецификой , качественным своеобразием. Нарушения в овладении звукослоговым составом лова являются характерными для детей с моторной алалией, с выраженной дизартрией, реже ринолалией, широко распространены у детей с интеллектуальной недостаточностью, а так же у детей с задержкой психического развития.
Наиболее характерными являются следующие нарушения звукослоговой структуры слова:
- Пропуски звуков и слогов: «замаца» - «заниматься»;
- Замены, перестановки особенно в сложных словах, длинных со стечением согласных, например : «грувозик - грузовик», «тирданцать - тринадцать»;
- Уподобление под воздействием общего сходства слов, звуков: «бупка - булка», «бумятка - бумажка».
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.
В коррекционной работе можно выделить два этапа:
Подготовительный : работа проводится на невербальном и вербальном материале. Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.
Собственно коррекционный: работа ведётся на вербальном материале. Цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.
Подготовительный этап.
Работа на невербальном материале.
- Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили по барабану?)
- Работа над ритмом (сначала над ритмом простым, затем сложным)
Поскольку ритм является не только необходимым компонентом нашей биологической жизни (ритм дыхания, сердцебиения и т.д.), но и в качестве одного из важнейших компонентов входит в структуру наших художественных способностей, а так же устой речи и письма. Таким образом, детям предлагаются различные способы воспроизведения ритмов: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий:
- хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (карточке);
- сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-!;
- воспроизведение определённого ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
- воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка и символ «-») и коротких (барабан, бубен и символ «+»);
- задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка !!!, !!!!!
Кроме того, развитие чувства ритма осуществляется и в изобразительной деятельности.
Используются следующие приёмы работы:
- рисование под диктовку различных «заборчиков» в тетрадях в клетку (как усложнение – рисование на нелинованной бумаге)
- рисование простых предметных рисунков;
- выполнение заданий типа: «нарисуй пять цветков разного цвета и размера так, чтобы средний был самый высокий, а последний красного цвета»;
- графические упражнения на переключение: 0-0-0, =*=*=*.
Данные упражнения способствуют не только развитию чувства ритма, но и развитию внимания и мелкой моторики.
- Формирование общей координации движений.
- выполнение заданий на развитие артикуляторной моторики (чередование движений губ, языка);
- задания на развитие мелкой моторики рук («игра на фортепиано», «кулак - ладонь», «пальчики здороваются»)
- выполнение движений под ритмическую музыку (маршировка, лёгкий бег, ходьба), чередование хлопков и шагов, воспроизведение последовательности движений руками и ногами – топ – хлоп, топ – хлоп – топ, хлоп – топ – хлоп.
Работа на вербальном материале.
1.Игры и упражнения, направленные на формирование пространственных представлений. Их проведение необходимо, так как исследования всё чаще подтверждают взаимовлияние пространственных представлений и речи ребёнка. Преодоление нарушений слоговой структуры слова, по мнению исследователей , возможно лишь в том случае , если ребёнок осознаёт , что слово это ряд звуков, имеющий начало, середину и конец, с теми же правилами отсчёта слева направо, что и любой физический ряд. Данные игры направлены на формирование таких представлений, как начало, середина, конец; за, после; первый, последний. Например; создание игровых ситуаций с использованием персонажей русских народных сказок.
2.На этом этапе работы дети так же обучаются различать громкую и шёпотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого, чётко выполнять инструкции, предъявленные шёпотом.
3. Восприятие и воспроизведение стихотворных текстов.
4. Неосознанное членение лов на слоги, послоговое проговаривание слова.
5. Проговаривание слогов: - одинаковых – да – да – да,
- слогов с разными звуками – ма – па, па – ма,
- закрытых и прямых слогов: па – ап.
Подводя итог, можно быть уверенным, что работа по формированию предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями по предложенному плану будет успешной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».
Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...
Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Методика работы по формированию слоговой структуры слов...
Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.
Представлены варианты игровых упражнений....
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....
«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».
laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....
Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".
Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений....
Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжёлым нарушением речи
Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Наруш...