Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжёлым нарушением речи
материал по логопедии

Авдошина Лариса Олеговна

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-klass.docx30.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -класс

Тема: «Формирование    слоговой структуры слова у детей  с тяжёлым нарушением речи».

   

Слоговая структура–
это взаиморасположение и связь слогов в слове

(Н.С. Четверушкина).

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.

Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме  устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.    

Материал и оборудование

- карточки с картинками

-  папка с играми на развитие слоговой структуры слова,

- шары со слогами разной формы,

-  картинки с мнемотехникой  по скороговоркам

Ход мастер класса:

  1. Вводный этап.

 Добрый день, уважаемые коллеги. Я не хочу, вам сообщать тему нашего  мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.

 Для начала я вам произнесу   слова так, как их произносят на дети. А вы внимательно послушаете и постараетесь понять какие слова я произнесла.

ПОМИДОРЫ - «мидоры»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

ПОДОКОЙНИК- «подойник»

ШОКОЛАД-«кашалад»

КЛУБНИКА - «лубика»

ТАРЕЛКА - «талерка»

ФОТОАППАРАТ- «фопотарат»

СКОВОРОДКА - «скородолка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.

 И как вы уже догадались тема мастер-класса

«Формирование    слоговой структуры слова у детей  с тяжёлым нарушением речи».

Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

Нужно обязательно заниматься коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Так как такое нарушение приводит к дисграфии и дислалии в начальной школе. Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.

Что такое нарушениеслоговой структуры слова.

В первую очередь это дефект. Он характеризуется тем что дети искажают слоговую  структуру слова. Они произносят слованеверно , могут пропускать звуки, пропускать слоги, заменять один слог на другой, заменять один звук на другой и такие слова  становятся не понятны для окружающих

А если нарушается слоговая структура слова (ССС), то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.

 Практическая часть.

Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Работу по преодолению слоговой структуры слова нужно выстроить в 2 этапа.

Подготовительный и коррекционный

 Цель первого этапа – это подготовить ребенка к воспроизведению ритмической структуры слова.

Сейчас я представлю вашему вниманию несколько игровых упражнений, которые можно использовать на этом этапе.  

Мне сейчас потребуется один доброволец, кто желает подойти ко мне. Садитесь пожалуйста.

Упражнение называется «Где позвонили?» я Завяжу глаза, а вы должны угадать где я  звоню в колокольчик слева,  справа, сверху,  снизу. Если ребенок не знает понятия слева,  справа, сверху,  снизу то он может показать рукой.

 Следующее упражнение называется «Далеко,близко».Я буду звонить в колокольчик, а вы должны будете определить далеко или близко. Когда мы проводим это упражнение то уточняем если звук  далеко, то он  звучит тише если близко то громче

На этом этапе можно предлагать и другие игровые упражнения.

 Упражнение « Угадай на чем играю?Музыкальный инструмент»

Определить за ширмой по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон….)

 Упражнение «Из чего сделаны звуки».

Определить на слух, какие предметы в действии, издают звуки (карандаш, бумага, стакан, чашка с водой).

Упражнение «Шумы вокруг нас».  (Закрыть глаза на 1 минуту и прислушаться к звукам окружающим, назвать их источники. (Шаги, гудок машины, вой ветра, скрип двери…)

 На этом же этапе  япровожуУпражнения на формирование общей координации движений под ритмическую музыку;

Отхлопывание ритмического рисунка по образцу или схеме.

Упражнения на развитие динамического праксиса рук;

Давайте отдохнем и поиграем Эти игры я провожу с детьми за столом

Упражнение «Лягушка»

Лягушка хочет в пруд -лягушке скучно тут

Упражнение «Кулак ладошка»

 Один кулак – одна ладошка ты поменяй скорей их крошка

Теперь ладошка и кулак . Ты побыстрее делай так.

Работа на вербальном материале

Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.  

Данные понятия важны при усвоении последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости  слов простой и сложной слоговой структуры

 Упражнение «Репка»с использованием настольного театра Я предлагаю детям вспомнить сказку иопределить местоположение каждого персонажа сказки.

Упражнение «Паровоз»  дети встают друг за другом в паровозике и должны сказать кто где стоит. Потом можно поменять местоположение вагончиков после сигнала

Коррекционный этап практической части.

А сейчас  я хочу подробно остановиться  на  коррекционном этапе по формированию  слоговой структуры слова.  
Он проходит в 3 этапа:

 уровень звуков,

уровень слогов,

уровень слов.

Уровень звуковэтапе можно использовать разнообразные игры и упражнения, которые помогут познакомить детей с артикуляционным укладом, даем зрительное обозначение гласных звуков.

Например : произнесем звук А.  Мы широко открываем рот губки у нас круглые на слайде вы  видите уклад звука  А и его графическое изображение.

 Я хочу предложить  игру в которую дети с удовольствием играют

 «Угадай,  какой звук поют лягушата»

Я буду показывать картинки, а вы назовите звуки

Игра «Будь внимательным» - произнести заданный звук (а, о и т.д.) столько раз, сколько точек на кубике       или сколько услышишь хлопков

Игра «Слушай – выполняй» - пропевание серий звуков (ауио, уа, оа, иуоа), те же задания с выделением ударного звука (аиу, оыа, иуэ)  

Игра «Поймай звук»

Игра « Сломанный телевизор» узнавание звука по безвучной артикуляции

Работаем с гласными звуками потом добавляем согласные звуки, потом слоги и слова

II. Уровень слогов:

Предлагаю вам выполнить  упражнение: «Скажи на оборот»

 Я буду произносить слоги, а вы должны этот слог произнести наоборот

(задом наперед)

Ра-…… ар,   ро-…….ор, ма- ……ам,   по-…….оп,   ку-…….ук и т.д.

Упражнение «Эхо» я буду проговаривать цепочку из слогов а вы должны ее повторить ба-па-ба,

 Упражнение «Выложи  слог» когда дети выкладывают схему слога с помощью фишек

Игра «Пирамида» – нанизывание колец с одновременным проговариванием цепочки слогов (каждое кольцо – один слог).

Игра «Пальчики здороваются» – на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог.

Игра «Запомни и повтори» – запоминание и повтор ребенком слоговых цепочек: са-са-со; са-со-со; со-са-со и т.д.

 Игра «Скажи наоборот» – работа с мячом: са – ас, ко – ок и т.д.

III. Уровень слова:

Упражнение «Длинное, короткое» в этой игре можно использовать полоски длинные и короткие. А можно и изображения  червяк ( короткое слово)и змея ( длинное слово)

Упражнение «Доскажи словечко »

Я произнесу слог а вы за мной должны продолжить этот слог, т.е. добавить один или два слога чтоб получилось целое слово. Покажем это на примере слога ру…. Я говорю слог ру вы продолжаете … ( рука, рубин, ручка, рулет, рулетка)

Игра «Дополни слово» – дополнение слов подходящим слогом: земляни…, смороди…, бере…, коро… и т.д.

Упражнение «Отхлопай словечко» я буду произносить слова а вы должны хлопнуть в ладоши столько раз сколько в слове слогов.

Машина, молоко, стена, стол

 В дальнейшем ребенок, должен не только прохлопать слово, но назвать сколько в слове слогов.

 В своей работе я использую на этом этапе  дидактические игры,которы представлены на слайдах

Игра «Рассели животных по домикам» - один слог – одноэтажный дом и т.д.

- Игра «Кто в каком вагончике поедет»

Игра « Подбери слово к схеме»

Игра «Поднимись по лесенке»

Игры стараюсь подбирать в соответствии с лексической темой

 Покажу игру на примере

Фонематический и слоговой синтез слов:

Игра «Составь слова» - выбрать слоги и составить слова:

МА  РА  НА  ША

У     ЛА  ШИ  ПА

Игра «Сложные слова» – из двух слов образовать одно: лёд, колоть (ледокол); камни, падать (камнепад); лес, рубить (лесоруб) и т.д.

Игра «Измени слова» – упражнение в словоизменении; уточнить, изменилось ли количество слогов: дом – дома, лес – леса и т.д.

 А сейчас я предлагаю вам  выполнить задание «Слоговые цепочки»

Я произнесу слово, а вы должны подобрать на последний слог слова начинающееся на этот слог: слоги-гиря-рябина-наташа-шапка-карета-тапочки-кино-нота…

 Очень интересно проходит игра «Рифма»

Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)

И последний этап работа над фразами, текстами, стихами, скороговорками.

С раннего детства нам запомнились скороговорки. Чем же они поразили внимании и память на всю жизнь? Маленький человечек в своём развитии проходит несколько этапов. В 6 месяцев он начинает улавливать элементы звучащей речи (темп, ритм, мелодию). Темп речи зависит от подвижности артикуляционного аппарата.

  • Задание «Скороговорка в картинках».

Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.

(Педагоги проговаривают  скороговорки по рисункам).

3 .Заключительный этап.

Думаю, что коллеги с удовольствием возьмут себе на заметку этот вид работы по формированию слоговой структуре речи и воплотят его в жизнь со своими воспитанниками.

Творческих успехов вам!  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»

Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...

Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

При подготовке ребенка  с ТНР к школе необходимо  поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...

Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....

Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".

Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений....

Рабочая программа группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 6 лет до прекращения образовательных отношений №1 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих сложную структуру (тяжёлые нарушения речи) 2022-2023г.

Программа направлена на коррекцию речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до прекращения образовательных отношений в условиях группы компенсирующей направленности....

Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи

Игры и задания для формироания слоговой структуры слова у дошкольников...

Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"

Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...