Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжёлым нарушением речи
материал по логопедии
Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер -класс
Тема: «Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжёлым нарушением речи».
Слоговая структура–
это взаиморасположение и связь слогов в слове
(Н.С. Четверушкина).
Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков). Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений.
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Материал и оборудование
- карточки с картинками
- папка с играми на развитие слоговой структуры слова,
- шары со слогами разной формы,
- картинки с мнемотехникой по скороговоркам
Ход мастер класса:
- Вводный этап.
Добрый день, уважаемые коллеги. Я не хочу, вам сообщать тему нашего мастер - класса, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.
Для начала я вам произнесу слова так, как их произносят на дети. А вы внимательно послушаете и постараетесь понять какие слова я произнесла.
ПОМИДОРЫ - «мидоры»
ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»
ПОДОКОЙНИК- «подойник»
ШОКОЛАД-«кашалад»
КЛУБНИКА - «лубика»
ТАРЕЛКА - «талерка»
ФОТОАППАРАТ- «фопотарат»
СКОВОРОДКА - «скородолка»
Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)
Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.
И как вы уже догадались тема мастер-класса
«Формирование слоговой структуры слова у детей с тяжёлым нарушением речи».
Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?
Нужно обязательно заниматься коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Так как такое нарушение приводит к дисграфии и дислалии в начальной школе. Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.
Что такое нарушениеслоговой структуры слова.
В первую очередь это дефект. Он характеризуется тем что дети искажают слоговую структуру слова. Они произносят слованеверно , могут пропускать звуки, пропускать слоги, заменять один слог на другой, заменять один звук на другой и такие слова становятся не понятны для окружающих
А если нарушается слоговая структура слова (ССС), то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.
Практическая часть.
Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Работу по преодолению слоговой структуры слова нужно выстроить в 2 этапа.
Подготовительный и коррекционный
Цель первого этапа – это подготовить ребенка к воспроизведению ритмической структуры слова.
Сейчас я представлю вашему вниманию несколько игровых упражнений, которые можно использовать на этом этапе.
Мне сейчас потребуется один доброволец, кто желает подойти ко мне. Садитесь пожалуйста.
Упражнение называется «Где позвонили?» я Завяжу глаза, а вы должны угадать где я звоню в колокольчик слева, справа, сверху, снизу. Если ребенок не знает понятия слева, справа, сверху, снизу то он может показать рукой.
Следующее упражнение называется «Далеко,близко».Я буду звонить в колокольчик, а вы должны будете определить далеко или близко. Когда мы проводим это упражнение то уточняем если звук далеко, то он звучит тише если близко то громче
На этом этапе можно предлагать и другие игровые упражнения.
Упражнение « Угадай на чем играю?Музыкальный инструмент»
Определить за ширмой по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон….)
Упражнение «Из чего сделаны звуки».
Определить на слух, какие предметы в действии, издают звуки (карандаш, бумага, стакан, чашка с водой).
Упражнение «Шумы вокруг нас». (Закрыть глаза на 1 минуту и прислушаться к звукам окружающим, назвать их источники. (Шаги, гудок машины, вой ветра, скрип двери…)
На этом же этапе япровожуУпражнения на формирование общей координации движений под ритмическую музыку;
Отхлопывание ритмического рисунка по образцу или схеме.
Упражнения на развитие динамического праксиса рук;
Давайте отдохнем и поиграем Эти игры я провожу с детьми за столом
Упражнение «Лягушка»
Лягушка хочет в пруд -лягушке скучно тут
Упражнение «Кулак ладошка»
Один кулак – одна ладошка ты поменяй скорей их крошка
Теперь ладошка и кулак . Ты побыстрее делай так.
Работа на вербальном материале
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний.
Данные понятия важны при усвоении последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры
Упражнение «Репка»с использованием настольного театра Я предлагаю детям вспомнить сказку иопределить местоположение каждого персонажа сказки.
Упражнение «Паровоз» дети встают друг за другом в паровозике и должны сказать кто где стоит. Потом можно поменять местоположение вагончиков после сигнала
Коррекционный этап практической части.
А сейчас я хочу подробно остановиться на коррекционном этапе по формированию слоговой структуры слова.
Он проходит в 3 этапа:
уровень звуков,
уровень слогов,
уровень слов.
Уровень звуковэтапе можно использовать разнообразные игры и упражнения, которые помогут познакомить детей с артикуляционным укладом, даем зрительное обозначение гласных звуков.
Например : произнесем звук А. Мы широко открываем рот губки у нас круглые на слайде вы видите уклад звука А и его графическое изображение.
Я хочу предложить игру в которую дети с удовольствием играют
«Угадай, какой звук поют лягушата»
Я буду показывать картинки, а вы назовите звуки
Игра «Будь внимательным» - произнести заданный звук (а, о и т.д.) столько раз, сколько точек на кубике или сколько услышишь хлопков
Игра «Слушай – выполняй» - пропевание серий звуков (ауио, уа, оа, иуоа), те же задания с выделением ударного звука (аиу, оыа, иуэ)
Игра «Поймай звук»
Игра « Сломанный телевизор» узнавание звука по безвучной артикуляции
Работаем с гласными звуками потом добавляем согласные звуки, потом слоги и слова
II. Уровень слогов:
Предлагаю вам выполнить упражнение: «Скажи на оборот»
Я буду произносить слоги, а вы должны этот слог произнести наоборот
(задом наперед)
Ра-…… ар, ро-…….ор, ма- ……ам, по-…….оп, ку-…….ук и т.д.
Упражнение «Эхо» я буду проговаривать цепочку из слогов а вы должны ее повторить ба-па-ба,
Упражнение «Выложи слог» когда дети выкладывают схему слога с помощью фишек
Игра «Пирамида» – нанизывание колец с одновременным проговариванием цепочки слогов (каждое кольцо – один слог).
Игра «Пальчики здороваются» – на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог.
Игра «Запомни и повтори» – запоминание и повтор ребенком слоговых цепочек: са-са-со; са-со-со; со-са-со и т.д.
Игра «Скажи наоборот» – работа с мячом: са – ас, ко – ок и т.д.
III. Уровень слова:
Упражнение «Длинное, короткое» в этой игре можно использовать полоски длинные и короткие. А можно и изображения червяк ( короткое слово)и змея ( длинное слово)
Упражнение «Доскажи словечко »
Я произнесу слог а вы за мной должны продолжить этот слог, т.е. добавить один или два слога чтоб получилось целое слово. Покажем это на примере слога ру…. Я говорю слог ру вы продолжаете … ( рука, рубин, ручка, рулет, рулетка)
Игра «Дополни слово» – дополнение слов подходящим слогом: земляни…, смороди…, бере…, коро… и т.д.
Упражнение «Отхлопай словечко» я буду произносить слова а вы должны хлопнуть в ладоши столько раз сколько в слове слогов.
Машина, молоко, стена, стол
В дальнейшем ребенок, должен не только прохлопать слово, но назвать сколько в слове слогов.
В своей работе я использую на этом этапе дидактические игры,которы представлены на слайдах
Игра «Рассели животных по домикам» - один слог – одноэтажный дом и т.д.
- Игра «Кто в каком вагончике поедет»
Игра « Подбери слово к схеме»
Игра «Поднимись по лесенке»
Игры стараюсь подбирать в соответствии с лексической темой
Покажу игру на примере
Фонематический и слоговой синтез слов:
Игра «Составь слова» - выбрать слоги и составить слова:
МА РА НА ША
У ЛА ШИ ПА
Игра «Сложные слова» – из двух слов образовать одно: лёд, колоть (ледокол); камни, падать (камнепад); лес, рубить (лесоруб) и т.д.
Игра «Измени слова» – упражнение в словоизменении; уточнить, изменилось ли количество слогов: дом – дома, лес – леса и т.д.
А сейчас я предлагаю вам выполнить задание «Слоговые цепочки»
Я произнесу слово, а вы должны подобрать на последний слог слова начинающееся на этот слог: слоги-гиря-рябина-наташа-шапка-карета-тапочки-кино-нота…
Очень интересно проходит игра «Рифма»
Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)
И последний этап работа над фразами, текстами, стихами, скороговорками.
С раннего детства нам запомнились скороговорки. Чем же они поразили внимании и память на всю жизнь? Маленький человечек в своём развитии проходит несколько этапов. В 6 месяцев он начинает улавливать элементы звучащей речи (темп, ритм, мелодию). Темп речи зависит от подвижности артикуляционного аппарата.
- Задание «Скороговорка в картинках».
Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.
(Педагоги проговаривают скороговорки по рисункам).
3 .Заключительный этап.
Думаю, что коллеги с удовольствием возьмут себе на заметку этот вид работы по формированию слоговой структуре речи и воплотят его в жизнь со своими воспитанниками.
Творческих успехов вам! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи посредством игровой мотивации»
Мастер-класс на семинаре – практикуме учителей-логопедов ДОУ «Работа учителя - логопеда с детьми в условиях логопедического пункта ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...
Коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
При подготовке ребенка с ТНР к школе необходимо поработать над слоговой структурой слова, то есть определение количества слогов в слове, места слога в слове, выделение гласных звуков в сло...
Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....
Статья по логопедии на тему: "Приёмы и игровые упражнения для формирования слоговой структуры слова у детей с тяжёлыми нарушениями речи".
Статья описывает особенности усвоения слогового состава слов детьми с диагнозом ОНР II-III уровня, а также игровые приёмы и упражнения для коррекции тяжёлых речевых нарушений....
Рабочая программа группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 6 лет до прекращения образовательных отношений №1 для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющих сложную структуру (тяжёлые нарушения речи) 2022-2023г.
Программа направлена на коррекцию речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста от 6 лет до прекращения образовательных отношений в условиях группы компенсирующей направленности....
Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи
Игры и задания для формироания слоговой структуры слова у дошкольников...
Консультация на тему: "Особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с нарушениями речи"
Нарушение слоговой структуры слова следует рассматривать как одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что говорит о наличии общего недоразвития речи. Работа над слоговой ст...