Нейропсихологические приемы в коррекции слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
статья по логопедии
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольников с ТНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова, то есть взаиморасположение и связь слогов в слове. Применение нейропсихологических приемов способствует созданию базы для успешного преодоления нарушения слоговой структуры слова.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Нейропсихологические приемы в коррекции слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи»
Среди разнообразных нарушений речи у детей с ТНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слова.
Для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
Применение нейропсихологических приемов на каждом этапе способствует созданию базы для успешного преодоления нарушения слоговой структуры слова и включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие кинетического праксиса, зрительно- пространственного восприятия, зрительной памяти, слухового восприятия, слухоречевой памяти, внимания и мышления.
Целью использования нейропсихологических приёмов является создание условий для развития речи за счёт формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур головного мозга.
В данном направлении реализуются следующие задачи:
– формирование правильных дыхательных кинестезий;
– формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки;
– развитие временно-пространственной ориентировки;
– развитие динамической и темпо-ритмической организации движений;
– развитие речеслухового восприятия и речедвигательных навыков;
– формирование просодических характеристик речи: темпа, ритма, мелодики
– развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова;
– развитие фонематического восприятия и слуха;
– усвоения детьми слов различной слоговой структуры;
– формирование навыков слогового анализа и синтеза.
Работа по формированию слоговой структуры слова у детей с ТНР делится на два основных этапа:
1 этап – подготовительный, целью которого является подготовка ребенка к усвоению ритмической стороны речи и включает в себя работу по формированию правильных дыхательных кинестезий; пространственных представлений и оптико-пространственной ориентации; развитию пространственно – временной ориентировки; развитию динамической и темпо-ритмической организации движений.
2 этап – коррекционный. Включает в себя работу по развитию возможностей восприятия и воспроизведения изолированных лексических единиц (гласных звуков, слогов и слов).
В работе по коррекции слоговой структуры слова у детей с ТНР применяются следующие нейропсихологические приемы:
Дыхательные кинестезии, использование всевозможных упражнений: «Футбол», «Ветерок», «Листочки», «Вертушка», «Пузыри», различных тренажеров, поддувалочек на формирование правильного дыхания.
Фонетическая ритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (слогов, звуков).
Ориентировка в собственном теле, возможно применение следующих игр:
«Обезьянки». Детям нужно, повторяя действия за педагогом, показать и назвать части лица и головы.
«Найди пару». Ребенку предлагается найти пары предметов для правой и левой рук (ног).
«Части тела». Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.
«Вверху-внизу». Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета поднимать руки вверх, если предмет вверху, опускать вниз, если предмет внизу.
«Попробуй, повтори!». Дети выполняют движения по образцу: например, правой рукой взяться за левое ухо. Потом поменять руки местами.
Ориентировка в пространстве
Для данной функции применяются такие игры:
«Где звенит?» Инструкция: «Послушай внимательно и покажи где слышишь звук».
«Жмурки» Участники ставят водящего в центр, завязывают шарфом глаза и раскручивают.
«Панорама» Ребенок по инструкции или по карточке расставляет фигурки. Дом за кустом. Кошка перед домом. Собака около кошки….
«Собери сказку». (На примере сказки «Репка»)
Инструкция: «Поставь дедушку первым. Поставь бабушку за дедом. Поставь внучку близко к бабушке…и т.д.) (Перед ребенком – набор картинок или игрушек).
Развитие временно-пространственной ориентировки включает формирование представлений о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов и включает в себя использование таких игр как:
«Что сначала, что потом». Инструкция: «Вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши. Вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу».
Игра «Посмотри и повтори». Инструкция: «Сначала посмотри, как я делаю, а потом повтори за мной».
«Расскажи, что где находится». Ребёнку предлагают встать в центр групповой комнаты и рассказать, что находится впереди, позади, близко, далеко, высоко, низко.
«Что изменилось». Игра проводится аналогично предыдущей, только ребёнку предлагается менять позицию (повернуться на 180°, встать ближе к стене).
Для развития временных представлений можно использовать следующие игры и упражнения:
«Закончи предложение».
Например: «Завтракаем мы утром, а обедаем… Солнце светит днём, а луна —…».
«Расскажи о своём распорядке дня». Например: «Утром я встаю и делаю зарядку».
«Продолжай!». Например: «В музыкальный зал мы ходили...» (вчера).
Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений включает в себя:
Работу над ритмом (сначала над простым, затем над сложным).
Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Упражнения на восприятие, различение и воспроизведение простых и
сложных ритмов («Отстучи столько, сколько цифр на кубике», «Отстучи столько, сколько я хлопну», «Узнай ритм и запиши», «Сосчитай и отстучи», «Молоточки», «Дождик» и др.);
Упражнение «Топ – хлоп-стук», «Хасты» Дети выполняют движения, указанные на карточке.
«Классики для рук» Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений попеременно обеими руками. (Одной рукой сжимаем кулак, другая рука лежит ладонью на столе и наоборот).
Различные упражнения с визуально-ритмическими рядами
Визуально ритмический ряд.
Визуально-ритмические ряды представляют собой последовательно выложенную серию предметов. С помощью ВРР (визуально-ритмических рядов) ребёнок может зрительно увидеть последовательность, ритм и это поможет ему научиться переключаться.
К ним относятся упражнения: «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур или различных предметов).
«Бусы» (чередование бусин разного цвета – например, красный – желтый – красный – желтый и т.д.).
Так же на этом этапе применяются игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия и мозжечковую стимуляцию.
Такие как: «Нейродорожки» - одновременное проведение указательными пальцами обеих рук по дорожке.
«Не ошибись», «Качели», «Башни», «Угощение» - одновременное перемещение предметов обеими руками.
«Нейродоски», «Нейровосьмерка» данный тренажер предназначен для гармонизации работы всех отделов мозга, укрепления межполушарного взаимодействия, формирования новых нейронных сетей в мозге.
Далее переходим ко 2 этапу. На коррекционном этапе вся работа ведется на вербальном материале и состоит из нескольких уровней от звука к текстам. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
На этапе работы со словом необходимо подавать материал по возрастающей степени сложности.
Понятно, что слова каждой новой слоговой трудности вводятся только после достаточного усвоения предыдущих слов.
Можно использовать в работе классификацию типов слоговой структуры слова по А.К.Марковой. Согласно данной классификации выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
На уровне работы с гласными и слогами детям предлагаются следующие задания:
Произнести звук А столько раз, сколько цифр на кубике;
Произнести звук О столько раз, сколько раз я хлопнула в ладоши;
Так же использую ритмические ряды, только теперь «Зашифровываем» предметом звук, слог. Например, синий камешек – звук А, зеленый- О. Выкладываем ряд 1 к 1(синий, зеленый, синий, зеленый и проговариваем звуки, нажимая на каждый камешек.
Использовать можно камешки, кубики, карандаши и.т.д.
Например, выкладывание камешков на слоги (та-ба (чередование двух цветов), та-ба-па (чередование трех цветов)).
Еще один вариант: Проговаривание сочетания однородных слогов с разным ударением, силой, интонацией (па-па-па).
Так же можно усложнить задание и наложить на ряд моторную программу (пр. кулак -ладонь)
В дальнейшем речевым материалом для создания ритмических рядов является слово (вата- синий кубик, дыня – желтый кубик). Ребенок продолжает ритмический ряд, называя слова.
Ритмические ряды могут быть уже готовые, где ребенку нужно проговорить чередующиеся слова (например: соты- боты), или слова в сочетании с движением рук.
Упражнение «Веселые человечки» – вариант ритмического ряда. Звук, слог или слова проговариваем в сочетании с движением рук и ног. Выбор движений предоставляю ребенку.
Правая рука в сторону и слово блузка, руки на поясе – слово платье.
Упражнение «Ручные классики» Ребенок «Прыгает» пальчиками по классикам и называет слова, изображенные в клетках.
«Слоговые дорожки» (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок проговаривает слово, наступая на каждый слог на следующий след).
Игра «Снежный ком» (слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
Так же использую упражнение на балансире: взять мячик и бросить в клетку с картинкой, назвать картинку, в которую попал.
Стоя на балансире, поднимать карточку из стопки и называть изображенный на ней предмет.
Реципрокные карты с картинкой. Называем слово в сочетании с движением рук.
Игра «Веселые пальчики»
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений, направленных на формирование навыков слогового анализа и синтеза.
Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
Подбор родственных слов в рамках лексических тем из серии «Собери семейку слов».
«Умные кубики», «Слоговая мозаика», «Собери слово» направленные на синтез слова.
Для развития зрительно – пространственного восприятия использую: «Контурное лото» (Зашумленные картинки) по определенному типу слоговой структуры.
Всевозможные таблицы на развитие зрительно – пространственного восприятия: «Найди по адресу», «Морской бой» (где координатами служат слова определенной слоговой структуры), либо находим по координатам, нужные нам слова
Все эти игра и упражнения я включаю в индивидуальные и подгрупповые занятия.
Но хочу отметить, что задачи нейропсихологических упражнений должны быть легче речевых задач (у меня на занятиях). То есть если мы сочетаем упражнения на моторное планирование с проговариванием слов, то больше энергии должно уходить на это самое проговаривание. Потому что у логопеда дети должны говорить и общаться. Это одновременно и цель, и средство.
В результате использования на логопедических занятиях нейропсихологических приемов отмечается стойкая положительная динамика в преодолении нарушения слоговой структуры слова.
Следует еще сказать и о таком влиянии нейропсихологического подхода на личность ребенка, как снятии повышенной тревожности, формировании положительной адекватной самооценки и уверенности в себе.
Таким образом, применение нейропсихологических приемов на каждом этапе способствует созданию базы для успешного преодоления нарушения слоговой структуры слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».
Cтатья посвящена коррекции одного из наиболее стойкихнарушений речи - искажению слоговой структуры слова. Данное нарушение встречается как в устной речи дошкольников, имеющих рааазличную сречеву...
Методика работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Методика работы по формированию слоговой структуры слов...
Коррекция нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
В презентации представленл содержание перспективного планирования по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи на различных этапах коррекционной работы....
«Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)».
laquo;Особенности формирование слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР -1-3 уровня)»....
Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.
В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя ...
Особенности формирования слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или нарастание звуков и слогов, значит структура слов воспроизводится неверно. До трех лет - это норма, обусловленная физиологически. Однако, есл...