Конспект занятия "Путешествие капельки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия
организованной образовательной области «Речевое развитие»
« Путешествие Капельки»
Коррекционно – образовательные задачи:
- формировать связную речь в сочетании с двигательной активностью, способствующей полноценному психическому, физическому и личностному развитию.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать умение составлять предложения с опорой на символы (образы), используя мнемотехнику;
- учить подбирать слова-антонимы;
- закрепить произношение поставленных звуков;
- формировать слуховое и зрительное восприятие, артикуляционную, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, чувство ритма;
- развивать мыслительную деятельность, внимание, память;
- совершенствование координации движений, быстроты переключаемости с одного движения на другое;
- развивать разнообразные двигательные и физические качества, укреплять здоровье детей.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- формировать самоконтроль за речью;
- воспитывать умение согласовывать слова с движениями.
Оборудование:
Демонстрационный материал: ноутбук, экран для показа слайдов (тучка с капельками, мнемотаблица, мнемодорожка).
Раздаточный материал: капельки с изображением символов весенних явлений.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент
Дети входят в зал, здороваются с гостями:
Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады, мы вас любим!
Очень любим мы людей –
И больших и малышей!
Учитель – логопед: - Теперь присядем ( дети садятся ).
- Три, два, раз, начинаю свой рассказ!
2. Основная часть
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о язычке»
Жил – был язычок в своём домике – ротике. Двери в домике то открывались, то закрывались ( дети открывают и закрывают рот ). Вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом – налево ( выполняют упражнение «Часики» ), потом потянулся вверх, посмотрел, не светит ли солнышко, и лёг на крылечко ( упражнение «Лопатка» ). Вдруг подул ветерок ( упражнение «Ветерок» ), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.
В это время на небе появилась большая синяя туча (показ слайда). Она состояла из множества капелек. Капельки были разные: грустные и … (весёлые), маленькие и … (большие), добрые и … (злые), трусливые и … (смелые). (Дети подбирают слова – антонимы). Я же хочу вам рассказать всего лишь об одной Капельке. Эта Капля была очень любопытна и непоседлива. Ей хотелось знать обо всём на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла Туче немало хлопот. И вот однажды Туча не выдержала и сказала: - «Если ты такая любопытная и отважная, то я могу отпустить тебя на землю, где много всего интересного». Кивнула Капелька своим озорным хвостиком и в ту же секунду оказалась на земле.
Учитель – логопед: - Ребята, когда на небе появляется туча и из неё начинают капать капли, как называется это явление? (Дождик)
Массаж спины под стихотворение «Дождик»
Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом!
(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине друг друга)
По весёлой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
(Постукивают пальчиками)
- Дома, дома посидите –
Бом! Бом! Бом!
(Поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, -
Бом! Бом! Бом!
(Растирают рёбрами ладоней)
Почитайте, поиграйте –
Бом! Бом! Бом!
(Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте…
Бом! Бом! Бом!
(Поглаживают ладонями).
Учитель – логопед: - Где бы нам спрятаться от дождя?
Упражнение на координацию речи и движения «Дождик лей!»
(Дети рассказывают, сопровождая речь движениями).
Дождик, лей, лей, лей
(Дети, стоя, поднимают руки вверх и встряхивают кистями)
На меня и на людей.
(Прижимают ладони к груди. Протягивают ладошки вперёд)
Сядем мы под грушкой (садятся)
И накроемся подушкой
(Кладут ладони на голову).
Составление рассказа по мнемотаблице «Кто как от дождя спрятался»
Дети придумывают предложения по цепочке с опорой на символы (образы), изображённые на мнемотаблице. Затем одним или двумя детьми закрепляется весь рассказ.
Учитель – логопед: - Где спрятался зайчик ?
Дети: - Зайчик спрятался под кустом и т. д.
Учитель – логопед: - Капля смелая была
Огляделась и пошла …
Фонопедическое упражнение «Прогулка»
Капля шла, шла, шла
И травиночку нашла.
(Дети ритмично хлопают ладошками по коленям и проговаривают «топ-топ-топ»)
Вот тропинка стала уже
Появились на ней лужи.
(Шлёпают расслабленными ладонями и проговаривают «шлёп-шлёп-шлёп»)
Нужно лужи обойти.
Включается аудиозапись, звучит крик филина или совы.
Вот что Капля услыхала …
Испугалась … Задрожала …
(Дети сжимаются в комок и дрожат)
Ей испуга не унять.
Капля бросилась бежать.
(Дети иметируют бег).
Гимнастика для глаз
Хоть она и егоза
Страшно ей открыть глаза …
(Дети крепко зажмуриваются и выполняют упражнения для глаз)
Вот открылся правый глаз… (открывают правый глаз)
Вот открылся левый глаз…(открывают левый глаз)
Посмотрела вправо … влево …
Вверх … вниз …
Вот и убежала!
(Выполняют движения по тексту).
Дыхательное упражнение на расслабление
Дети делают глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, и медленный выдох через рот со звуком «ха-а-а-а-а» (3 раза).
Учитель – логопед: - Капле было страшновато? Подскажите - ка, ребята, кто это кричал, кто так Каплю напугал? (ответы детей).
- Нашей Капле стало скучно.
Ей позвать подружек нужно!
Песню весело споём
И подружек позовём!
Пальчиковая гимнастика
Капельки, Капельки,
Прыгайте в ладошки!
Поиграйте с нами,
Капи – Капитошки!
(Поочерёдное постукивание пальцами по ладошке, сначала одной рукой, потом другой).
Игра с капельками (составление рассказа о весне, используя капельки-символы)
На капельках изображены символы весенних явлений.
Задание: Составить предложения о весне, используя символы (солнце, небо, земля, деревья, животные, птицы, люди), чтобы получился рассказ.
Дети: Весна – это время года. Оно наступает после зимы. Весной ярко светит солнце и т. д.
Учитель –логопед: - Одному без друзей на свете нелегко прожить. Наша любопытная Капелька это тоже поняла. А вы дружные ребята? (Дети отвечают).
- Вот и закончилось путешествие Капельки.
- Что появляется на небе после дождя? (Радуга).
Дети рисуют в воздухе рукой радугу.
Заучивание скороговорки с использованием мнемодорожки.
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
Учитель – логопед:- Молодцы, ребята!
3. Заключительная часть:
Учитель – логопед:
- Ребята, что мы сегодня делали на занятии?
- Что вам больше всего понравилось, почему?
- Какие задания для вас было выполнять легко, а какие не очень?
- Какие впечатления у вас после занятия?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_kapelki.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
организованной образовательной области «Речевое развитие»
« Путешествие Капельки»
Коррекционно – образовательные задачи:
- формировать связную речь в сочетании с двигательной активностью, способствующей полноценному психическому, физическому и личностному развитию.
Коррекционно – развивающие задачи:
- развивать умение составлять предложения с опорой на символы (образы), используя мнемотехнику;
- учить подбирать слова-антонимы;
- закрепить произношение поставленных звуков;
- формировать слуховое и зрительное восприятие, артикуляционную, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, чувство ритма;
- развивать мыслительную деятельность, внимание, память;
- совершенствование координации движений, быстроты переключаемости с одного движения на другое;
- развивать разнообразные двигательные и физические качества, укреплять здоровье детей.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- формировать самоконтроль за речью;
- воспитывать умение согласовывать слова с движениями.
Оборудование:
Демонстрационный материал: ноутбук, экран для показа слайдов (тучка с капельками, мнемотаблица, мнемодорожка).
Раздаточный материал: капельки с изображением символов весенних явлений.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент
Дети входят в зал, здороваются с гостями:
Добрый день всем добрым людям!
Мы вам рады, мы вас любим!
Очень любим мы людей –
И больших и малышей!
Учитель – логопед: - Теперь присядем ( дети садятся ).
- Три, два, раз, начинаю свой рассказ!
2. Основная часть
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о язычке»
Жил – был язычок в своём домике – ротике. Двери в домике то открывались, то закрывались ( дети открывают и закрывают рот ). Вышел язычок из домика, посмотрел направо, потом – налево ( выполняют упражнение «Часики» ), потом потянулся вверх, посмотрел, не светит ли солнышко, и лёг на крылечко ( упражнение «Лопатка» ). Вдруг подул ветерок ( упражнение «Ветерок» ), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.
В это время на небе появилась большая синяя туча (показ слайда). Она состояла из множества капелек. Капельки были разные: грустные и … (весёлые), маленькие и … (большие), добрые и … (злые), трусливые и … (смелые). (Дети подбирают слова – антонимы). Я же хочу вам рассказать всего лишь об одной Капельке. Эта Капля была очень любопытна и непоседлива. Ей хотелось знать обо всём на свете, она всюду совала свой любопытный нос, чем доставляла Туче немало хлопот. И вот однажды Туча не выдержала и сказала: - «Если ты такая любопытная и отважная, то я могу отпустить тебя на землю, где много всего интересного». Кивнула Капелька своим озорным хвостиком и в ту же секунду оказалась на земле.
Учитель – логопед: - Ребята, когда на небе появляется туча и из неё начинают капать капли, как называется это явление? (Дождик)
Массаж спины под стихотворение «Дождик»
Дождик бегает по крыше –
Бом! Бом! Бом!
(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спине друг друга)
По весёлой звонкой крыше –
Бом! Бом! Бом!
(Постукивают пальчиками)
- Дома, дома посидите –
Бом! Бом! Бом!
(Поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, -
Бом! Бом! Бом!
(Растирают рёбрами ладоней)
Почитайте, поиграйте –
Бом! Бом! Бом!
(Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте…
Бом! Бом! Бом!
(Поглаживают ладонями).
Учитель – логопед: - Где бы нам спрятаться от дождя?
Упражнение на координацию речи и движения «Дождик лей!»
(Дети рассказывают, сопровождая речь движениями).
Дождик, лей, лей, лей
(Дети, стоя, поднимают руки вверх и встряхивают кистями)
На меня и на людей.
(Прижимают ладони к груди. Протягивают ладошки вперёд)
Сядем мы под грушкой (садятся)
И накроемся подушкой
(Кладут ладони на голову).
Составление рассказа по мнемотаблице «Кто как от дождя спрятался»
Дети придумывают предложения по цепочке с опорой на символы (образы), изображённые на мнемотаблице. Затем одним или двумя детьми закрепляется весь рассказ.
Учитель – логопед: - Где спрятался зайчик ?
Дети: - Зайчик спрятался под кустом и т. д.
Учитель – логопед: - Капля смелая была
Огляделась и пошла …
Фонопедическое упражнение «Прогулка»
Капля шла, шла, шла
И травиночку нашла.
(Дети ритмично хлопают ладошками по коленям и проговаривают «топ-топ-топ»)
Вот тропинка стала уже
Появились на ней лужи.
(Шлёпают расслабленными ладонями и проговаривают «шлёп-шлёп-шлёп»)
Нужно лужи обойти.
Включается аудиозапись, звучит крик филина или совы.
Вот что Капля услыхала …
Испугалась … Задрожала …
(Дети сжимаются в комок и дрожат)
Ей испуга не унять.
Капля бросилась бежать.
(Дети иметируют бег).
Гимнастика для глаз
Хоть она и егоза
Страшно ей открыть глаза …
(Дети крепко зажмуриваются и выполняют упражнения для глаз)
Вот открылся правый глаз… (открывают правый глаз)
Вот открылся левый глаз…(открывают левый глаз)
Посмотрела вправо … влево …
Вверх … вниз …
Вот и убежала!
(Выполняют движения по тексту).
Дыхательное упражнение на расслабление
Дети делают глубокий вдох через нос, не поднимая плеч, и медленный выдох через рот со звуком «ха-а-а-а-а» (3 раза).
Учитель – логопед: - Капле было страшновато? Подскажите - ка, ребята, кто это кричал, кто так Каплю напугал? (ответы детей).
- Нашей Капле стало скучно.
Ей позвать подружек нужно!
Песню весело споём
И подружек позовём!
Пальчиковая гимнастика
Капельки, Капельки,
Прыгайте в ладошки!
Поиграйте с нами,
Капи – Капитошки!
(Поочерёдное постукивание пальцами по ладошке, сначала одной рукой, потом другой).
Игра с капельками (составление рассказа о весне, используя капельки-символы)
На капельках изображены символы весенних явлений.
Задание: Составить предложения о весне, используя символы (солнце, небо, земля, деревья, животные, птицы, люди), чтобы получился рассказ.
Дети: Весна – это время года. Оно наступает после зимы. Весной ярко светит солнце и т. д.
Учитель –логопед: - Одному без друзей на свете нелегко прожить. Наша любопытная Капелька это тоже поняла. А вы дружные ребята? (Дети отвечают).
- Вот и закончилось путешествие Капельки.
- Что появляется на небе после дождя? (Радуга).
Дети рисуют в воздухе рукой радугу.
Заучивание скороговорки с использованием мнемодорожки.
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
Учитель – логопед:- Молодцы, ребята!
3. Заключительная часть:
Учитель – логопед:
- Ребята, что мы сегодня делали на занятии?
- Что вам больше всего понравилось, почему?
- Какие задания для вас было выполнять легко, а какие не очень?
- Какие впечатления у вас после занятия?
Литература
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с. (Здоровый малыш).
Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. – (Логопед в ДОУ).
Логопед. Научно-методический журнал №5/2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект: «Маленькая капелька в гостях у малышей»
Занятие предназначено для ознакомления детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная....
Конспект ООД "Капелька в гостях у ребят"
Тема: «Капелька в гостях у ребят»Цель: Доставить детям удовольствие от игр с водой, познакомить со свойствами воды: теплая-холодная, прозрачная. Подвести к пониманию того, зачем нужн...
Конспект НОД "Капелька"
Занятие способствует созданию целостного представления о воде, как о природном явлении, знакомит детей со свойствами воды,помогает понять о значимости воды в жизни человека...
Конспект "Путешествие капельки Капитошки"
Очень интересное занятие для детей 4-5 лет...
Конспект " Путешествие капельки"
НОД в старшей группе...
Конспект "Путешествие капельки"
Конспект в подготовительной группе "Путешествие капельки"...