Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Гласные звуки.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Охлопкова Тамара Николаевна

Представлен конспект итогового занятия по  теме "Гласные звуки". В нем предложены варианты игр и упражнений по закреплению представлений о гласных звуках, по развитию фонематического слуха и восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glasnye_zvuki.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

логопедического занятия

старшая группа

Тема.   Гласные звуки А, О, У, И.

Цель:  развитие фонематического восприятия на  материале  гласных звуков  А, О, У, И.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  1. закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [А], [У], [И]; [О];
  2. совершенствовать навык фонематического анализа;
  3. закрепить умение определять гласный звук в начале и середине слова;
  4. учить производить слухо-произносительную диффренциацию звуков [А], [У], [И]; [О];

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать фонематическое восприятие и фонематический слух на материале звуков [А], [У], [И]; [О].
  2. развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.  
  3. развивать силу и высоту  голоса,

Коррекционно-воспитательные:

  1. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом;
  2. воспитывать умение работать в течение всего занятия.

Оборудование: музыкальные инструменты (дудочка, бубен, барабан);  сенсорные дорожки; теремок, игрушки: волк, заяц, лошадь, кукла; карточки – символы гласных звуков;  парные картинки большие и маленькие: волк(волчок), заяц, (зайчик),  лошадь…(лошадка),  кукла(куколка);  рисунок дерева с липучками для картинок; картинки: утка, овощи, азбука, игла;  картонные корзинки  с  символами  гласных звуков, грибы с картинками на шляпках: дуб, мак, кот, кит.

Ход.

1. Орг. момент.

         Угадывание  гласных звуков по артикуляции.

2. Вводная беседа.

           Вы правильно отгадали звуки. Какие это звуки? (гласные)

           Мы отправимся в путешествие вместе с гласными звуками. Сначала пойдем по дорожкам. Чтобы узнать, по какой идти сначала, а по какой потом,  надо выполнить задание.

3. Упражнения

1) Упражнение «Угадай, что звучит?» - развитие слухового внимания, закрепление понятия «музыкальные инструменты».

      -Назовите, что лежит на столе? (дудочка, бубен, барабан)

      - Как назвать их одним словом?(музыкальные инструменты)

      - Послушайте, как они звучат.  А теперь закройте глаза и угадайте, какой инструмент звучал.

   (Логопед  по очереди играет на инструментах, дети отгадывают).

    - Сначала  дудела дудка,  около какой дорожки лежит  дудка?  Вот по ней и пойдем сначала. (проходят)

 -Что звучало потом? (Бубен). Теперь идем по тропинке, на которой лежит бубен.

- Последним  стучал  барабан.  По  какой  тропинке пойдем?

2)Упражнение  «Теремок»- произвольное произношение  гласных звуков, закрепление зрительно-слухового образа гласных звуков.

           - По дорожкам мы пришли к теремку.

           Стоит в поле теремок,

           Он не низок не высок,

           Тук –тук-тук,

           Тук- тук – тук,

           В теремочке кто живет?

- Здесь живет  кукла  Аня.  Как  поет  кукла?  (ааа).  Подарите  ей карточку  «звук А».

- Здесь живет Волк.  Как воет  волк? (ууу) Подарите ему карточку  «звук У»

-Здесь живет Лошадка. Как она  кричит? (иии) Подарите  карточку  «звук И»

-Здесь живет Зайка, у которого болит ухо. Как  он стонет?  (ооо) Подарите  карточку  «звук О»

     

3) Упражнение «Угадай, кто голос подает» - развитие фонематического слуха.

 -  жители теремка хотят с вами поиграть.  Они будут произносить звуки, а вы угадайте, кто их произносит.

 Логопед                                       Дети

   Иии                                      Лошадь

    Ооо                                     Зайка

    Ууу                                      Волк

    Ааа                                       Кукла

4) Упражнение «Звери большие и маленькие» - развитие высоты  голоса, произношение гласных звуков, употребление уменьшительно-ласкательной формы слов.

 -  Посмотрите,  это большая кукла,  а  это  маленькая … (куколка)

Это большой волк, а это маленький  …(волчок)

Это большой заяц,  а это маленький  …(зайчик)

Это  большая лошадь, а это маленькая  …(лошадка).

 - Большие персонажи  говорят  толстым голосом, а маленькие       -  тонким.

 - Повтори, как поет большая кукла, а как маленькая.  (И  т. п.)

5) ФКМ. Речь с движением, развитие силы голоса.

          Мы в лес пойдем,                             ходьба с высоким подниманием бедра

          Друзей позовем: «АУ!, АУ!»         громко

          - Никто не откликается                   пожать плечами

           Ау, ау…                                           тихо

           Лишь эхо отзывается.                    Пожать плечами.

6) Упражнение  «Чудо – дерево» - закрепление умения выделять начальный гласный.

              - Мы подошли к чудо-дереву. Что растет на его ветках? (картинки)

              - Назовите их.

             - Мы подарим  картинки жителям теремка, у каждого жителя карточка  с символом звука.  Ему надо подарить  ту картинку, которая начинается  с его звука.

 Игла

Утка

Овощи

Азбука

 - Мы подарили картинки, правильно услышали первый звук.

7)Упражнение  «Грибы -  в корзинки» - закрепление умения выделять гласный из середины слова

 

           - Под деревом растут грибы, они тоже  не простые.  Посмотрите, какие у них шляпки.  На них  тоже  картинки.  Назовите  их.

Дуб, кот, кит, мак,

          - У меня корзинки, на каждой – символ звука.  Грибы нужно собрать в корзины.  В эту корзину положим гриб с картинкой, в названии которой звук А.

В  эту со звуком  О.(  и т.д.)

              _ Проверим, правильно  ли собрали грибы: произнесем  так, чтобы гласный было хорошо слышно (Потянем  киииит, кооот, маааак, дууууб).

8)Упражнение  «Как  кричит  ослик» - анализ  сочетания  ИА.

        - Слышите, кто-то кричит: ИА.  Кто  это? (ослик)

        -А  какие  звуки  умеет произносить  Ослик.  Сейчас узнаем

(Дети садятся за столы)

        - У вас на столе лежат домики, а на крыше звуки. Назовите их.

Эти звуки любят выглядывать  в  окна.  Покажите  первое  окно (с цветком),  второе, третье.

   - Когда кричит Ослик,  какой звук выглядывает  в  первое  окно? ИИИИИИИИа.   (И)

  - Положите символ звука  И в первое  окно.

  - Какой звук вы слышите потом? ИАААААААА (А)

  - Положите символ  звука А  во  второе окно.

  -Теперь показываем пальчиком  на окна  и  произносим  звуки.  ИИИААА.

  - Сосчитайте, сколько звуков умеет произносить Ослик.  Какие?

9) Работа в тетради: развитие мелкой моторики

       

-  Раскрасьте картинку, название  которой начинается на звук  А, И,У. (Каждый ребенок выбирает карточку с тем звуком, который он будет выделять)

 

Утка                                                    Изба                                         Ананас

- картинки подарим жителям теремка.  А нам пора   возвращаться.

10)  Итог.  

                    -Какие звуки мы произносили  и слушали?    

                   -  Что вам запомнилось?  Расскажем  воспитателю  в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы

Конспект логопедического занятия в старшей группеТема: Звуки [З] - [З’]. Зимние забавы...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Карнавал гласных звуков".

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе "Карнавал гласных звуков" по теме: закрепление понятия о гласных звуках....

конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные звуки и буквы"

Обобщить знания о гласных звуках и буквах; закрепить умение делить слова на слоги, выделять голосом ударный гласный звук; совершенствовать навык звуко-слогового анализа слова; упражнять в употреблении...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе.Тема: "Гласные А,О,У, Ы,И"

Открытое занятие для родителей воспитанников группы. Дети показывают свои знания и умения по обучению грамоте, развитию речи и логического мышления. Родители знакомятся с методическими приемами работы...

Конспект занятия в старшей группе. ТЕМА «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

Цели:учить слышать и выделять гласные первого ряда;развивать зрительное и слуховое внимание и память, тактильные ощущения;воспитывать бережное отношение друг к другу....