Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (II уровня речевого развития).
методическая разработка по логопедии (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frukty._onr_ii.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей средней группы с ОНР (II уровня речевого развития).
Фруктовый сад!
Лексическая тема: «Фрукты».
Цель: расширить экспрессивный словарь по теме «Фрукты».
Задачи:
Образовательные:
- введение в самостоятельную речь детей номинативного словаря по теме в рамках их речевых возможностей.
- составление простой фразы (я дам Зайке банан)
Коррекционные:
- согласование существительных с местоимениями в роде, числе и падеже (мой банан, моё яблоко)
- развитие общей и мелкой моторики
- развитие диафрагмального дыхания
- развитие зрительного и слухового внимания и краткосрочной памяти
- развитие вербально- логического мышления
- развитие мышц артикуляционного аппарата
Морально- нравственные (воспитательные):
- воспитывать в детях доброе отношение, чувство взаимопомощи.
Оборудование: карточки с изображением фруктов, корзина, мягкая игрушка «Зайка», логоритмические песни (М. Л. Лазарев «Здравствуй, солнце золотое», Е. С. Железнова «Целый час мы занимались»).
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в один прекрасный сад, там очень много зелёных деревьев, на которых растут замечательные спелые плоды! А для начала давайте все друг друга поприветствуем!
Звучит логоритмическая песня «Здравствуй, солнце золотое!» (музыка: М.Л.Лазарева). Дети стоят по кругу и повторяют движения за педагогом.
Здравствуй ,солнце золотое!
( руки разводим в стороны, как лучики солнышка )
Здравствуй , небо голубое !
(руки поднимаем наверх, кистями делаем покачивающие движения «вправо- влево»)
Люди с песней просыпаетесь!
(подтягиваемся )
И друг другу улыбайтесь!
(Дети улыбаются друг другу)
Логопед: Молодцы, ребята! Мы все с вами поприветствовали друг друга, а теперь давайте попробуем отгадать загадки:
Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие картинки, которые логопед заранее разложил на столе:
«Очень любят обезьяны кушать спелые…(бананы)».
«На сучках висят шары, посинели от жары (сливы)».
«Круглое, румяное, я расту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)».
«Спелый, сочный, аромат я на яблоко похож.
Если пополам разрежешь, внутри косточку найдешь (персик)».
Логопед: Молодцы, ребята! А как можно одним словом назвать всё то, что мы сейчас с вами отгадали (банан, яблоко, сливу, персик)?
Дети: Это фрукты!
Логопед: Совершенно верно! А какие ещё фрукты вы знаете?
Дети: лимон, апельсин, мандарин, грушу и т. д.
Логопед: Молодцы, ребята! А вы любите есть фрукты?
Дети: Конечно!
Логопед: вот и наш сегодняшний гость, Зайка, тоже очень любит полакомиться фруктами, но достать их с высоких деревьев очень непросто. Давайте ему поможем!
Дети: Давайте!
Логопед: Тогда слушайте внимательно, я буду описывать фрукт несколькими словами, а вы попробуете отгадать, что это. Как только отгадаете, скорее доставайте фрукт и кладите его в корзинку.
— Он маленький, желтый, овальный, сочный, кислый… (лимон)
— Оно большое, круглое, красное, сочное, сладкое… (яблоко)
— Он большой, овальный вытянутый, жёлтый, сладкий …(банан)
— Она большая, треугольная, сочная, сладкая, (груша).
Логопед: Молодцы, ребята! Все, все фрукты достали для Зайки. Давайте теперь угостим его. Подойдите ко мне, возьмите по одному фрукту.
Пример: Я дам Зайке яблоко.
Далее дети по очереди произносят фразу: Я дам Зайке…. (грушу, банан, лимон, сливу).
Логопед: Что ж, отлично, ребята! Теперь наш Зайка точно не останется голодным! А мы с вами немножко устали, так давайте сейчас разомнёмся!
Дети вместе с логопедом повторяют движения, произнося стихотворный текст.
Физкультминутка
А теперь, все вместе встали,
С ветки яблоки достали,
Положили их в корзинки,
Дружно выпрямили спинки,
Раз, два – повернулась голова,
Три, четыре – руки шире,
Друг на друга посмотрели
И тихонечко присели.
Логопед: Молодцы, ребята! Мы с вами отлично отдохнули, а теперь давайте- ка разделимся, каждый возьмёт себе тот фрукт, который ему больше всего нравится. Например, логопед показывает фрукт и задает вопрос: Чей это лимон? Ребенок берет его и отвечает:
Это мой…(лимон)
Далее дети по очереди отвечают:
Чьё это яблоко? Это моё…(яблоко)
Чья это слива? Это моя… (слива) и т.д.
Логопед: Отлично! Молодцы! Все фрукты разобрали. Но мы работали сейчас с вами ручками, собирали фрукты, угощали ими Зайку, разбирали их себе, поэтому теперь нужно, чтобы наши пальчики на руках и наши ладошки немного отдохнули.
Дыхательная гимнастика «Ладошки» (по А.Н. Стрельниковой).
Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги на ширине плеч)
Звонкие хлопушки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)
Мы ладошки все сжимаем, (хватательные движения ладошками, сжатие)
Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгать носом, совершая короткие вдохи)
Как ладошки разжимаем, (после короткого вдоха ладошки разжать)
То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно).
Логопед: Молодцы, Ребята! Однако, смотрите, пока мы с вами разминали наши ладошки и учились правильно при этом дышать, нам тут кто-то подложил другие картинки к нашим фруктам. Давайте- ка попробуем в каждом ряду найти лишнюю картинку.
Пример: Груша – картошка – персик – яблоко (картошка лишняя, т к это овощ)
Далее дети по очереди называют и убирают лишнюю картинку:
Апельсин – мандарин – помидор – слива;
Яблоко – лук – груша – банан.
Логопед: Молодцы, ребята! Вы отлично справились.
Теперь давайте ещё разок пройдёмся по нашему красивому саду!
«Раз, два, три, четыре, пять,
В сад пошли мы погулять!
— Видим, растет яблонька, а на ней — наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» — ваши щечки круглые, как яблочки — надуть обе щеки)
— Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, — думает, — попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» — высунуть язычок и спрятать его)
— Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» — имитация жевания)
— Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки: (дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» — втянуть щечки — худышки)
— Побежали ребята дальше. Увидели растет слива. Каждый взял по одной сливе и спрятал за щечку (дети выполняют упражнение «Спрячем сливу за щеку» — попеременно надувают то правую, то левую щеку.)
— Пошли ребята дальше и увидели- растет виноград. Каждый взял одну виноградинку и попробовал удержать ее губами (упражнение «Круглая виноградинка» — вытянуть губы вперед узкой трубочкой.)
— Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.(упражнение «Банан» — улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)
А теперь Зайчик всех вас зовёт попрощаться с ним. Дети вместе с педагогом становятся в круг и выполняют движения под музыку. Звучит логоритмическая песня Е. С. Железновой «Целый час мы занимались».
Логопед: Какие же вы молодцы! Отличную прогулку совершили мы сегодня с вами, собрали все фрукты, накормили ими Зайку и различные движения придумали, которые можно выполнять, подражая фруктам! Надеюсь, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие!
Список использованной литературы
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – 2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 212 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2009. – 272 с.
Методическая литература по логоритмическому воспитанию:
- Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дисс. на соис. уч. ст. к.п.н. – СПб., 2011. – 24 с.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 2003. – 269 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Откуда хлеб пришел?»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития.
Актуализация словарного запаса детей подготовительной к школе группы по теме: «Космос»....
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня "Путешествие в сказку"
Логопедическое занятие, где дети, поподая к героям разных сказок, получают разные речевые задания на закрепление лексико-грамматческих категорий, словообразование, умение составлять связный рассказ по...
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня "Дикие животные зимой" подготовительная группа
Логопедическое занятие для детей с ОНР 3 уровня в подготовительной группе "Дикие животные зимой"...
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (II уровня речевого развития).
laquo;Путешествие колобка»Цель: развитие активной звукоподражательной деятельности.Задачи:Образовательные:1. Учить подражанию голосам животных;2. Учить определять из ряда картинок ту, кот...
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (I уровень речевого развития)
laquo;Жучкины приключения»Цель: развитие экспрессивной речи Образовательные задачи: 1. Расширение, уточнение и активизация словаря. 2. Закрепление умения договаривать предложение...
Логопедическое занятие для детей с ОВЗ 6 лет по развитию речи по теме"Весна". (ТНР, в структуре дефекта - ОНР 3 уровня)
В методической разработке представлены игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.Упражнение "Подбери признак" помогает актуализир...