Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (II уровня речевого развития).
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Екатерина Руслановна Михайлова
Фруктовый сад!
Лексическая тема: «Фрукты».
Цели: расширить экспрессивный словарь по теме «Фрукты».
Задачи:
Образовательные:
введение в самостоятельную речь детей номинативного словаря по теме в рамках их речевых возможностей.
составление простой фразы (я дам Зайке банан)
 
Коррекционные:
согласование существительных с местоимениями в роде, числе и падеже (мой банан, моё яблоко)
развитие общей и мелкой моторики
развитие диафрагмального дыхания 
развитие зрительного и слухового внимания и краткосрочной памяти
развитие вербально- логического мышления
развитие мышц артикуляционного аппарата
 
Морально- нравственные (воспитательные):
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
воспитывать в детях доброе отношение, чувство взаимопомощи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл frukty._onr_ii.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей средней группы с ОНР (II уровня речевого развития).

Фруктовый сад!

Лексическая тема: «Фрукты».

Цель: расширить экспрессивный словарь по теме «Фрукты».

Задачи:

Образовательные:

  • введение в самостоятельную речь детей номинативного словаря по теме в рамках их речевых возможностей.
  • составление простой фразы (я дам Зайке банан)

Коррекционные:

  • согласование существительных с местоимениями в роде, числе и падеже (мой банан, моё яблоко)
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие диафрагмального дыхания
  • развитие зрительного и слухового внимания и краткосрочной памяти
  • развитие вербально- логического мышления
  • развитие мышц артикуляционного аппарата

Морально- нравственные (воспитательные):

  • воспитывать в детях доброе отношение, чувство взаимопомощи.

 

Оборудование: карточки с изображением фруктов, корзина, мягкая игрушка «Зайка», логоритмические песни (М. Л. Лазарев «Здравствуй, солнце золотое», Е. С. Железнова «Целый час мы занимались»).

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в один прекрасный сад, там очень много зелёных деревьев, на которых растут замечательные спелые плоды! А для начала давайте все друг друга поприветствуем!

Звучит логоритмическая песня «Здравствуй, солнце золотое!» (музыка: М.Л.Лазарева). Дети стоят по кругу и повторяют движения за педагогом.

Здравствуй ,солнце золотое!

( руки разводим в стороны, как лучики солнышка )

Здравствуй , небо голубое !

(руки поднимаем наверх, кистями делаем покачивающие движения «вправо- влево»)

Люди с песней просыпаетесь!

(подтягиваемся )

И друг другу улыбайтесь!

(Дети улыбаются друг другу)

Логопед: Молодцы, ребята! Мы все с вами поприветствовали друг друга, а теперь давайте попробуем отгадать загадки:

Дети отгадывают загадки и показывают соответствующие картинки, которые логопед заранее разложил на столе:

«Очень любят обезьяны кушать спелые…(бананы)».

«На сучках висят шары, посинели от жары (сливы)».

«Круглое, румяное, я расту на ветке,

Любят меня взрослые и маленькие детки (яблоко)».

«Спелый, сочный, аромат я на яблоко похож.

Если пополам разрежешь, внутри косточку найдешь (персик)».

Логопед: Молодцы, ребята! А как можно одним словом назвать всё то, что мы сейчас с вами отгадали (банан, яблоко, сливу, персик)?

Дети: Это фрукты!

Логопед: Совершенно верно! А какие ещё фрукты вы знаете?

Дети: лимон, апельсин, мандарин, грушу и т. д.

Логопед: Молодцы, ребята! А вы любите есть фрукты?

Дети: Конечно!

Логопед: вот и наш сегодняшний гость, Зайка, тоже очень любит полакомиться фруктами, но достать их с высоких деревьев очень непросто. Давайте ему поможем!

Дети: Давайте!

Логопед: Тогда слушайте внимательно, я буду описывать фрукт несколькими словами, а вы попробуете отгадать, что это. Как только отгадаете, скорее доставайте фрукт и кладите его в корзинку.

— Он маленький, желтый, овальный, сочный, кислый…  (лимон) 

— Оно большое, круглое, красное, сочное, сладкое…   (яблоко)

— Он большой, овальный вытянутый, жёлтый, сладкий …(банан)

— Она большая, треугольная, сочная, сладкая,   (груша).

Логопед: Молодцы, ребята! Все, все фрукты достали для Зайки. Давайте теперь угостим его. Подойдите ко мне, возьмите по одному фрукту.

Пример: Я дам Зайке яблоко.

Далее дети по очереди произносят фразу: Я дам Зайке…. (грушу, банан, лимон, сливу).

Логопед: Что ж, отлично, ребята! Теперь наш Зайка точно не останется голодным! А мы с вами немножко устали, так давайте сейчас разомнёмся!

Дети вместе с логопедом повторяют движения, произнося стихотворный текст.

Физкультминутка

А теперь, все вместе встали,

С ветки яблоки достали,

Положили их в корзинки,

Дружно выпрямили спинки,

Раз, два – повернулась голова,

Три, четыре – руки шире,

Друг на друга посмотрели

И тихонечко присели.

Логопед: Молодцы, ребята! Мы с вами отлично отдохнули, а теперь давайте- ка разделимся, каждый возьмёт себе тот фрукт, который ему больше всего нравится. Например, логопед показывает фрукт и задает вопрос: Чей это лимон? Ребенок берет его и отвечает:

Это мой…(лимон)

Далее дети по очереди отвечают:

Чьё это яблоко? Это моё…(яблоко)

Чья это слива? Это моя… (слива) и т.д.

Логопед: Отлично! Молодцы! Все фрукты разобрали. Но мы работали сейчас с вами ручками, собирали фрукты, угощали ими Зайку, разбирали их себе, поэтому теперь нужно, чтобы наши пальчики на руках и наши ладошки немного отдохнули.

Дыхательная гимнастика «Ладошки» (по А.Н. Стрельниковой).

Ладушки-ладошки, (дети стоят ровно и прямо, ноги на ширине плеч)

Звонкие хлопушки. (руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты)

Мы ладошки все сжимаем, (хватательные движения ладошками, сжатие)

Носом правильно вдыхаем. (одновременно с движениями шумно шмыгать носом, совершая короткие вдохи)

Как ладошки разжимаем, (после короткого вдоха ладошки разжать)

То свободно выдыхаем. (выдох уходит самостоятельно).

Логопед: Молодцы, Ребята! Однако, смотрите, пока мы с вами разминали наши ладошки и учились правильно при этом дышать, нам тут кто-то подложил другие картинки к нашим фруктам. Давайте- ка попробуем в каждом ряду найти лишнюю картинку.

Пример: Груша – картошка – персик – яблоко (картошка лишняя, т к это овощ)

Далее дети по очереди называют и убирают лишнюю картинку:

Апельсин – мандарин – помидор – слива;

Яблоко – лук – груша – банан.

Логопед: Молодцы, ребята! Вы отлично справились.

Теперь давайте ещё разок пройдёмся по нашему красивому саду!

 «Раз, два, три, четыре, пять,

В сад пошли мы погулять!

— Видим, растет яблонька, а на ней — наливные яблочки (дети выполняют упражнение «Щечки-яблочки» — ваши щечки круглые, как яблочки — надуть обе щеки)

— Яблочки румяные, сладкие. Ползет мимо червячок, увидел яблочки: «Дай, — думает, — попробую!» (дети выполняют упражнение «Червячок в яблочке» — высунуть язычок и спрятать его)

— Бежали мимо дети. Увидели наливные яблочки, тоже решили попробовать: (дети выполняют упражение «Жуем твердое яблочко» — имитация жевания)

— Каждый из ребят съел по яблочку, остались от яблок только огрызки: (дети выполняют упражнение «Огрызок яблока» — втянуть щечки — худышки)

— Побежали ребята дальше. Увидели растет слива. Каждый взял по одной сливе и спрятал за щечку (дети выполняют упражнение «Спрячем сливу за щеку» — попеременно надувают то правую, то левую щеку.)

— Пошли ребята дальше и увидели- растет виноград. Каждый взял одну виноградинку и попробовал удержать ее губами (упражнение «Круглая виноградинка» — вытянуть губы вперед узкой трубочкой.)

— Долго гуляли дети по саду и радостно улыбались.(упражнение «Банан» — улыбнуться, приподняв уголки губ вверх; губы сомкнуты.)

А теперь Зайчик всех вас зовёт попрощаться с ним. Дети вместе с педагогом становятся в круг и выполняют движения под музыку. Звучит логоритмическая песня Е. С. Железновой «Целый час мы занимались».

Логопед: Какие же вы молодцы! Отличную прогулку совершили мы сегодня с вами, собрали все фрукты, накормили ими Зайку и различные движения придумали, которые можно выполнять, подражая фруктам! Надеюсь, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие!

Список использованной литературы

  1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. – 2-е изд., перераб. –М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста»: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 212 с.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2009.  – 272 с.

Методическая литература по логоритмическому воспитанию:

  1. Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дисс. на соис. уч. ст. к.п.н. – СПб., 2011.  – 24 с.
  2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.
  3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. Учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 2003.  – 269 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня "Путешествие в сказку"

Логопедическое занятие, где дети, поподая к героям разных сказок, получают разные речевые задания на закрепление лексико-грамматческих категорий, словообразование, умение составлять связный рассказ по...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня "Дикие животные зимой" подготовительная группа

Логопедическое занятие для детей с ОНР 3 уровня в подготовительной группе "Дикие животные зимой"...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (II уровня речевого развития).

laquo;Путешествие колобка»Цель: развитие активной звукоподражательной деятельности.Задачи:Образовательные:1. Учить подражанию голосам животных;2. Учить определять из ряда картинок ту, кот...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР (I уровень речевого развития)

laquo;Жучкины приключения»Цель: развитие экспрессивной речи Образовательные задачи: 1. Расширение, уточнение и активизация словаря. 2. Закрепление умения договаривать предложение...

Логопедическое занятие для детей с ОВЗ 6 лет по развитию речи по теме"Весна". (ТНР, в структуре дефекта - ОНР 3 уровня)

В методической разработке представлены игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня.Упражнение "Подбери признак" помогает актуализир...