Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Насекомые".
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Данная разработка предназначена для развитие лексико-грамматического строя речи у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_leksiko-grammaticheskogo_stroya_rechi_nasekomye.docx | 527.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по развитию лексико-грамматической стороны речи
Тема: Пчелка Майя
Лексическая тема: Насекомые
Задачи:
- Развивать чувство ритма;
- Актуализировать и расширять словарь сущ., гл. и прил. по теме «Насекомые»;
- Развивать навык образования мн.ч. И.п. и Р.п.;
- Развивать координированную работу речи с движением;
- Развивать навык согласования сущ. с местоимениями;
- Развивать навык построения пересказа по опорным картинкам;
Оборудование: предметные картинки; бубен; схема для описания; макеты гусеницы, бабочки, пчелы; опорные картинки; презентация.
Ход занятия:
- Орг. момент
Л: Смотри, кто к нам пришел сегодня в гости.
Логопед показывает ребенку картинку с Пчелкой Майей.
Л: Пчелка Майя прилетела к нам из своего дома. Каждая пчелка дома занята своим делом, все трудятся для одной цели. И среди пчелок есть одна, что подает сигналы при помощи бубна. Так все пчелки понимают, когда им нужно начинать работать, а когда они могут отдыхать. Пчелка Майя внимательно следила, как другая пчелка бьет в бубен. Теперь Майя хочет с нами поиграть в этот бубен. Сейчас пчелка как-то постучит в бубен, а ты постарайся запомнить и потом повтори.
Материал:
- / / /
- / / / /
- // //
- / / ///
- // // ///
- Актуализировать и расширять словарь сущ., гл., прил. по теме «Насекомые»; развивать навык согласования сущ. с местоимениями
Л: Когда Пчелка Майя улетела из дома, то она по дороге познакомилась с разными насекомыми. Теперь пчелка хочет и нас с ним познакомить.
Логопед показывает ребенку картинки с изображениями насекомых.
Л: Ты знаешь, какие тут насекомые изображены? Назови их. Ребенок перечисляет насекомых.
Речевой материал: бабочка, божья коровка, гусеница, стрекоза, жук, комар, пчела, оса, кузнечик, муравей, муха, паук.
Л: Мы познакомились с этими насекомыми, теперь это наши друзья тоже. Как мы с тобой теперь скажет про друзей. Это моя подруга бабочка. Далее ребенок сам называет других насекомых.
П: «Имя ребенка», одна знакомая стрекоза показала мне одну очень интересную игру. Мы по очереди будем загадывать друг другу загадки. Кто больше загадок отгадает, тот и выиграет в этой игре.
Логопед показывает ребенку схему для составления загадки (цвет, части, действие).
Речевой материал: оса, жук, кузнечик, божья коровка, гусеница, бабочка
Л: А у меня тоже есть одна игра для вас с Пчелкой. Смотри, какие насекомые есть у меня. Сейчас они тебе показывать какие-то движения, а ты попытайся догадаться, что же они делают.
Речевой материал: летает, ползает, собирает, жалит, выползает, грызет
- Развивать навык образования мн.ч. И.п. и Р.п.
Л: Пчелка Майя хочет показать тебе один фокус.
Логопед показывает ребенку картинку с одним насекомым.
Л: Смотри, кто это? Ответ ребенка. Теперь закрой глазки, а сейчас открывай.
Логопед меняет картинку с одним насекомым, на картинку с многими насекомыми.
Л: Смотри, теперь тут не один кузнечик, а теперь тут… кузнечики? А теперь опять закрывай глазки.
Логопед убирает все картинки.
Л: Ой, смотри, все разбежались /разлетелись. Нет теперь (кого?) кузнечиков.
Речевой материал: жук, комар, оса, бабочка, муравей, кузнечик, стрекоза
- Развивать координированную работу речи с движением
Л: Пчелка Майя предлагает нам прожить один день пчелки. Давай попробуем.
«Трудолюбивая пчелка»
Пчелка трудится весь день | Дети руками обрисовывают перед собой круг. |
И работать ей не лень. | Покачивают указательным пальцем в знак отрицания. |
От цветка летит к цветку, | Ритмично размахивают руками крылышками. |
Клеит на брюшко пыльцу | Совершают круговые движения ладонью по животу. |
Хоботком нектар сосет, | Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится. |
За день много соберет | Раскрывают перед собой все пальцы. |
Унесет нектар тот в улей | Обрисовывают в воздухе треугольник. |
И назад вернется пулей. | Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед. |
В сотах утрамбует мед, | Топают ногами. |
Скоро ведь зима придет. | Ежатся. |
Будет пчелкам чем питаться. Летом надо им стараться. | Имитируют движения ложкой. Имитируют накладывание меда в соты. |
- Развивать навык построения пересказа по опорным картинкам
П: У меня для тебя есть одна сказка про своих друзей. Сейчас я ее расскажу, а ты слушай внимательно.
Речевой материал:
Логопед читает ребенку рассказ и показывает опорные картинки.
Л: А теперь послушай сказку еще раз и потом попробуй составить такую же.
- Организация окончания занятия
П: Ой, я слышу бубен. Мне пора возвращаться в свой улей. Пока-пока.
Л: Давай мы вспомним, с какими друзьями Пчелки мы сегодня познакомились? Каких ползающих насекомых ты помнишь? Каких летающих насекомых ты помнишь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Звуки Н и НЬ. Бука Н".
Новаторова Д.О., учитель–логопед, Санкт-Петербург.Лексическая тема: Зимние забавы.Цель: Познакомить детей со звуками «Н» и «НЬ». Буквой Н. Обобщить представления детей о зимних забавах;Задачи:Коррекци...
Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ....
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...
Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).
Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с...
учебно-методическое пособие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи
Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям детей с речевыми нарушениями...
Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНР.
Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНРЦель: Речевое развитие детей, развитие лексико- грамматического строя речи, развитие связной речи.Зад...
Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Космическое путешествие: Спасём Лунтика»
Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Коррекционно-образовательные задачи:активизация и расширение лексического словаря по теме Космос;совершенствование умения об...