Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Звуки Н и НЬ. Бука Н".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сюняева Дарья Олеговна

Новаторова Д.О., учитель–логопед, Санкт-Петербург.

Лексическая тема: Зимние забавы.

Цель: Познакомить детей со звуками «Н» и «НЬ». Буквой Н. Обобщить представления детей о зимних забавах;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;

·         закрепление знаний детей по лексической теме “Зимние забавы”;

·        формирование умения различать твердые и мягкие звуки;

·        закрепление умения выделять согласные звуки Н и НЬ в начале слова, в середине и в конце;

·        формирование навыка слогового чтения слов;

·        совершенствование слогового и звукового анализа и синтеза;

·        ознакомление с графическим изображением звуков [н - нь], буквой Н;

·        развитие связной речи;

·        закрепление умения правильно строить предложения;

·        закрепление навыка выделения звука на фоне слова;

·        развитие фонематических представлений;

·        развитие умения образовывать родственные слова;

·        формирование умения образовывать слова-антонимы;

·        усвоение правильного использования категорий родительного падежа

единственного числа существительных;

Коррекционно- развивающие:

·        развитие умения расслабляться через напряжение;

  • формирование кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие мышления, внимания, памяти;
  • развитие мелкой моторики;
  • Развитие координации речи с движением;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
  •  воспитание умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_n_i_n_zimnie_zabavy.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием ИКТ на тему: Звуки Н и НЬ. Бука Н.

Новаторова Д.О., учитель–логопед, Санкт-Петербург.

Лексическая тема: Зимние забавы. 

Цель: Познакомить детей со звуками «Н» и «НЬ». Буквой Н. Обобщить представления детей о зимних забавах;

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;
  •  закрепление знаний детей по лексической теме “Зимние забавы”;
  • формирование умения различать твердые и мягкие звуки;
  • закрепление умения выделять согласные звуки Н и НЬ в начале слова, в середине и в конце;
  • формирование навыка слогового чтения слов;
  • совершенствование слогового и звукового анализа и синтеза;
  • ознакомление с графическим изображением звуков [н - нь], буквой Н;
  • развитие связной речи;
  • закрепление умения правильно строить предложения;
  • закрепление навыка выделения звука на фоне слова;
  • развитие фонематических представлений;
  • развитие умения образовывать родственные слова;
  • формирование умения образовывать слова-антонимы;
  • усвоение правильного использования категорий родительного падежа

единственного числа существительных;

Коррекционно- развивающие:

  • развитие умения расслабляться через напряжение;
  • формирование кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие мышления, внимания, памяти;
  • развитие мелкой моторики;
  • Развитие координации речи с движением;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
  •  воспитание умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

Оборудование:

Проектор, снежинки, игрушка Снеговик, предметные картинки, картинки снеговиков с недостающими деталями, «Волшебный снежок», простые карандаши, разноцветные кружки для звукового анализа слов, индивидуальные зеркала, конверты с деформированными предложениями;

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный солнечный и морозный день. Я вас приглашаю пройти в своим местам, но прежде чем вы присядете, вы должны назвать 1 звук в вашем имени.

Саша – С, Ника – НЬ, Рома – Р, Кирилл – КЬ, Маша – М, Сережа – СЬ.

Логопед: Молодцы, присаживайтесь!

2. Введение в тему. Изучение нового материала. (слайд 1).

Логопед: Ребята, вспомните как звали трех поросят?  

Дети: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф

Логопед: Одинаково ли звучат первые звуки в именах Наф и Ниф?

Дети: Нет

Логопед: Какой звук вы слышите первым Наф?

Дети: Н

Логопед: Какой звук вы слышите первым Ниф?

Дети: НЬ

– Сегодня мы будем учиться произносить и различать звуки “Н” и “Нь”.

Произнесение звука “Н” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.

Напряжённо языком
На десну, наверх нажмём. 
Н! – мы звонко произноси 
Звуку помогает носик.

Характеристика звуков:

“Н” – согласный, твёрдый, звонкий, носовой; обозначаем синим кружком с колокольчиком; “Нь” – согласный, мягкий, звонкий, носовой, обозначаем зеленым кружком с колокольчиком;

Логопед помещает звуковые символы на фланелеграф.

  • Игра «Поймай звук».

Логопед: Ребята, я буду называть слова. Когда вы в них услышите звук «Н»- поднимите синий кружок, если «НЬ» - зеленый кружок, если наших звуков нет- ничего не поднимаете.

Нос, пол, нить, окно, диван, стол, снеговик, гном, сани и т.д.

  • Игра «Разложи по домикам».

Логопед: Ребята, посмотрите на наш проектор, поросята вам приготовили задание. Вам нужно помочь им разложить предметы в их домики. Для Наф-Нафа – те предметы, в которых есть звук «Н», для Ниф-Нифа- где есть звук «НЬ». (слайд 2).

Дети: Нитки- звук «НЬ» - в домин Ниф-Нифа, конфета- звук «Н» к домик Наф-Нафа и т.д.

  • Игра «4 лишний».

“Логопед: Дети, найдите лишний слог в слоговых рядах. И Объясните почему.

На- но- ну- ма ; ну- на- са- но; ны-ну-ни-на.

Дети: Лишний слог Ма, так как все слоги со звуком «Н». и т.д.

  • Игра «К какой схеме словечко». (слайды 3-5)

Логопед: Ребята, посмотрите на проектор. Какая картинка подходит к схеме.

Затем, каждый ребенок на индивидуальных карточках делает звуковой анализ слова.

Логопед: а теперь, поменяйтесь карточками со своим соседом проверьте работу.  

  • Знакомство с буквой “Н”.

Логопед: Ребята, вспоминаем правило: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем. Со звуками «Н» и «НЬ» мы уже познакомились, а как же называется буква, которую мы используем для обозначения наших звуков?

Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

– На что похожа буква “Н”?

– Из каких элементов состоит буква “Н”?

– Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

Логопед: Перед вами карточки, дорисуйте недостающий элемент буквы “Н”.

Логопед: Ребята, а какой праздник к нам приближается?

Дети: Новый год!

Логопед: Давайте поиграем в игру!

  • Игра «Нарядим ёлку» .

Логопед: Дети, давайте украсим ёлку игрушками. Вам нужно определить, какой звук вы слышите в названии картинок (Н или НЬ). На верхних ветках будут игрушки, в названии которых наши звуки в начале, на нижних — в конце, на ветках посередине — в середине.

Картинки: конфета, снежинка гномик, бантик, конь, машина, телефон, нота, огонек.

-Молодцы!

  • Логопед: Дети, а чем вы любите заниматься зимой?

Дети: Кататься на санках, лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу, снеговика.

Логопед: Скажите, а как называются зимние развлечения?

Дети: Зимние забавы! (слайды 7-13).

Логопед: Поросята хотят послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…

Снег – (снежная);

Мороз – (морозная);

Ветер – (ветреная);

Стужа – (студёная);

Холод – (холодная)

  • Игра «Доскажи словечко».

 Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со  словом «снег». А поросята послушают.

(Логопед  читает  стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом  «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ... (Снег.)

 С неба всё скользят пушинки —

 Серебристые ... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил ... (Снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

  • Логопед: Давайте мы с вами встанем в круг и отдохнем.

Упражнение «Снежный кролик».

Хором. Мы слепили снежный ком, (Обвести в воздухе руками большой круг)

Ушки сделали потом. (Приставить к голове сверху кисти рук, изображая ушки)

И как раз вместо глаз (Приложить ладони к глазам)

Угольки нашлись у нас. (Соединить кончики пальцев с большим щепотью)

Кролик вышел, как живой, (Прыжки на месте)

Он с хвостом и с головой! (Изобразить руками хвост, выполнить два кивка головой)

За усы не тяни — (Погрозить пальцем)

Из соломинок они. (Соединить кончики пальцев обеих рук, плотно прижав их друг к другу. Развести руки в стороны)

  • Игра «Скажи наоборот».

Логопед: Ребята, подберите к предложенным словам противоположные по смыслу, назовите 1 звук:

налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., высушить — ...

  • Работа с деформированным предложением.

Логопед: Поросята тоже придумали красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите им собрать предложения. Выбирайте сами.

(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).

«Снежная, мне, зима, нравится».

«Нас, у, дворе, во, горка ».

«Дети, горки,  катаются, с».

«Забава,  зимняя, любят, дети, все».

               «На, мальчик, санках, катается.»

       «В, снежинки, воздухе, кружатся.»

                   «Дому, к, тропинку, метель, замела.»

Каждый ребенок составляет по одному предложению.

  • Игра «Подуй на снежинку».

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

        Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу  в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

  • Упражнение «Снежный ком».

Логопед: Представим, что мы поднимаем большой ком (мышцы напряжены) – бросили ком (расслабили).

•        Игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Поросята собираются уходить и напоследок, они приготовили для вас последнее задание.

Посмотрите на снеговичков,  но чего-то у них не хватает. Давайте дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки. (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.) «У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)

3. Итог занятия.

Логопед: Ребята, с какими 2 звуками и какой буквой мы сегодня познакомились? Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети  передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ....

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».

Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...

Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).

Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с...

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Насекомые".

Данная разработка предназначена для развитие лексико-грамматического строя речи у воспитанников старшего дошкольного возраста....

учебно-методическое пособие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи

Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям детей с речевыми нарушениями...

Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНР.

Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНРЦель: Речевое развитие детей, развитие лексико- грамматического строя речи, развитие связной речи.Зад...

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Космическое путешествие: Спасём Лунтика»

Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Коррекционно-образовательные задачи:активизация и расширение лексического словаря по теме Космос;совершенствование умения об...