Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Звуки Н и НЬ. Бука Н".
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Новаторова Д.О., учитель–логопед, Санкт-Петербург.
Лексическая тема: Зимние забавы.
Цель: Познакомить детей со звуками «Н» и «НЬ». Буквой Н. Обобщить представления детей о зимних забавах;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
· активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;
· закрепление знаний детей по лексической теме “Зимние забавы”;
· формирование умения различать твердые и мягкие звуки;
· закрепление умения выделять согласные звуки Н и НЬ в начале слова, в середине и в конце;
· формирование навыка слогового чтения слов;
· совершенствование слогового и звукового анализа и синтеза;
· ознакомление с графическим изображением звуков [н - нь], буквой Н;
· развитие связной речи;
· закрепление умения правильно строить предложения;
· закрепление навыка выделения звука на фоне слова;
· развитие фонематических представлений;
· развитие умения образовывать родственные слова;
· формирование умения образовывать слова-антонимы;
· усвоение правильного использования категорий родительного падежа
единственного числа существительных;
Коррекционно- развивающие:
· развитие умения расслабляться через напряжение;
- формирование кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие мышления, внимания, памяти;
- развитие мелкой моторики;
- Развитие координации речи с движением;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
- воспитание умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_n_i_n_zimnie_zabavy.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей подготовительной группы с использованием ИКТ на тему: Звуки Н и НЬ. Бука Н.
Новаторова Д.О., учитель–логопед, Санкт-Петербург.
Лексическая тема: Зимние забавы.
Цель: Познакомить детей со звуками «Н» и «НЬ». Буквой Н. Обобщить представления детей о зимних забавах;
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;
- закрепление знаний детей по лексической теме “Зимние забавы”;
- формирование умения различать твердые и мягкие звуки;
- закрепление умения выделять согласные звуки Н и НЬ в начале слова, в середине и в конце;
- формирование навыка слогового чтения слов;
- совершенствование слогового и звукового анализа и синтеза;
- ознакомление с графическим изображением звуков [н - нь], буквой Н;
- развитие связной речи;
- закрепление умения правильно строить предложения;
- закрепление навыка выделения звука на фоне слова;
- развитие фонематических представлений;
- развитие умения образовывать родственные слова;
- формирование умения образовывать слова-антонимы;
- усвоение правильного использования категорий родительного падежа
единственного числа существительных;
Коррекционно- развивающие:
- развитие умения расслабляться через напряжение;
- формирование кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие мышления, внимания, памяти;
- развитие мелкой моторики;
- Развитие координации речи с движением;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
- воспитание умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
Оборудование:
Проектор, снежинки, игрушка Снеговик, предметные картинки, картинки снеговиков с недостающими деталями, «Волшебный снежок», простые карандаши, разноцветные кружки для звукового анализа слов, индивидуальные зеркала, конверты с деформированными предложениями;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня прекрасный солнечный и морозный день. Я вас приглашаю пройти в своим местам, но прежде чем вы присядете, вы должны назвать 1 звук в вашем имени.
Саша – С, Ника – НЬ, Рома – Р, Кирилл – КЬ, Маша – М, Сережа – СЬ.
Логопед: Молодцы, присаживайтесь!
2. Введение в тему. Изучение нового материала. (слайд 1).
Логопед: Ребята, вспомните как звали трех поросят?
Дети: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф
Логопед: Одинаково ли звучат первые звуки в именах Наф и Ниф?
Дети: Нет
Логопед: Какой звук вы слышите первым Наф?
Дети: Н
Логопед: Какой звук вы слышите первым Ниф?
Дети: НЬ
– Сегодня мы будем учиться произносить и различать звуки “Н” и “Нь”.
Произнесение звука “Н” перед индивидуальными зеркалами. Наблюдение за артикуляцией звука.
Напряжённо языком
На десну, наверх нажмём.
Н! – мы звонко произноси
Звуку помогает носик.
Характеристика звуков:
“Н” – согласный, твёрдый, звонкий, носовой; обозначаем синим кружком с колокольчиком; “Нь” – согласный, мягкий, звонкий, носовой, обозначаем зеленым кружком с колокольчиком;
Логопед помещает звуковые символы на фланелеграф.
- Игра «Поймай звук».
Логопед: Ребята, я буду называть слова. Когда вы в них услышите звук «Н»- поднимите синий кружок, если «НЬ» - зеленый кружок, если наших звуков нет- ничего не поднимаете.
Нос, пол, нить, окно, диван, стол, снеговик, гном, сани и т.д.
- Игра «Разложи по домикам».
Логопед: Ребята, посмотрите на наш проектор, поросята вам приготовили задание. Вам нужно помочь им разложить предметы в их домики. Для Наф-Нафа – те предметы, в которых есть звук «Н», для Ниф-Нифа- где есть звук «НЬ». (слайд 2).
Дети: Нитки- звук «НЬ» - в домин Ниф-Нифа, конфета- звук «Н» к домик Наф-Нафа и т.д.
- Игра «4 лишний».
“Логопед: Дети, найдите лишний слог в слоговых рядах. И Объясните почему.
На- но- ну- ма ; ну- на- са- но; ны-ну-ни-на.
Дети: Лишний слог Ма, так как все слоги со звуком «Н». и т.д.
- Игра «К какой схеме словечко». (слайды 3-5)
Логопед: Ребята, посмотрите на проектор. Какая картинка подходит к схеме.
Затем, каждый ребенок на индивидуальных карточках делает звуковой анализ слова.
Логопед: а теперь, поменяйтесь карточками со своим соседом проверьте работу.
- Знакомство с буквой “Н”.
Логопед: Ребята, вспоминаем правило: Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем. Со звуками «Н» и «НЬ» мы уже познакомились, а как же называется буква, которую мы используем для обозначения наших звуков?
Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
– На что похожа буква “Н”?
– Из каких элементов состоит буква “Н”?
– Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.
Логопед: Перед вами карточки, дорисуйте недостающий элемент буквы “Н”.
Логопед: Ребята, а какой праздник к нам приближается?
Дети: Новый год!
Логопед: Давайте поиграем в игру!
- Игра «Нарядим ёлку» .
Логопед: Дети, давайте украсим ёлку игрушками. Вам нужно определить, какой звук вы слышите в названии картинок (Н или НЬ). На верхних ветках будут игрушки, в названии которых наши звуки в начале, на нижних — в конце, на ветках посередине — в середине.
Картинки: конфета, снежинка гномик, бантик, конь, машина, телефон, нота, огонек.
-Молодцы!
- Логопед: Дети, а чем вы любите заниматься зимой?
Дети: Кататься на санках, лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу, снеговика.
Логопед: Скажите, а как называются зимние развлечения?
Дети: Зимние забавы! (слайды 7-13).
Логопед: Поросята хотят послушать, что вы знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Стужа – (студёная);
Холод – (холодная)
- Игра «Доскажи словечко».
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег». А поросята послушают.
(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю ... (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые ... (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается ... (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее ... (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в ... (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился ... (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка — ... (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой ... (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил ... (Снег.)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
- Логопед: Давайте мы с вами встанем в круг и отдохнем.
Упражнение «Снежный кролик».
Хором. Мы слепили снежный ком, (Обвести в воздухе руками большой круг)
Ушки сделали потом. (Приставить к голове сверху кисти рук, изображая ушки)
И как раз вместо глаз (Приложить ладони к глазам)
Угольки нашлись у нас. (Соединить кончики пальцев с большим щепотью)
Кролик вышел, как живой, (Прыжки на месте)
Он с хвостом и с головой! (Изобразить руками хвост, выполнить два кивка головой)
За усы не тяни — (Погрозить пальцем)
Из соломинок они. (Соединить кончики пальцев обеих рук, плотно прижав их друг к другу. Развести руки в стороны)
- Игра «Скажи наоборот».
Логопед: Ребята, подберите к предложенным словам противоположные по смыслу, назовите 1 звук:
налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., высушить — ...
- Работа с деформированным предложением.
Логопед: Поросята тоже придумали красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите им собрать предложения. Выбирайте сами.
(Дети подходят к столу и выбирают конверты с предложениями).
«Снежная, мне, зима, нравится».
«Нас, у, дворе, во, горка ».
«Дети, горки, катаются, с».
«Забава, зимняя, любят, дети, все».
«На, мальчик, санках, катается.»
«В, снежинки, воздухе, кружатся.»
«Дому, к, тропинку, метель, замела.»
Каждый ребенок составляет по одному предложению.
- Игра «Подуй на снежинку».
Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку.)
А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
- Упражнение «Снежный ком».
Логопед: Представим, что мы поднимаем большой ком (мышцы напряжены) – бросили ком (расслабили).
• Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Логопед: Поросята собираются уходить и напоследок, они приготовили для вас последнее задание.
Посмотрите на снеговичков, но чего-то у них не хватает. Давайте дорисуем снеговичков и расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки. (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.) «У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
(Снеговик хвалит детей, а логопед вывешивает картинки на магнитной доске.)
3. Итог занятия.
Логопед: Ребята, с какими 2 звуками и какой буквой мы сегодня познакомились? Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего? (Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают).Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе по развитию лексико-грамматического строя речи с использованием ИКТ....
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам».
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи на примере логопедического занятия в средней группе по теме: « По осенним дорожкам&raq...
Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).
Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с...
Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Насекомые".
Данная разработка предназначена для развитие лексико-грамматического строя речи у воспитанников старшего дошкольного возраста....
учебно-методическое пособие по развитию лексико-грамматического строя и связной речи
Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям детей с речевыми нарушениями...
Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНР.
Методическая разработка по развитию лексико - грамматического строя речи в старшей группе для с ТНРЦель: Речевое развитие детей, развитие лексико- грамматического строя речи, развитие связной речи.Зад...
Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи для детей подготовительной группы «Космическое путешествие: Спасём Лунтика»
Цель: закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Коррекционно-образовательные задачи:активизация и расширение лексического словаря по теме Космос;совершенствование умения об...