Индивидуальный маршрут развития на ребенка с нарушением слуха
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Цель:
Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития.
Задачи:
- Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
- Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования;
- Развитие общей и мелкой моторики ребенка через двигательные виды деятельности, дидактические игры;
- Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь;
- Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умения;
- Развитие творческого мышления, внимательности, воображения, сенсорной интеграции, зрительного внимания, памяти, через дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut_razvitiya_na_rebenka_s_narusheniem_sluha.docx | 44.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: Утверждаю:
Ф.И.О. родителя_________ _______________.
Заведующий МБДОУ
__________________.
___________________
Согласовано:
зам.зав.по ВМР ______________________
Согласовано:
ст.воспитатель__________ ____________
Индивидуальный маршрут развития
_____________________
(подготовительная группа)
Особенности ребенка
Ф.И.О. _________________
Дата рождения – ______________
Заключение РПМПК – Тяжелое нарушение речи. Недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны и связной речи, моторная алалия. Уровень познавательного развития ниже возрастной нормы. Нарушение слуха.
В речи преобладают простые нераспространенные предложения с аграмматизмами. Уровень развития познавательной деятельности ниже возрастной нормы.
Общие представления ребенка о себе и окружающем не достаточно развиты;
Наглядно-действенное мышление недостаточно развито;
Мелкая моторика недостаточно развита;
В структуре регулятивной сферы отмечается недостаточный уровень развития внимания и памяти;
Образовательные области освоены ребенком не в полном объёме относительно возрастной нормы и образовательной программы ДОУ.
Обращенную речь понимает.
Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь.
Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные. Быстро утомляется, расторможен.
Саморегуляция развита, поддается организации.
Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, организован на работу.
Ребенок посещает ДОУ с 26.08.2014г.
Контакт со взрослыми и детьми устанавливает легко.
Познавательный интерес – неустойчивый, требует дополнительных приемов привлечения внимания, смены видов деятельности.
Крупная моторика развита недостаточно.
Мелкая моторика развита слабо – в художественно-эстетическом развитии требуется помощь взрослого, наклеивает на лист мелкие детали, рисует, но при помощи образца или объяснения воспитателя. Может играть на музыкальном инструменте, если сказать как. Столовыми приборами пользуется в достаточной мере.
Интеллектуальные умения - элементарные математические представления не соответствуют возрастным нормативам.
Ориентировка в пространстве и времени сформирована на низком уровне.
Навыки самостоятельности развиты достаточно – ________ ухаживает за одеждой, устраняет порядок, в своем внешнем виде, следит за чистотой рук, сам одевается.
Звукопроизношение нарушено, голос тихий, глухой.
Обращенную речь понимает не всегда, из-за нарушения слуха. Требуется короткая, четкая инструкция.
ЗУН не соответствуют возрасту.
Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, организован на работу.
Семья занимается ребенком активно и целенаправленно.
Особенности группы
В группе 20 человек. Дети очень дружелюбно относятся к _________, с удовольствием общаются с ним, рады встрече с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.
Цель:
Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального, эмоционального, физического, эстетического развития.
Задачи:
- Создание благоприятных условий развития ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями;
- Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития его социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования;
- Развитие общей и мелкой моторики ребенка через двигательные виды деятельности, дидактические игры;
- Стимуляция речевого развития, в частности наращивания умения понимать обращенную речь;
- Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умения;
- Развитие творческого мышления, внимательности, воображения, сенсорной интеграции, зрительного внимания, памяти, через дидактические игры.
Содержание индивидуального маршрута развития ___________ обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Область | Задача | Ожидаемые результаты | Форма оценивания |
«Социально - коммуникативное развитие» | Воспитывать моральные и нравственные качества ребенка. Формировать позитивные установки к различным видам Формировать первичные представления о безопасном поведении в быту, социуме, природе. | Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов Развиты навыки самообслуживания Сформированы знания о безопасном поведении в быту, социуме, природе. | Использование сюрпризных моментов. Игры, нововлечения с другими детьми (пара, микрогруппа). Система поощрений (конфета, смайлики, жетоны Чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка (договариваться). Введение ритуала начала и окончания всех видов |
Познавательное развитие | Формировать элементарные математические представления, Развивать познавательные интересы ребенка, расширять опыт ориентировки в окружающем, сенсорном развитии, развитии любознательности и познавательной мотивации; Формировать познавательные действия, становление сознания; Развивать воображение и творческую активность; Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, Знакомить с окружающим социальным миром, расширять кругозор ребенка, формировать целостную картину мира. Формировать первичные представления представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формировать элементарные представления о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между ними. Формировать умения работать за столом не менее чем 25 минут, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. | Развиты познавательные интересы __________, ориентируется в пространстве. Знает свой город, адрес проживания, города – герои, столицу Москва. Работает за столом не менее 25 минут, удерживает контакт. | Индивидуальные и подгрупповые формы взаимодействия с ребенком. Динамические паузы. Чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка (договариваться). Введение ритуала начала и окончания всех видов деятельности. Использование сюрпризных моментов. Постоянная поддержка взрослого, вовлечение Кирилла в совместную деятельность. |
Речевое развитие | Развитие всех компонентов устной речи. | Свободно общается с педагогом, родителями и сверстниками. Употребляет в речи синонимы, антонимы. Умеет пользоваться сложными предложениями Умеет работать по правилу и по образу, слушать взрослого и выполнять его инструкции не менее 15 мин. | Свободно общается с педагогом, родителями и сверстниками. Употребляет в речи синонимы, антонимы. Пользуется сложными предложениями Заполнение протокола обследования |
Физическое воспитание: | Расширить умение ходьбе разными способами (обычная, на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, ходьбе в полуприсяде, перекатом с пятки на носок приставным шагом.) бег по дорожке с заданием и без задания, по ограниченной поверхности (скамейке),строевых упражнений, держать в руках большой и маленький мяч, прыжкам на двух ногах, ползанье на четвереньках. Научить подбрасывать мяч и ловить его двумя руками ,отбивать мяч об пол, одной рукой, двумя руками, подбрасывание мяча вверх, передача мяча партнеру разными способами. | На предложенные задания реагирует хорошо, делает все самостоятельно. Двигается легко –ходьба и бег нормальные. - по дорожке и по ограниченной поверхности; спрыгивает со скамейки сам. Хорошо владеет мячом. Строевые упражнения выполняет с ошибками, исправляется самостоятельно. | Деятельностные пробы. |
Художественно-эстетическое | Развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, худ труд) Развитие детского творчества, приобщение к изобразительному искусству. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству Формирование умения работать за столом не менее чем 25 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками. | Создает индивидуальные рисунки. Использует разные материалы и способы создания изображений. Лепит различные предметы, передавая форму и пропорции с организационной помощью. Умеет выполнять танцевальные движения. | Пробы, участие в итоговом событии, наблюдения на занятиях продуктивной деятельностью |
Система работа узких специалистов
узкие специалисты | области | проблема | пути решения | Ожидаемые результаты | Форма оценивания | |
педагог-психолог | I.Развитие психических функций | 1.Восприятие недостаточно развито 2.Внимание недостаточно развито 3.Память недостаточно развита 4.Мышление недостаточно развито 5. Саморегуляция недостаточно развита 6.Мелкая моторика недостаточно развита | -Развивать умение выделять наложенные и зашумленные изображения; -развивать умение воспринимать изображение целостно и отдельные его части; -развивать умение понимать и выполнять двухступенчатые инструкции педагога. - Развивать произвольность внимания, умения сосредотачиваться на одном задании в течении 5-7 минут; - формировать умение работать за столом в течении 30 минут; - развитие умения находить такую же картинку (одинаковую); -развитие умения находить отличия (до 10 отличий). - Построение звукового ряда за педагогом. -Развивать умение запоминать зрительно 10 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность; - выделять из короткого текста (5-7 предложений), с опорой на наглядность, главную мысль. - Развивать умение обобщать предметный материал по категориям: дикие животные, домашние животные, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности; - развивать умение из предложенных ребенку изображений выделять лишнее и объяснять причину выбора; - развитие умения оперировать категориями: высокий-низкий; узкий-широкий; длиный-короткий. -Развивать умение выполнять самостоятельно многократно отработанное действие; - развитие умения осуществлять перенос действия на аналогичную деятельность. -Развивать умение раскрашивать изображение не заходя за его границы; -развивать умение обводить контур предмета; - развивать умение ориентироваться в пространстве листа и клетки. | -Выделяет и называет зашумленные и наложенные изображения; - понимает и выполняет двухступенчатые инструкции. -Сосредотачивает внимание на одном задании в течении 5-7 минут; - ребенок работает за столом в течении 30 минут; - находит такую же картинку (одинаковую); - находит отличия (до 10 отличий). - Повторяет за педагогом определенный звуковой ряд. -Зрительно запоминает 10 несвязанных друг с другом предметов (изображений) с опорой на картинку/ без опоры на наглядность ; - выделяет из короткого текста (5-7 предложений) главную мысль с опорой на наглядность. -Умеет обобщать и исключать изображения по категориям: игрушки, овощи, фрукты, посуда, транспорт, школьные принадлежности, объясняя свой выбор; развитие умения оперировать категориями: высокий-низкий; узкий-широкий; длиный-короткий. -Выполняет самостоятельно многократно отработанное действие; - развитие умения осуществлять перенос действия на аналогичную деятельность. -Раскрашивает изображение не заходя за его границы; - обводит контур предмета. - развивать умение ориентироваться в пространстве листа и клетки. | Промежуточный мониторинг по блоку. Наблюдение. Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг по блоку. Промежуточный мониторинг. Наблюдение. Промежуточный мониторинг. | |
Учитель-дефектолог | Позна ние | Элементарные математические представления сформированы не в полном объёме. Ориентировка в пространстве сформирована не достаточно. Ручная умелость, графические навыки требуют совершенства. Мыслительные процессы требуют совершенства. | Развитие математических представлений (состав числа, сравнение цифр, решение примеров и элементарных задач). Развитие ориентировки в пространстве и времени. Совершенствование графических навыков и ручной умелости. Совершать мыслительные операции (находить сходство и различие,обобщение и исключение, группировать предметы.) | Освоил состав числа и способы образования чисел. Сравнивает числа, решает примеры и элементарные задачи. Различает и обозначает пространственные направления относительно себя. Графические навыки улучшились. Владеет анализом изображений, устанавливает причинно - следственные связи, проводит обобщения и исключения, группирует предметы по задан. призн. | Заполнение диагностического протокола, анализ продуктов деятельности. | |
музыкальный руководитель | Музыкальная деятельность | Ориентируется в пространстве с помощью взрослого; не выражает желание выступать самостоятельно; затрудняется правильно и ритмично прохлопывать простые ритмические формулы; неэмоционально воспринимает музыку , не выражает свое отношение словами; не умеет самостоятельно придумать небольшой сюжет к музыкальному произведению; не проявляет стремление передать в движении характер музыкального произведения; затрудняется самостоятельно до конца исполнять песню, не может узнать ее по любому фрагменту. | Продолжать учить ходить в колонне по одному и парами. Четко останавливаться с концом музыки. Совершенствовать движения рук. Выполнять несколько движений под одно музыкальное сопровождение. Развивать умение наблюдать за движущимися детьми и ориентироваться в пространстве. Выполнять четко муз.- ритм. движения: боковой галоп, прямой галоп, приставные шаги, маховые и круговые движения руками, легкие прыжки на двух ногах, разнообразные поскоки. Придумывать свои движения под музыку. Развивать ритмическую четкость и ловкость движений. Учить выполнять разнообразные движения в соответствии со звучанием различных музыкальных инструментов. | Определять музыкальный жанр произведения; различать части произведения определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка) выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа передавать несложный ритмический рисунок выполнять танцевальные движения инсценировать игровые песни исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии. | Участие в итоговых событиях. Наблюдение в течение года | |
инструктор по физической культуре | Физическое развитие | Иногда требуется индивидуальный показ. | Создание ситуаций в которых нужно выполнять поручения педагога с неоднократным повторение инструкции | Такой способ способствует развитию механизмов саморегуляции умения выполнять задания по устной инструкции, и устранению причин возникших трудностей. | Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). | |
учитель-логопед | Звукопроизношение Артикуляционная и мелкая моторика Слоговая структура слова. Фонематическое восприятие. Звуковой анализ и синтез Словарный запас Грамматический строй речи Связная речь | Нестабильное произношение всех поставленных звуков. Артикуляционная и мелкая моторика не развита. Ошибки в словах сложной слоговой структуры, пропуск и замена слогов. Недоразвитие фонематического слуха: допускает ошибки при выделении звука на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Ошибки при дифференциации сходных по звучанию звуков. Навыки звукового анализа и синтеза в стадии формирования. Знает и называет предметы, части предметов. В речи недостаточно обобщающих понятий. Затрудняется в подборе антонимов. Не использует в речи приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные и местоимения. Пассивный словарь значительно превосходит активный. Допускает много ошибок при образовании слов суффиксальным способом. Навыки словообразования и словоизменения в стадии формирования. В речи использует 4-5 простых предлогов. Допускает ошибки в согласовании частей речи. В речи наблюдаются аграмматизмы. Составляет простое предложение (часто с ошибками в согласовании, употреблении предлогов и аграмматизмами). | Автоматизация всех поставленных звуков. Развитие просодической стороны речи. Развитие мелкой и артикуляционной моторики. Отработка произношения слов сложной слоговой структуры. Развивать умение: выделять звук на фоне других звуков, слогов, в составе слова; дифференцировать звуки; выполнять звуковой анализ и синтез слогов, слов. Продолжать расширять, активизировать предметный, глагольный словарь по лексическим темам. Употреблять притяжательные и относительные прилагательные. Продолжать вводить в речь обобщающие слова, учить классификации предметов по лексическим темам. Закреплять навыки: словообразования и словоизменения. Согласование частей речи в роде, числе, падеже.
Составление простых и сложных предложений (по образцу, по картине, по демонстрации действий (по вопросам) | Стабильное произношение всех звуков. У ребенка сформировано чувство артикуляционных поз. Сможет произносить слова сложной слоговой структуры со стечениями согласных. Допускает единичные ошибки в выделении звука на фоне других звуков, слогов, в составе слова. Допускает единичные ошибки в дифференциации звуков. Выполняет звуковой анализ коротких слов. Словарный запас близок к возрастной норме Умеет словообразовывать и словоизменять. Составляет рассказы с организационной помощью и с опорой на наглядность | Протокол обследования Протокол обследования Протокол обследования | |
Протокол обследования Протокол обследования, наблюдение |
Виды деятельности, через которые идет реализация:
• непосредственно образовательная деятельность групповая, подгрупповая, индивидуальная
• игровая (сюжетно-ролевые, двигательные, настольные и др. игры)
• предметно-манипулятивная деятельность
• музыкальная
• изобразительная
Условия реализации индивидуального маршрута
1.Режим посещения – полный день
2. Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме
Специалист | График |
дефектолог | Пятница 16.30-17.00 (подгрупповое занятие) |
психолог | |
логопед | Понедельник, среда, четверг |
Специальные формы и методы обучения:
1.Чередование умственной нагрузки и отдыха, проведение динамических пауз.
2. Объяснения, предъявление заданий, инструкций в равномерном темпе речи, проговаривая их четко, кратко, конкретно.
3. Позитивная поддержка взрослого, вовлечение в совместную деятельность.
4. Учет цикличного характера продуктивного взаимодействия ребенка, при пресыщении умственной деятельностью возможного применение исключения из ситуации взаимодействия на некоторое время (отдых,перерыв под контролем взрослого на 3-5 мин) Организация динамических пауз, чередование произвольной деятельности с деятельностью по интересам ребенка( договариваться об этом предварительно –« сейчас сделаешь то, что задает взрослый, потом ты играешь с игрушкой»..)
5. Использование сюрпризных моментов и игровых приемов для развития.
6. Введение ритуала начала и окончания определенных видов деятельности.
7.Введение единой системы поощрений ребенка за образовательные успехи и позитивное поведение(смайлики, жетоны, чеки, билеты и прочее)между воспитателями группы, другим персоналом ДОУ, родителями.
Срок реализации программы -6 месяцев. Пересмотр программы – май 2018г.
Методы изучения семьи:
- анкетирование;
- наблюдение за ребенком;
- обследование семьи с помощью проективных методик;
- беседа с ребенком;
- беседа с родителями проективные методики (рисунок семьи)
Работа с родителями
Реальное участие родителей в жизни ДОУ | Формы участия |
В проведении мониторинговых исследований | Участие в консилиумах, предоставление анамнестических данных |
В создании условий | Участие в образовательной деятельности, создании и обогащение ППС; Участие в организации информационно – просветительской деятельности группы и сада по различным вопросам. |
В управлении ДОУ | Участие в родительских собраниях |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей | Участие в образовательной деятельности, создании и обогащение ППС; Участие в организации информационно – просветительской деятельности группы и сада по различным вопросам. Участие в круглых столах, родительских гостиных, родительских конференциях. |
В воспитательно – образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство | Дни открытых дверей. Дни здоровья. Недели творчества. Совместные праздники, развлечения. Встречи с интересными людьми. Клубы по интересам для родителей; Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах. Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности. Творческие отчеты кружков |
Организация оценки индивидуального развития ребенка:
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ним, а так же в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:
- Наблюдение;
- Беседа;
- Анализ продуктов деятельности;
- Анализ карт развития;
- Использование специализированных диагностических комплексов;
- Деятельностных пробы.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).
Уважение, сопереживание и искренность являются важными позициями, педагогов ДОО способствующими позитивному проведению диалога. Педагоги, делятся информацией с родителями (законными представителями) о своей работе и о поведении ребенка во время пребывания в Организации. Педагоги ДОО предлагают родителям (законным представителям) активно участвовать в образовательной работе с их ребенком.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи ребенка с нарушениями слуха в семье. Речевые игры.
Представлены рекомендации и речевые игры по развитию речи ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье....
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
Старший дошкольный возраст....
Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения
Документ представляет собой применый вариант написания индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения...
Индивидуальный маршрут развития для ребенка-ивалида
Индивидуальный маршрут....
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...
Индивидуальный маршрут развития для ребенка с РАС
Раскрывается содержание работы учителя- логопеда с ребенком с РАС на учебный год....
Индивидуальный маршрут развития обучающегося с тяжелыми нарушениями речи.
В индивидуальном маршруте развития описны основные направления коррекционной работы по преодолению тяжелого нарушения речи у обучающегоя с ОВЗ дошкольного возраста....