Развитие речи ребенка с нарушениями слуха в семье. Речевые игры.
консультация по теме
Представлены рекомендации и речевые игры по развитию речи ребенка дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры на развитие речи | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи ребенка с недостатками слуха в семье.
Нужно знать и помнить, что ребенок, с недостатками слуха, так же как и слышащий, появляется на свет с врожденными предпосылками к речи. И те, и другие кричат, когда они голодны, когда что-нибудь болит, когда холодно. Глухой (слабослышащий) ребенок «гулит» так же, как слышащий, но к 8-10 месяцам слышащий начинает лепетать, у него появляются первые слова, интонация, а у глухого (слабослышащего) остаются неразборчивые звуки. Ребенок с недостатками слуха имеет потребность общаться с окружающими, и для того чтобы его поняли, он прибегает к жестам, сопровождая их непонятными звуками и криками. Малыш часто не понимает окружающих, а окружающие не понимают его. Это вызывает у глухого ребенка раздражение. Чтобы привлечь к себе внимание, он кричит, толкает и дергает окружающих. Взрослые, стараясь отучить ребенка от неприятного поведения, нередко наказывают его, ругают. Малыш озлобляется, капризничает, становится замкнутым, упрямым. Чтобы избежать этого, следует быть очень внимательными и ласковыми к ребенку. Нужно стремиться понять, что он хочет, а не отмахиваться от него.
Необходимо добиться того, чтобы глухой ребенок понял, что от него хочет мама (папа). Задача родителей использовать все жесты для того, чтобы дать словесное обозначение просьбы, желания и мысли ребенка. Нужно приучить ребенка смотреть в лицо, губы говорящего с ним человека. Никогда словесная речь не будет развиваться у глухого ребенка, если он не считывает ее с губ окружающих.
Многие родители не делают попыток разговаривать с глухим ребенком, оправдывают себя тем, что он не слышит, и говорить с ним бесполезно. «Все равно он ничего не поймет», — думают родители. Это неверно. Глухие дети могут с раннего детства приобретать навык понимания речи путем чтения с губ. Чем раньше ребенок привыкает смотреть на губы и узнавать по ним знакомые слова и фразы, тем прочнее будет этот навык в старшем возрасте, тем легче для него станет общение с окружающими, тем лучше будет развиваться его речь, т. к. прежде чем научиться говорить, он должен понимать речь.
Маленькому ребенку нельзя давать слова, фразы, оторванные от связанного с ним действия или предмета. Мама, подзывая ребенка жестом, должна медленно, раздельно сказать: «Иди сюда». Эту фразу и другим членам семьи необходимо произносить всегда, когда они зовут ребенка. Давая что-нибудь малышу, нужно произносить: «Саша, возьми!» Прося что-нибудь у него, следует говорить: «Саша, дай». Необходимо закреплять эти слова в игровой деятельности.
В игре у ребенка будет больше потребности к речи. Он оживится, будет общительным, радость, удовольствие от игры вызовет у него звонкий, чистый голос, который так ему нужен для речи.
Когда с ребенком говорят, и он смотрит на губы говорящего с ним человека, у него самого непроизвольно также складываются губки, они у него то вздрагивают, то выпячиваются, то смыкаются. Пусть это будет вначале лепет, ведь и слышащий ребенок сначала лепечет, но при многократном повторении знакомого слова он научится узнавать его по губам говорящего и постепенно усвоит, что каждый предмет и действие имеют свое словесное обозначение, а не обозначаются только жестами.
Родителям нужно знать, что в условиях семьи глухой (слабослышащий) ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха.
Следует развивать у ребенка навык слушать. Для этого с ним необходимо говорить, в игре использовать трубочки, барабан, дудочки, погремушки, звонок и т. д.
С ребенком полезно проводить такие игры:
- «Где звонили?» Ребенок указывает место.
- «Угадай, кто звонил?» Ребенок показывает.
- «Слушай внимательно». Ребенок отгадывает, чем издаются звуки (губная гармошка, дудочка, барабан и т. д.)
Эти игры развивают у ребенка слуховое внимание.
Игры для развития речи детей.
Представленные игры для развития речи направлены на решение следующих основных задач:
· формирование словаря, работа над значениями слов и выражений, активизация словаря в разных видах речевой деятельности;
· формирование разных форм словесной речи: устной, письменной, дактильной;
· развитие связной речи детей, прежде всего разговорной, а также описательно-повествовательной.
Соберем куклу на прогулку
Цели: учить читать с руки, учить выполнять поручения, предъявляемые устно-дактильно.
Оборудование: кукла, предметы кукольной одежды и обуви.
Речевой материал. Кукла пойдет гулять. Оденем куклу. Принеси (дай) пальто (шапку), надень платье (туфли)...
Ход игры
Взрослый сообщает детям (ребенку): «Пойдем гулять с куклой. Будем одевать куклу». Он дает поручения детям в устно-дактильной форме: «Принеси платье (пальто, шарф, шапку, туфли). Надень платье (туфли, пальто...)». В игре у ребенка закрепляется умение понимать и выполнять поручения. В процессе сборов на прогулку ребенку также предъявляется данный речевой материал в устно-дактильной форме.
Могут быть проведены и другие игры такого типа: «Покорми куклу», «Уложим куклу спать», «Будем купать куклу».
Лесенка
Цели: учить чтению, развивать внимание.
Оборудование: карточки с изображением лестницы, мелкие игрушки, картинки (собака, коза, кошка, белка, корова), таблички с названиями этих животных.
Речевой материал: лестница, собака, корова, коза, кошка, белка. Будем читать.
Ход игры
Перед ребенком лежат карточки с изображением лестницы. На каждой ступеньке лестницы написаны слоги одного слова. Педагог говорит: «Будем читать». Он ставит маленькую игрушку на верхнюю ступеньку и просит ребенка прочитать слог. Постепенно ребенок спускается по лестнице, прочитывая слово. После того как ребенок прочитал слово, он выбирает нужную картинку с табличкой и прочитывает слово с соблюдением орфоэпических норм (на табличке отмечено произнесение безударных гласных). Если к этому времени дети овладели складыванием слов из разрезной азбуки или письмом (списыванием слов с табличек), можно предложить сложить слово или списать его с таблички, а затем еще раз прочитать.
Кукла едет отдыхать
Цели: расширять тематический словарь детей, учить понимать видо-родовые отношения, правильно пользоваться обобщающими словами; обучать аналитическому чтению.
Оборудование: кукла, два игрушечных чемодана или сумки, кукольная одежда, наборы игрушечных продуктов питания.
Речевой материал: Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собраться (собрать вещи). В этой сумке одежда. В этой сумке продукты. Положите одежду в сумку. Положите продукты в сумку. Что ты положил? Я положил кофту. Кофта - это одежда....
Ход игры
Педагог приводит в класс куклу и сообщает детям: «Кукла устала. Кукла поедет отдыхать. Помогите кукле собрать вещи. У куклы две сумки. В этой сумке одежда (На сумке прикреплена табличка «одежда»). В этой сумке продукты (табличка «продукты»)». На столе педагога в случайном порядке лежат предметы кукольной одежды, продукты. «Что положим в эту сумку?» Педагог предлагает детям взять продукты (не уточняя конкретные названия) и положить в соответствующую сумку. Он задает детям вопрос: «Что ты положил?», помогает дать ответ: «Я положил печенье». При необходимости ответ записывается и прочитывается всеми детьми. Затем таким же образом заполняется вторая сумка. Когда обе сумки заполнены, педагог уточняет: «Что лежит в этой сумке? Продукты. Назовите продукты». Таким же образом уточняется содержимое второй сумки. Кукла «благодарит» детей, ставит свои сумки в машину, прощается с детьми и уезжает. Игру можно усложнить, предложив несколько групп предметов. Например, в одной сумке одежда и обувь, в другой - продукты и фрукты.
Помогите животным найти свой дом
Цели: расширять представления детей о животных, активизировать словарь, уточнять видо-родовые отношения, учить правильно использовать слова с разной степенью обобщения в речи, учить аналитическому чтению.
Оборудование: игрушечный домик (сарай), макет леса, игрушки-животные: корова, свинья, коза, лошадь, лиса, волк, заяц, белка.
Речевой материал: названия животных; дикие, домашние животные. Животные заблудились (потерялись). Помогите найти дорогу. Где живет корова (заяц...)?
Ход игры
У педагога на столе разные животные (дикие и домашние). Педагог предлагает детям рассмотреть и назвать животных, имитировать их действия (лиса и заяц прыгают, волк бегает, корова ест траву), затем сообщает: «Уже поздно, темно. Животным нужно идти домой. Помогите им найти дорогу». Он указывает на макет сарая и леса (лучше, если макеты находятся на разных концах стола или на двух партах). Педагог предлагает детям взять разных животных и помочь им найти дом: «Где живет лиса?» Ребенок размещает лису в лесу, говорит или прочитывает предложение: «Лиса живет в лесу». Дети размещают всех животных в сарае или в лесу, уточняя, где они живут.
После того как все животные нашли свой дом, педагог уточняет: «Кто живет в лесу? Как называются эти животные?» Уточняется понятие «дикие животные». Таким же образом уточняется значение словосочетания «домашние животные».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха
Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха...
Конспект занятия по развитию речи дошкольников с нарушением слуха по теме: Части лица.
Конспект по развитию речи в средней группе дошкольников с нарушением слуха. Тема: "Части лица"....
Развитие речи детей с нарушением слуха
обучение подходов к развитию речи детей с нарушением слуха -актуальная проблема современности...
Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением слуха
Конспект занятия по развитию речи детей с нарушением слуха составлен в соответствии с возрастными возможностями детей. В данном занятии использованы приемы верботонального метода: пиктограф...
Консультация для родителей «Воспитание ребенка с нарушением слуха в семье»
Родители, имеющие детей с нарушениями слуха, не всегда чувствуют себя уверенными воспитывая ребенка. Убедившись в том, что ребенок не слышит или очень плохо слышит, родители перестают с ним общаться р...
«Развитие речи детей с нарушением слуха на занятиях по ознакомлению с окружающим миром».
Обобщение опыта...
Занятие по развитию речи детей с нарушением слуха
Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшей группы (первого года обучения) по теме "Домашние животные"...