Индивидуальный маршрут развития для ребенка с РАС
учебно-методический материал по логопедии на тему
Раскрывается содержание работы учителя- логопеда с ребенком с РАС на учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальный маршрут развития для ребенка с РАС | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут развития для ребенка с РАС
Зрительно-моторная координация, мелкая моторики рук и артикуляционная моторика
— развить манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, глазодвигателей; тактильно-проприоцептивные и статико-динамические ощущения, четкие артикуляционные кинестезии, тактильную память;
—продолжить формировать представления о схемах лица и тела;
— развить подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;
- уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
- активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Приемы:
— прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо;
— прослеживание и рисование прямых, ломаных, извилистых линий;
— массажные расслабляющие (активизирующие) движения;
— узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;
— двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком;
— «рисование» в воздухе рукой;
— пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;
— активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
— упражнения с пластилином, кинетическим песком. тестом;
— использование кукол бибабо;
— артикуляционная и мимическая гимнастика;
— задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;
— автоматизация отдельных артикулем;
— выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
Зрительно-пространственный анализ и синтез
— продолжать формировать поисковую деятельность, расширить поле зрения;
— продолжать вырабатывать устойчивость, переключаемость, увеличить объем зрительного внимания и памяти;
— научить анализировать зрительный образ.
Приемы:
— соотнесение игрушки с ее изображением на картинке;
— определение сторон тела у людей, изображенных на картинке, сторон собственного тела;
— упражнения в перекрестном ориентировании;
— выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;
— определение недостающих частей у предметов по картинкам;
— узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;
— запоминание изображений предметов;
— фиксация изменений в расположении предметов;
— выделение из множества предметов;
— запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);
— определение различий в предметах и картинках;
— вычленение наложенных друг на друга предметов.
Сенсорно-перцептивная деятельность
- формировать сенсорный и тактильный гнозис;
— развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов;
— научить дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы;
— формировать пространственное моделирование образов и конструктивный праксис.
Приемы:
— выработка умения ориентации в окружающем;
— работа с' тактильными таблицами;
— выделение цвета;
— ознакомление с размером и формой (плоскостной и объемной);
— выполнение действий с дидактическими игрушками (матрешкой, пирамидкой);
— выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;
— соотнесение цветного и контурного изображений предметов;
— дифференциация плоскостного и объемного изображений;
— конструирование из фигур с учетом цвета, целого из частей, различных деталей;
— классификация по цвету, подбор определенной цветовой гаммы;
— идентификация предметов и геометрических фигур.
Функции голоса и дыхания
— увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм;
— развить координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту, тембр и интонацию;
— стимулировать мышцы гортани;
— активизировать целенаправленный ротовой выдох;
— ознакомить с некоторыми характеристиками силы голоса;
— формировать диапазон голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.
Приемы:
— упражнения на расслабление шейной мускулатуры;
— активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;
— тренировка носового выдоха;
— развитие произвольного речевого вдоха;
— выработка произвольного контроля над объемом и темпом выполнения движений;
— выработка комбинированного типа дыхания;
— упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;
— различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха;
— выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.
Чувство ритма
— формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;
— познакомить с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков [а], [о], [у], [и];
— развить сенсомоторные компоненты чувства ритма.
Приемы:
— двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;
— ритмические упражнения для рук и ног;
— воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;
— развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;
— ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма;
— соотнесение ритма со схематическим изображением;
— произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;
— ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.
Фонематические процессы
Развитие слухового восприятия
— расширить рамки слухового восприятия;
— развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;
— сформировать основы слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;
— развить способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.
Приемы:
— привлечение внимания к звучащему предмету;
— совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;
— определение местонахождения и направленности звука;
— ознакомление с характером звучащих предметов;
— различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;
— запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);
— реагирование на громкость звучания;
— узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];
— выделение слов из речевого потока;
— развитие подражания неречевым и речевым звукам;
Импрессивная и экспрессивная речь
— развивать понимание ситуативной и бытовой речи;
— формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия;
— стимулировать простые виды коммуникативной речи.
Работа по формированию понимания речи: «Покажи игрушку» (выбор игрушки и выполнение действий в соответствии с инструкцией), «Покажи картинку: чем мы режем хлеб? чем ты ешь суп?»
Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:
- звукоподражания («Кто как кричит?»), лепетные слова
- предметный словарь по темам:
«Игрушки», «Осень», «Овощи», «День матери», «Свойства воды», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зоопарк», «Новый год», «Зима», «Птицы», «Человек., Части тела». «Одежда», «Обувь», «Дом», «Животные», «Мамин день», «Наша дружная семья», «Цветы»
- слова, обозначающие признак предмета по цвету (красный, желтый, синий, зеленый)
- глагольный словарь (играет, рисует, танцует, поет, катается, кормит, прыгает, бегает, улыбается, плачет, смеется, спит, идет, стоит, ест, строит...)
Формирование лексико-грамматических средств языка:
- единственное и множественное число существительных: «Покажи и назови (Где кукла? Где куклы?)»
- предлоги: на, под, в, за
- слова-антонимы (большой — маленький, грязный — чистый)
— узнавание предмета по его словесному описанию;
— выработка обобщенных понятий;
— выполнение инструкций, содержащих слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
— автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);
Формирование слоговой структуры слов:
двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (пила, рыба...); трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги, молоко...); односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч, лук...); двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (батон, каток...); двусложные слова, состоящие из закрытого и открытого слогов (ложка, мишка, кошка...)
Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации
— развить невербальные компоненты коммуникации ;
— выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих;
— расширение рамок коммуникации с окружающими.
Приемы:
— развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой,
приглашающий жест), сочетающихся со словесной инструкцией и без нее;
— выполнение действий по невербальной инструкции;
— дополнение фразы жестом;
— развитие мимики и жеста;
— ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;
— имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;
— выполнение имитационных движений руками;
— жестовое приветствие и прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка.
Старший дошкольный возраст....
Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения
Документ представляет собой применый вариант написания индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения...
Индивидуальный маршрут развития для ребенка-ивалида
Индивидуальный маршрут....
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...
Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка
Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это осо...
Индивидуальный маршрут развития на ребенка с ринолалией
Цель: Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального,...
Индивидуальный маршрут развития на ребенка с нарушением слуха
Цель: Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального,...