Индивидуальный маршрут развития для ребенка с РАС
учебно-методический материал по логопедии на тему

Кушнир Татьяна Николаевна

Раскрывается содержание работы учителя- логопеда  с ребенком с РАС на учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный маршрут развития для ребенка с РАС

Зрительно-моторная координация, мелкая  моторики рук и артикуляционная моторика

— развить манипулятивную деятельность и мелкую моторику рук, глазодвигателей; тактильно-проприоцептивные и статико-динамические ощущения, четкие артикуляционные кинестезии, тактильную память;

—продолжить формировать представления о схемах лица и тела;

— развить подвижность речевой мускулатуры, произвольность и дифференцированность мимических движений, кинестетический контроль за мимикой и мышечными ощущениями;

- уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

- активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

Приемы:

— прослеживание по направлениям сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо;

— прослеживание и рисование прямых, ломаных, извилистых линий;

— массажные расслабляющие (активизирующие) движения;

— узнавание на ощупь различной фактуры предметов с использованием тактильных таблиц;

— двигательные упражнения с погремушкой, мячом, платочком, флажком;

— «рисование» в воздухе рукой;

— пальчиковая гимнастика с эмоциональным сопровождением;

— активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

— упражнения с пластилином, кинетическим песком. тестом;

— использование кукол бибабо;

— артикуляционная и мимическая гимнастика;

— задания на имитацию положения рта, представленного на картинках;

— автоматизация отдельных артикулем;

— выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Зрительно-пространственный анализ и синтез

— продолжать формировать поисковую деятельность, расширить поле зрения;  

— продолжать вырабатывать устойчивость, переключаемость, увеличить объем зрительного внимания и памяти;

— научить анализировать зрительный образ.

Приемы:

— соотнесение игрушки с ее изображением на картинке;

— определение сторон тела у людей, изображенных на картинке, сторон собственного тела;

— упражнения в перекрестном ориентировании;

— выполнение действий с предметами и игрушками по инструкции;

— определение недостающих частей у предметов по картинкам;

— узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела;

— запоминание изображений предметов;

— фиксация изменений в расположении предметов;

— выделение из множества предметов;

— запоминание расположения предметов на плоскости (вверху, в центре, в правом углу и т.д.);

— определение различий в предметах и картинках;

— вычленение наложенных друг на друга предметов.

Сенсорно-перцептивная деятельность

- формировать сенсорный и тактильный гнозис;

— развивать восприятие цвета и пространственных признаков плоских и объемных предметов;

— научить дифференцировать сходные цветовые тона и геометрические формы;

— формировать пространственное моделирование образов и конструктивный праксис.

Приемы:

— выработка умения ориентации в окружающем;

— работа с' тактильными таблицами;

— выделение цвета;

— ознакомление с размером и формой (плоскостной и объемной);

— выполнение действий с дидактическими игрушками (матрешкой, пирамидкой);

— выработка дифференцированного восприятия круглой, угольной и квадратной форм на материале предметов и геометрических фигур;

— соотнесение цветного и контурного изображений предметов;

— дифференциация плоскостного и объемного изображений;

— конструирование из фигур с учетом цвета, целого из частей, различных деталей;

— классификация по цвету, подбор определенной цветовой гаммы;

— идентификация предметов и геометрических фигур.

Функции голоса и дыхания

— увеличить объем дыхания, нормализовать его ритм;

— развить координированную деятельность дыхания, фонацию и артикуляцию, высоту, тембр и интонацию;

— стимулировать мышцы гортани;

— активизировать целенаправленный ротовой выдох;

— ознакомить с некоторыми характеристиками силы голоса;

— формировать диапазон голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.

Приемы:

— упражнения на расслабление шейной мускулатуры;

— активизация движений мягкого нёба, имитация жевания;

— тренировка носового выдоха;

— развитие произвольного речевого вдоха;

— выработка произвольного контроля над объемом и темпом выполнения движений;

— выработка комбинированного типа дыхания;

— упражнения на выработку способности контролировать силу воздушной струи и ротового выдоха;

— различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха;

— выработка умения повышать и понижать голос в доступных пределах.

Чувство ритма

— формировать ритмико-интонационную сторону речи, ассоциативные связи на основе скоординированной работы анализаторов (речеслухового, речедвигательного, зрительного), ощущения предложения как лексической единицы, характеризующейся ритмико-интонационной законченностью;

— познакомить с ритмико-интонационными характеристиками гласных звуков [а], [о], [у], [и];

— развить сенсомоторные компоненты чувства ритма.

Приемы:

— двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением;

— ритмические упражнения для рук и ног;

— воспроизведение заданного ритмического рисунка отстукиванием и отхлопыванием;

— развитие действий двигательной и ритмико-интонационной активности;

— ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма;

— соотнесение ритма со схематическим изображением;

— произвольное, ритмичное произнесение гласных звуков и звуковых цепочек;

— ритмическое чередование объектов с опорой на зрительное восприятие.

Фонематические процессы

Развитие слухового восприятия

— расширить рамки слухового восприятия;

— развить слуховые функции, направленность слухового внимания, памяти;

— сформировать основы слуховой дифференциации, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;

— развить способность дифференцировать неречевые и речевые звуки.

Приемы:

— привлечение внимания к звучащему предмету;

— совершение действий в соответствии со звуковым сигналом;

— определение местонахождения и направленности звука;

— ознакомление с характером звучащих предметов;

— различение звучания шумов, простейших музыкальных инструментов, голосов;

— запоминание последовательности звучаний (шумов предметов);

— реагирование на громкость звучания;

— узнавание и различение гласных звуков [а], [о], [у], [и];

— выделение слов из речевого потока;

— развитие подражания неречевым и речевым звукам;

Импрессивная и экспрессивная речь

— развивать понимание ситуативной и бытовой речи;

— формировать первичные коммуникативные навыки и лексику на материале звукоподражаний и звукосочетаний, имитирующих неречевые комплексы звуков, восклицания, крики птиц и голоса животных, слов, обозначающих наиболее употребляемые предметы и простые действия;

— стимулировать простые виды коммуникативной речи.

Работа по формированию понимания речи: «Покажи игрушку» (выбор игрушки и выполнение действий в соответствии с инструкцией), «Покажи картинку: чем мы режем хлеб? чем ты ешь суп?»

Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря:

- звукоподражания («Кто как кричит?»), лепетные слова

-  предметный словарь по темам:

 «Игрушки», «Осень», «Овощи», «День матери», «Свойства воды», «Домашние птицы», «Дикие животные»,  «Зоопарк», «Новый год», «Зима», «Птицы», «Человек., Части тела». «Одежда», «Обувь», «Дом», «Животные», «Мамин день», «Наша дружная семья», «Цветы»

- слова, обозначающие признак предмета по цвету (красный, желтый, синий, зеленый)

- глагольный словарь (играет, рисует, танцует, поет, катается, кормит, прыгает, бегает, улыбается, плачет, смеется, спит, идет, стоит, ест, строит...)

Формирование лексико-грамматических средств языка:

- единственное и множественное число существительных: «Покажи и назови (Где кукла? Где куклы?)»

- предлоги: на, под, в, за

- слова-антонимы (большой — маленький, грязный — чистый)

— узнавание предмета по его словесному описанию;

— выработка обобщенных понятий;

— выполнение инструкций, содержащих слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

— автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);

Формирование слоговой структуры слов:

 двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (пила, рыба...); трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги, молоко...); односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч, лук...); двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов (батон, каток...); двусложные слова, состоящие из закрытого и открытого слогов (ложка, мишка, кошка...)

Развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации

— развить невербальные компоненты коммуникации ;

— выражение коммуникативных потребностей с использованием невербальных средств коммуникации в конкретных предложениях в качестве их синтаксических составляющих;

— расширение рамок коммуникации с окружающими.

Приемы:

— развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой,

приглашающий жест), сочетающихся со словесной инструкцией и без нее;

— выполнение действий по невербальной инструкции;

— дополнение фразы жестом;

— развитие мимики и жеста;

— ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;

— имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;

— выполнение имитационных движений руками;

— жестовое приветствие и прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный вариант индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения

Документ представляет собой применый вариант написания  индивидуального маршрута развития для ребенка с нарушением зрения...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка...

Индивидуальный маршрут развития одаренного ребенка

Для проявления способностей ребёнка необходимы особые условия, и среди них главное – человек, который смог бы увидеть эту одарённость, оценить её должным образом и помочь её раскрытию, а это осо...

Индивидуальный маршрут развития на ребенка с ринолалией

Цель: Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального,...

Индивидуальный маршрут развития на ребенка с нарушением слуха

Цель: Формирование в детском саду факторов, которые будут направлены на позитивную социальную и социально-личностное развитие воспитанника, которое включает в себе основные процессы интеллектуального,...