Мастер-класс "Волшебные колечки"
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад
комбинированного вида «Сайзанак»
с. Хайыраканский муниципального района
«Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»
Мастер-класс
«Волшебные колечки» для развития связной речи
Учитель-логопед Хуурак А.В.
1-я квалификационная категория
.
г. Шагонар 2021г
Актуальность:
Актуальность
В последнее время мы слышим все чаще:
"Ребенок хороший, но не говорящий.
А этот, хоть скажет - но плохо, невнятно".
Но мы для того и даны нашим детям:
Понять, разобраться и справиться с этим!
В последние десятилетия неуклонно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, причём, как правило, с наиболее тяжёлыми. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас,
- Несформированность грамматического строя речи
- Нарушение звукопроизношения.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Таким образом, данная проблема актуализирует поиск новых форм, путей использования и внедрения.
.
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с системой методов и приёмов наглядного
моделирования, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
Обучающие:
- Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности мнемотехники
- Дать рекомендации педагогам по использованиюдидактического материала “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.
Развивающие:
- Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы.
Воспитательные:
- Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- Получение педагогами представления о методике заучивания текстов с использованием колечек – опор.
- Внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов активизации интеллектуальных способностей детей.
Оборудование:предметные картинки, резинки для волос, клей, клеевой пистолет, ножницы, клей.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Ход мастер - класса
I.Организационная часть.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я представляю мастер-класс «Использование игровых технологий. «Волшебные колечки» для развития связной речи».
Одной из основных задач ДОУ является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, т.е. умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Наиболее сложным видом такой речи для ребенка-дошкольника является монологическое высказывание.
Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах невозможно полноценное общение, творчество, саморазвитие личности.
Для дошкольников мнемотехники имеют особое значение, т.к. мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер, кроме этого у нее есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Чтобы заученное стихотворение запомнилось надолго, необходимо трехкратное повторение его в течение первых пяти дней. Зрительный образ, сохранившейся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
Великий ученый В.М. Бехтерев говорил:“Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» и стала применять в работе с детьми нарушениями речи мнемосхемы по заучивание стихов, проговаривание чистоговорок для развития речи, после сделала дидактические игры «Волшебные колечки» и начала использовать в своей работе и убедилась, в том, что дети при помощи волшебных колечек с интересом занимаются на занятиях, легко заучивают стихи, строят предложения по картине, с удовольствием проговаривают слова, выделяя заданный звук, надевая на пальчики колечки с картинками.
II часть: (практическая часть)
- Дети существа удивительные, они каждый день совершают открытия, заставляют нас взрослых по- новому смотреть на мир. И чтобы их понять, нужно самим стать детьми. Ведь все мы родом из детства. Я со своими детьми каждый день играю, загадываю и отгадываю с ними загадки, узнаю вместе с ними что-то новое.
Итак, начинаем…
Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием дидактического материала “Волшебные колечки”.
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например,
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
Трамвай с дугой (Что это за дуга?).
Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.
“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)
Работа над многозначным словом крылья проводится по мнемотаблице.
3 этап. Деление стихотворения на части.
В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.
В данном стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.
4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо.
Ты скажи-ка, умница,
Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”
вот машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.
5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.
Молодец! А теперь без моей помощи.
6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.
А кто из Вас может рассказать стихотворение без колечек.
- Уважаемые коллеги, а сейчас я приглашаю вас поиграть в дидактическую игру с волшебными колечки, и будем играть, расшифровать и зачитать, используя этот метод. Попрошу сюда выйти 2 человека. Присаживайтесь за стол.
Дом
У лисы в лесу глухом
Есть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нём
Елка
Дед Мороз прислал
нам елку,
Огоньки на ней зажег.
И блестят на ней иголки,
А на веточках – снежок!
Осень
Почему я в сапогах
Зонт над головою?
Осень слякоть принесла
И дожди с собою.
Под ногами лужи, грязь
Ветер гонит листья
Небо серое грустит,
Тучи в нем повисли.
Бабушка
У бабушки нашей
Хватает забот
Для Тани с Наташей
И вяжет, и шьет.
Читает им книжки
Поет перед сном,
Гулять ребятишек
Везет вечерком.
III часть: Заключение
Таким образом, с помощью “Волшебных колечек” достигаем следующих результатов:
- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи – как на занятии, так и в повседневной жизни;
- расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
С помощью данного методического материала и настроя на позитивный результат, дети получили огромное удовольствие, развивается фантазия, существенно сокращается время на заучивание стихотворения, и кроме этого развиваются творческие способности у детей.
Знание стихотворений обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, формирует культуру речи.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Литература:
- Барсуковой Е.Л. «Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек»
- Глухов В.П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием»
- Кудрова Т.И. «Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи»
- Иншакова О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет»
- Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры на коленках
Буклет для родителей малышей...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»
В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....
Консультация для родителей Тема: «Игры на коленках с детьми раннего возраста»
Дети раннего возраста очень любят сидеть на коленках у взрослых и радуются, когда педагог (родитель) начинает их подкидывать, как бы ронять....
конспект игры-драматизации "Кто колечко найдет"
Конспект игры-драматизации по НМС Н.М.Крыловой "Детский сад-Дом радости" в средней группе...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в 1 младшей группе "Как Маша искала свое колечко" (звучащие картинки)
На занятии дети в игровой форме участся правильно произносить звукоподражательные слова, развивается умение детей отвечать на различные вопросы. Кроме того, воспитываются положительные стороны личност...
«Мы с колечками играем и колечки превращаем»
Непрерывная непосредственная образовательная деятельностьв 1 младшей группе"Мы с колечками играем и колечки превращаем"...
"Раз- колечко, два- колечко..."
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В р...