Конспект индивидуальной непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6 лет с речевыми нарушениями «Автоматизация звука [Р] в открытых слогах в начале слова»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Автоматизация звука [Р] в открытых слогах в начале слова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 288.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 16»
муниципального образования – городской округ город Касимов
Конспект индивидуальной непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6 лет с речевыми нарушениями.
«Автоматизация звука [Р] в открытых слогах в начале слова»
Разработал:
учитель – логопед
Кадырова Антонина Анатольевна
Касимов, 2020г.
Автоматизация звука [Р] в открытых слогах в начале слова.
Цель:
обучения: организовать речевую деятельность детей, направленную на автоматизацию звука [Р] в открытых слогах в начале слова
развития: создать условия для развития фонематического слуха, слухового восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, навыков самоконтроля;
воспитания: пробудить интерес ребенка к правильному произнесения звука [Р] в открытых слогах в начале слова в собственной речи.
Оборудование: машинка, «звуковая дорожка», кукла изображение мальчика, предметные картинки, фотоаппарат (или изображение фотоаппарата), конверт.
Ход:
Этапы | Задачи | Деятельность логопеда и детей |
1. Мотивационный этап. | Создать условия для возникновения внутреннего побуждающего мотива для использования правильного произнесения звука [Р] в прямых слогах в начале слова. | У нас в гостях машинка и у неё заглох мотор. Я знаю, что ты уже научился (лась) «заводить» моторчик. Давай поможем шофёру его завести? |
2. Ориентировочный этап. | Создать условия для: подготовки мышц артикуляционного аппарата; выработки сильной целенаправленной воздушной струи правильного произнесения звука [Р] изолированно и в открытых слогах; | Артикуляционная гимнастика: «Заборчик», «Лопатка», «Почистим верхние зубки» «Маляр», Лошадка», «Грибок» «Гармошка», «Заведи моторчик» Дыхательное упражнение «Машина» (подуть на сомкнутые и слегка расслабленные губы так, чтобы они начали вибрировать). Достаточно ли сильно ты подул(ла)? Проговаривание изолированного звука [Р]: «Песенка моторчика: проводи машинку до гаража») и в открытых слогах: РА-РА-РА, РО-РО-РО, РУ-РУ-РУ, РЫ-РЫ-РЫ, РЭ-РЭ-РЭ) в рифмовке: Р – мотор в горах рычит. Р – нам эхо прокричит. Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р. Вот высокая гора. Повторяет эхо – РА. Ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра. Вижу чью-то я нору. Повторяет эхо –РУ. Ру-ру-ру-ру-ру-ру-ру. Тут оставлено перо, Говорит нам эхо – РО. Ро-ро-ро-ро-ро-ро-ро. Кто хозяин у норы? Эхо тоже спросит –РЫ? Ры-ры-ры-ры-ры-ры-ры? Получилось ли у тебя «завести моторчик» нашей машинки и произнести слоги? Если не получилось, послушай, как я скажу. Как ты думаешь, чем мы сегодня будем заниматься? |
3. Исполнительский этап. Физкультминутка | Организовать практическую деятельность по автоматизации звука [Р] в открытых слогах в начале слова; развитию фонематического слуха, слухового восприятия, слухового и зрительного внимания, памяти, навыков самоконтроля; Создать условия для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) | Поиграем в игру «Кто внимательный?» (внимательно послушай и узнай, правильно ли «заводится» моторчик машинки (р-р-р)? Если правильно, хлопни в ладоши: т…т, ж…ж, н….н, м…м, р…р и т.д.). Правильно! Молодец! А теперь хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Р] в словах: рама, шум, Рома, зубы, рысь, рот, санки, рыба, рука Назови слова со звуком [Р], которые ты только что слышал(ла)? Молодец! Оказывается в нашей машинке находится пассажир Рома и он очень торопится в магазин за покупками. В магазине Рома на витринах увидел нужный товар. Помоги Роме купить товары (отбери и назови картинки, начинающиеся на: РА- ракетка, рамка, рак, ранец, радио, ракушка РО - роза, ролики, робот. РЫ – рыба, рысь -Оставшиеся картинки на какой слог? РУ – рубашка, ручка, рубин, ручей, рубанок, ружье, румяна). Вспомни 5 слов, которые начинаются на звук [Р]. Также Рома приобрел в магазине фотоаппарат и предлагает тебе поиграть в игру «Фотограф». Ты согласен(на)? С помощью волшебного фотоаппарата «сфотографируй» (запомни) как можно больше картинок и скажи что изменилось. (6 картинок на звук [Р] в начале слова. Сначала местами меняются пара крайних картинок, затем пара в середине, и оставшаяся пара. Все ли у тебя получилось? Правильно ли ты назвал все картинки? Какие картинки лежали на столе? «Путешествие» (по ходу чтения стихотворения по очереди загибай пальчики) Мы с первым пальцем-малышком В трамвайный парк пойдем пешком. С другим – поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. А с третьим – сядем мы в такси, Попросим в порт нас отвезти! С четвертым пальчиком в ракете Мы полетим к другой планете. Садись-ка, пятый, в самолет, С тобой отправимся в полет.
Уезжая, Рома оставил тебе этот красивый конверт. В нем письмо, где он просит отгадать загадки (ответь и найди соответствующую картинку: рыба, радуга, ромашка). Вильнет хвостом туда-сюда, И не останется следа (рыба). За лугами, над водой Хлынул дождик проливной, А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует Золотая….(радуга). На каком цветке гадают, Лепесточки обрывают? (ромашка). Все ли загадки ты отгадал? Трудно ли было отгадывать? |
4. Рефлексивный этап. | Создать условия для выражения ребенком эмоций по итогам практической деятельности | Научился ли ты произносить слова, которые начинаются на звук [Р]? Тебе было трудно (легко) произносить слова правильно? Всегда ли с первого раза ты мог произнести слова правильно? Ты научился произносить звук [Р], а шофёр завёл мотор машинки? Давай послушаем. |
5. Перспективный этап. | Создать условия для пробуждения интереса ребенка к правильному произнесению звука [Р] в открытых слогах в начале слова в собственной речи. | А теперь ты сможешь с первого раза произнести слова, которые начинаются на звук [Р]? Кому ты сегодня расскажешь и покажешь, как ты умеешь произносить звук [Р]? |
Литература:
1. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Изд-е 3-у, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-240с.
2. Воронина Л.П., Червякова Н.А. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.-80с. - (Кабинет логопеда).
3. Дунаева Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-96 с. - (Кабинет логопеда).
4. Киреева О.Н. Планы занятий по постановке и автоматизации звука Р. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-160 с.-(Кабинет логопеда).
5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От слова к звуку»/ Е.В.Колесникова.-Изд. 4-е, доп. и перераб. – М.: Ювента, 2018.-80 с.:ил.
6. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/ Л.А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2012. – 32с.
7. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет: блочно-тематическое планирование/ ав.-сост. Э.Ф. Курмаева. – Волгоград: Учитель, 2012. – 191 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л в открытых слогах в середине слова "Путешествие колобка"
Занятие расчитано на детей старшего дошкольного возраста. В занятии применяется артикуляционная, дыхательная гимнастики, задания на закрепление грамматических форм существительных и глаголов, а также ...
Презентация на тему: Автоматизация звука [P] в открытых слогах в начале слова
Автоматизация звука р в слогах.Ваш ребенок уже научился правильно произносить изолированный звук Р, то есть громко рычать, как тигр: ррррррр..., но никак не хочет вставлять его в слова? Давайте попроб...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы компенсирующей направленности Тема «Дружим со звуками [В] и [Ф]» с использованием игровой технологии
Закрепление навыка различения звуков [В], [Ф] изолированно, в слогах, словах и предложениях....
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста ОО «Речевое развитие» Развитие речи на тему: «Что случилось у Петрушки»
Педагогический замысел: закрепить знания о правилах пожарной безопасности....
Автоматизация звука [р] в прямых слогах в начале слова.
Играя, обучаюсь. Выполнение заданий поможет родителям автоматизировать звук [р] легко и интересно....
Автоматизация звука [ш] в прямых слогах в начале слова.
Совместное выполнение ребенком и родителем логопедических заданий по закреплению поставленного звука всегда увлекательно и занимательно. Ежедневное повторение пройденного материала, помогает автоматиз...
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности для детей с ТМНР (ДЦП и интеллектуальными нарушениями)
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности для детей с ТМНР и(ДЦП и интеллектуальными нарушениями) старшего дошкольного возраста по ОО: «Речевое развитие»,...