"Звук С. В гостях у Совуньи"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Образовательная деятельность направленная на закрепления умения различать звук С по акустическим и артикуляционным признакам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gostyah_u_sovuni._zvuk_s.docx | 124.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Администрации города Тюмени
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 87 города Тюмени
(МАДОУ д/с № 87 города Тюмени)
Конспект занятия в старшей группе с детьми ОВЗ на тему:
«В гостях у Совуньи»
Учитель-логопед
Воробьева Татьяна Сергеевна
г. Тюмень 2020
Темы недели: «Перелетные птицы». Звук С.
«В гостях у Совуньи».
Цель: закреплять умение различать звук [с] по акустическим и артикуляционным признакам.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение различать в произношении и на слух согласный звук [с];
- Закрепить умение давать характеристику звука [с] по акустико-артикуляционным признакам, используя схему;
- Закреплять знания детей о перелетных птицах.
Развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие;
- Закреплять умение определять место звука в слове и выделять заданный звук, четко его артикулируя;
- Совершенствовать мелкую моторику, неречевые психические функции: внимание, зрительную и слуховую память, мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру речевого общения;
- Закреплять умение работать в коллективе, действовать по словесным инструкциям.
Словарная работа: слова со звуком С (звук в разной позиции – начало, середина, конец слова). Перелетные и зимующие птицы.
Материал и оборудования: схема для характеристики звука С (акустико-артикуляционные признаки); игрушка Совунья; балансировочная доска; шарики для сухого бассейна с картинками; лампа; картинки для игры «Кто живет в гнезде»; колокольчики.
Предварительная работа: знакомство со звуком С, различение звука С с другими звуками, постановка звука С на индивидуальных занятиях детям, которым это необходимо, изучение материала по теме «Перелетные птицы».
Ход занятия:
- Организационный момент.
Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята!
Ребята, вы знаете, кто такие Смешарики? (ответы детей)
Правильно, Смешарики – это герои мультфильма. Вспомните пожалуйста, как зовут Смешариков. (ответы детей)
Послушайте пожалуйста мою загадку:
А ты знаешь, на деревьях
Тоже можно строить дом.
В этом доме есть варенье,
Чай лечебный в доме том.
Очень мудрая хозяйка,
Веселушка, хохотунья,
Если кто – то заболеет,
То придет всегда …… (Совунья)
Да, сегодня мы побываем в гостях у Совуньи. Она нас очень ждет. Совунья любит играть в разные игры и приглашает нас поиграть вместе с ней.
Ребята, скажите пожалуйста, Совунья это кто? (Это птица) А какая это птица – зимующая или перелетная? (Зимующая)
А какие птицы называются перелетными? (Перелетные птицы осенью улетают в теплые края, а весной они к нам возвращаются).
Ребята, каких вы знаете перелетных птиц? (Ответы детей)
- Основная часть
- Ребята, чем покрыто тело птиц? Правильно - перьями. Выберите себе любое перо, положите его на ладошку.
Развитие целенаправленной воздушной струи:
- Перо на ладошке, дуем на него вытянув губы вперед.
- Перо на ладошке, дуем на него высунув язык.
- Перо на ладошке, дуем на него произнося звук С.
- Характеристика звука С. Дети работают со схемой.
Ребята, скажите пожалуйста, какой первый звук в имени Совунья?
Правильно – звук С.
- В каком положении находятся губы при произнесении звука С?
При произнесении звука С губы растянуты в улыбке.
- В каком положении находятся зубы при произнесении звука С?
Зубы сближены.
- В каком положении находится язык при произнесении звука С?
Язык лежит спокойно в полости рта, кончик языка упирается в нижние зубы.
- Какая воздушная струя при произнесении звука С?
Воздушная струя холодная, встречает преграду – зубы. Горлышко не дрожит.
Вывод: При произнесении звука С воздушная струя встречает преграду – значит этот звук – Согласный, глухой.
Звук С – согласный, глухой, твердый и обозначаем его синим цветом.
- Развитие фонематического слуха - Игра «Колокольчик».
Прилетая из теплых стран перелетные птицы поют песни. У Совуньи есть колокольчики и она предлагает нам поиграть с ними. Я буду называть слоги, услышав слог со звуком С – нужно позвонить в колокольчик.
СА, ПА, СО, АС, МЫ, СЫ, ЫС, КУ, СУ, СУ.
- Динамическая пауза – закрепление произношения звука С.
Совунья и ее друзья Смешарики любят играть в мяч. Сегодня вместе с нами Совунья хочет поиграть в игру «Разные птицы» с шариками и балансировочной доской.
«Разные птицы» Дифференциация зимующих и перелетных птиц.
Проговорить почему зимующие и перелетные птицы так называются?!
Описание задания: на шариках для сухого бассейна наклеены картинки с изображением зимующих и перелетных птиц. Каждый ребенок берет себе шарик, встает на балансировочную доску, называет картинку на шарике и бросает шарик – если на шарике перелетная птица, то в корзинку с изображением солнца, если на шарике зимующая птица, то в корзинку с изображением снежинки.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: снегирь, ворона, синица, сорока, сова, дятел, воробей, свиристель, голубь, галка, скворец, стриж, соловей, славка, аист, ласточка, осоед, трясогузка, чибис, дубонос.
Ребята, вы большие молодцы! Очень быстро и правильно справились с этой игрой!
- Ребята, что делают птицы, когда возвращаются к нам из теплых стран? Ответы детей: поют песни, вьют (строят) гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов.
Совунья предлагает нам посмотреть кто живет в гнезде?
Игра с фонариком «Кто живет в гнезде?» - определение позиции звука в слове.
Описание задания: на столе стоят три корзинки, на корзинках схемы с изображением позиции звука в слове (начало, середина, конец). Из корзинки дети по очереди достаю картинку с изображением гнезда, подносят ее к фонарику и смотрят, кто «живет» в гнезде. Называю птицу и определяют позицию звука С в слове, картинку помещают в нужную корзинку.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: скворец, стриж, соловей, славка, аист, ласточка, осоед, трясогузка, чибис, дубонос
- Итог:
Ребята, с каким звуком мы сегодня с вами играли? Какой это звук? Каких перелетных птиц, в названии которых есть звук С, вы запомнили? Ответы детей.
Какая игра с Совуньей вам понравилась? Почему? А какая игра была сложной для вас?
Спасибо вам большое. Нам пора, а Совунья будет ждать нас снова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»
Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...
конспект индивидуальной логопедической образовательной деятельности (автоматизация звука Ш) "В гости к Каркуше-говоруше"
Конспект для проведения логопедического занятия для ребенка-дислалика старшей группы детского сада....
Конспект НОД инструктора по физической культуре с детьми подготовительной группы «В гости к Совунье»
Очень интересное занятие для старшего возраста.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"4610334","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...
В гостях у Совуньи.
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Развитие речи + Конструирование"...
«В гости к Совунье»
Непосредственно-образовательная деятельность по физической культуре (старшая группа)...
Конспект индивидуального логопедического занятия "В гостях у Совуньи".
Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях...
Конспект подгруппового занятия "Автоматизация звука [С] в слогах, словах "В гостях у Совуньи"
Конспект подгруппового занятия...