Показ открытого интегрированного занятия в средней группе ЗПР с использованием народного фольклора «Бабушкин сундучок»
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Финк Светлана Владиславовна

Конспект занятия по речевому развитию

 в средней группес задержкой психического развития.

 

Учитель- логопед Финк С.В.

Образовательные области

Тема: «В гости к бабушке».

Коррекционно - Образовательные задачи:

- Расширить представления о зиме, конкретизировать признаки зимы, обратить внимание детей на изменения в животном мире.

- Закреплять умение образовывать формы единственного и множественного числа существительных,

- Упражнять в составлении предложений с предлогами по произведённому действию.

- Отрабатывать навыки правильного произношения звука Ш изолированно и в слогах.

- Учить скатывать мелкие шарики из бумажныхсалфеток.

Коррекционно- Развивающие задачи:

- Развивать связную речь.

- Развивать артикуляторную моторику.

- Развивать правильное речевое дыхание.

- Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно- Воспитательные задачи:

- Формировать навыки сотрудничества и доброжелательности.

- Воспитывать умение слушать логопеда и действовать в соответствии с инструкцией.

Обогащение: зимний, кочерыжка, лохань, мочало,

Активизация: табунок, снежинка, потешка, докучная сказка.

Индивидуальная работа: С Катей, Мишей, Лерой отработать четкое проговаривание звука Ш в чистоговорках. Проследить за правильностью дыхательных упражнений Насти.

Предварительная работа: рассматривание картины зимнего леса, иллюстраций с дикими животными, чтение потешек, докучных сказок.

Материал и оборудование:

- индивидуальные зеркала;

- колечки Су-Джок

-снежинки из тонкой бумаги

-картинный материал (с изображением детенышей животных, письмо, петушок);

- игрушки животных

-элементы декорирования (деревья, снежинки, сугробы, пень, комната, изба, оформленная в русском народном стиле: на полу лежат половики, в углу печь с чугунком, около печи – стол с самоваром и посудой.);

 

 

Ход НОД

Занятие в режиме смены динамических поз (технология В.Ф. Базарного)

Логопед:

- Колокольчик, мой дружок, собери детей в кружок.

(Звенит колокольчик, дети собираются возле логопеда)

- Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики! (Дети здороваются)

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся,

Раз, два, три, четыре, пять - начинаем мы играть!

Влетает Сорока. – ребенок подготовительной группы.

Сорока.

- Кре-ке-ке, у коровы хвост в муке, а котенок, кре-ке-ке, искупался в молоке. Обо всем я стрекочу, что блестит, то ухвачу.

- И бойка, и белобока Я – длиннохвостая сорока.Я по лесу летала, по полю скакала, малых детушек искала.

- Да вот же они! Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки!

(дети здороваются).

- Я принесла письмо от бабушки (показывает). Вот вам письмо, а я полетела дальше почту разносить.

Логопед:

- Скоро праздник Новый год и бабушке нужно помочь украсить елку. Она приглашает нас к себе вгости в деревню.

- Ну что, поможем бабушке?

Дорога долгая нам предстоит и я предлагаю вам подкрепиться, (артикуляционная гимнастика):

- Рассаживаемся за столы, а помогут нам зеркала.

1. Напечем блинов.

2. Попьем чай.

-Ребята, что нужно после еды обязательно сделать?

3. Почистим зубки.

4. Прополощем рот.

- Для чего нужно

-Вот мы и готовы. На чём можно отправиться в путь?(автобусе, поезде, машине).

Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на лошадках. Садимся на лошадок и скачем по дорожке(цокая язычком).

По дорожке ровной, гладкойСкачут быстрые лошадки:

Цок, Цок, Цок, Цок-Скачет резвый табунок.

Логопед:

- Ребята, посмотрите, дорога в деревню проходит через лес.

-Скажите, какое сейчас время года? (зима).

- Значит какой перед нами лес? (зимний).

Логопед с детьми подходит к зимней арке

Логопед:

- Ой, ребята, посмотрите, перед нами ворота в волшебный лес. Попасть в него не просто. В волшебный лес попадёт только тот, кто вспомнит признаки зимы.

 - Как вы узнали, что сейчас зима? (холодно, одежда теплая, снег лежит и т.д.).

(Ребёнок называет признаки, проходит через ворота и попадает в лес)

- Прямо с неба к нам летят лёгкие пушинки.

Серебрятся и блестят белые снежинки.

Я предлагаю поиграть со снежинками. Нужно положить снежинку на ладошку и сдуть ее. (дыхательная гимнастика упражнения по методике Стрельниковой).

- Молодцы. Ребята, пока мы с вами играли, за нами наблюдали лесные животные.Как вы думаете, кого можно встретить зимой в лесу? (лиса, волк, заяц, белка - ответы детей).

- Почему мы зимой не увидим медведя? Какие еще животныеспят всю зиму?

- Давайте мы с вами перечислим всех на пальчиках. Приготовили ручки.(пальчиковая гимнастика – развитие моторики)

Ёж, барсук, медведь, енот ( загибают пальцы на правой руке)

Спят зимою каждый год ( сжимают- разжимают кулак)

Волка,зайца,рысь,лису(загибают пальцы на левой руке)
И зимой найдешь в лесу( сжимают –разжимают кулак)

- Правильно, в лесу живут разные животные.

Логопед:

- Ребята, посмотрите, кто сидит в снегу? Он совсем не заметный? (это заяц). А ПОЧЕМУ ЕГО НЕ СРАЗУ МОЖНО ЗАМЕТИТЬ В СНЕГУ? (он становится белым). Давайте поиграем с зайцем и вспомним потешку.

-Заяц, заяц, чем ты занят? – Кочерыжку разгрызаю.

-А чему ты заяц рад ? -Рад что зубы не болят.

(координация речи с движением).

Логопед:

-. А это кто за деревом спрятался? (белка).

- Это рыжая белка решила с нами в прятки поиграть. Белка будет прятаться, а вы говорите, где она.

(игра «Беличьи прятки».Составление предложений с использованием предлогов).

-. Куда спряталась белка? (Белка спряталась за дерево)

- Куда прыгнула белка? (Белка прыгнула в сугроб)

- Откуда выпрыгнула белка? (Белка выпрыгнула из сугроба)

- Где сидит белка? (Белка сидит на дереве).

- Молодцы, ребята, не удалось белочке нас обхитрить.

Логопед:

- Детеныши лисы, зайца, белки и волка так рады зиме, в снегу кувыркались, в прятки играли, разбежались кто куда. Нужно отыскать их.

(находят картинки и называют).

Игра «Один – много».

Один зайчонок - много зайчат,

Один лисёнок - много лисят,

Один волчонок, а много волчат,

Один бельчонок - много бельчат.

Логопед:

- Молодцы, вы правильно всех назвали и помогли животным своих малышей найти.

Логопед:

А вот и домик небольшой. Дым колечком над трубой.

Видно варится обед, есть здесь кто-то или нет?

- Давайте постучим(стучим). Никто не отвечает. Наверное,бабушка занята и не слышит, давайте позовём её – «Бабушка» - только тихим голосом. Нет, не отвечает. Давайте чуть погромче позовём, опять не слышит. Давайте громким голосом позовём её(развитие силы голоса).

Бабушка:Панкова Е.Н.

-Здравствуйте, милые детушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне пришли. Заходите, заходите, гости дорогие. Присаживайтесь вот здесь на лавку. А я вот делами занимаюсь.

Логопед:

- Бабушка, а что сейчас делаешь?

Бабушка:

- Кашу варю вот в этом горшочке. Чтоб она вкусной получилась волшебные слова приговариваю. Вот послушайте:

Шу-шу-шу–кашу я сварить спешу,

Шок-шок-шок –кашу положу в горшок,

Ша-ша-ша - каша хороша,

Ши-ши-ши–наши дети хороши.

Логопед:

- Как здорово, бабуля. Мы тоже тебе хотим помочь кашу варить. Но сначала вспомним, где находится язычок при произношении звука «Ш» (на верху), в каком положении губы и зубы? (зубки заборчиком, губы округленны),

(автоматизация звука Ш в чистоговорке).

Логопед:

- А пока каша варится, ребята, давайте мы развеселим бабушку.Расскажем ей докучную сказку.

Жил-был дед со старухою. Была у них избушка. А в избушке стояла лохань, в лохани – мочало. Начинай сказку сначала.

Бабушка:

- Ох, и повеселили вы меня. Ребята, в вашей сказке слова новые я услышала. А что такое лохань? Кто знает, что такое мочало? (ответы детей)

Логопед:

- Бабушка, мы пришли помочь тебе елочку украсить.

Бабушка:

Бабушка показывает детям изображение зеленой елочки (без игрушек на листе ватмана).

Коллективная работа. Панно: «Нарядная елочка».

Логопед:

- Ребята чем можно елку украсить? (разноцветные шарики, гирлянды, бусы и тд)

Бабушка:

-А у меня нет ничего! Ни гирлянд, ни шариков. Что же делать?

Логопед:

- Ребята, из чего можно сделать украшения на ёлку?

(у бабушки на столе стоятсалфетницы с салфетками).

- Мы украсим ее разноцветными шариками. А шарики сделаем из салфеток.

- Но сначала нужно подготовить наши пальчики к работе. Прокатаем кольца по пальцам. (Су Джок терапия).

Маленький мизинчик плачет, плачет, плачет,

Безымянный не поймет, что все это значит?

Средний пальчик – очень важный, не желает слушать.

Указательный спросил: «Может хочешь кушать?»

А большой бежит за ложкой, тащит рису ложку.

Говорит: «Не надо плакать. На, поешь немножко».

- Пальчики мы подготовили к работе, приступим к украшению елки.

Логопед показывает, как можно из кусочка салфетки скатать шарик, обмакнуть его в клей и приклеить на елку.

Логопед:

- Ребята, что нужно сделать вначале с салфеткой (- мы сомнем из салфетки комочек и будем катать круговыми движениями в ладошках, чтоб получился шарик или комочек).

- Хорошо. Какое действие будет следующее. (- Нужно комочек обмакнуть в клей и приклеить шарик на елочку).

- Салфетка мнется. Какая она на ощупь? (мягкая).Какого цвета салфетку вы выбрали для шарика.(салфетки разноцветные).

- У вас очень нарядная елочка получается.

«Елочка наряжается, - праздник приближается.

Новый год у ворот. Ребятишек елка ждет!»

- Вот какая красивая елка получилась!

Бабушка:

- Спасибо, что повеселили меня, елочку нарядили, спасибо вам за заботу. Вот вам от меня угощение на дорожку. Я вам пирожков напекла. Счастливого пути.

Логопед:

- Пришла пора прощаться: скажем «До свидания» бабушке. Нам нужно возвращаться в детский сад.

Логопед:

- Садимся на лошадок и скачем по дорожке:

По дорожке ровной, гладкой    Скачут быстрые лошадки:

Чок, чок, чок, чок -    Скачет резвый табунок. (цокаем язычком).

- Мы вернулись в детский сад.

Какой добрый поступок мы сегодня совершили?

Что больше всего тебе (имя ребёнка) понравилось в нашем путешествии?

Что запомнилось? Что было трудно? С каким настроением вы будете вспоминать наше путешествие?

А сейчас я провожу вас в группу. Не забудьте рассказать о нашем путешествии друзьям и родителям.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе «Птицы» с использованием ИКТ- технологий образовательной области «Речевое развитие»

Цель: Формирование  представлений детей о птицах, об особенностях  их внешнего вида.Задачи: • Уточнить и закрепить представления о птицах (особенностях строения, мес...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект  открытого интегрированного занятия в средней  группе  на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий Цель: обобщить знания дет...

Открытое интегрированное занятие в средней группе «Гномики» по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и театрализованных технологий при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Цель: Обобщить знания детей о животных, вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность.  Активизировать познавательную деятельность детей в   процессе   работы ...

Открытое интегрированное занятие в средней группе "Дерево здоровья" с использованием ИКТ.

Формировать знания о здоровом образе жизни;Закреплять представления детей о разных видах спорта, о важности для здоровья занятий спортом;Продолжать формировать у детей понятия о важности соблюдения ре...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект  открытого интегрированного занятия в средней  группе  на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий Цель: обобщить знания дет...

Конспект открытого интегрированного занятия в средней группе на тему: «В гостях у Царицы Природы» с использованием инновационных технологий

Конспект открытого интегрированного занятияв средней  группе на тему: «В гостях у Царицы Природы»с использованием инновационных технологий...