Мастер-класс для педагогов. Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком».
консультация
Интересный материал для педагогов по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_fonarikom.docx | 782.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №56 «Ромашка» города Рубцовска, Алтайского края
Мастер-класс для педагогов
Тема: «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр с фонариком»
Выполнила: воспитатель Страчкова Н.А.
2019г.
Не секрет, что с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Все сложнее, становится организовывать какой – либо вид деятельности, чтобы увлечь всех малышей. Исходя из практических наблюдений, можно отметить снижение интереса детей к организованной образовательной деятельности, что, конечно же, сказывается на их развитии в целом. Поэтому для привлечения детей к овладению знаний нам, педагогам, необходимо вести поиск новых подходов.
Любая деятельность в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ носит характер сотрудничества. Ребенок является активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных знаний и умений. Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. И, конечно же, любой ребенок любит сюрпризы и волшебство.
Игры со светом – самый доступный и самый зрелищный вид занятий с малышами. Это настоящая магия и волшебство! Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками. Ведь можно показать различных героев своими руками, запускать солнечных зайчиков, а также показывать сказки. Дети с восхищением ждут, кто же сегодня появится за ширмой?
А что, если им самим стать волшебниками, и посветив фонариком на картинку, узнать, кто спрятался за ней? Если взять картинку с нарисованной травой, а сзади этой картинки поставить зайца или ежика – это могут быть игрушки или нарисованные животные и направить луч света, то зрителям сразу станет видно «Кто же спрятался в траве?» Так и появились игры с фонариком!
Мастер-класс для воспитателей по проведению игр, направленных на познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста с использованием электрического фонарика.
Цель: Познакомить педагогов с видами дидактических игр по познавательно-речевому развитию, с использованием электрического фонарика и их использование в образовательном процессе ДОУ.
Материал: Дидактические игры: «Поможем Мишке разложить пирожки по тарелкам», «Из чего варенье», «Кто прячется за кустом?», «Таможня».
Оборудование: Предметные, сюжетные картинки, фонарики, игрушка-«мишка», тарелочки, кармашки для счета.
Вступительная часть: Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи детей. На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – это ранний и дошкольный возраст. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Сейчас, я предлагаю вам поиграть в игры, которые я использую в своей работе по позновательно-речевому развитию детей с использованием электрического фонарика. Цель этих игр: расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.
Дидактическая игра: «Поможем Мишке разложить пирожки по тарелкам».
Цель игры: Развитие связной речи; обогащение словаря; формирование умения согласовывать прилагательные и существительные, учить употреблять предлог «С», «СО» ; развивать логическое мышление, внимание, счет, сравнение.
Итак:
Воспитатель: - К нам в гости пришел Мишка из сказки «Маша и Медведь». Он просит нас о помощи.
Маша испекла пирожки с разными начинками и попросила Мишку отнести бабушке и дедушке пирожки только с фруктовыми и овощными начинками, но Мишка перепутал все пирожки. Давайте поможем ему разложить пирожки по тарелочкам, на 1-ю тарелочку положим пирожки с фруктовыми начинками, на 2-ю тарелочку положим пирожки с овощными начинками, а на 3-ю тарелочку положим все оставшиеся пирожки.
Чтобы узнать с какой начинкой пирожок, нужно просветить его через фонарик и сказать с какой начинкой пирожок. (пирожок с шоколадной начинкой, пирожок с яблочной начинкой и т.д.) Затем детям можно предложить пересчитать пирожки с фруктами, с овощами и с другими начинками. Пирожки с фруктами и овощами кладем в короб и отдаем Мишке, остальные пирожки остаются в тарелке.
Дидактическая игра: «Из чего варенье»
Цель игры: Продолжать учить детей согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе; развивать внимание, мышление, память, навыки и приемы самоконтроля; обогащение словарного запаса детей; закреплять счет, сравнение, понятия больше - меньше.
Воспитатель: - Лето - это пора вкусных, сладких, ягод и фруктов, из них варят вкусное варенье чтобы полакомиться зимой. Перед вами лежат баночки с вареньем, но с каким мы не знаем. Чтобы узнать из чего варенье, нужно просветить баночку фонариком и сказать из чего варенье.
У меня варенье из малины – малиновое. А у вас?
(Дети поочередно: варенье из смородины – смородиновое; из клубники – клубничное, из яблок – яблочное, из вишни – вишневое, из слив – сливовое, из абрикоса – абрикосовое, из персиков – персиковое и т.д.)
- А теперь нужно баночки с вареньем поставить храниться на полочки на зиму
- на первую полку мы поставим 4 банки (предложить ребенку),
- на вторую полку нужно поставить на одну банку больше чем на первой полке (5) (предложить ребенку),
- на третью полку мы поставим оставшиеся баночки с вареньем (6).
- на сколько меньше баночки на второй полке, чем на третьей?
Дидактическая игра: «Кто прячется за кустом?»
Цель игры: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному; развитие памяти, внимания, воображения; закреплять правильное произнесение звуков; формирование умения грамматическому и фонетическому построению фраз.
Воспитатель: - За этим кустом кажется кто-то спрятался. Чтобы узнать кто это, нужно просветить фонариком куст и назвать животное, которое прячется за ним, сказать домашнее оно или дикое. Назвать первый звук слова (заяц - З, лиса - Л и т.д.) Определить количество слогов (можно хлопками или подставить ладошку под подбородок: за-яц, ли-са и т.д.).
Дидактическая игра: «Таможня» (три варианта игры)
Цель игры: 1. Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; развивать речь, логическое мышление; воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности.
2. Закреплять умение детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное; Развивать внимание, быстроту мышления.
3. Совершенствовать умение детей определять живые и неживые предметы; Формировать навыки словообразования. Развивать речь, память, внимание, мышление, воображение;
Воспитатель: - Любители путешествовать на самолете знают, что в каждом аэропорту, в целях безопасности проверяют багаж (сумки, чемоданы). Это место называется таможенный пункт, багаж просвечивают и смотрят, есть ли в чемоданах запрещенные предметы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Таможня».
1. «Опасное – Безопасное»: - В багаж нельзя сдавать опасные предметы. Мы просветим ваш багаж. Если там окажется опасный предмет, то я его не приму. В багаж принимаем только безопасные предметы. Дети определяют опасные и безопасные предметы, называют их.
2. «Съедобное - Несъедобное»: - К провозу запрещены продукты питания. Мы просветим ваш багаж и отложим все, что окажется съедобным. Несъедобное провозить можно. Дети определяют съедобные и несъедобные предметы, называют их.
3. «Живое – Неживое» - В багаж нельзя сдавать живых существ. Мы просветим ваш багаж. Если там окажется живое существо, то я его не приму. В багаж принимаем только не живые предметы. Дети определяют живые и не живые предметы, называют их.
Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках. Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.
Эти игры можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях:
• при изучении лексического материала; знакомством окружающего мира;
• при решении математических задач;
• при работе над грамматическими категориями и в других образовательных областях.
• Так же в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми во второй половине дня с воспитателем, в совместной работе детей и родителей дома.
Такие игры можно подобрать для всех возрастов и по всем темам, охватывающим образовательно-педагогический процесс. Педагог может сам выбрать тему игры, ее цель и задачи. Цель игр с фонариком – расширить и закрепить знания детей, посредством дидактической игры «Игры с фонариком».
Результат использования таких игр является:
• повышение эмоционального, психологического, благополучия;
• улучшение запоминания нового материала;
• наличие потребностей в овладении новыми знаниями.
Как же сделать и преподнести «Игры с фонариком» детям? Для детей младшего возраста я предлагаю игру, которая называется «Кто в банке?».
Делается эта игра с помощью программы Microsoft Word. Открываем в этой программе окно ВСТАВКА и вставляем таблицу. Число столбиков и строк зависит от размера карточек. Делаем две таких таблицы на разных листах. И в каждую ячейку в таблице ставим изображение, в нашем случае – это банка. После в каждую банку во второй таблице ставим изображение разных насекомых. Банку можно удалить или оставить. Распечатываем два листа. Совмещаем их таким образом, чтоб лист с пустыми банками был над насекомыми и проклеиваем клеем. Разрезаем и ламинируем. Карточки готовы!
Теперь можно экспериментировать со светом. Нужно включить фонарик и направить луч света на банку с тыльной стороны. Насекомого хорошо видно и дети с легкостью ответят на вопрос «Кто в банке?». Как только убирается фонарик, ребенку снова видна пустая банка.
Можно сделать множество подобных игр, которые будут затрагивать все области познания: «Было-Стало», «Полезное-вредное», «Кто за забором?», «Что лишнее в шкафу?», «Клетка с птичками», «Насекомые», «Что съел хомяк?», «Морские обитатели», «Полезная и вредная еда», «Больше или меньше», «Сколько стало» и множество-множество других….
Игра «Кто за забором?»
Игра «Морские обитатели»
Игра «Полезное-вредное»
Игра «Было-стало»
Использование игр с фонариком позволяет замотивировать детей на совместную игру на занятиях, улучшить концентрацию внимания. Разнообразие и вариативность дидактического материала, использование продуктивной и игровой деятельности позволяет ненавязчиво, опосредованно развивать и обогащать знания детей.
Данная тема меня очень заинтересовала, я решила поработать над ней плодотворно, поэтому, перспективой работы над данной темой вижу: поиск и разработку новых игр по всем областям и по всем возрастам, привлечение родителей и детей к изготовлению игр дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Положительное воздействие дидактических пособий на речевое развитие детей дошкольного возраста»
Цель: использование дидактических пособий в воспитательно-образовательном процессе.Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые...
Мастер – класс для родителей на тему:«Компьютерные игры для детей дошкольного возраста»
Был проведен мастер-класс для родителей детей, посещающих группу "Особый ребенок"....
Мастер - класс «Рисование песком как положительный фактор в развитии детей дошкольного возраста».
Задачи:1. Рассказать о положительном влиянии рисования песком для детей и взрослых2. Познакомить воспитателей с некоторыми способами рисован...
Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...
Сценарий мастер-класса "Закружилась листва золотая" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 4-5 лет и родителей
В сценарии представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя рекомендации по обучению взрослых и детей...
Сценарий мастер-класса "Мультик в кармашке" по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста 5-6 лет и родителей
В сценарии "Мультик в кармашке" представлен один из видов организации творческого взаимодействия с семьёй в форме мастер-класса. Содержание методической разработки включает в себя подробное ...
Мастер-класс "Влияние нетрадиционных способов рисования на психическое развитие детей дошкольного возраста"
Известно, что у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Поэтому ...