Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в рамках лексической темы "Звери наших лесов"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Чичиланова Рита Ильинична

Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной группы для развития  лексико- грамматических категорий в повседневной деятельности в рамках лексической темы: "Звери наших лесов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_vospitaelem_zveri_nashih_lesov.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

    месяц_________________                                                                                                                                                    подготовительная группа                                                                        

     неделя________________                 Тема:  Как звери зимуют

Общая и мелкая    

     моторика

     Обогащение и

активизация словаря

        Грамматические

             категории

      Связная речь

          Другие виды

   коррекционной работы

Пальчиковая гимнастика:

  « Зайцы»

Под высокой сосной

Скачет зайка косой.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

      « Зайчик»

Зайка серый скачет ловко.

В лапах у него морковка.

( указательный и средний палец развести в стоны, остальные сжать в кулачок )

      «Белочка»

Сидит белка на тележке.

Продает она орешки.

(хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

( загибать по одному пальчику, начиная с большого )

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

( ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками )

  «Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

( волк: ладони вместе, большие пальцы развести в стороны. Указательные пальцы загнуть внутрь ладоней, образуя лоб, а остальные в виде лодочки

верхнюю и нижнюю челюсти;

лиса: т.ж., но внутрь ладони согнуть еще и мизинцы, чтобы мордочка была острее. Большие пальцы чуть сгибаем )

      «Ёжик»

Маленький колючий ёж

До чего же он хорош.

( ладони под углом друг к другу, скрестить пальцы одной руки между пальцами другой; шевелить прямыми пальчиками)

Импровизация движений:

   « Волк»

Дети по лесу гуляли,

Но вот сучья затрещали,

Дети, дети не зевайте,

Волк за ёлкой – убегайте!

Слова-названия:

заяц, белка, волк, ёж, медведь, лиса, кабан, лось, рысь, барсук, енот, олень, косуля, бобр,

берлога, нора, логово, дупло, водопой, рога, копыта, клыки, шерсть, грива, мех, иголки, шкура,

Слова – действия:

прыгать, бегать, добывать, прятаться, рыскать, охотиться, рычать, выть, учить, охранять, заботиться, лязгать, притаиться, подкрадываться, петляет, линяет, фыркает, петлять, скакать, мышковать, линять, заготавливать,…

Слова – признаки:

лохматый, косматый, пушистый, косолапый, неуклюжий, быстрый, сильный, хитрая, лукавая,  колючий, гибкий, ловкий, бурый, зубастый, хищный, куцый, красивый, острые, могучий, гибкий, осторожный, неповоротливый, короткохвостый, осторожный,

  Д/и  «Назови

одинаковые части тела

( у людей и животных)

    рот – пасть

    волосы - шерсть

   стопа – лапа, копыта.

Д/и « Скажи иначе»

трусливый – боязливый,

                    пугливый;

медведь большой – огромный, громадный. гигантский, крупный,…

Д/и « Подбери признаки»: 

   медведь ( какой?) – огромный, сильный, неуклюжий, косолапый, бурый, …

Д/и « Подбери действия»

  медведь ( что делает?) – ходит, спит, переваливается, рычит, ревет, лакомится, сосет ( лапу)…

Подбор родственных слов

медведь – медведица, медвежонок, медвежий, медвежатник, медвежа-тина, медведище, медведушка…

Д/и «Образуй признаки»

           ( от предметов)

    лиса - лисий

    заяц – заячий

    лось – лосиный, …

Д/и « Образуй признаки»

( от действий )

рыскать – рыскающий

добывать – добывающий, …

      выть – воющий

Д/и «Назови детенышей»

лиса – лисенок, лисята

      ёж – ежонок, ежата, …

Д/и «Назови ласково»

заяц – заюшка, зайчишка, зайчик,...

Д/и « Один – много»

волк – волки

лось – лоси, …

Д/и « Подбери предметы к признакам»

     медвежий – хвост, глаз, нос,…

  медвежья – лапа, шкура, берлога,..

  медвежье – ухо, рычание, …

Д/и «Чей ? чья? чье? чьи?»

хвост  заячий   лисий  волчий

шкурка   заячья    …         …

ухо    заячье           …         …

ноги    заячьи         …         …

Д/и « Посчитай зверей»

один   волк     лось     заяц

два      ….         …         …

пять     …          …         …

Д/и «Кто кем будет?»

Ежонок будет ежом.

Лисенок будет лисой, …

Д/и «Угадай и повтори»

Злой, голодный, серый… ( волк)

Хитрая, рыжая, пушистая  …

Большой, бурый, неуклюжий…

Д/и «Назови семью»

Заяц, зайчиха, зайчонок – это заячья семья. …

Д/и « Кто с кем живет?»

( усвоение творительного падежа)

Волк живет с волчицей и волчатами. …

Д/и «О чем думают животные?

Медведь в берлоге думает о...  меде

Белка в дупле думает о … грибе.

Волк в логове думает о … козленке

Д/и « Кто с кем играет?»

Лиса играет с … ( лисенком).

Д/и «Исправь и повтори верно

Ёжик охотится за зайцем.

Нет. Ёжик охотится не за зайцем, а за мышкой.

Д/и « Кто где живет?»

Лиса живет в норе.

Медведь спит в берлоге.

Рассказ- описание:

 * название животного

 * части туловища

 * чем покрыто туловище

( шерсть, щетина, …)

 * чем питается ?

 ( на кого охотится?)

* как спасается от врагов?

 * где живет?

 * как голос подает?

 * как передвигается?

 * детеныши

 * какую пользу приносит?

 ( дополнительные сведения о животном )    

         « Лиса»

Лиса – это дикое животное. Она живет в лесу. Она очень хитрая. У нее острая мордочка, пушистый хвост, быстрые лапы. Шерсть у лисы рыжая. Лиса живет в норе, у нее есть лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной.

Закончи предложения:

Заяц зимой белый, а летом..

У зайца хвост короткий, а уши …

Лиса пушистая, а ёж …

Ёж спит днем, а охотится ...

Белка зимой серая, а летом.

У белки хвост длинный а у зайца …

Белка живет в дупле, а ёж...

Ёж маленький, а медведь…

У лисы шерсть мягкая, а у волка …

Лиса живет в норе, а волк...

Сравни:

* Как охотятся волк и лиса

( лиса – в одиночку, волк – стаей, с вожаком)

* Как готовятся к зиме белка и ёж?

* Как зимуют ёж и медведь

* Как спасаются от врагов заяц и белка?

* Кто из зверей меняет шубки весной и осенью?

Пересказ:

   « Белка», «Лиса», «Заяц»

Составление рассказа (по сериям картин):

«Ёжик», «Петя и волки»,

«Волк и собаки», «Лиса и козел»

Чтение детям:

 Пришвин М. «Ёж», « Ночевка зайцев»;

Мамин –Сибиряк Д. « Сказка про храброго зайца».

Соколов –Микитов И. « Листо-падничек», « В берлоге»;

Ушинский К. «Ёж изаяц»

Чарушин Е. «Лиса», «Белка»

Дмитриев Ю. « Медвежата»

Суконцев А. « Как ёжик шубу менял»

Р.н.с. « Теремок»

Подвижные игры:

( импровизация ритмических движений)

Медвежонок- топ, топ,

А ежонок – хлоп, хлоп,

А волчонок – щелк, щелк.

А зайчонок- скок, скок,

А лисенок - шмыг, шмыг,

А лосенок- брык, брык,

А рысенок- прыг, прыг…

   « У медведя во бору», « Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и охотники»

Загадывание загадок

       ( см. каталог )

Драматизация сказки

( используя  фланелеграф)

 « Лисичка-сестричка и серый волк»

Дидактические игры:

« Четвертый лишний»,

« Кто у кого?», « Кто как кричит?», « Зоологическое лото

« Кто в домике живет?»

 Изготовление из бумаги выкроек для игры в зоопарк.

 Изготовление фигурок животных из природного и бросового материала.

 Аппликация животных

( из семечек, косточек, крупы, спичек, палочек)

Рисование

( под трафарет, по точечному контуру, клякcографией, с натуры)

Пение песен

«Зверобика» К.Савельева;

«Заяц белый»  Боромыков

«Ёжик»  Аверкин

Знакомство с пословицами

       и поговорками

Белку ловить – ножки отбить.

Близ норы лиса на промысел не ходит.

Голод и волка из леса выгонит.

Два медведя в одной берлоге не живут.

Лиса живет хитростью, а заяц – прыткостью.

Лиса своего хвоста не замарает.

Медведь одну лапу сосет, да всю зиму живет.

Рыщет, как голодный волк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по реализации коррекционных задач (на примере лексической темы «Космос»).

Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех ...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»

Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....

Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в рамках лексической темы " Дом"

Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по основным направлениям коррекционной работы в рамках лексической темы &quo...

Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в рамках лексической темы " Мебель"

Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной к школе группы компенсирующей направленности по основным разделам коррекционной работы в рамках лексической темы " М...

Взаимодействие учителя - логопеда с воспитателем в рамках лексической темы " Животные жарких стран"

Материал содержит рекомендации учителя - логопеда воспитателю подготовительной к школе группы компенсирующей направленности  для детей с нарушениями речи по основным разделам коррекционной работы...

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Дикие животные". Материал по логопедии (старшая группа)

Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями по лексической теме "Дикие животные". Материал по логопедии (старшая группа)...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЕМ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ВОСПИТАТЕЛЕМ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....