Сообщение для воспитателей «Лего-конструирование — одно из средств развития детей с ОВЗ»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

В последнее время помимо традиционных методик обучения в психолого-педагогическом процессе все шире используются лего-технологии. Использование в работе с детьми наборов лего позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lego.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение для воспитателей

«Лего-конструирование — одно из средств развития детей с ОВЗ»

В последнее время помимо традиционных методик обучения в психолого-педагогическом процессе все шире используются лего-технологии. Использование в работе с детьми наборов лего позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании.

ЛЕГО-конструирование - одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Лего в переводе с датского языка означает «умная игра». В 1932 году LEGO Company в Дании начала производить деревянные изделия высокого качества, включающие в себя строительные материалы. LEGO — родоначальница конструктива, основанного на кубиках с выступающими цилиндрическими кнопками. В 1947 году производство деревянных деталей сменилось на изготовление мануфактурных пластмассовых изделий: куклы, машины, животные и изделия для постройки дома. С самого своего появления конструкторы LEGO привлекли внимание педагогов и были востребованы учреждениями образования: детскими садами, начальной школой, коррекционными заведениями. Следствием этого стали разработки специальных комплектов LEGO для учебных целей. Первые наборы для детских садов были выпущены еще в 1961 году. Развитие дальнейшего взаимодействия фирмы с учителями и воспитателями детских садов привело к появлению большого спектра образовательных LEGO-продуктов. В силу своей педагогической универсальности наборы ЛЕГО оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. Причем ЛЕГО конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки обучающегося.

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Занятия с применением лего-технологий главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. А также на активизацию памяти и внимания, развитие логики и комбинаторики, совершенствование навыков классификации, развитие речи и коммуникативных способностей, развитие сенсорных и математических навыков, ознакомление с окружающей действительностью, развитие индивидуальные способности детей, развитие мелкой моторики.

Для детей применимы три основных вида конструирования:

  • по образцу
  • по условиям
  • по замыслу

Конструирование по образцу – это когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

  • личностно-ориентированного подхода (обращение к опыту ребенка);
  • природосообразности (учитывается возраст воспитанников);
  • сотрудничества (работа в командах, работа в паре, работа сотворчестве с педагогом);
  • систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения;
  • «от простого — к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности).

Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. Конструкторы LEGO — это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки. Детскими педагогами и психологами установлено, что в случае если в жизненном развитии ребёнка отсутствуют образные, тематические игры - он может неадекватно воспринимать окружающий его мир реальности. Игрушки LEGO дают возможность не только собрать конструктор по прилагаемой инструкции, но и играть с ней, собирать и разбирать все новые и новые модели, используя детали не одного, а двух и более наборов LEGO. Таким образом игра даже с одним набором конструктора лего можно собрать практически бесконечное число вариантов игрушек и моделировать свои истории для игр с ними. Отметим, что в отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребёнка, с конструкторами LEGO дети сами выбирают тот темп игры, который удобен им, придумывая свои, новые сюжеты снова и снова, собирая различные модели. В процессе «общения» с конструкторами LEGO у детей происходит:

  1. Развитие психических процессов:

— памяти (дидактическая игра «Вспомни и собери»);

— внимания (дидактическая игра «Что изменилось»);

  1. Развитие сенсорных эталонов:

— цвет (дидактическая игра «Змейка»);

— форма (дидактическая игра «Двойняшки»);

— величина (дидактическая игра «Башни»);

  1. Развитие речи:

— дидактические игры «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;

  1. Отработка необходимых знаний по математике (счет, состав числа, временные представления);
  2. Знакомство с окружающим миром:

— дидактическая игра «Знакомство с правилами дорожного движения».

  1. Симметрия. Логические закономерности.

— дидактические игры «Выложи вторую половину узора», «Составь узор».

Играя, дети постоянно развивают естественные физиологические задатки - чувства, воображение, интеллект, ловкость, эмоции, общение и многое-многое другое. Дети способны играть со всем, что попадается им под руку, и поэтому задача родителей и педагогов обеспечить детей безопасными и прочными конструкторами, которые дарит им уникальную возможность для самовыражения и экспериментирования.

Заключение

Конструирование предметов из легодеталей – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям ребенка любого возраста, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания и развития детей.

Конструирование формирует в детях самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца, развивает творчество, знакомит с формой, величиной, цветом, строением предметов. Конструктивная деятельность способствует развитию грамотной речи детей так, как каждый ребенок стремиться рассказать о том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему нравится, что он хотел смастерить.

В практике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегративных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры с этим конструктором выступают способом исследования и ориентации детей в реальном мире, пространстве и времени.

В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-конструкторы служат важнейшим средством развития обучения.

Рекомендации для воспитателей

Игры, способствующие развитию детей с ОВЗ, с помощью конструкторов Лего

  1. Развитие психических процессов:
  • Памяти

Дидактическая игра «Собери модель по памяти»

Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

Дидактическая игра «Запомни и выложи ряд»

Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

  • Внимания

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

  1. Развитие сенсорных эталонов:
  • Цвет

Дидактическая игра «Найди детали одного цвета»

Материал: коробочка с мелкими полосками бумаги, детали конструктора LEGO разного цвета и формы.

Цель: Развивать быстроту мышления, мелкую моторику, зрительное восприятие.

Детали конструктора спрятаны в коробочке с бумагой. Дети должны найти детали своего цвета (формы). Побеждает тот, у кого в конце игры больше деталей (дети могут построить башню из своих кирпичиков, чья башня выше – тот победитель).

  • Форма

Дидактическая игра «Найди детали одного цветоформы»

Материал: коробочка с мелкими полосками бумаги, детали конструктора LEGO разного цвета и формы.

Цель: Развивать быстроту мышления, мелкую моторику, зрительное восприятие.

Детали конструктора спрятаны в коробочке с бумагой. Дети должны найти детали своего цвета (формы). Побеждает тот, у кого в конце игры больше деталей (дети могут построить башню из своих кирпичиков, чья башня выше – тот победитель) .

Дидактическая игра «Найди деталь»

Материал: карточки, детали лет, коробочка.

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с реальными деталями.

Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора лего. Находят такую же деталь. В конце игры дети строят модель из своих кирпичиков и придумывают название.

  • Величина

Дидактическая игра «Башни»

С помощью кубиков дети строят башни. Потом вместе с педагогом измеряют высоту каждой и определяют чья выше.

Дидактическая игра «Измерения»

С помощью кубиков легко понять принцип измерения, если отобрать много кубиков одинакового размера. В кубиках можно измерять длину игрушечной машины или поезда, рост игрушек, высоту домика, длину железной дороги и так далее.

Например, длина машинки — 2 кубика, длина поезда — 10 кубиков, длина автобуса — 4 кубика. Результаты измерений можно просто проговаривать, а можно записывать, заодно и в написании цифр тренироваться. Здесь Вам может помочь просмотр мультфильма «38 попугаев».

  1. Развитие речи:

Дидактические игры: «Небольшие проекты», «Угадай мою модель», «Выдумки»;

Дети строят различные постройки и рассказывают о том, что они построили. Также можно попросить других детей или воспитателя отгадать с помощью вопросов, подсказок, что это за постройка.

  1. Отработка необходимых знаний по математике (счет, состав числа, временные представления);

Дидактическая игра «Огород»

Дети «сажают» морковь, помидоры, картошку на импровизированный огород из лего-платы и считают.

Дидактическая игра «Змейка»

Цель: Развивать математические знания у детей, развивать конструктивные навыки, закрепление умения соединять кирпичики, закреплять понятия (длинный, короткий).

Материал: кубики, кирпичики и кубики с глазиками из лего-конструктора.

Педагог обращает внимание детей на разнообразие деталей, лежащих перед ними на столе, и предлагает несколько упражнений на выбор деталей по названию с показом образца и на различие цвета. Малыши повторяют за ним названия деталей. Затем педагог с детьми рассматривают игрушечную змейку, говорят какая красивая она.

После педагог предлагает по образцу, вместе сделать змейку. Дети с радостью выполняют:

Сравнивают своих змеек. Одинаковые они, либо у кого-нибудь длиннее или короче.

  1. Знакомство с окружающим миром: 

Дидактические игры «Знакомство с правилами дорожного движения» 

«Светофор»

Цель: Закреплять значения сигналов светофора. Способствовать развитию внимания, памяти.

Оборудование: кирпичики лего жёлтого, красного, зелёного цвета.

1-й вариант: педагог – «светофор», остальные дети – «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, жёлтый – приготавливаются, зелёный – едут.

2-й вариант: светофор и пешеходы переходят дорогу на зелёный свет.

3-й вариант: на красный свет дети приседают, на жёлтый – поднимают руки вверх, на зелёный – прыгают на месте.

«Светофор 2»

Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться – кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

  1. Симметрия. Логические закономерности.

Дидактическая игра: «Выложи вторую половину узора»

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

Дидактическая игра: «Составь узор»

Дети самостоятельно составляют симметричные узоры – можно изображать бабочек, цветы и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Оригами – как одно из средств развития мелкой моторики рук в среднем дошкольном возрасте"

Говоря о развитии творческих способностей детей, это одна из актуальных задач образования, нельзя не сказать о том, что среди всего разнообразия средств развития детского творчества можно выделить &la...

Лего - конструирование и робототехника как средство развития конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими ...

Консультация для воспитателей "Кубанские народные игры - как средство развития детей"

У каждого народа есть своя неповторимая душа - это его вера, язык, праздники и обряды, песни, танцы, игры. Пока жива Душа народа - жив и сам народ. Славянское древо породило чудную ветвь - казачество ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ (для воспитателей) Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ(для воспитателей)Тема: «Театрализованная деятельность как средство развития детей дошкольного возраста»...

Мастер-класс "ЛЕГО конструирование и робототехника, как средство развития детей дошкольного возраста"

Мастер-класс "ЛЕГО конструирование и робототехника, как средство развития детей дошкольного возраста"...