Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна
методическая разработка (младшая группа)

Мельникова Елена Ивановна

Игра является основным и наиболее значимым для ребенка способом взаимодействия с окружающим миром на протяжении всего дошкольного периода. Через игру ребенок познает и осваивает новые навыки. Особенно для детей с особенностями развития, с замедленным развитием в тех или иных областях, важно способствовать их игре. Родители находятся в наилучшей позиции, чтобы развивать детскую игру. Но они часто не уделяют достаточного внимания этому очень важному аспекту деятельности ребенка. Также они порой чувствуют себя неуверенно, неточно представляют возможности и потребности своего ребенка и в связи с этим иногда терпят неудачу и уменьшают свои попытки способствовать развитию ребенка через игру. А между тем, игра — лучшее средство для выработки многих и многих умений и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна

Воспитатель: Мельникова Елена Ивановна.

Формирование игровой деятельности у детей с синдромом Дауна

Процессы гуманизации общества выдвигают требования к обеспечению социальной защиты детей-инвалидов и предоставлению им равных прав с нормально развивающимися детьми. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития на всех возрастных этапах их индивидуального развития является наиболее важным направлением современной специальной психологии, коррекционной педагогики и адаптивной физической культуры.

Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психологическим возрастом, ведущая роль в обучении дошкольников с разной степенью умственной отсталости принадлежит игровой деятельности.

Игра является основным и наиболее значимым для ребенка способом взаимодействия с окружающим миром на протяжении всего дошкольного периода. Через игру ребенок познает и осваивает новые навыки. Особенно для детей с особенностями развития, с замедленным развитием в тех или иных областях, важно способствовать их игре. Родители находятся в наилучшей позиции, чтобы развивать детскую игру. Но они часто не уделяют достаточного внимания этому очень важному аспекту деятельности ребенка. Также они порой чувствуют себя неуверенно, неточно представляют возможности и потребности своего ребенка и в связи с этим иногда терпят неудачу и уменьшают свои попытки способствовать развитию ребенка через игру. А между тем, игра — лучшее средство для выработки многих и многих умений и навыков.
У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения, с учетом особенностей психического развития данной категории детей. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства. Если дети сами не очень активно играются (что может быть в случае с синдромом Дауна), взрослым нужно брать инициативу в собственные руки. Им нужно показывать игрушки, объяснять, что с ними нужно делать, учить ролевым играм (водитель, доктор, повар в зависимости от типа игры). Такие игры для детей становятся частью образовательной программы.
Для того, чтобы занятия проходили не только весело, но и эффективно, следует придерживаться правил:

1. Ребенок должен сидеть напротив, чтобы он смог повторить движения, хорошо видеть и слышать слова ведущего (мамы или педагога), а также чтобы его можно было контролировать и поправлять. С ребенком нужно установить доверительные отношения, чтобы он смог сосредоточиться на игре, а не на изучении характера и внешнего вида взрослого.

2. Инструкция должна быть предельно простой, короткой, задания должны быть четко поставлены, упражнения нужно делать шаг за шагом. Как можно больше показывать, но речевое взаимодействие также должно быть, причем общение может усложнятся от занятия к занятию, так как речь и мышление у ребенка также должно развиваться.

3. Если ребенок не отвечает на вопрос, это совсем не означает, что он не знает. Просто нужно немного выдержать паузу, чтобы ребенок мог собраться с мыслями.

4. Заниматься нужно в комплексе — ребенок на слух может воспринимать информацию медленнее, но в обучении помогает зрительное восприятие, ощущение на ощупь. Поэтому нужно использовать картинку, игрушки, предметы быта. Нужно разнообразие приемов проведения урока, но при этом методика должна быть как можно более простой, поможет обучаться быстрее. Например, не нужно проводить сложное обсуждение, достаточно построить диалог на основе вопросов и ответов.

5. Игры должны быть логически построены, с четким началом и концом. Если нужна большая нагрузка, ее нужно давать не за счет усложнения игры, а за счет смены простых игр, которые могут идти одна за другой или увеличения динамики одной игры, если она довольно длинная. В игровом процессе должна быть подвижность, элементы юмора, в веселой обстановке ребенок не просто себя лучше чувствует, он может приложить больше усилий, не уставая.

6. Важна частота и регулярность занятий. Приветствуется помощь советом или практической помощью в постановке рук, правильном направлении движений. Задание должно иметь логический конец, даже если потребуется посторонняя помощь — так дети учатся доводить начатое до конца.

7. Если ребенок не справляется с игрой, не нужно усердствовать, нужно предложить что-нибудь более простое, или более интересное, а сложные игровые задания можно предложить повторно, когда малыш получит необходимые навыки и знания. Ребенок должен получать удовольствие от игры, иначе это не будет игра, а рутина.

8. За успешное участие в игровом процессе, за конкретно выполненное задание нужно хвалить. На ошибки нужно указывать, но в формах, которые не будут способствовать неуверенности. Нужно говорить «ты обязательно сможешь» даже если не получается что-то сделать. Этому принципу человек будет следовать и во взрослой жизни, помня, что приложенные усилия никогда не будут напрасными.

9. Отказ от определенного занятия на старайтесь воспринимать как желание заниматься чем-то другим. Но работать нужно, отдых желательно сделать просто сменой вида занятия — с умственного переключаться на физическое и наоборот. Дети с синдромом Дауна должны заниматься намного больше обычных детей, чтобы достичь такого же уровня развития, такая особенность воспитательного процесса.

Упражнения на координацию.

1. Шнуровки

2.  Сбор мелких предметов

3. Игры с молотком Ударяя по предметам игрушечным молотком, ребенок развивает точность движений рук, приобретает стабильность корпуса и плеч. Существуют разные игрушки подобного типа: музыкальные, конструкторы, стучалки.

4. «Накидывание на кольцеброс». Развивает ловкость, развитие моторики, запястья.

Работа с гиперчувствительностью.

1. Протирайте тканью с различными текстурами подошву ног и ладони рук малыша. Начните с комфортных и переносимых ощущений, медленно вводите другие.

2. Работа с тестом, пластилином. На первом этапе тесто можно мять, раскатывать, тыкать пальчиком. Затем в кусок теста или пластилина можно вдавливать палочки или какие-нибудь макаронные изделия (ежик), пуговицы (глазки, цветы).

3. Рисование пальцами. Можно рисовать пальчиками в специальных раскрасках. Очень нравятся детям делать отпечаток своей ладошки или ножки. Вы можете вместе с ребенком рисовать пальчиком по рассыпанной манной крупе, разлитому на подносе йогурту или кремом для бритья. Можно нарисовать что–либо мелом на доске и попросить ребенка стереть это пальчиками. Развитие мелкой моторики. 

1. Пальчиковая гимнастика, которая способствует повышению тактильной чувствительности и развитию необходимой подвижности и гибкости пальцев. Ребенок с удовольствием будет выполнять пальчиковые упражнения, подражая родителям, особенно, если эти упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

2. Резка различных видов бумаги. Используйте безопасные ножницы.

3. Наматывать и разматывать веревочки и ленты. Как в игре «Достань конфетку».

 4. Доставать из воды игрушки: сначала руками, сочком или ложкой, затем – удочкой.

5. Закапывайте и откапывайте мелкие игрушки из песка, но только руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку, которая «спряталась».

6. На влажном песке палочкой или пальчиками рисуйте узоры.

7. Выкладывать дорожку из камушков.

8. Простые конструкторы, из которых можно собирать разные фигуры.

 9. Прищепки.

10.Рамки-вкладыши с «гвоздиками».

11.Мозаики.

12.Кубики.

13.Матрешки.

14.Нанизывание крупных бус.

Список литературы

1. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. –М.: «БУК-МАСТЕР», 1993

2. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна (Организация и методика работы адаптационных групп) Методическое пособие. при участии. – М.: Монолит, 2002. – 197 с.
3. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия
Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.

4. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна
Пособие для родителей. – М.: Монолит, 2007. – 208 с.

5. Логоритмика для детей с синдромом Дауна
Книга для родителей. Сост. ; ред. . – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008. – 80 с.
6. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна
Практическое руководство для родителей. Составители: - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. -68 с.
Данное руководство, наряду с кратким описанием особенностей двигательного развития 7. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна
Пособие для родителей.  – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. -140с.

Игры для дошкольников с синдромом Дауна

В данном коррекционном комплексе собраны игры для дошкольников с синдромом Дауна, учитывающие «сильные» стороны психического развития данной категории детей, направленные на формирование и развитие игровой деятельности.

Коррекционный комплекс включает два блока:

Блок 1 «Создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними»

Дошкольный возраст – это период, когда эмоциональная сфера играет важную роль в жизни ребенка. Эмоции и чувства доминируют над другими сторонами его жизни, отражая все стороны действительности. Эмоции ребенка с синдромом Дауна обнаруживается преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены, возникает в ответ на конкретную ситуацию и не обладают устойчивостью.

Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые сопровождаются приветливой улыбкой и ласковым голосом, совместными тактильными играми.

 Блок 2 Развитие игровых действий на основе подражательности

Подражание – один из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить ребенка с синдромом Дауна подражать – одна из важнейших задач начального этапа обучения игровой деятельности.

Подражание – это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет. Поэтому действия по подражанию называют также действиями по показу.

 

Название игры.

Цель игры

Задачи

Оборудование

Ход игры

Блок 1 «Создание благоприятного, эмоционально-положительного отношения к взаимодействию с педагогом, к игрушкам и действиям с ними»

1.

«Спрячь шар в ладошках»

Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать инструкции.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Шарики по числу детей, коробка.

Воспитатель держит коробку с шариками в руках, показывает их, достает шарик из коробки показывает его ребенку, катает его между ладошками, прячет его в ладошках, вызывая положительную ответную реакцию.

Затем дает шарик и предлагает вместе спрятать шарик в ладошках.

2.

«Ладушки»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека).

Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать инструкции.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Кукла би-ба-бо (бабушка).

Воспитатель одевает на руку куклу би-ба-бо, сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку:

Ладушки, ладушки,

Где были, у бабушки,

Что ели кашку,

Что пили брашку

Ладушки-ладушки,

Снова едем к бабушке!

Воспитатель предлагает ребенку надеть на ручку куклу би-ба-бо и повторяет игру.

3.

«Мыльные пузыри»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека).

Формирование положительного эмоционального контакта со взрослым.

Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Тюбик с мыльными пузырями.

Воспитатель открывает тюбик с мыльными пузырями и дует в круглое отверстие. Показывает, какие большие мыльные пузыри, как их можно лопать. Затем взрослый предлагает ребенку самому открыть тюбик и подуть в отверстие. Радуются вместе с ребенком.

Пузыри, пузырики, мыльные летят!

Лопаются, светятся, вот радость для ребят!

4.

«Иди ко мне»

Форма проведения: индивидуальная.

Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, отвлекаться на свое имя.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Воспитатель отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребенка) пришел». Игра повторяется.

5.

«Возьми шарик»

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Формирование эмоционального контакта со взрослым.

Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Воздушный шар.

Воспитатель надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши. Просит ребенка подкинуть шар вверх.

6.

«Хоровод с куклой».

Форма проведения: индивидуально или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Кукла средних размеров.

Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого ребенка по голове. Воспитатель просит по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Затем взрослый ставит детей в кружок, берет за одну руку куклу, другую дает одному из малышей и вместе с ними двигается по кругу вправо и влево, выражая радость, веселье и напевая простую детскую мелодию.

7.

«Догонялки»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека).

Формировать эмоциональный контакт со взрослым, вызывать интерес к кукле.

Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым.

Кукла средних размеров.

К детям приходит кукла, знакомая им по прошлой игре, и говорит, что хочет играть в догонялки. Взрослый побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, а кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!»

8.

«Делай как я».

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека).

Продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.

Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Воспитатель садиться напротив детей, и показывает различные жесты руками, изменяет мимику лица, делает движения различными частями тела, побуждая детей повторять то, что он делает. «Сейчас я улыбнусь! Делай как я!», «сейчас я огорчусь…делай как я!», «Сейчас я смотрю в бинокль! Делай как я!», «А сейчас я плыву! Делай как я!» и т.д.

9.

«Пришел петрушка»

Форма проведения: с небольшой группой детей (2-3 человека).

Продолжать формировать эмоциональный контакт со взрослым.

Образовательная: учить взаимодействовать с педагогом, слушать и выполнять инструкции, эмоционально реагировать на игровую ситуацию.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику, мышление, развивать пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать желание играть совместно со взрослым, усидчивость.

Петрушка, погремушки.

Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Блок 2 Развитие игровых действий на основе подражательности

10.

«Наш веселый звонкий мяч»

Форма проведения: подгрупповая.

Формирование представлений об игрушке-предмете (мяч), его свойствах, подражая действиям взрослого.

Образовательная: учить действиям с игрушкой-мячиком, познакомить с его свойствами, учить подражать действиям взрослого.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Мяч, волшебный мешочек.

Все дети сидят кружком на ковре. Воспитатель показывает мешочек. Давайте посмотрим, что в нем? (воспитатель достает мяч)

Это мяч! Какой он красивый, круглый! (показывает мяч каждому ребенку, дает его потрогать).

Мой веселый звонкий мяч

Ты куда помчался вскачь

Красный, синий, голубой

Не угнаться за тобой!

А еще мяч катается! Давайте покатаем его! (воспитатель сначала показывает, а потом предлагает катать мяч друг – другу).

А теперь будем передавать его друг другу! (воспитатель сначала показывает, а потом предлагает передать мяч друг другу).

Посмотрите, как еще можно подкидывать мяч! (воспитатель сначала показывает, а потом предлагает детям по очереди подкинуть мяч вверх).

Хорошо у вас получается!

А теперь будем кидать мяч друг другу! (воспитатель сначала показывает, а потом предлагает детям кинуть мяч друг другу).

Посмотрите, наш мяч устал и  попрыгал на свое место на полочке!

11.

«Солнышко»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Формирование представлений об игрушке-предмете (мяч), его свойствах, подражая действиям взрослого.

Образовательная: учить действиям с игрушкой-мячиком, познакомить с его свойствами, учить подражать действиям взрослого.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Мяч

Воспитатель берет мяч среднего размера, садится с ребенком друг напротив друга, разведя ноги в стороны – делает «домики». Катает мячик ребенку, просит, чтобы ребенок катил мячик обратно.

По небу солнце ходит

И в домики заходит.

И к (имя) заходит (мячик катится к (имя),

И к маме заходит (мячик от имени катится к нам),

И к (имя) заходит,

И к нам заходит…

Когда ребенок понял суть игры, воспитатель добавляет еще детей. Позже ребенок сам решает, кому он хочет покатить мяч.

12.

«Спрячь матрешку»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Образовательная: учить действиям с матрешкой, познакомить с ее свойствами, учить подражать действиям взрослого.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с мячом, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Двухместные матрешки по числу детей.

Воспитатель раздает детям матрешки (закрытые), трясет свою матрешку и говорит: «Там что-то есть. Посмотрим, что там. Делайте так». (открывает матрешку.) Дети повторяют движения. Воспитатель радостно восклицает: «Вот!» – поднимает маленькую матрешку и ставит ее на стол. Дети достают своих матрешек. Педагог продолжает действовать с игрушкой: «Спрячем матрешек вот так. (медленно вкладывает маленькую фигурку, побуждая детей сделать то же. Затем соединяет обе половинки большой фигурки). Нет матрешки!» Дети повторяют действия. Игра проводится 2–3 раза.

13.

«Разноцветные кубики»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Образовательная: учить действиям с кубиками, познакомить с их свойствами, учить подражать действиям взрослого.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с кубиками, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Разноцветные кубики, волшебный мешочек.

Воспитатель приносит волшебный мешочек и предлагает детям достать по очереди по одному предмету (кубику). При этом педагог говорит: это красный кубик, это зеленый кубик и т.д. После того, как дети достали все кубики, воспитатель предлагает построить из кубиков башню, вагончик и т.д. Воспитатель показывает, а дети повторяют.

14.

«Юла»

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая

Продолжать учить детей подражать действиям взрослого с предметами, обращая внимание на их свойства.

Образовательная: учить действиям с юлой, познакомить с ее свойствами, учить подражать действиям взрослого.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать положительное отношение к действиям с юлой, подвижным играм, воспитывать желание делиться, играть совместно.

Юла, красивая коробочка.

Стук в дверь, воспитатель подходит к двери, и заносит красочную коробочку – посылку. Достает из нее игрушку – юла. Называет ее.

Предлагает посмотреть какая она красивая, подходит к каждому ребенку, дает потрогать. Радуется игрушке вместе с детьми. Показывает, как с ней играть, дети по подражанию производят действия с юлой. При необходимости воспитатель помогает.

Знакомство с игрушками-животными, их обыгрывание

15.

«Зайчик»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Формирование представлений об игрушке-зайце, действий с ней, подражая действиям взрослого.

Образовательная: учить действиям с игрушкой, учить подражать действиям взрослого.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, положительное отношение к действиям с игрушками, подвижным играм.

2 игрушки (заяц).

Тук-тук-тук! Из-под стола показываются ушки зайчика!

- Посмотри, кто к нам пришел! Это зайчик! У него длинные уши, покажи, где у него уши? Вот они! (воспитатель спрашивает, если ребенок затрудняется показывает сам, помогает ребенку показать). У него есть глазки, покажи, где глазки? Вот они! У зайчика есть короткий хвостик! Где он? Вот он! У зайчика есть носик! Где он? Вот он! У зайчика есть лапки! Где они? Вот они!

- Давай покажем, как зайчик умеет шевелить ушками! (воспитатель показывает, ребенок повторяет).

- А как зайчик прыгает? Воспитатель берет игрушку в руку и показывает, как прыгает зайчик. А твой зайчик умеет прыгать? Покажи как? (воспитатель показывает, ребенок повторяет).

- А теперь давай поиграем. Я буду показывать движения, а ты повторяй за мной. Слушай и смотри внимательно.

Зайка беленький сидит и ушами шевелит

Вот так, вот так он ушами шевелит (садятся на корточки, прикладывают кисти рук к голове, сгибают и разгибают ладони).

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть (встают, ритмично хлопают в ладоши).

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать.

Прыг-скок, прыг-скок, надо зайке поскакать (прыгают на месте).

Кто-то зайку напугал

Зайка прыг и убежал (топают ногами).

- Молодец! Ты прыгаешь также как зайчик!

16.

«Котенок»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Формирование представлений об игрушке-котенке, действий с ней, подражая действиям взрослого.

Образовательная: учить действиям с игрушкой, учить подражать действиям взрослого.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, положительное отношение к действиям с игрушками.

Котенок

Воспитатель показывает детям игрушку котенка. Вместе с детьми рассматривает его (ушки, глазки, носик, лапы, хвост). Сначала сам показывает, потом просит детей показать части тела животного.

Спрашивает, как говорит котенок? Мяу, мур. Просит повторить.

Как котенок умывается? Сначала сам показывает, потом просит повторить детей. Как котенок когти выпускает? Сначала сам показывает, потом просит повторить детей. Совместно выполняют движения по тексту:

- Если котенок улегся у лавки, (складывают ладони вместе под щеку)

Мордочку спрятал, и хвостик, и лапки, (закрывают лицо руками, убирают руки за спину)

Что из него получилось, дружок? (вытягивают руки вперед)

- Маленький, рыжий, пушистый клубок (складывают руки в замок).

17.

«Собачка-Жучка»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей, 2-3 человека

Формирование представлений об игрушке-собачке, действий с ней, подражая действиям взрослого.

Образовательная: учить действиям с игрушкой, учить подражать действиям взрослого.

Коррекционно-развивающая: развивать мелкую моторику рук, развивать наглядно-действенное мышление, внимание, координацию движений, пополнять пассивный и активный словарный запас.

Воспитательная: воспитывать усидчивость, положительное отношение к действиям с игрушками.

Собачка

Воспитатель показывает детям игрушку собачку. Вместе с детьми рассматривает ее (ушки, глазки, носик, лапы, хвост). Сначала сам показывает, потом просит детей показать части тела животного.

Спрашивает, как говорит собачка? Гав, ррррр. Просит повторить.

Совместно выполняют движения по тексту:

Вот собачка Жучка, (показывают на игрушку)

Хвостик - закорючка. (показывают на хвост)

Зубки острые, (показывают зубки)

Шерстка жесткая (гладят собачку)

18.

«Наша кукла»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей, 2-3 человека

Знакомство ребенка с куклой.

Образовательная: учить действовать по подражанию.

Коррекционно-развивающая: развивать внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, пассивный и активный словарь.

Воспитательная: воспитывать желание к играм с куклой, отношение к кукле как заменителю человека.

Кукла среднего размера

Воспитатель садиться напротив ребенка показывает ему куклу. К нам в гости пришла кукла (имя). Посмотри, какая она красивая. У куклы есть глазки, вот они! А теперь сам, покажи где? А у тебя есть глазки? Покажи где? У куколки есть носик, вот он, покажи где? А у тебя есть носик? и т.д.

Кукла (имя) любит танцевать, просит потанцевать в ней.

19.

«Одеваем куклу на прогулку»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей, 2-3 человека

Формирование положительного отношения ребенка к кукле.

Образовательная: учить действовать по подражанию, учить одевать куклу.

Коррекционно-развивающая: развивать внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, пассивный и активный словарь.

Воспитательная: воспитывать желание к играм с куклой, отношение к кукле как заменителю человека

2 куклы средних размеров, кукольная одежда

Воспитатель спрашивает – ты слышишь, кто-то плачет? Кто же это? А вот кто! Достает кукол! Это кукла …(имя)! А это кукла …(имя)!

-Почему вы плачете? Куклы отвечают, что они хотят пойти на улицу, но не умеют одеваться. - А давай поможем куклам собраться на прогулку?

Из сундука воспитатель по очереди достает предметы одежды. Каждый предмет подробно рассматривают, а потом одевают. Воспитатель одевает свою куклу, ребенок свою. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает.

Куклы благодарят ребенка, и предлагает пойти с ней на прогулку.

20.

«Кукла заболела»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей, 2-3 человека

Формирование положительного отношения ребенка к кукле.

Образовательная: учить действовать по подражанию, учить лечить куклу, учить применять элементы сюжетно-ролевой игры.

Коррекционно-развивающая: развивать внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, пассивный и активный словарь.

Воспитательная: воспитывать желание к играм с куклой, отношение к кукле как заменителю человека, формировать чуткое внимательное отношение к больному.

Кукла средних размеров, кукольная кроватка, набор «Айболит»

Наша кукла заболела, лежит в кровати, не кушает, не играет. Давай будем ее лечить, ты будешь доктором!

А чем мы ее будем лечить? Давай посмотрим! Воспитатель достает из аптечки кукольные лечебные принадлежности: градусник, полотенце, игрушечные тюбики с таблетками.

-Давай поставим кукле градусник. Вот так! Попробуй сам.

- На голову положим полотенце. Вот так! Попробуй сам.

- А теперь дадим кукле таблеток. Вот так! Попробуй сам.

Накроем куклу одеялом. Все наша кукла выздоровела. Кукла благодарит ребенка. И вместе с ребенком танцует.

Наша кукла играла, упала и теперь у нее болит ножка. Давай ей поможем, перевяжем бинтом. Сначала воспитатель показывает, как надо перевязывать, а потом предлагает ребенку перевязать ножку кукле. Кукла благодарит ребенка. И вместе с ребенком танцует.

21.

«Чаепитие кукол»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей, 2-3 человека

Формирование положительного отношения ребенка к кукле.

Образовательная: учить действовать по подражанию, учить кормить куклу.

Коррекционно-развивающая: развивать внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, пассивный и активный словарь.

Воспитательная: воспитывать желание к играм с куклой, отношение к кукле как заменителю человека.

Куклы средних размеров, кукольная посуда

Воспитатель усаживает детей за столик, на столе садит 2-3  куклы.

Давайте познакомимся с куклами, это кукла (имя), это кукла (имя), это кукла (имя). Давайте с ними поздороваемся.

Сегодня мы будем пить чай вместе с куклами.

Достает кукольную посуду по числу детей и кукол. Это чашка тебе, это чашка кукле (имя), это тарелка тебе, это тарелка кукле (имя), это ложка тебе, это ложка кукле (имя). А это чайник. Поставим его посередине.

Сейчас я налью кукле (имя) чай. Вот так. Дальше воспитатель предлагает детям налить куклам и себе чай. Давайте возьмем ложечки и помешаем чай, вот так. Чай горячий, подуем, вот так.  Вкусный чай. Куклы благодарят детей за вкусный чай и прощаются. Дефектолог показывает все движения, а дети повторяют.

22.

«Уложим куклу спать»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей, 2-3 человека

Формирование положительного отношения ребенка к кукле.

Образовательная: учить действовать по подражанию, учить укладывать куклу спать, учить применять элементы сюжетно-ролевой игры.

Коррекционно-развивающая: развивать внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, пассивный и активный словарь.

Воспитательная: воспитывать желание к играм с куклой, отношение к кукле как заменителю человека

Кукла средних размеров, кукольная кроватка

Воспитатель показывает куклу ребенку, говорит, что кукла сегодня очень устала и ей пора ложиться спать. Берет куклу в руки и начинает укачивать напевая песенку:

Спи, моя радость, усни! 

В доме погасли огни; 

Пчелки затихли в саду, 

Рыбки уснули в пруду, 

Месяц на небе блестит, 

Месяц в окошко глядит... 

Глазки скорее сомкни, 

Спи, моя радость, усни! 

Усни, усни!

Не спит наша куколка, давай ты теперь попробуешь усыпить нашу куколку.

Предлагает ребенку покачать куклу. Кукла наша уснула. Давай положим ее в кроватку. Вот так. А теперь накроем ее одеялом. Вот так. Воспитатель подносит палец к губам и говорит ребенку – тише, не шуми, побуждает ребенка поднести палец к губам.  

23.

«Покатаем куклу в коляске»

Форма проведения: индивидуальная или с небольшой группой детей, 2-3 человека

Формирование положительного отношения ребенка к кукле.

Образовательная: учить действовать по подражанию, учить катать куклу в коляске.

Коррекционно-развивающая: развивать внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, пассивный и активный словарь.

Воспитательная: воспитывать желание к играм с куклой, отношение к кукле как заменителю человека.

Кукла средних размеров, кукольная коляска

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель показывает на кукольную коляску. Что это? Коляска, давайте рассмотрим ее. Колеса, сиденье, ручка.

А вот и хозяйка, кукла (имя). Поздороваемся с ней. Вот так. Воспитатель побуждает детей поздороваться с куклой жестами.

Кукла (имя) просит покатать ее в коляске. Сначала воспитатель делает круг с коляской, а потом предлагает детям по очереди покатать куклу в коляске.

Обучение цепочке игровых действий – 2-3 звена на основе подражания

24.

«На прогулке»

Форма проведения: индивидуальная

Обучение детей производить цепочку игровых действий - 2 звена на основе подражания.

Образовательная: учить действовать по подражанию, закрепить умение катать куклу в коляске, одевать куклу.

Коррекционно-развивающая: развивать внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, пассивный и активный словарь.

Воспитательная: воспитывать желание к играм.

Кукла средних размеров, кукольная коляска, одежда для куклы

В гости к детям приходит кукла (имя). Говорит, что она хочет пойти на прогулку, но на улице холодно, а она не умеет одеваться. Воспитатель с ребенком предлагают кукле свою помощь.

Из сундука воспитатель по очереди достает предметы одежды. Спрашивает у ребенка - это штаны, куда их оденем, это кофта, куда ее оденем, это шапка, куда ее оденем и т.д. Каждый предмет подробно рассматривают, а потом одевают на куклу. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает.

Кукла благодарит ребенка, и предлагает пойти вместе с ней на прогулку. Сначала воспитатель показывает, как надо усаживать куклу в коляску, катать. Потом ребенок самостоятельно катает куклу по комнате.

25.

«Привезем кирпичики»

Форма проведения: индивидуальная

Обучение детей производить цепочку игровых действий - 2 звена на основе подражания.

Образовательная: учить действовать по подражанию, закрепить умение катать машинку за веревочку, загружать и разгружать машину.

Коррекционно-развивающая: развивать внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, пассивный и активный словарь.

Воспитательная: воспитывать желание к играм.

Машина-грузовик, кирпичики

Ребенок сидит на полу, около него стоит коробка с кирпичиками.

Воспитатель подкатывает за веревочку машинку (грузовик) к ребенку. Рассматривают машинку и называют детали машины: кузов, кабина, колеса.

Взрослый показывает, как надо катить машинку за веревочку. Ребенок повторяет действия взрослого. Делают круг по комнате и подъезжают к кирпичикам.

Машина, машина

Куда ты идешь?

Машина, машина

Кого ты везешь?

БИ-БИ! Би-би-би!

БИ-БИ! Би-би-би!

Машина, машина

Идет, гудит.

В машине, в машине

Шофер сидит. 

БИ-БИ! Би-би-би!

БИ-БИ! Би-би-би!

Вот речка, вот поле,

Вот лес густой

Приехали дети,

Машина - стой!

Воспитатель говорит, что надо привести кирпичики в другое место.

Взрослый показывает, как нагружать кузов машины кирпичиками, высыпать их. Затем ребенок нагружает и разгружает кузов грузовика.  Когда ребенок освоил навыки загрузки и разгрузки машины. Ребенок берётся за веревочку и перевозит кирпичики в место, куда указал воспитатель.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут перевезены все кирпичики

Знакомство со строительным материалом, обучение строительным играм по подражанию

26.

«Построим дом для куколки»

Форма проведения: индивидуальное или с небольшой группой детей (2-3 человека)

Обучение строительным играм по подражанию.

Образовательная: учить строить домик из кубиков и треугольников, действовать по подражанию.

Коррекционно-развивающая: развивать внимание, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, мелкую моторику, пассивный и активный словарь.

Воспитательная: воспитывать желание к играм со строительными материалами, аккуратность, воспитывать желание ждать своей очереди.

Кубики, треугольники, коробка для кубиков и треугольников, кукла.

Сегодня в гости к нам пришла куколка (имя). Давайте поздороваемся с ней. Помашите ей рукой. Так как я!

Она принесла волшебную коробочку, а в ней волшебные кубики и треугольники, а волшебные они потому что из них мы можем построить домик.

Рассматриваем кубики и треугольники. Это кубик! Это треугольник.

Каждому ребенку дается по одному кубику и треугольнику. Воспитатель показывает, как можно построить из кубиков и треугольников домик. Отличные получились домики.

Воспитатель предлагает сделать домик из трех, четырех и более кубиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей. Этапы формирования игровой деятельности для детей раннего возраста.

Статья для родителей. Этапы формирования игровой деятельности для детей раннего возраста....

«Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста»

Третий год жизни ребёнка знаменуется зарождением, началом игры. Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей....

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста

Третий год жизни ребенка знаменуется зарождением,началом игры.Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей.Это еще не игра в полном смысле этого слова:малыш пробует свойства разных и...

РЕКОМЕНДАЦИИ К ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА.

Зная сильные стороны развития детей с синдромом Дауна, которые могут стать залогом успешного формирования навыков общения и речи и потому должны быть положены  в основу воспитания и обучения ребе...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок у...

Формирование навыков одевания у детей с синдромом Дауна

Навыки самообслуживания, в частности - навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском сад...

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.

Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы:  Смирнова Е...