Направления речевого развития ребенка 5-6 лет
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
НАПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
Целевые ориентиры:
Владение речью как средством общения и культуры | -освоение этикета разговора, этикета взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе) - освоение и использование невербальных средств общения: мимики, жестов, позы - участие в коллективных разговорах, использование принятых норм вежливого речевого общения |
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | Освоение умений: - самостоятельно строить игровые и деловые диалоги - пересказывать литературные произведения самостоятельно по ролям, по частям, правильно передавая идею и содержание, пользоваться прямой и косвенной речью - с помощью взрослого определять и воспроизводить логику описательного рассказа - в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы использовать прилагательные и наречия - сочинять сюжетные рассказы по картинке, из личного опыта - с помощью взрослого строить свой рассказ в соответствии с логикой повествования - грамматически правильно использовать в речи: несклоняемые существительные (метро, пальто, пианино, эскимо), слова, имеющие только множественное или только единственное число (ножницы, очки), глаголы «одеть» и «надеть», существительные множественного числа в родительном падеже - образовывать слова, пользуясь суффиксами (учитель, строитель, спасатель; солонка, масленка), приставками (подснежник, подосиновик) |
Развитие речевого творчества | - проявление интереса к самостоятельному сочинению, созданию разнообразных видов творческих рассказов - использовать элементы речи-доказательства при отгадывании загадок, в процессе совместных игр, в повседневном общении |
Обогащение активного словаря | Обогащение активного словаря за счет слов, обозначающих: - названия профессий, предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения - личностные характеристики человека (честность, справедливость, доброта и т.д.), его состояние и настроение, внутренние переживания - социально-нравственные категории (добрый, злой, вежливый, трудолюбивый и т.д.) - оттенки цвета (розовый, бежевый и т.д.) - тонкое дифференцирование формы, размера и других признаков объекта - названия обследовательских действий, необходимых для выявления качеств и свойств предметов (погладил, подул, взвесил, понюхал и т.д.) - освоение способов обобщения -объединения предметов в группы по существенным признакам (посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы и т.д.) |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | - освоение произношения сонорных звуков ([л], [л'], [р], [р']) - упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов -использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания) |
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылка обучения грамоте | - освоение представления о существовании разных языков - освоение терминов «слово», «звук», «буква», «предложение», «гласный звук», «согласный звук» - звуковой анализ слова - освоение умения делить на слоги двух-, трехслоговые слова - осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова - составлять предложения по модели: определять количество и последовательность слов в предложении - развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкая мозаика |
Знакомство с книжной культурой, детской литературой | - восприятие классических и современных поэтических произведений - проявление интереса к рассказам и сказкам с нравственным содержанием - понимание образности и выразительности языка литературных произведений |
Вызывает озабоченность и требует внимания со стороны взрослых:
- ребенок не проявляет инициативы в общении со сверстниками
-допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого
- пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа
- в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников)
- затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью – доказательством
- допускает отдельные грамматические ошибки
- имеются существенные недостатки звукопроизношения
- речь невыразительна
- допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги
- интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо
- ребенок не может назвать любимых литературных произведений
- различает сказку, рассказ и стих на интуитивном уровне, объяснить их отличий не может
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры, направленные на речевое развитие ребенка»
Консультация для родителей «Игры, направленные на речевое развитие ребенка»...
Анкета для родителей, направленная на оценку роли учителя-логопеда в речевом развитии ребенка Венидиктовой Любови Александровны
Анкета направленная на оценку роли учителя-логопеда в речевом развитии ребенка...
«Развитие словаря - основное направление речевого развития ребенка»
Способы расширения словарного запаса ребенка...