Направления речевого развития ребенка 4-5 лет
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
НАПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ
Целевые ориентиры:
Владение речью как средством общения и культуры | -вступать в речевое общение с окружающими, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать ответы других детей, рассказывать о событиях, приглашать к деятельности - адекватно реагировать на эмоциональное состояние собеседника речевым высказыванием (выразить сочувствие, предложить помощь, уговорить) - участие в коллективном разговоре, поддерживать общую беседу, не перебивая собеседников - использовать средства интонационной речевой выразительности (сила голоса, интонация, ритм и темп речи) - использование элементов объяснительной речи при сговоре на игру, при разрешении конфликтов - освоение и использование вариативных форм приветствия (здравствуйте, добрый день, добрый вечер, доброе утро, привет), прощания (до свидания, до встречи, до завтра), обращения к взрослым и сверстникам с просьбой (разрешите пройти, дайте, пожалуйста), благодарности (спасибо, большое спасибо), обиды, жалобы - обращение к сверстнику по имени, к взрослому – по имени отчеству |
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | - использование полных, распространенных простых предложений с однородными членами и сложноподчиненных предложений для передачи временных, пространственных, причинно-следственных связей - использование суффиксов и приставок при словообразовании - правильное использование системы окончания существительных, прилагательных, глаголов для оформления речевого высказывания - использование вопросов поискового характера (почему? зачем? для чего?) - составление описательных из 5-6 предложений о предметах и повествовательных рассказов из личного опыта - использование элементарных форм объяснительной речи |
Обогащение активного словаря | Освоение и использование в речи: - названий предметов и материалов, из которых они изготовлены - названий живых существ и сред их обитания - некоторых трудовых процессов (кормление, выращивание, стирка и др.) - слов, обозначающих части предметов, объектов и явлений природы, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества, степени качества объектов (мягче, светлее, темнее, толще и т.д.) явлений (холодно, мокро, солнечно) - слов, обозначающих некоторые родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, животные, растения и т.д.) - лежащие в основе вышеуказанных обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются; посуда – это то, что необходимо для еды и т.д.) - слов извинения, участия, эмоционального сочувствия |
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха | - освоение произношения свистящих и шипящих звуков - четкое воспроизведение фонетического и морфологического рисунка слова - освоение умения говорить внятно, в среднем темпе, голосом средней силы, выразительно читать стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от содержания стихотворения |
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылка обучения грамоте | - понимание терминов «слово», «звук», использование их в речи - представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими - сравнение слов по продолжительности -освоение начальных умений звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук -узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем – по представлению) |
Знакомство с книжной культурой, детской литературой | -проявление интереса к слушанию литературных произведений - самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений, воспроизведение текста по иллюстрациям |
Вызывает озабоченность и требует внимания со стороны взрослых:
- ребенок малоактивен в общении, избегает общения со сверстниками
- на вопросы отвечает однословно, затрудняется в использовании в речи распространенных предложений
- в речи отмечаются грамматические ошибки, которых он не замечает
- при пересказе текста нарушает последовательность событий, требует помощи взрослого
- описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов
- не проявляет словотворчества
-не различает слово и звук
- интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры, направленные на речевое развитие ребенка»
Консультация для родителей «Игры, направленные на речевое развитие ребенка»...
Анкета для родителей, направленная на оценку роли учителя-логопеда в речевом развитии ребенка Венидиктовой Любови Александровны
Анкета направленная на оценку роли учителя-логопеда в речевом развитии ребенка...
«Развитие словаря - основное направление речевого развития ребенка»
Способы расширения словарного запаса ребенка...