Проект "Музыка - движение - речь"
проект по логопедии (средняя группа)

Черненко Татьяна Владимировна

Предлагаю вашемувниманию проект "Музыка - движение - речь". Он разработан и реализуется логопедом совместно с инструктором по ФК. Направлен на формирование и развитие артикуляционной моторики и соговой структуры речи у детей средней группы через работу по формированию общей моторики и чувтства ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыка - речь - движение24.09 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Проект «Музыка – движение - речь»

В этом году я работаю с детьми средней группы первого года обучения. Группа большая, 18 человек. По результатам обследования

Логопедическое заключение

Количество детей

ОНР 1

10

ОНР 1-2

4

ОНР 2

4

моторная алалия

2

стертая дизартрия  

10

У значительной части детей отмечаются особенности речевого поведения – незаинтересованность в вербальном контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм и значительные трудности речевой коммуникации.

Социальное развитие большинства воспитанников полноценно не происходит в связи с недостаточным освоением способов речевого поведения, неумением выбирать коммуникативные стратегии и тактики решения проблемных ситуаций.

Развивающаяся речь детей аграмматична, изобилует большим числом разнообразных фонетических недостатков, малопонятна окружающим.

Нарушения в формировании речевой деятельности детей негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.        

Нашим детям присуще серьезное отставание в развитии двигательной сферы, проявляющееся в плохой координации движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости движений, трудностью реализации сложных двигательных программ, требующих пространственно-временной организации движений (общих, мелких (кистей и пальцев рук), артикуляторных).

Состояние общей моторики  исследовали следующими пробами:

  1. Пройти по дорожке, начерченной на полу.
  2. Бросать мяч инструктору двумя руками и поймать его обратно.
  3. Подпрыгнуть на месте на двух ногах, на одной ноге.
  4. Проскакать на одной ноге, на обеих, пробежать, остановиться по сигналу.  
  5. Ударить мяч ладонью об пол и считать до пяти.
  6. Пробежать, на бегу бросая и ловя мяч.
  7. Проба Хэда («Покажи правой рукой правое ухо»; «...правый глаз»; «...левое ухо»  и т. д

Активный словарь у них находится в зачаточном состоянии. Он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Значения слов неустойчивы и недифференцированы.

Фразовая речь почти полностью отсутствует.

Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей не сформирована. Бедность словарного запаса не позволяет точно определить состояние звукопроизношения у таких детей. При этом отмечается непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов: дверь — теф, вефь, веть. Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции.

Способность воспроизводить слоговые элементы слова у детей ограничена. В их самостоятельной речи преобладают односложные и двусложные образования. В отраженной речи заметна тенденция к сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов: кубики — ку. Лишь некоторые дети используют единичные трех- и четырехсложные слова с достаточно постоянным составом звуков (обычно это слова, часто употребляемые в речи), однако слоговая структура этих слов непостоянна и значительно нарушена.

Начальный этап логопедической работы

Основное значение в средней группе придается стимулированию речевой активности детей с ОНР на всех занятиях, которые проводятся в индивидуальной и групповой форме. У детей формируется мотивационный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление.

Преодоление речевого и неречевого негативизма. Установление контакта с ребенком. Повышение эмоционального тонуса ребенка. Включение его в совместную деятельность и формирование навыков взаимодействия «ребенок — взрослый», «ребенок — ребенок». Воспитание у ребенка уверенности в своих силах. Формирование его интереса к игровой деятельности и умения участвовать в игре.

Привлечение внимания ребенка к неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука. Сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков. Развитие слухового внимания при восприятии звуков различной громкости (громкий — тихий), высоты (высокий — низкий) с использованием звучащих игрушек, музыкальных инструментов, звукоподражаний. Воспитание слухового внимания к речи.

Развитие основных функциональных уровней памяти: от простого (узнавание) к более сложному (воспроизведение). Расширение круга узнаваемых предметов на основе сформированных зрительных и слуховых представлений. Увеличение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти. Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения: запоминание и воспроизведение последовательности и количества предметов (три- четыре), картинок, геометрических фигур, различных по величине, цвету и форме; запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (двух), звукоподражаний (двух) и т. п.

Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики.

Ритм – это свойство всего живого. Ритм живого организма в своей основе имеет моторную природу и является одним из его врожденных устойчивых свойств. Согласно результатам биоэлектрических исследований, внешние ритмические стимулы любой модальности обязательно вызывают ответные реакции не только в мышцах, но и, в первую очередь, в биоритмах мозга.

Исследования ученых показали, что ритм и повторение необыкновенно важны именно для маленького  ребенка,  дошкольника.

Несформированность ритмических процессов у детей приводит к нарушению их моторного и психического развития. И, как правило, к отставанию в развитии речи.

К сожалению, в отечественной специальной психологии и педагогике проблеме взаимосвязи ритмических и психических процессов уделяется недостаточно внимания. Есть немногочисленные исследования ритмических процессов в специальной педагогике и психологии, проведенные С. А. Баскаковой, И. В. Евтушенко, Л. В. Лопатиной, Л. С. Медниковой, свидетельствующие о том, что у детей с ограниченными возможностями здоровья имеется недостаточное развитие чувства ритма.

На наш взгляд значение развития ритмических процессов в формировании психики ребенка столь значимо, что необходимо проводить профилактическую работу среди родителей, объясняя им значение режимных моментов для ребенка, пения им песен, чтения стихов, качания и т.д. Также необходимо создание новых интегрированных коррекционных программ, в которых формирование ритмических процессов будет иметь первостепенное значение.

Необходимо научить ребенка основным видам движений. Это различные виды ходьбы, бега, подскоков, а также упражнения с заданиями на все виды мышц. При этом нужно вводить речевой материал в самых разнообразных формах. Особое внимание обращаем на работу над осанкой, так как тяжёлая походка (на всю стопу), боковые раскачивания тела, полусогнутые ноги, опускание головы, неравномерность шагов обычно бывают главной проблемой детей с задержкой речевого развития.

Для успешной организации речевых моментов во время проведения физкультурных занятий инструктор по физической культуре применяет:

  • дифференцированный подход к детям с различными речевыми

нарушениями;

  • целенаправленный подбор речевого материала.

Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определённых мышечных групп /рук, ног, головы, корпуса во время артикулирования.

Поскольку двигательные упражнения сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбирает логопед в соответствии с речевыми возможностями дошкольников, с речевыми нарушениями с учётом их возраста и этапов логопедического воздействия – от простого к сложному.

Дети, научившись управлять отдельными движениями, ранее для них не доступными, получают уверенность в себе, своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики.

Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями

Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрешками, кубиками, настольным конструктором; составление узоров из крупной и мелкой мозаики; изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек (по образцу, по инструкции); складывание разрезных картинок; обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и горизонтальная) трафаретов; шнуровка и т. д.

Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения артикуляторных игровых упражнений по подражанию («Крокодил» — широко открыть рот, «Веселый Петрушка» — растянуть губы в улыбку, «Поцелуй Петрушку» — вытянуть губы трубочкой, «Дразнилка» — высунуть язык вперед).

Формирование движений мимической мускулатуры по подражанию (зажмуривание глаз, надувание щек).

Особое значение на этом этапе работы имеет формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур. Воспитание чувства ритма. Обучение ритмическим движениям в соответствии с характером звучания музыки.

Формирование общих речевых навыков. Обучение детей оптимальному для речи типу физиологического дыхания. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка летит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [X], слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем — постепенно распространяющихся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдоха (три слова).

Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.

Формирование первичных представлений об интонационной выразительности речи с помощью эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок. Обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц. Обучение выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотворений.

Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка «Веселый язычок», «Обезьянка» и др.).

Такие тяжелые речевые нарушения требуют длительной и систематической коррекционной работы всех специалистов (логопеда, инструктора по ФК, музыкального руководителя, воспитателя) при активном сотрудничестве с родителями.

Исходя из решаемых задач, мы с инструктором по физической культуре разработали и в настоящее время осуществляем проект «Музыка – движение - речь». Сегодня мы хотим рассказать о нем.

В соответствии с перспективно-тематическим планированием мы подбираем материал по каждой лексической теме: комплекс общеразвивающих упражнений, логоритмическое упражнение, упражнение для развития мелкой моторики рук, комплекс артикуляционной гимнастики, комплекс дыхательной гимнастики. Все они имеют речевое сопровождение и (или) музыкальное сопровождение. В течение недели на занятиях по физической культуре, логопедических занятиях, занятиях с воспитателем по заданию логопеда во второй половине дня ребята отрабатывают их, а в пятницу мы снимаем ролик с этими упражнениями для домашнего использования. Родители получают ссылку и скачивают этот ролик. Выполняя в выходные дни рекомендации логопеда по тетради, они могут использовать его для того, чтобы:

  1. увидеть трудности своего ребенка при выполнении конкретного вида задания,
  2. познакомиться с правильной техникой выполнения этого задания,
  3. помочь своему ребенку освоить упражнение.

В качестве дополнительных плюсов можно указать, что собственные видео вызывают у детей живой отклик и массу положительных эмоций. И родителям удобно, ведь ребенок может почти самостоятельно выполнять задание с помощью ролика.

За два с половиной месяца, что длится наш проект, мы создали пока небольшую базу видеоупражнений по следующим лексическим темам: овощи, фрукты, одежда, обувь, профессии, дикие животные, домашние животные, зимующие птицы, а также комплекс артикуляционной гимнастики.

И уже сейчас можно говорить о положительной динамике в развитии детей. В первую очередь, это – положительный настрой на занятиях. Повышение мотивации, потому что хочется выглядеть лучше на видео. Дети осваивают основные виды движений, развивается общая координация и мелкая моторика рук. Речь в процессе выполнения ритмических упражнений становится более четкой, начинается формирование слоговой структуры слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-физминутки (развиваем координацию движений, согласовываем движения с речью)

Приобщение детей к словесному искусству. Игры со словами весело и непринужденно развивают разные речевые навыки,зкр....

Презентация: «Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи»

Значение слова Мелодекламация по Ожегову: Мелодекламация - декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой. «Мелодекламация — искусство синтетическое. Слияние слова и звука, взаимопроникновение вы...

Интегрированный проект как метод взаимодействия педагогов и родителей в рамках работы группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет. Проект "Музыка. Движение. Речь"

В статье представлен опыт работы по реализации исследовательско-творческого  проекта "Музыка. Движение. Речь" в  рамках работы группы кратковременного пребывания для детей от 1,5 до 3 лет с ...

"Эмоции, движения, речь- их значение в развитии детей раннего возраста"

Обеспечить лучшие  условия для полноценного развития движений, создать комфортную,  эмоционально-благоприятную обстановку, атмосферу доброжелательности в общении с воспитанниками - мои...

Буклет «Движение – речь!»

Психомоторная коррекция у детей с речевыми нарушениями в домашних условиях...

«Движение – речь!» (психомоторная коррекция у детей с речевыми нарушениями )

laquo;Движение – речь!» (психомоторная коррекция у детей с речевыми нарушениями )...