Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 6-7 лет
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)
Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_kalendarno-tematicheskiy_plan_6-7.docx | 90.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 6-7 лет
Месяц | нед | Звукопроизношеиие | Формир-е Фонетстор.р | Формирование лескико-грамматических средств языка | Развитие связной речи и речевого общения | ||||||||||
Лексика | Грамматический строй | ||||||||||||||
1,2 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | ||||||||||||||
3 | Воспоминание о лете. | ||||||||||||||
Сентябрь | Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Существительные: август, дача, отдых, деревня, духота, душно, жара, загар, зной, июнь, июль, отпуск, лето, отдых, озеро, радуга, река, сенокос. Прилагательные: августовский, дачный, деревенский, дождливый, долгожданное, душный; жаркий, зеленый, знойный, речной, урожайное. Глаголы: загорать, прыгать, катать, играть, надувать, купаться, ехать, зеленеть, отдыхать, нырять, плавать. | Закрепление умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя. Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. | Пересказ рассказа «В раздевалке», составленного по демонстрируемым действиям. | ||||||||||
4 | Детский сад. Игрушки. | ||||||||||||||
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках | Существительные: игрушки, пирамидка, волчок (юла), матрешка, кубики, кукла, машина (кабина, кузов, колеса), мяч, поезд, кораблик; Прилагательные: красный, желтый, зеленый (цвет), большой, маленький (величина) круглый, квадратный (форма), пластмассовый, плюшевая (материал) и т.п.; Глаголы: прыгать, катать, играть, надувать, строить, убирать, бросать, делиться. | Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. | Составление рассказа « Как мы играли» по демонстрируемым действиям. | |||||||||||
Октябрь | 1 | Осень. Приметы осени, изменения в природе. | |||||||||||||
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, с использованием упражнений. Звук и буква У | Упражнять детей в выделении начального ударного гласного [У] в словах. | Закрепить и расширить обобщающие понятия, представления об осени и изменениях в природе. Ввести в активный словарь: Существительные: ветер, грязь, деревья, дождь, град, земля, зонт, косой, листва, листопад, листья, сентябрь, октябрь, ноябрь, осень, пасмурно, погода, похолодание, трава, туча. Прилагательные: ветрено, дождливо, золотая, золотой, мокрый, моросящий, октябрьский, ноябрьский, осенний, пасмурный, поздняя, проливной, ранняя, серые, сухой, сыро, холодно, холодный. Глаголы: дуть, моросить, наступать, срывать, сдувать. | Отработка падежных окончаний и образование множественного числа существительных. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Учить образовывать прилагательные от существительных; развивать умение согласовывать слова в предложениях. | Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» с использованием фланелеграфа или магнитной доски Стр141 О.С. Гомзяк | |||||||||||
2 | Овощи. Фрукты. Сад, огород. | ||||||||||||||
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, с использованием упражнений. Звук и буква, А | Упражнять детей в выделении начального ударного гласного [А] в словах. Игра «Придумай слово на заданный звук» | Закрепить и расширить обобщенные представления об овощах, фруктах, о сборе урожая, о заготовке овощ ей и фруктов на зиму. Ввести в активный словарь: Существительные: овощи, капуста, картошка, свекла, редиска, лук, чеснок, горох, фасоль, перец, баклажан, кабачок, морковь, огурец, помидор; грядка, рассада, теплица, посадка, борщ, салат, урожай, огород, стручок, кочан, овощерезка. Прилагательные: овощной, красный, зеленый, желтый, фиолетовый, бордовый, крупный,, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, соленый, кислый, толстый, крепкий, зрелый; Глаголы: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, грузить, созревать, солить, квасить. | Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами–ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк- по теме. (лук-лучок, огурец-огурчик) | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему. Составление предложений по картине. Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин.Стр141 О.С. Гомзяк | |||||||||||
3 | Лес. деревья, кустарники | ||||||||||||||
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, с использованием упражнений. Звук и буква П | Упражнять детей в выделении начального глухого, согласного звука [П] в словах. Игра «Придумай слово на заданный звук» | Сформировать представление о осеннем лесе, о существенных признаках осеннего сезона: похолодание, моросящий, непогода, унылый, веселый, поздняя, ранняя, слякоть. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Ввести в активный словарь: Существительные: береза, боярышник, ветка, деревья, дуб, ель, имя, каштан, клен, кора, корень, крона, куст, кустарник, липа, лист, лиственница, листопад, осина, рябина, сосна, ствол, сук, тополь, ясень. Прилагательные: березовый, вечнозеленые, дубовый, еловая, желтый, золотая, кленовый, красный, липовый, лиственный, облетевшая, осиновый, разноцветный, раскидистый, рябиновый, сосновый, тополиный. Глаголы: вянуть, желтеть, краснеть, облетать, опадать, падать, пожухнуть, срывать. | Согласование имён числительных два и пятьс существительными; упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже (смешанный, хвойный, березовая роща берез, шиповник сирень мимозаи т.д.) | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему | |||||||||||
4 | Грибы, ягоды (Ядовитые растения) | ||||||||||||||
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, с использованием упражнений. Звук и буква У-А. | Упражнять детей в выделении начального ударного гласного [А] в словах, анализ звуковых сочетаний [УА, АУ].Знакомство с схемой. | Сформировать представления о растениях осеннего леса, о грибах и ягодах. Ввести в активный словарь: Существительные: боровик, белый гриб, волнушка, гриб, грибник, груздь, корзина, лес, лисичка, лукошко, мох, маховик, мухомор, масленок, ножка, опёнок, пень, поганка, подберезовик, подосиновик, поляна, рыжик, сыроежка, чаща, шляпка, бледная поганка, Прилагательные: белый, близко, грибной, маленький, маринованный, рыжий, старый, съедобный, червивый. Глагол: аукать, вырастать, готовить, заблудился, прятаться, расти, резать, собирать, солить, стоять, сушить. Нар. далеко. | Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои. упражнение в употреблении формы множественного числа имён существительных в родительном падеже (волчье лыко, вороний глаз, мухомор, белая поганка т.д.) | Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок. Стр. 142 О.С. Гомзяк | |||||||||||
5 | Перелетные птицы | ||||||||||||||
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, с использованием упражнений. Звук и буква И. | Упражнять детей в выделении начального ударного гласного [И] в словах. Игра «Поймай звук» | Формировать навыки словообразования. Расширить и закрепить представления детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Ввести в активный словарь: Существительные: Аист, гнездо, грач, дрозд, жаворонок, журавль, клин, клюв, корм, кормушка, косяк, крыло, кукушка, ласточка, лебедь, перья, пух, свиристель, скворец, соловей, сорока, стая, стриж, утка, цапля, яйцо. Прилагательные: быстрый, гусиный, журавлиный, зимующие, утиный .Глаголы: вить, выводить, гнездится, зимовать, каркать, перелетный, клевать, кормится, куковать, курлыкать, летать, нахохлится, нестись, перелетать, улетать, чирикать. Нар: гладко. Классификация птиц: перелетные – не перелетные. воробей, ворона, голубь, гусь, синица, снегирь. | Образование и употребление приставочных глаголов. Закрепление употребления в речи простых предлогов:на - с, в – из; упражнять детей в умении образовывать уменьшительно- ласкательную форму имён существительных. | Пересказ адаптированного рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» с использованием сюжетных картин. Л. Воронкова «Лебеди» Стр 142 О.С. Гомзяк | |||||||||||
1 | Наша страна. Мой родной край | ||||||||||||||
Ноябрь | Познакомить детей со звуком [М] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. | Упражнять детей в выделении начального, согласного звука в слове. Звук и буква[М]. | Закреплять знания о понятии Родина, малая Родина, о символике России. Воспитывать у детей чувство гордости за свою страну. Ввести в активный словарь: Существительные: адрес, аллея, асфальт, бульвар, балкон, библиотека, вокзал, город, газон, двор, дворник, детский сад, каток, дом, канал, кинотеатр, колонна, Новосибирск, мост, музей, область, окрестности, остров, памятник, парк, переулок, площадь, кран, проспект, район, река, Родина, сад, сквер, тротуар, улица, фонарь, фонтан, экскурсия, этаж, почта, почтальон, письмо, бандероль. Прилагательные: городской, дворовый, дорожный, мостовая, набережная, областной, подъемный, поливочная (машина), привокзальная (площадь), районный, уличный, заказной, большой, маленький. Глаголы: благоустраивать, жить, строить, идти, ехать, посещать, подходить, выходить, подъезжать, доставить, прислать, выслать, переслать. | Познакомить детей с флагом, гимном и гербом России. Закреплять знания мой город, моя улица (мой адрес). Закреплять у детей умение образовывать прилагательные от существительных. | Составление рассказа «Граница Родины – на замке» по серии сюжетных картин. Стр123 О.С. Гомзяк | ||||||||||
2 | Дикие животные, подготовка к зиме. | ||||||||||||||
Познакомить детей со звуком [О] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. | Упражнять детей в выделении начального, гласного звука в слове. Звук и буква [О]. | Пробуждать у детей интерес к жизни диких зверей, к природе, как звери приспосабливаются к жизни в холодный период. (находить общие и отличительные признаки при подготовке животных к зиме).Ввести в активный словарь: Существительные: барсук, барсучата, белка, бельчата, бобр, бобрята, волк, волчата, выдра, еж, ежата, енот, зайчата, заяц, кабан, клыки, копыта, куница, лапы, ласка, лиса, лисята, лось, лосята, медведь, медвежата, олень, оленята, рога, рысь, хвост. Прилагательные: бурый, длинноухий, колючий, косолапый, полосатый, пушистый, серый, сохатый, трусливый, хитрая. Глаголы: бродить, загонять, злой, колоться, красться, нагонять, подстерегать, прыгать, рычать, ходить. | Обучать образованию притяжательных прилагательных; закреплять практическое употребление в речи простых предлогов: на, с, под, над, за. | Пересказ рассказа Е. Чарушина «Кто как живёт: заяц, белка, волк» (пересказ близкий к тексту).Стр 147 О.С. Гомзяк | |||||||||||
3 | Человек. Части тела. Гигиена | ||||||||||||||
Закрепление свистящих Активно работать над интонированием речи | Упражнять детей в выделении начального, согласного звука в слове. Звук и буква[Н]. | Продолжить формировать представления о своем организме, о различных органах и системах, их своеобразии и взаимодействии; познакомить со строением тела человека, с назначением и работой органов, показать важность правильного питания, необходимость и значение гигиенических процедур, формировать привычку заботиться о своем здоровье. Расширить и закрепить представление детей о человеке, частях тела и лица. Дифференциация мальчиков и девочек. Ввести в активный словарь: Существительные: человек, мальчик, девочка, мужчина, женщина, туловище, голова, руки, локти, ноги, колени, живот, грудь, шея, лицо, рот, нос, губы, уши, лоб, подбородок, щеки, волосы брюнет, блондин Прилагательные: большой, маленький, слабый, худой, карие, зелёные, серые, голубые, длинный, короткий, серьёзный, весёлый, грустный, удивлённый. Глаголы: вырастать, ходить, говорить, дышать, есть, слышать, смотреть, брать, держать. | Словообразование с изменением звуковой структуры корня слова(рука-рученька, нога-ноженька) Образование сравнительной степени прилагательных( сильный - сильнее, светлый- светлее) Развивать словарь антонимов (высокий -низкий, блондин-брюнет) ИГРЫ ПО ВАЛЕОЛОГИИ | Пересказ басни Л. Толстого «Старый дед и внучек». Стр.154 О.С. Гомзяк | |||||||||||
4 | Одежда. Обувь. Головные уборы. | ||||||||||||||
Формирование правильной артикуляции гласных звуков у всех детей и начать их автоматизацию в слогах и словах. | Упражнять детей в выделении начального, согласного звука в слове. Звуки и буквы О,У,А,И | Уточнить и расширить представления детей об одежде; о её существенных признаках, материалах из которых она изготовлена. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы в соответствии с сезоном. Ввести в активный словарь: Существительные: одежда, комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан, воротник, рукав, пуговицы, молния, липучка, кнопка. Прилагательные: шерстяной, шелковый, теплый, удобный, меховой. Глаголы: носить, надевать, застегивать, стирать, гладить, чистить. | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами –ик-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк-, -оньк; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными. | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок. Пересказ адаптированного рассказа Н. Носова « Заплатка» с использованием предметных картинок. Стр. 45, 143 О.С. Гомзяк | |||||||||||
1 | Зима. Приметы зимы изменения в природе. | ||||||||||||||
Декабрь | Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, с использованием упражнений.. | Звук. Буква. Упражнять детей в выделении согласного звука [Т], [Ть] из ряда звуков | Расширять элементарные знания о зиме (сезонных изменениях в природе, одежде людей). Углубить представления детей о состоянии погоды зимой, о явлениях зимней природы. Ввести в активный словарь: Существительные: зима, мороз, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор. Прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный, легкий, скользкий. Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать. | Упражнение в образовании существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами –ушк-, -чик-, -ечк, -очк-, -еньк – и т.д.; формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными. | Чтение и пересказ «Два мороза» О. В. Мариничева стр 15 | ||||||||||
2 | Зимний лес | ||||||||||||||
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, с использованием упражнений.Звук и буква[К]. | Звук. Буква. Упражнять детей в выделении согласного звука [К] из ряда звуков | Воспитывать бережное отношение к природе, чувство Существительные: зима, мороз, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, поземка, снегопад, гололед, сугроб, узор. Прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный, легкий, скользкий. Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать. | Закреплять умение употреблять предлоги движения в, из, от, по, к; учить подбирать родственные слова; учить образовывать глаголы прошедшего времени. | Пересказ сказки «Двенадцать месяцев», просмотр мультфильмов Синичкин календарь | |||||||||||
3 | В мире сказок | ||||||||||||||
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, с использованием упражнений. Звук и буква[Кь]. | Звук. Буква. Упражнять детей в выделении согласного звука [Кь] из ряда звуков. | Расширить и углубить представления детей о сказках. О тех, кто придумывает и записывает сказки. Кто их иллюстрирует. Рассмотрите с детьми иллюстрации различных художников к сказкам. Ввести в активный словарь: Существительные: сказка, автор, герой, мачеха, теремок, Баба Яга, колдунья, волшебник, замок, избушка, гусли, хворост, болото, библиотека, опушка, Снегурочка, сказочник, волшебство, Морозко, Мороз-Иванович, Дед Мороз, Двенадцать месяцев, мороз трескучий, Василиса, Снежная Королева, иллюстрация, персонаж; Прилагательные: сказочный, прекрасный, волшебный, хитрый, умный, злой, добрый, добродушный, страшный, веселый, глупый, справедливый, заколдованный, зачарованный, ледяной дворец, премудрая, прекрасная, Глаголы: колдовать, заворожить, испугаться, слушать, рассказывать, пуститься, набрести, спеть, притвориться. | Знакомство с характеристиками положительных героев и отрицательных персонажей русских сказок (смелый, храбрый, ловкий, умный, добрый и т.д) — знакомство с описательными прилагательными | Просмотр мультфильм и чтение на новогоднюю тематику. | |||||||||||
4 | Мастерская Деда Мороза | ||||||||||||||
Работа слухо-произносительной дифференциации звуков[П], [К], [Т]. | Упражнять детей в дифференциации звуков [П]-[Т]-[К]. | Познакомить с историей возникновения праздника, праздничных обычаев и традиций, познакомить детей с традициями празднования нового года в разных странах, поспособствовать развитию познавательной активности детей. Закрепить представления о новогоднем празднике, о традициях русского народа, о подготовке к праздновании Нового года. Ввести в словарь: Существительные: подарок, гирлянда, игрушки, украшения, хлопушка, чудо, костюм, носок, мешок, хоровод, новогодний. Прилагательные: елочные, маскарадный, нарядная, чудесный, радостный. Глаголы: дарить, получать, развешивать, накрывать. | Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах. | Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. Стр. 64 О.С. Гомзяк | |||||||||||
5 | Новогодний праздник | ||||||||||||||
Работа по формированию правильного физиологического и речевого дыхания, с использованием упражнений. Звук и буква[Г], [Гь]. | Звук. Буква. Упражнять детей в выделении согласного звука [Г], [Гь] из ряда звуков. | Познакомить детей с историей возникновения праздника, праздничных обычаев и традиций в разных странах. Закрепить представления о новогоднем празднике, о традициях русского народа в праздновании Нового года. Ввести в активный словарь: Существительные: ёлка, праздник, мастерская, игрушка, подарок, Дед Мороз, украшение. Прилагательные: красивый, праздничный, новогодний, украшенный, сверкающи. Глаголы: украшать, вешать, дарить, наряжать, праздновать, поздравлять. | Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах. | Разучивание стихотворений к новогоднему утреннику. Беседы с детьми как о Новогоднем семейном празднике. | |||||||||||
3 | Зимние забавы. | ||||||||||||||
Январь | Формировать правильную артикуляцию звуков [Б, Бь] у всех детей Артикуляционная гимнастика. | Упражнять детей в выделении согласного звука Звук Бь. Буква Б. | Углубить представления детей о зиме, о зимних видах спорта. Ввести в активный словарь: Существительные: зима, мороз, снег, снежинка, хлопья, гололед, сугроб, узор; фигурное катание, фигурист, коньки, лыжи, хоккей, клюшка, шайба, хоккеист, ворота, форма. Прилагательные: холодный, белый, пушистый, морозный, сильный, легкий, скользкий. Глаголы: замерзать, покрывать, выпадать, завывать, заметать, кататься, забивать(гол), побеждать. | Обучать образованию прилагательных от существительных; закреплять умение согласовывать числительные (два и пять) с существительными. | Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. | ||||||||||
4 | Мой дом. Жилище. Комнатные растения | ||||||||||||||
Работа слухо-произносительной дифференциации звуков [Л], [Ль]. | Упражнять детей в выделении согласного звука Звук и Буква [Л], [Ль]. | Расширить представления о квартире, комнатах, об комнатных растениях. Уметь сказать, кто на каком этаже живет. Знать, кто и для кого строит дома. Ввести в активный словарь: Существительные: ванная, гостиная, детская, диван, дом, комната, коридор, отдых, порядок, прихожая, спальня, туалет, уборка, уют, чистота. Прилагательные: деревянный, детский, кухонный, спальный, чистый. Глаголы: лежать, мыть, отдыхать, подметать, протирать, сидеть, спать, убирать. | Учить образовывать сложные слова (много этажный, малоэтажный и т.д); закреплять умение составлять предложения с предлогами. | Составление рассказа по сюжетной картине « Один дома» с придумыванием начала рассказа. | |||||||||||
5 | Квартира. Мебель. Части мебели. | ||||||||||||||
Работа слухо-произносительной дифференциации звуков[Р], [Рь]. | Упражнять детей в выделении согласного звука Звук и буква [Р], [Рь]. | Расширить и углубить представления о мебели, её назначении, деталях и частях; материалах из которых она сделана. Расширить представления об электроприборах. Ввести в активный словарь: Существительные: мебель, шкаф, диван, кровать, кресло, стол, стул, дверца, ножка, спинка, полка подлокотник, сиденье; спальня, гостиная, кухня, детская, ванная, туалет, прихожая, коридор. Прилагательные: деревянный, кожаный, мягкий, удобный. Глаголы: сидеть, лежать, вешать, хранить, убирать, протирать. | Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; Учить подбирать глаголы к существительным по теме; закреплять навык употребления существительных в родительном падеже. | Пересказ русской народной сказки « Три медведя» с элементами драматизации. | |||||||||||
Февраль | 1 | Посуда. Электробытовые приборы. | |||||||||||||
Формировать правильную артикуляцию звуков [Э] у всех детей Артикуляционная гимнастика. | Упражнять детей в выделении гласного звука Звук и буква [Э]. | Уточнить и расширить представления детей о посуде и электробытовых приборах, её существенных признаках, материалах, из которых она сделана. Учить сравнивать, группировать, классифицировать предметы. Ввести в активный словарь: Существительные: батарея, бра, видеокамера, газовая плита, гладильная доска, духовой шкаф, компьютер, лампа, лампочка, люстра, магнитофон, микроволновая печь, миксер, пылесос, стиральная машинка, тарелка, блюдце, вилка, ложка, нож, кастрюля, сковорода. Прилагательные: железная, фарфоровая, стеклянная, деревянная. Глаголы: убирать, мыть, пылесосить, протирать, варить, жарить, тушить, мыть, готовить, греть, заваривать, кипятить, варить. | Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам; упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды. | Пересказ рассказа Е. пермяка « Как Маша стала большой». Стр152 О.С. Гомзяк Страна Самовара | |||||||||||
2 | Наша армия. День защитника отечества. | ||||||||||||||
Формировать правильную артикуляцию звуков [С] у всех детей. Артикуляционная гимнастика. | Упражнять детей в выделении согласного звука Звук и буква [С]. | Формировать представления о российской армии и военных профессиях, о почётной обязанности защищать Родину. Ввести в активный словарь: Существительные: армия, солдат, Родина, защитник, граница, защита, работа, труд, профессия, военный, пограничник, лётчик, флот, моряк, танкист, капитан Прилагательные: трудный, опасный, интересный, полезный, нужный, необходимый, пограничный, государственный, морской (флот), Глаголы: защищать, охранять, любить, работать, трудиться, оберегать, служить. | Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова. | Пересказ рассказа Л Толстого «Прыжок», Л. Кассиля «Сестра». Стр149 О.С. Гомзяк | |||||||||||
3. | Профессии. Инструменты | ||||||||||||||
Работа слухо-произносительной дифференциации звуков[С], [Сь]. | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звуки и буквы [Сь],[С]. | Расширить представления детей о профессиях и инструментах. Расширить представления о труде работников и использовании инструментов в различных профессиях. Ввести в активный словарь: Существительные: водитель, артист, архитектор, воспитатель, каменщик, кровельщик, маляр, пастух, плиточник, повар, пожарный, сантехник, сварщик, стекольщик, строить, учитель, экскаваторщик, электрик, бетонщик, грабли, дрель, клещи, лопата, молоток, нож, отвертка рубанок, пила, сверло, ножницы, стеклорез, топор, шило, тиски. Прилагательные: грузовой, электрический, нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый удобный, быстрый; наземный, железнодорожный, ватный, деревянный, железный, дровяной, каменный, пластмассовый, металлический, медный, резиновый, стеклянный. Глаголы: водить, управлять, перевозить, грузить, ездить, летать, вскапывать, выкапывать, забивать, зажимать, закапывать, закручивать, откручивать, перекапывать, пилить, разбирать, сверлить. | Учить называть профессии по месту работы или роду занятия; закреплять употребление существительных в творительном падеже; упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. | Составление описательного рассказа о профессиях с использованием схемы. Составление описательного «Что было бы, если бы?» Стр 80 О.С. Гомзяк | |||||||||||
4 | Масленичная неделя. Народные традиции и промыслы. | ||||||||||||||
Формировать правильную артикуляцию звуков [Ш] у всех детей Артикуляционная гимнастика. | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звук и буква [Ш] | Расширять словарь на тему с чем русские люди связывают народный праздник Масленица (проводы зимы). Какие существуют традиции на масленицу (пекут блицы, ходят друг к другу в гости, сжигают чучело Масленицы…) Ввести в активный словарь: Существительные: праздник, забава удаль, гость, блин, славяне, Масленица, символ, традиции начинка, гостеприимство, прощение, гуляние, костюм, скоморох, тройка, чаепитие, аттракцион, веселье, заигрыш, лакомка, хворост, поленья, хоровод, посиделки, ряженье, сарафан, кокошник, чучело, шест, обряд. Прилагательные: славянский веселый, народный, медовый, старинный русский, традиционный, масленичный, прощенное, озорной, ледяной, снежная, холодная, нарядная, ловкий, сильный, кулачный, молодецкий, торговый; Глаголы: встречать, провожать, печь, угощать, кататься, соревноваться, сжигать, наряжать, украшать, водить (хоровод). | Учить преобразовывать имена существительные мужского рода в имена существительные женского рода; упражнять в подборе родственных слов; упражнять в подборе признаков к предметам. | Составление описательного рассказа о маме по собственному рисунку используя мнемотаблицы. | |||||||||||
1 | Весна. Праздник 8 Марта. | ||||||||||||||
1-5 | Работа слухо-произносительной дифференциации звуков[С], [Ш]. | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звуки [С] – [Ш]. | Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, появлении насекомых. Уточнить представление детей о празднике «8 марта», о профессиях наших мам, о женских профессиях. Ввести в активный словарь: Существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, муравей, бабочка, муха, пчела, оса жук, комар,, стрекоза, кузнечик, паук. Прилагательные: голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий. Глаголы: летает, жужжит, растет, просыпается, порхают, собирают, жалят, звенят, стрекочут, залетают, прыгают, ткут, строят. | Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных; учить классифицировать времена года; | Русская народная сказка «Март, Апрель, Май» стр 67 Мариничева О.В. | ||||||||||
Март | 2 | Приметы весны, изменения в природе. | |||||||||||||
8-12 | Формировать правильную артикуляцию звуков [Ы] у всех детей Артикуляционная гимнастика | Упражнять детей в выделении согласного звука . Звук и буква [Ы]. | Обобщить представления о характерных признаках весны: увеличении светового дня, таянии снега, ледоходе и его причинах, росте травы, набухании почек и распускании листьев, возвращении птиц. Уточнить представления о жизни растений весной. Ввести в активный словарь: Существительные: весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, почка, праздник, профессия, воспитатель, учитель, швея, продавец, врач, парикмахер, подарок, цветы Прилагательные: рыхлый, теплый, яркий, голубой, чистый, теплый, первый, длинный, звонкий, зеленый, хрупкий, международный, женский, праздничный, добрая, весёлая красивая, нежная, ласковая, строгая, заботливая, умная. Глаголы: наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить, поздравлять, дарить, работать, заботиться, любить. | Отрабатывать падежные окончания имён существительных единственного и множественного числа. | Составление описательного рассказа «Грачи прилетели», «Заяц и морковка» по серии сюжетных картин.Стр 91 О.С. Гомзяк | ||||||||||
3 | Семья. Родственные связи. | ||||||||||||||
15-19 | Работа слухо-произносительной дифференциации звуков[В]-[Вь]. | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звуки и буквы [В] – [Вь] | Обогатить представления о семье: дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношений. - Уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность, но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции); учить строить генеалогическое дерево семьи, способствуя осознанию ребенком себя как частицы причастности к истории и жизни семьи; Формировать основы нравственности во взаимоотношениях с родителями. Ввести в активный словарь: Существительные: родители, мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сын, внук, внучка, брат, сестра, тётя, дядя, племянник, племянница, семья, дом, профессия Прилагательные: добрый воспитанный, семейный, пожилой, молодой, взрослый. Глаголы: жить, воспитывать, рожать, умирать, работать. | Учить подбирать противоположные по значению слова; закреплять знания о родственных связях; развивать понимание, память. | Составление рассказа « Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества). | ||||||||||
4 | Домашние животные, домашние птицы и их детёныши. (Ферма) | ||||||||||||||
22-26 | Работа слухо-произносительной дифференциации звуков [З]-[Зь]. | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звуки и буквы [Зь],[З]. | Закрепить знания детей о сельскохозяйственных профессиях, расширять и углублять представления о домашних животных и их детенышах. Повторить признаки животных, чем питаются, где живут, какую пользу приносят. Воспитывать уважение к труду фермеров. Ввести в активный словарь: Существительные: животное, корова-бык- телёнок, лошадь-конь-жеребёнок, коза-козёл-козлёнок, овца-баран-ягнёнок,собака-пёс-щенок,кошка-кот-котёнок,свинья-кабан-поросёнок, стойло, хлев, сено, запас, корм Прилагательные: домашний, тёплый, полезный, умный Глаголы: кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, овить, приносить. | Учить образовывать сложные слова; учить образовывать притяжательные прилагательные; расширять словарь антонимов; развивать навыки словообразования и словоизменения. | Пересказ рассказа Л.Толстого « Котёнок». Стр153 О.С. Гомзяк стр 119 | ||||||||||
5 | Продукты питания. Магазин | ||||||||||||||
29-2 | Формировать правильную артикуляцию звуков [Ж] у всех детей Артикуляционная гимнастика. | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звук и буква [Ж] | Закреплять знания о том, из каких продуктов готовят наиболее часто употребляемые детьми блюда. Продолжать учить называть продукты питания. Развивать коммуникабельность. Формировать чувство общности со сверстниками, интерес к совместным играм. Какие бывают продукты. Мясные - мясо, (говядина, баранина, свинина, птица) сало, колбаса, сосиски. Молочные – молоко, сливки, кефир, сливочное масло, сыр, сметана, творог, простокваша, йогурт, ряженка, варенец. Хлебобулочные – хлеб, булки, батон, багет, лепешка, баранки, сухари. Кондитерские изделия – шоколад, конфеты, печенье, торты, пирожные, пастила, зефир, вафли. Бакалейные продукты – макаронные изделия, сахар, мука, подсолнечное масло, крупы, консервированные продукты (все виды). | Упражнять в употреблении различных форм имени существительного; закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов. | Пересказ – инсценировка сказки «Колосок» с использованием серии сюжетных картин. Стр104 О.С. Гомзяк | ||||||||||
Апрель | 1 | Почта. Город. | |||||||||||||
5-9 | Работа слухо-произносительной дифференциации звуков [З], [Ж]. | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звуки [З]– [Ж] | Формировать представления о родном городе, своем районе, достопримечательности, музеи, театры. Пополнять словарь детей, развивать чувство патриотизма. Вести в активный словарь: Существительные: адрес, аллея, асфальт, бульвар, балкон, библиотека, вокзал, город, газон, двор, дворник, детский сад, каток, дом, канал, кинотеатр, колонна, Новосибирск, мост, музей, область, окрестности, остров, памятник, парк, переулок, площадь, кран, проспект, район, река, Родина, сад, сквер, тротуар, улица, фонарь, фонтан, экскурсия, этаж, почта, почтальон, письмо, бандероль. Прилагательные: городской, дворовый, дорожный, мостовая, набережная, областной, подъемный, поливочная (машина), привокзальная (площадь), районный, уличный, заказной, большой, маленький. Глаголы: благоустраивать, жить, строить, идти, ехать, посещать, подходить, выходить, подъезжать, доставить, прислать, выслать, переслать. | Закреплять умение согласовывать числительные два ипять с существительными; учить согласовывать существительные с глаголами единственного и множественного числа. | Пересказ рассказа «Как мы общаемся», составленного по сюжетным картина. | ||||||||||
2 | День космонавтики | ||||||||||||||
12-16 | Работаслухо-произносительной дифференциации звуков[Ф], [Фь] | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звуки и буква [Ф], [Фь] | Знакомить детей с людьми мужественных профессий: космонавты. Дать представление о космосе, космических летательных аппаратах и первых покорителях космоса (Ю. А. Гагарин, В. Н. Терешкова и др.) Формировать у детей представление о роли космоса в жизни человека. Осуществлять патриотическое воспитание: вызывать чувство гордости за нашего космонавта Ю. Гагарина, первого полетевшего в космос. Ввести в активный словарь: Существительные: астроном, космос, космонавт, ракета, корабль (космический), станция (орбитальная), спутник, полет; костюм; полет, невесомость, орбита, планета, звезда. Прилагательные: астрономический, первый, космический, орбитальный; Глаголы: изучать, осваивать, испытывать, запускать, летать. | Сформировать представления о космосе, об освоении космоса людьми; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа | Слушание отрывков из сказки «Незнайка на луне» | ||||||||||
3 | Транспорт. ПДД | ||||||||||||||
19-23 | Формировать правильную артикуляцию звуков [Ю] у всех детей Артикуляционная гимнастика. | Упражнять детей в выделении гласного звука. Звук и буква [Ю] | Расширить представления детей о транспорте, сформировать представления о пассажирском и грузовом транспорте. Расширить представления о труде работников транспорта Ввести в активный словарь: Существительные: автомобиль, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самолет, корабль, самосвал, фургон; водитель, кондуктор, машинист, проводник, летчик, стюардесса, капитан (корабля). Прилагательные: грузовой, пассажирский, электрический, нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый удобный, быстрый; наземный, подземный, водный, воздушный, железнодорожный. Глаголы: водить, управлять, перевозить, грузить, ездить, летать. | Обучать образованию приставочных глаголов движения; закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. | Пересказ рассказа с использованием опорных предметных картинок. | ||||||||||
4 | Откуда хлеб пришёл? | ||||||||||||||
26-30 | Работа слухо-произносительной дифференциации звуков[Х], [Хь]. | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звуки и буквы [Х] – [Хь] | Формирование представлений о Празднике весны и труда. Расширять знания детей, какое значение имеет хлеб для людей, как много разных профессий трудится, чтобы у нас на столе появился хлеб. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. Все работы хорошо выбирай на вкус. Расширять словарный запас о сельскохозяйственных работах. Существительные: работа, труд, лопата, грабли, метла, кисть, нож, ключ гаечный, семена, рассада, грядки, топор, Прилагательные: работящий, трудолюбивый, белый, большой, маленький, светлый, темный, мокрый, сухой Глаголы: работать, трудится, копать, убирать, сеять, полоть, колоть, обрезать, садить, прорастить, подготовить, посадить, пересохла, белят, опрыскивают. | Учить подбирать синонимы и однокоренные слова; закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. | Пересказ рассказа « Откуда хлеб пришёл», составлен- ного по серии сюжетных картин.Стр108 О.С. Гомзяк | ||||||||||
1 | День Победы | ||||||||||||||
Май | 3-7 | Работа слухо-произносительной дифференциации звуков[Д], [Дь] | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звуки и буквы[Д]-[Дь] | Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне. Формировать представления детей о Великой Отечественной войне, используя различные виды деятельности; пробуждать интерес к прошлому нашей страны; показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны. Уточнить и расширить представления детей о дне Победы. Ввести в активный словарь: Существительные: победа, война, ветераны, солдаты, парад, салют, награда, медаль, орден, мир, враг, герой, оружие, смелость, защитник, сражение, бой, атака, автомат, пушка, пулемёт. Прилагательные: праздничный, радостный, боевой, отважный, смелый, героический, отважный, мужественный. Глаголы: изучать, осваивать, испытывать, запускать, летать, вспомнить, стрелять, салютировать, вспоминать, поднимать, награждать. | Образовывать и употреблять в речи прилагательные от существительных. Слова для работы: отечество, Родина, война, мир, бой, защита, блокада, голод, холод и т.д. | Слушание и пересказ произведения Составление для пересказа по иллюстрациям | |||||||||
2 | Животных дальних стран | ||||||||||||||
10-14 | Работа слухо-произносительной дифференциации звуков[Ч], [Щ] | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звук и буква [Ч], [Щ]. | Уточнить представления детей о зоопарке и животных, о местах их обитания. Продолжать знакомить с животным миром жарких и холодных стран. Развивать любознательность и стремление изучать природу и живых обитателей Земли. Воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру. Ввести в активный словарь: Существительные: зоопарк, животные, хищник, клетка, детёныш, слон, зебра, бегемот, крокодил, кенгуру, жираф, обезьяна, лев, зебра, тигр, пища, добыча, охота, когти, добыча, грива, копыта, шерсть. Прилагательные: хищный, травоядный, дикий, сильный, быстрый, хитрый, ловкий Глаголы: кормить, ухаживать, убирать, чистить, охотиться, добывать, ловить | Учить употреблять глаголы в прошедшем времени; закреплять умение подбирать сходные и противоположные по значению слова; учить выделять из текста однокоренные слова. | Пересказ сказки «Почему у слона длинный нос», «Птичка тари», «Маугли» закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. | ||||||||||
3 | Обитатели морей и океанов, озер и рек (водоемов) | ||||||||||||||
17-21 | Формировать правильную артикуляцию звуков [Ц] у всех детей. Артикуляционная гимнастика. | Упражнять детей в выделении согласного звука. Звук и буква [Ц]. | Закрепить и обобщить знание о воде и ее обитателях. Расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Обобщить и расширить знания о жизни обитателей различных водоемов, о загрязнении окружающей среды. Ввести в активный словарь: Существительные: насекомое, паук, муравей, бабочка, жук, коровка,, гусеница, клещ, комар, муха, пчела, оса, шмель Прилагательные: пчелиный, вредный, полезный, майский, разноцветная Глаголы: вредить, уничтожать, точить, грызть, опылять, помогать, лежать, ползать, порхать, прыгать, жужжать, собирать | Учить преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число; развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. | Составление описательного рассказа ообитателях морей и океанов, озер и рек с использованием схемы. | ||||||||||
4 | ОБСЛЕДОВАНИЕ Насекомые. Лето. Цветущие растения. | ||||||||||||||
17-21 | Формировать правильную артикуляцию звуков [Я] у всех детей. Артикуляционная гимнастика. | Упражнять детей в выделении гласного звука. Звук и буква [Я]. | Обобщить и расширить знания о жизни насекомых весной, о вредных и полезных насекомых. Ввести в активный словарь: Существительные:насекомое, паук, муравей, бабочка, жук, коровка,, гусеница, клещ, комар, муха, пчела, оса, шмель Прилагательные:пчелиный, вредный, полезный, майский, разноцветная Глаголы:вредить, уничтожать, точить, грызть, опылять, помогать, лежать, ползать, порхать, прыгать, жужжать, собирать | Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени; закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени; развивать словарь синонимов. | Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы. Составление рассказа «Лето красное пришло» по сюжетной картине.Стр136 О.С. Гомзяк Чтение сказку «Почему у одуванчика большие щеки» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕН
Одним из условий успешной коррекционной работы является эффективное планирование. Данное планирование разработано для фронтальной и подгрупповой работы с детьми с ОНР с опорой на лексическую тем...
Перспективный план по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР
перспективный план на учебный год...
• Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 4-5 лет.
Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 4-5 лет....
Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 5-6 лет.
Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 5-6 лет....
Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 6-7 лет.
Перспективный календарно - тематический план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи с детьми 6-7 лет....
Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе
Перспективный план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе...