Орофациальные дисфункции у детей и игры для автоматизации звука Ж
консультация по логопедии (младшая группа)

Степаненко Елена Михайловна

Новорожденный ребенок, в отличие от взрослого, не может жевать в силу несформированности соответствующих органов, а также - процессов управления и взаимодействия между ними. Прием пищи осуществляется посредством сосания.

Важно отметить, что сосание соски и сосание соска матери отличаются друг от друга. При сосании соски работают щечные мышцы и корень языка. Если в соске слишком большие отверстия, то работа мышц становиться минимальной и адаптационные механизмы, вследствие

отсутствия нагрузки, приводят к задержке дифференциации мышц и нервных волокон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буклеты для родителей469.74 КБ

Предварительный просмотр:

Новорожденный ребенок, в отличие от взрослого, не может жевать в силу несформированности соответствующих органов, а также - процессов управления и взаимодействия между ними. Прием пищи осуществляется посредством сосания.

Важно отметить, что сосание соски и сосание соска матери отличаются друг от друга. При сосании соски работают щечные мышцы и корень языка. Если в соске слишком большие отверстия, то работа мышц становиться минимальной и адаптационные механизмы, вследствие

отсутствия нагрузки, приводят к задержке дифференциации мышц и нервных волокон.

Сосание и жевание – две стороны одного и того же процесса – пищеварения в полости рта. Переход от сосания к жеванию происходит постепенно и зависит от созревания компонентов функциональной системы формирования пищевого комка. Если физиологическое сосание «подготовило почву», то жевание формируется к моменту прорезывания коренных зубов (2,5-3 года).

Почему же маленький ребенок сосет палец, пустышку, другие предметы?

Функция сосания заложена в геноме человека и, чтобы научиться правильно жевать, ребёнку на первом году жизни необходимо пройти стадию физиологического сосания. Но если ребенок сосет палец или карандаш в более старшем возрасте, это говорит о том, что отдельные участки нервных стволов тройничного нерва не миелинизированы, и подобной привычкой он компенсирует недостаточную дифференцировку тканей.

Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста. Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов.

Привычка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и асимметричной деформации ее во фронтальном отделе. При этом язык, располагаясь на нижних зубах, не поддерживает свод верхней челюсти, и потому баланс воздействующих

на неё мышечных сил нарушается. Дополнительное давление щечных мышц усугубляет сужение зубных рядов в боковых отделах, следствием чего становится латеральный перекрестный прикус. Кроме того, давление, оказываемое большим пальцем на нижний зубной ряд, вызывает лингвальное смещение резцов и усугубляет недоразвитие нижней челюсти. У детей, начиная с 4-х лет, часто встречается привычка сосать или прикусывать нижнюю губу, что приводит к уплощению фронтального отдела нижнего зубного ряда. Таким образом, сосание - генетически детерминированный рефлекс, который способствует развитию челюстей на первом году жизни и обеспечивает ребенка питанием. После прорезывания моляров (1 год 2 месяца) ребенок должен перейти к жеванию. Сохраняющимися признаками преобладания сосания над жеванием являются: сосание пальца и других предметов, предпочтение мягкой пищи, частое запивание пищи водой.

https://sun9-38.userapi.com/impf/wD8SVzi8CXbonqgQlN6w4eUfDGTN1qPO_EPjAA/XFy4Ce5PmSY.jpg?size=500x292&quality=96&proxy=1&sign=4f8c5055ad52b706c59f46079692d339&type=album

Составила учитель-логопед:

Степаненко Е. М.

«Орофациальные дисфункции у детей»

Вредная привычка сосания

      https://sun9-46.userapi.com/impf/dJTaeGIVSjgEeDsLb6jbrW4HcSv7JNeg55tjjA/HML0D2DiKvE.jpg?size=188x162&quality=96&proxy=1&sign=e652c440e531571844cb6fbe2af975e7&type=album

 

Игры и упражнения на автоматизацию  звука [ Ж ]

https://i.pinimg.com/736x/ea/9b/9d/ea9b9d0b9bc46269f8402bfd7379b8d8--grubs-applique-patterns.jpg

Автоматизация изолированного произношения звука [ Ж ]

Аня уже научилась произносить звук

 [ Ш] и теперь выполняет упражнения со звуком [ Ж ]. Я тоже пробую произносить этот звук, но у меня почему – то получается только шипение.

Аня рассказывала мне, что для того чтобы появился звук [ Ж ], надо просто добавить голос, произнося звук[ Ш ] . Но у меня плохо получается, потому что без голоса я могу шипеть, а с голосом только мяукать. Но я буду стараться выполнять все задание логопеда и тогда у меня всё получиться.

Игра «Найди цветок для каждого жука»

https://i.pinimg.com/736x/ea/9b/9d/ea9b9d0b9bc46269f8402bfd7379b8d8--grubs-applique-patterns.jpg______    __________https://img2.freepng.ru/20180411/sdw/kisspng-flower-transvaal-daisy-clip-art-camomile-5aceb29c2d8578.2792819315234955801865.jpg

https://printonic.ru/uploads/images/2016/03/14/img_56e66003a9eaf.jpg_______ _________https://img2.freepng.ru/20180407/fsq/kisspng-drawing-cartoon-sketch-drawing-5ac8e70f6cf0e5.5873986015231157914462.jpg

http://xn--80agclgmtkckhw.xn--p1ai/image/cache/import_files/10/1002f9a2917c11e78c183085a99aa192_3823b962530f11eaa7b53085a99aa192-480x640.jpg____ _____ ______https://thumbs.dreamstime.com/b/%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%BA-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B0-%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8-19396450.jpg

Игра «Отыщи все буквы Ж на картинке»

Найди и обведи спрятанные на картинке буквы Ж, чётко проговаривая при этом звук  [ Ж ].

C:\Users\Елена\AppData\Local\Temp\Temp1_Османова игры.zip\ж\Новый рисунок (1).jpg

Автоматизация звука[ Ж ] в прямых слогах.

Игра «Горные тропы»

Дорисуй тропинки от вершины горы к подножию, соединяя букву Ж с гласными буквами. Прочитай слоги, которые получились, четко произнося звук [ Ж ].

C:\Users\Елена\AppData\Local\Temp\Temp1_Османова игры.zip\ж\Новый рисунок (2).jpg

Игра «Пчелка ЖУЖА»

Помоги  пчелка жуже собрать нектар.

C:\Users\Елена\AppData\Local\Temp\Temp1_Османова игры.zip\ж\Новый рисунок (2).jpg

Автоматизация звука [ Ж ] в начале слова

Игра «Цветочная поляна»

Шуша и Аня гуляют на полянке.

Назови предметы, нарисованные на цветках. Запомни названия этих предметов и переверни страницу и назови их.

C:\Users\Елена\AppData\Local\Temp\Temp1_Османова игры.zip\ж\Новый рисунок (3).jpg

Игра «Цветочная поляна -2»

Наступил вечер, солнце опускается за горизонт, цветы закрываются. Помоги Ане и Шуше вспомнить, какие предметы спрятались в закрытых цветах. Назови эти предметы, правильно произнося звук [ Ж ].

C:\Users\Елена\AppData\Local\Temp\Temp1_Османова игры.zip\ж\Новый рисунок (4).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Автоматизация звука «С»

Материал занятия позволяет закрепить навык произношения звука «с» в слогах, словах, фразах и предложениях, формировать навыки правильного согласования слов в предложении....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: автоматизация звука-Ш, "В гостях у змейки Шуши"

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы "В гостях у змейки Шуши"Цель: автоматизация звука –ШЗадачи:Закрепить артикуляцию звука –Ш.Продолжить развивать ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием элементов ЭОР для детей ОВЗ по автоматизации звука «р» в слогах со стечением согласных «др».

Конспект разработан для индивидуальной работы логопеда с детьми с ОВЗ. Позволит в игровой форме автоматизировать звук «р» в слогах со стечением согласных «др». Конспект создан ...

"Развитие речи у детей с НР, автоматизация звука "С"

Тема НОД: Автоматизация звука «С».Дата проведения: 16.06.2022г. Цель:Создание ситуации развития в процессе речевой деятельности.Задачи:Коррекционно-Образовательные:Организация деятель...