Орофациальные дисфункции у детей и игры для автоматизации звука Ж
консультация по логопедии (младшая группа)
Новорожденный ребенок, в отличие от взрослого, не может жевать в силу несформированности соответствующих органов, а также - процессов управления и взаимодействия между ними. Прием пищи осуществляется посредством сосания.
Важно отметить, что сосание соски и сосание соска матери отличаются друг от друга. При сосании соски работают щечные мышцы и корень языка. Если в соске слишком большие отверстия, то работа мышц становиться минимальной и адаптационные механизмы, вследствие
отсутствия нагрузки, приводят к задержке дифференциации мышц и нервных волокон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Буклеты для родителей | 469.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Новорожденный ребенок, в отличие от взрослого, не может жевать в силу несформированности соответствующих органов, а также - процессов управления и взаимодействия между ними. Прием пищи осуществляется посредством сосания.
Важно отметить, что сосание соски и сосание соска матери отличаются друг от друга. При сосании соски работают щечные мышцы и корень языка. Если в соске слишком большие отверстия, то работа мышц становиться минимальной и адаптационные механизмы, вследствие
отсутствия нагрузки, приводят к задержке дифференциации мышц и нервных волокон.
Сосание и жевание – две стороны одного и того же процесса – пищеварения в полости рта. Переход от сосания к жеванию происходит постепенно и зависит от созревания компонентов функциональной системы формирования пищевого комка. Если физиологическое сосание «подготовило почву», то жевание формируется к моменту прорезывания коренных зубов (2,5-3 года).
Почему же маленький ребенок сосет палец, пустышку, другие предметы?
Функция сосания заложена в геноме человека и, чтобы научиться правильно жевать, ребёнку на первом году жизни необходимо пройти стадию физиологического сосания. Но если ребенок сосет палец или карандаш в более старшем возрасте, это говорит о том, что отдельные участки нервных стволов тройничного нерва не миелинизированы, и подобной привычкой он компенсирует недостаточную дифференцировку тканей.
Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста. Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов.
Привычка сосать большой палец приводит к сужению верхней челюсти и асимметричной деформации ее во фронтальном отделе. При этом язык, располагаясь на нижних зубах, не поддерживает свод верхней челюсти, и потому баланс воздействующих
на неё мышечных сил нарушается. Дополнительное давление щечных мышц усугубляет сужение зубных рядов в боковых отделах, следствием чего становится латеральный перекрестный прикус. Кроме того, давление, оказываемое большим пальцем на нижний зубной ряд, вызывает лингвальное смещение резцов и усугубляет недоразвитие нижней челюсти. У детей, начиная с 4-х лет, часто встречается привычка сосать или прикусывать нижнюю губу, что приводит к уплощению фронтального отдела нижнего зубного ряда. Таким образом, сосание - генетически детерминированный рефлекс, который способствует развитию челюстей на первом году жизни и обеспечивает ребенка питанием. После прорезывания моляров (1 год 2 месяца) ребенок должен перейти к жеванию. Сохраняющимися признаками преобладания сосания над жеванием являются: сосание пальца и других предметов, предпочтение мягкой пищи, частое запивание пищи водой.
Составила учитель-логопед:
Степаненко Е. М.
«Орофациальные дисфункции у детей»
Вредная привычка сосания
Игры и упражнения на автоматизацию звука [ Ж ]
Автоматизация изолированного произношения звука [ Ж ]
Аня уже научилась произносить звук
[ Ш] и теперь выполняет упражнения со звуком [ Ж ]. Я тоже пробую произносить этот звук, но у меня почему – то получается только шипение.
Аня рассказывала мне, что для того чтобы появился звук [ Ж ], надо просто добавить голос, произнося звук[ Ш ] . Но у меня плохо получается, потому что без голоса я могу шипеть, а с голосом только мяукать. Но я буду стараться выполнять все задание логопеда и тогда у меня всё получиться.
Игра «Найди цветок для каждого жука»
______ __________
_______ _________
____ _____ ______
Игра «Отыщи все буквы Ж на картинке»
Найди и обведи спрятанные на картинке буквы Ж, чётко проговаривая при этом звук [ Ж ].
Автоматизация звука[ Ж ] в прямых слогах.
Игра «Горные тропы»
Дорисуй тропинки от вершины горы к подножию, соединяя букву Ж с гласными буквами. Прочитай слоги, которые получились, четко произнося звук [ Ж ].
Игра «Пчелка ЖУЖА»
Помоги пчелка жуже собрать нектар.
Автоматизация звука [ Ж ] в начале слова
Игра «Цветочная поляна»
Шуша и Аня гуляют на полянке.
Назови предметы, нарисованные на цветках. Запомни названия этих предметов и переверни страницу и назови их.
Игра «Цветочная поляна -2»
Наступил вечер, солнце опускается за горизонт, цветы закрываются. Помоги Ане и Шуше вспомнить, какие предметы спрятались в закрытых цветах. Назови эти предметы, правильно произнося звук [ Ж ].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуально-подгрупповое занятие в старшей группе для детей с ТНР автоматизация звука "Л"
автоматизация звука "Л"...
Конспект логопедического занятия для детей старшего возраста: « Автоматизация звука Р изолированно, в слогах, словах и фразах» «Сокровища Пиратов»
Игра-квест для детей старшего возраста по закреплению звука Р....
Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Автоматизация звука «С»
Материал занятия позволяет закрепить навык произношения звука «с» в слогах, словах, фразах и предложениях, формировать навыки правильного согласования слов в предложении....
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы: автоматизация звука-Ш, "В гостях у змейки Шуши"
Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы "В гостях у змейки Шуши"Цель: автоматизация звука –ШЗадачи:Закрепить артикуляцию звука –Ш.Продолжить развивать ...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения с использованием элементов ЭОР для детей ОВЗ по автоматизации звука «р» в слогах со стечением согласных «др».
Конспект разработан для индивидуальной работы логопеда с детьми с ОВЗ. Позволит в игровой форме автоматизировать звук «р» в слогах со стечением согласных «др». Конспект создан ...
"Развитие речи у детей с НР, автоматизация звука "С"
Тема НОД: Автоматизация звука «С».Дата проведения: 16.06.2022г. Цель:Создание ситуации развития в процессе речевой деятельности.Задачи:Коррекционно-Образовательные:Организация деятель...