Оценка речевого статуса дошкольника
методическая разработка по логопедии

Егорова Надежда Михайловна

Одно из направлений профессиональной деятельности учителя-логопеда -  диагностика речевого развития. Оптимизировать её результативность помогает обобщение характеристик параметров оценки основных компонентов речевой системы, моторной сферы, которые используются как для составления логопедического представления на ребёнка, так и для заполнения протокола логопедического обследования дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenka_rechevogo_statusa_doshkolnika.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Оценка речевого статуса дошкольника.

Особенности артикуляционного аппарата

•        Строение.

Зубы - норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.

Прикус - норма, ортогнатический, открытый передний, боковой (двусторонний, односторонний), глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекёстный.

Твёрдое нёбо - норма, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.

Мягкое нёбо - длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.

Губы - норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипотонус, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).

Язык - обычный, макроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипотонус, гипертонус.

•        Артикуляционная моторика.

Объём движений - строго ограничен, неполный, полный; снижение амплитуды артикуляционных движений, слабость и истощаемость.

Тонус - норма, повышен, понижен.

Подвижность - достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия, содружественные движения языка и нижней челюсти, губ.

Переключаемость, точность движений - достаточная, недостаточная; трудности нахождения определённой артикуляционной позы. 

Саливация - норма, повышенная (гиперсаливация), усиливающаяся при длительном удержании артикуляционной позы.

Состояние просодии

Разборчивость: 

- норма (достаточная), разборчивость речи не нарушена;

- невнятная, смазанная, мало понятная для окружающих;

- разборчивость речи снижена, речь нечёткая.

 Темп: норма, тахилалия (быстрый), брадилалия  (замедленный), запинки, заикание (степень, форма).

Ритм - норма, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявлений гиперкинезов.

Дыхание - свободное, затруднённое, поверхностное, неглубокое, неровное, неритмичное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой вдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации вдох ротовой, смешанный.

Голос - норма, тихий, слабый, неполётный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка).

Моторная сфера

Общая моторика :       

- норма,         

- незначительно нарушены координация, темп, ритм движения; 

- недостаточная точность воспроизведения предложенных двигательных проб;

- низкая скорость переключения с одного движения на другое;       

- моторно неловок.

Мелкая моторика:

- затруднения при выполнении сложных поз одной (какой именно) или двумя руками,

- замедленность темпа принятия позы,

- недостаточная координация движений,

- неточность воспроизведения поз,

- быстрое утомление в мышцах,

- затруднения в переключении с одной позы на другую.

Моторика мимических мышц

- незначительно нарушена двигательная функция мимических мышц;

- незначительно снижен объём движений мимической мускулатуры;

- движения вялые, не в полном объёме;         

- ограничен объём движений;

- неравномерность выполнения мимических движений;

- испытывает трудности при формировании мимических поз радости, грусти, удивления,

- ограничена двигательная функция мышц глаз, щёк, шеи, лба при формировании мимических поз радости, грусти, удивления.

Фонетическая сторона речи

Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы.

Смешение звуков: смешение с теми группами звуков, на которые заменяется.

Отсутствие звуков.

Искажение звуков: 

- каппацизм,  

- гаммацизм,    

- хитизм,    

- йотацизм,

- сигматизм свистящих звуков (шипящий, межзубный, губно-зубной, боковой, носовой, призубный),

сигматизмшипяших звуков (свистящий, межзубный, губно-зубной, боковой, носовой, губной),

- ротацизм: горловой (велярный, увулярный), носовой, боковой, одноударный;

- ламбдацизм (межзубный, носовой, горловой, губной).

Замена звуков.

Недостаток произношения звонких согласных:

- замена звонких согласных парными глухими;

- недифференцированное произношение звонких, глухих согласных;

- глухие согласные опускаются или произносятся звонко.

Недостаток произношения твёрдых согласных.

Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки появляется общаясмазанность речи.

Фонематический слух

- в пределах возрастной нормы, сохранен;

- нарушен: 

испытывает трудности при дифференциации слов-паронимов; 

при повторении слоговых цепочек с оппозиционными звуками смешивает звуки, близкие по способу, месту образования и акустическим признакам.

Фонематическое восприятие

- сформировано в пределах возрастной нормы, сохранно;

- задания не предлагались в связи с возрастом ребёнка;

- нарушено: 

затрудняется в выделении гласного (согласного) звука в начале (середине, конце) слов; затрудняется в придумывании слов на заданный гласный, согласный звук; 

испытывает трудности в определении количества и последовательности звуков в словах.

Слоговая структура слова

- не нарушена;

- нарушена:

парафазии - замены звуков и слогов;

элизии - пропуски звуков и слогов;

интерации - повторение звуков и слогов;

контаминации - часть одного слова соединяется с частью другого;

персеверации - отсроченное повторение;

перестановки звуков, слогов. 

Импрессивная сторона речи

- в процессе обследования содержание заданий понимает, выполняет сложные речевые инструкции;         

- понимает обращённую речь на бытовом уровне;

- понимает обращённую речь ситуативно;

- не понимает обращённую речь.   

Пассивный словарь

- понимает лексико-грамматические конструкции,

- понимает простой сюжет на сюжетной картинке,

- понимает действия предметов,

- понимает смысловое значение слов,   

- понимает отношения с предлогами (простыми, сложными).

Словарный запас

- достаточный,

- в пределах обихода,       

- резко ограничен,        

- беден:      

называет картинки с изображением предметов одной тематической группы (какой);

затрудняется в назывании картинок с изображением предметов тематической группы …;

самостоятельно обобщает …;

затрудняется в обобщении предметных картинок в тематическую группу…;

испытывает трудности в назывании признаков предметов;

испытывает трудности в назывании действий людей и животных;

затрудняется в подборе антонимов.

Грамматический строй речи

- в речи – предложения из … слов; 

- соответствует возрастным показателям;

- допускает специфические ошибки в использовании грамматических средств и конструкций;

- не всегда адекватно использует грамматические средства в собственной речи;

- имеет недостаточный объём грамматических форм и конструкций для продуцирования собственных высказываний;

- простые (сложные) предлоги отсутствуют;

- в процессе конструирования предложений отмечаются стойкие аграмматизмы … падежей;

- в речи – множественные аграмматизмы управления и согласования;

- речь грубо аграмматична.

Связная речь

•        Монологическая речь:

- задание выполняется самостоятельно, без лексико-грамматических ошибок, отмечается творческий характер при составлении рассказа;

- для выполнения задания требовалась некоторая помощь педагога (побуждение, стимулирующие вопросы), наблюдаются лексико-грамматические ошибки при составлении предложений;

- задание выполнено с помощью повторных наводящих вопросов, речь логична, но непоследовательна, допускает лексико-грамматические ошибки при построении предложений;

- задание выполняется только с помощью наводящих вопросов, связность изложения нарушается значительно, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки, бедность и однообразие употребляемых языковых средств;

- задание не выполняется из-за значительных затруднений по всем параметрам, отказ от выполнения задания.

•        Диалогическая речь:

- ребёнок умеет отвечать полными предложениями, ответы логичны и последовательны;

- ребёнок отвечает фразами, речь логична и последовательна, наблюдаются лексико-грамматические ошибки (аграмматизмы управления и согласования) при построении предложений;

- ребёнок отвечает простыми предложениями или односложно, но не теряет смысловой нити разговора, речь схематична;

- ребёнок участвует в общении эмоционально, отвечает односложно, активно дополняя беседу жестами и мимикой;

- ребёнок не вступает в диалогическое общение.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Бадяева Н.Е., Десюкова Н.В. Мониторинг коррекционно-логопедической работы.// Логопед. 2005.№5.

2.        Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., АРКТИ. 2004. 

3.        Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования/ АЙРИС ПРЕСС. М., 2005.

4.         Трубникова Н.М. Логопедическое обследование младших школьников-олигофренов с ДЦП. / Методические рекомендации. Свердловский пед. институт 1989. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Концепция деятельности МБДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников» (Старший воспитатель Л.А.Лазутина)

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирован...

«Оценка речевого развития младших дошкольников. Пути решения проблемы»

Выступление на медико-педагогическом совете на тему «Хорошая развитая речь ребенка – залог его успешности в будущем»....

Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».

«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....

Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте

Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...

Мониторинг речевого статуса ребенка 4 – 7 лет с помощью интерактивных речевых карт

В данном материале представлены варианты интерактивных речевых карт, с помощью которых можно провести мониторинг речевого статуса ребенка 4 – 7 лет: компьютерная программа "Диаг...

Речевой статус

Определение речевого статуса ребенка...

Речевой статус ребенка с ОНР

Вашему внимаю предлгается речевой статус или заключение учителя- логопеда для ребенка с ОНР 1 уровня, посещающего 2-ю младшую группу в рамках подготовки к заседанию ТПМПК...