Оценка речевого статуса дошкольника
методическая разработка по логопедии
Одно из направлений профессиональной деятельности учителя-логопеда - диагностика речевого развития. Оптимизировать её результативность помогает обобщение характеристик параметров оценки основных компонентов речевой системы, моторной сферы, которые используются как для составления логопедического представления на ребёнка, так и для заполнения протокола логопедического обследования дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenka_rechevogo_statusa_doshkolnika.docx | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка речевого статуса дошкольника.
Особенности артикуляционного аппарата
• Строение.
Зубы - норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение зубного ряда, наличие стемы.
Прикус - норма, ортогнатический, открытый передний, боковой (двусторонний, односторонний), глубокий, дистальный, мезиальный, прямой, перекёстный.
Твёрдое нёбо - норма, узкое, высокое (глубокое, куполообразное, готическое), плоское, низкое, наличие послеоперационных рубцов.
Мягкое нёбо - длинное, короткое, рубцы, увуля, субмукозная щель, подвижное, неподвижное.
Губы - норма, толстые, тонкие, короткие, малоподвижные, подвижные, гипотонус, гипертонус, хейлоскиз (расщелина губы), прохейлия (увеличение размеров верхней губы, нависание над нижней).
Язык - обычный, макроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка, малоподвижен, подвижен, гипотонус, гипертонус.
• Артикуляционная моторика.
Объём движений - строго ограничен, неполный, полный; снижение амплитуды артикуляционных движений, слабость и истощаемость.
Тонус - норма, повышен, понижен.
Подвижность - достаточная, недостаточная, тремор, гиперкинезы, девиация влево, вправо, кинестетическая апраксия, содружественные движения языка и нижней челюсти, губ.
Переключаемость, точность движений - достаточная, недостаточная; трудности нахождения определённой артикуляционной позы.
Саливация - норма, повышенная (гиперсаливация), усиливающаяся при длительном удержании артикуляционной позы.
Состояние просодии
Разборчивость:
- норма (достаточная), разборчивость речи не нарушена;
- невнятная, смазанная, мало понятная для окружающих;
- разборчивость речи снижена, речь нечёткая.
Темп: норма, тахилалия (быстрый), брадилалия (замедленный), запинки, заикание (степень, форма).
Ритм - норма, дисритмия, растянутый, скандированный, зависит от проявлений гиперкинезов.
Дыхание - свободное, затруднённое, поверхностное, неглубокое, неровное, неритмичное, ключичное, нижнее диафрагмальное, ротовой вдох сформирован, не сформирован, носовое дыхание затруднено, отсутствует, при фонации вдох ротовой, смешанный.
Голос - норма, тихий, слабый, неполётный, маломодулированный, монотонный, отклонение тембра (глухой, сдавленный, сиплый, дрожащий, наличие носового оттенка).
Моторная сфера
Общая моторика :
- норма,
- незначительно нарушены координация, темп, ритм движения;
- недостаточная точность воспроизведения предложенных двигательных проб;
- низкая скорость переключения с одного движения на другое;
- моторно неловок.
Мелкая моторика:
- затруднения при выполнении сложных поз одной (какой именно) или двумя руками,
- замедленность темпа принятия позы,
- недостаточная координация движений,
- неточность воспроизведения поз,
- быстрое утомление в мышцах,
- затруднения в переключении с одной позы на другую.
Моторика мимических мышц
- незначительно нарушена двигательная функция мимических мышц;
- незначительно снижен объём движений мимической мускулатуры;
- движения вялые, не в полном объёме;
- ограничен объём движений;
- неравномерность выполнения мимических движений;
- испытывает трудности при формировании мимических поз радости, грусти, удивления,
- ограничена двигательная функция мышц глаз, щёк, шеи, лба при формировании мимических поз радости, грусти, удивления.
Фонетическая сторона речи
Фонетический строй речи сформирован достаточно, в пределах возрастной нормы.
Смешение звуков: смешение с теми группами звуков, на которые заменяется.
Отсутствие звуков.
Искажение звуков:
- каппацизм,
- гаммацизм,
- хитизм,
- йотацизм,
- сигматизм свистящих звуков (шипящий, межзубный, губно-зубной, боковой, носовой, призубный),
сигматизмшипяших звуков (свистящий, межзубный, губно-зубной, боковой, носовой, губной),
- ротацизм: горловой (велярный, увулярный), носовой, боковой, одноударный;
- ламбдацизм (межзубный, носовой, горловой, губной).
Замена звуков.
Недостаток произношения звонких согласных:
- замена звонких согласных парными глухими;
- недифференцированное произношение звонких, глухих согласных;
- глухие согласные опускаются или произносятся звонко.
Недостаток произношения твёрдых согласных.
Изолированно все звуки произносятся правильно, но при увеличении речевой нагрузки появляется общаясмазанность речи.
Фонематический слух
- в пределах возрастной нормы, сохранен;
- нарушен:
испытывает трудности при дифференциации слов-паронимов;
при повторении слоговых цепочек с оппозиционными звуками смешивает звуки, близкие по способу, месту образования и акустическим признакам.
Фонематическое восприятие
- сформировано в пределах возрастной нормы, сохранно;
- задания не предлагались в связи с возрастом ребёнка;
- нарушено:
затрудняется в выделении гласного (согласного) звука в начале (середине, конце) слов; затрудняется в придумывании слов на заданный гласный, согласный звук;
испытывает трудности в определении количества и последовательности звуков в словах.
Слоговая структура слова
- не нарушена;
- нарушена:
парафазии - замены звуков и слогов;
элизии - пропуски звуков и слогов;
интерации - повторение звуков и слогов;
контаминации - часть одного слова соединяется с частью другого;
персеверации - отсроченное повторение;
перестановки звуков, слогов.
Импрессивная сторона речи
- в процессе обследования содержание заданий понимает, выполняет сложные речевые инструкции;
- понимает обращённую речь на бытовом уровне;
- понимает обращённую речь ситуативно;
- не понимает обращённую речь.
Пассивный словарь
- понимает лексико-грамматические конструкции,
- понимает простой сюжет на сюжетной картинке,
- понимает действия предметов,
- понимает смысловое значение слов,
- понимает отношения с предлогами (простыми, сложными).
Словарный запас
- достаточный,
- в пределах обихода,
- резко ограничен,
- беден:
называет картинки с изображением предметов одной тематической группы (какой);
затрудняется в назывании картинок с изображением предметов тематической группы …;
самостоятельно обобщает …;
затрудняется в обобщении предметных картинок в тематическую группу…;
испытывает трудности в назывании признаков предметов;
испытывает трудности в назывании действий людей и животных;
затрудняется в подборе антонимов.
Грамматический строй речи
- в речи – предложения из … слов;
- соответствует возрастным показателям;
- допускает специфические ошибки в использовании грамматических средств и конструкций;
- не всегда адекватно использует грамматические средства в собственной речи;
- имеет недостаточный объём грамматических форм и конструкций для продуцирования собственных высказываний;
- простые (сложные) предлоги отсутствуют;
- в процессе конструирования предложений отмечаются стойкие аграмматизмы … падежей;
- в речи – множественные аграмматизмы управления и согласования;
- речь грубо аграмматична.
Связная речь
• Монологическая речь:
- задание выполняется самостоятельно, без лексико-грамматических ошибок, отмечается творческий характер при составлении рассказа;
- для выполнения задания требовалась некоторая помощь педагога (побуждение, стимулирующие вопросы), наблюдаются лексико-грамматические ошибки при составлении предложений;
- задание выполнено с помощью повторных наводящих вопросов, речь логична, но непоследовательна, допускает лексико-грамматические ошибки при построении предложений;
- задание выполняется только с помощью наводящих вопросов, связность изложения нарушается значительно, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки, бедность и однообразие употребляемых языковых средств;
- задание не выполняется из-за значительных затруднений по всем параметрам, отказ от выполнения задания.
• Диалогическая речь:
- ребёнок умеет отвечать полными предложениями, ответы логичны и последовательны;
- ребёнок отвечает фразами, речь логична и последовательна, наблюдаются лексико-грамматические ошибки (аграмматизмы управления и согласования) при построении предложений;
- ребёнок отвечает простыми предложениями или односложно, но не теряет смысловой нити разговора, речь схематична;
- ребёнок участвует в общении эмоционально, отвечает односложно, активно дополняя беседу жестами и мимикой;
- ребёнок не вступает в диалогическое общение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бадяева Н.Е., Десюкова Н.В. Мониторинг коррекционно-логопедической работы.// Логопед. 2005.№5.
2. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., АРКТИ. 2004.
3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования/ АЙРИС ПРЕСС. М., 2005.
4. Трубникова Н.М. Логопедическое обследование младших школьников-олигофренов с ДЦП. / Методические рекомендации. Свердловский пед. институт 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Концепция деятельности МБДОУ по формированию двигательного статуса дошкольников» (Старший воспитатель Л.А.Лазутина)
Основная цель, которую ставит перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирован...
«Оценка речевого развития младших дошкольников. Пути решения проблемы»
Выступление на медико-педагогическом совете на тему «Хорошая развитая речь ребенка – залог его успешности в будущем»....
Консультация для воспитателей «Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства».
«Утверждение социального статуса дошкольника, средствами изобразительного искусства»....
Критерии оценки речевого развития ребенка к речевой карте
Критерии оценки речевого развития ребенка при обследовании речи...
Мониторинг речевого статуса ребенка 4 – 7 лет с помощью интерактивных речевых карт
В данном материале представлены варианты интерактивных речевых карт, с помощью которых можно провести мониторинг речевого статуса ребенка 4 – 7 лет: компьютерная программа "Диаг...
Речевой статус
Определение речевого статуса ребенка...
Речевой статус ребенка с ОНР
Вашему внимаю предлгается речевой статус или заключение учителя- логопеда для ребенка с ОНР 1 уровня, посещающего 2-ю младшую группу в рамках подготовки к заседанию ТПМПК...