«Оценка речевого развития младших дошкольников. Пути решения проблемы»
материал (младшая группа) на тему
Выступление на медико-педагогическом совете на тему «Хорошая развитая речь ребенка – залог его успешности в будущем».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechiye.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка речевого развития. Пути решения проблемы.
Начать свое выступление хотелось бы с мудрых слов «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
По мнению Б.Д. Эльконина дошкольный возраст 3-4 лет является периодом интенсивного психического развития. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи. Появляется возможность от форм обучения, основанных на подражании действиям взрослого, к формам, где взрослый в игровой форме организует самостоятельные действия детей, направленные на выполнение определенного задания. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.
В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И так далее. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.
Развитию речи способствуют:
- использование устного народного творчества;
По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.
- использование малых фольклорных форм;
Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи. Используя в речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно и лаконично, выразительно высказывать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь. При этом развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), мы активно подключаем малые фольклорные жанры. А именно, хоровое произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок, скороговорок, заучивание стихов.
- использование игр на звукоподражание;
С помощью таких игр развивается речедвигательный аппарат, его моторика, речевой слух, дыхание. Нами используются такие игры как «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?».
При звукоподражании детей шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука и д.р. у детей отмечается высокая активность, в то время как повторение лишенных смысла слогов (ша-шо-шу) быстро утомляют детей.
- использование подвижных игр, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Совушка», «Кони», «Лохматый пес» и др.).
Причины низкого уровня развития речи.
Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
У детей можно отметить следующие недостатки:
- употребление детьми нелитературных слов и выражений;
- отсутствие у детей навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;
- связные высказывания детей короткие;
- высказывания отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
- высказывания состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
- уровень информативности высказывания очень низкий;
- активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, дает ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам.
Процесс становления речи очень индивидуален и зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек), психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т.д. Необходимо следить за формированием речи, провоцировать ребенка на произношение звуков и слогов, именно в процессе общения с взрослыми формируется потребность в речевом развитии.
Пути решения проблемы.
Освоение речи помогает ребенку установить контакт и наладить совместные действия с другими детьми, овладеть разными видами занятий: заучиванием стихов, слушанием, пением, дидактическими играми.
Зверева О. Л., Кротова Т. В., Свирская Л., Козлова А. В. Отмечают, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинается в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша.
Именно тесное взаимодействие между педагогами и родителями позволяют комплексно решать данную проблему. На родительских собраниях можно использовать такие темы как «Знаешь ли ты о чем поговорить с ребенком?», «Как развивать речь детей?» и т.д.
Сотрудничество ДО и семьи помогает социальному и речевому развитию ребенка. Оно не только ориентирует на выявление проблемы, но и показывает возможности ее решения. Основой такого сотрудничества является идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, направить и дополнить их воспитательную ценность.
Приложение.
Загадки (дети должны придумать концовку)
Испугался кот собак, задом пятится как… (рак).
Береги нос в сильный… (мороз).
Чик – чирик! Не робей! Я бывалый… (воробей).
Пришел домой художник наш, он взял тетрадь и… (карандаш).
Далеко от земли, ушли в море… (корабли).
В день рождения Петрушке купили новые… (игрушки).
Иногда из ручейка растекается… (река).
Чистоговорки:
На траве – трава, у тропинки – дрова.
Петр едет на троллейбусе, а Трофим – на трамвае.
Труба трубит, труба поет,
Трубач по улице идет.
У Петрушки три ватрушки, три ватрушки у Петра.
Подвижные игры
«У медведя во бору».
Дети гурьбой к месту, где находится «медведь» которого изображает один ребенок, и говорят:
У медведя во бору
Грибы ягоды беру
А медведь сидит
И на нас рычит.
После слов медведь бросается ловить детей, а они убегают в дом (заранее отведенное место).
«Два мороза»
Площадка делится на две половины. На 1 половине – гуляют дети, на 2 половине – сидят «2 мороза». Дети подходят к ним: Морозы говорят: Я мороз, красный нос. Я мороз, синий нос. Оба вместе: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз. После этих слов дети бегут на свою сторону, а морозы их ловя и уводят к себе.
Малые формы фольклора:
Маленький, да удаленький. Мал, да удал
Выросла, как тополька.
Растут детки, как грибки – дождевички.
Права ножка, лева ножка – поднимайся понемножку.
В качестве поучения и наставления:
За правое дело стой смело.
Для друга все не туго.
Поспешишь – людей насмешишь.
Спеши, не спеши, а поторапливайся.
Не сиди сложа руки, не будет скуки.
Мороз не велик, а стоять не велит.
В качестве порицания:
Много шуму - мало толку.
Шумят, как воробьи на дождь.
Весь дом вверх дном.
Без проказ ни на час.
Кто весел, а кто и нос повесил.
Пословицы относящиеся к еде, ко сну:
Пели, пели, да есть захотели.
Что поставят, то и кушай.
Остатки сладки.
Милая подружка – подушка.
Одним ухом спит, другим слышит.
Мило не мыло, а беленькое личико.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Эффективность использования фольклора в речевом развитии младших дошкольников"
Кратко описана система применения различных форм малового фольклора в режимных моментах в течение дня. Статья заканчивается словами: "Я уверена, что фольклор эффективно развивает речь ребенка, влияет ...
консультация "Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников"
Данная консультация предназначена для родителей младшей группы. Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех ее аспектах, является русский...
Мастер- класс «Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие младшего дошкольника»
Через развитие мелкой моторики развивается и речь....
Инновационный проект по развитию речи «Речевое развитие младших дошкольников посредством обучения малыми фольклорными формами»
«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». ...
«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.
Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....
Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"
Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме «Театрализованная деятельность как средство речевого развития младших дошкольников» «В гостях у Сказки…»
Программное содержание: развитие связной диалогической речи, активизация словаря, интонационной выразительности речи, памяти, внимания, умение использовать мимику и жесты для изображения героев с...