Общеразвивающая дополнительная образовательная программа "Речецветик".
рабочая программа по логопедии (младшая, средняя, старшая группа)
Программа составлена для проведения индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 6 лет с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
При отборе программного материала учитывались:
- индивидуальный подход;
- возрастные особенности детей от 3 до 6 лет;
- структура речевого дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rechetsvetik_2020-2021.docx | 46.58 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО: На педагогическом совете Протокол №___ от «___» __________20___г. | УТВЕРЖДЕНО Директор Детского сада «Березка», филиала Детского сада «Светлячок» ___________________Т.П. Саерова «_____»_______________20___г. |
Общеразвивающая дополнительная образовательная программа «Речецветик»
программу составила
С.А. Юлик, учитель-логопед
Срок реализации: 3 (три) года.
г. Заводоуковск, 2020
Содержание
I. Пояснительная записка | 3 |
II. Цель, задачи | 3 |
III. Учебно-тематический план | 5 |
IV. Содержание программы | 8 |
V. Годовой календарный учебный график | 9 |
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы | 10 |
VII. Планируемые результаты | 10 |
VIII. Оценочные и методические материалы | 11 |
Формы контроля | 11 |
Критерии отслеживания программы | 11 |
Условия реализации программы | 12 |
Литература | 14 |
I. Пояснительная записка.
Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются познавательная деятельность и мышление ребёнка. Благодаря нормальной речи у детей формируются и уточняются представления об окружающей действительности. Овладение правильной речью создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности.
Нарушение речи отрицательно влияет на психическое развитие ребёнка, на его деятельность и поведение. Это сказывается и на овладении грамотой, и на успеваемости в целом, а в дальнейшем – и на выборе профессии. Вот почему необходимо помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения ещё в дошкольном возрасте, тем самым обеспечивая его полное, всестороннее развитие.
Исследования и многолетний опыт показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определённых причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Актуальным становится исправление звукопроизношения и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста. К тому же на сегодняшний день наибольший интерес у родителей вызывает преодоление нарушений звукопроизношения. В связи с этим возникла необходимость разработки данной программы.
Программа составлена для проведения индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста от 3 до 6 лет с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
При отборе программного материала учитывались:
- индивидуальный подход;
- возрастные особенности детей от 3 до 6 лет;
- структура речевого дефекта.
II. Цель, задачи.
Цель – исправление звукопроизношения с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, формирование полноценной фонетической системы языка.
Задачи:
1. Устранение имеющихся дефектов звукопроизношения.
2. Развитие умения дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.
3. Формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью.
1-ый год обучения.
(младший дошкольный возраст, 3-4 года).
1. Познакомить с органами артикуляции.
2. Развивать слуховое внимание.
3. Познакомить с гласными звуками [а], [у], [и], [о], [э]; согласными звуками [м], [п], [б], [ф], [в].
4. Формировать просодическую сторону речи.
5. Формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).
6. Учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.
7. Учить различать и воспроизводить утвердительную и вопросительную интонации.
2-ой год обучения
(средний дошкольный возраст, 4-5 лет).
1. Формировать осознание собственного тела, познакомить с органами артикуляции.
2. Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
3. Знакомить с понятием «ряд», «слово», «звук».
4. Продолжить знакомство со звуками [а], [у], [и], [о], [э], [м], [п], [б], [ф], [в].
5. Познакомить с гласным [ы] и согласными звуками [н], [т], [д], [к], [г], [х], [с], [с,], [з], [з,], [ц].
6. Учить дифференцировать на слух и в речи звуки [о], [у], [э], [и].
7. Формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).
8. Учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить слоговую структуру слова.
9. Формировать просодическую сторону речи.
3-ий год обучения
(старший дошкольный возраст, 5-6 лет).
1. Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
2. Продолжить знакомство с понятиями «ряд», «слово», «звук».
3. Формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «мягкий согласный», «твердый согласный», «глухой согласный», «звонкий согласный».
4. Продолжить знакомство со звуками [у], [а], [и],[о], [э], [ы], [м], [п], [б], [ф], [в],[н], [т], [д], [к], [г], [х], [с], [с,], [з], [з,], [ц].
5. Познакомить с согласными звуками [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [л,], [р], [р,].
6. Формировать умение выделять звуки из начала и из конца слова.
7. Формировать навыки звукового анализа слогов, слов из трех-пяти звуков.
8. Учить дифференцировать на слух и в речи звуки [и] – [ы], [т] – [к].
9. Формировать просодическую сторону речи.
10. Формировать ритмическую структуру речи.
III. Учебно-тематический план.
1-ый год обучения.
(младший дошкольный возраст, 3-4 года).
Месяц | Тема | Содержание работы | Количество занятий | Количество часов |
Сентябрь | Звук [а]. | Знакомство с органами артикуляционного аппарата и его подготовка к речевой деятельности. Уточнение произношения звук [а]. Игры на развитие речевого дыхания. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Октябрь | Звуки [а], [у]. | Уточнение и закрепление произношения звуков. Игры на развитие силы голоса. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Ноябрь | Звуки [у], [и]. | Закрепление произношения звука [у] и уточнение произношения данного звука в словах. Уточнение произношения звука [и], вызывание звука (у кого его нет). Игры на развитие слухового внимания. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Декабрь | Звуки [и], [о]. | Закрепление произношения звука [и]. Подготовка артикуляционного аппарата к звуку и уточнение произношения звука [о]. Игры на развитие силы голоса. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Январь | Звуки [о], [э]. | Закрепление произношения звука [о]. Подготовка артикуляционного аппарата к звуку и уточнение произношения звука [э]. Игры на развитие речевого дыхания. Работа по индивидуальному плану. | 6 | 6 |
Февраль | Звуки [м], [п]. | Подготовка артикуляционного аппарата и уточнение произношения звуков [м] и [п]. Игры на развитие речевого слуха и речевого дыхания. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Март | Звуки [п], [б]. | Уточнение и закрепление произношения звука [п]. Уточнение произношения звука [б] и подготовка артикуляционного аппарата к его произношению. Игры на развитие высоты голоса. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Апрель | Звуки [б], [ф]. | Закрепление произношения звука [б]. Уточнение произношения звука [ф] и подготовка артикуляционного аппарата к его произношению. Игры на развитие речевого слуха. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Май | Звуки [ф], [в]. | Закрепление произношения звука [ф]. Уточнение произношения звука [в] и подготовка артикуляционного аппарата к его произношению. Закрепление произношения звука [в]. Игры на развитие силы голоса и речевого дыхания. Работа по индивидуальному плану. | 6 | 6 |
Итого | 68 | 68 |
2-ой год обучения
(средний дошкольный возраст, 4-5 лет).
Месяц | Тема | Содержание работы | Количество занятий | Количество часов |
Сентябрь | Звук [н]. | Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука [н]. Вызывание данного звука (у кого его нет). Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Октябрь | Звуки [н], [т]. | Уточнение произношения звука [т] и закрепление звуков [т] и [н]. Игры на развитие речевого дыхания. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Ноябрь | Звук [д]. | Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука [д]. Уточнение произношения звука [д], вызывание звука (у кого его нет). Игры на развитие речевого слуха. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Декабрь | Звук [к]. | Подготовка артикуляционного аппарата к произношению звука [к]. Уточнение произношения звука [к], вызывание звука (у кого его нет). Закрепление произношения звука [к]. Игры на развитие силы голоса. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Январь | Звуки [г], [х]. | Уточнение произношения звуков [г], [х], вызывание звуков (у кого их нет). Закрепление произношения звуков[г], [х]. Игры на развитие силы голоса. Работа по индивидуальному плану. | 6 | 6 |
Февраль | Звуки [ы], [с]. | Уточнение произношения звука [ы] и закрепление в речи. Вызывание и уточнение произношения звука [с]. Закрепление произношения звука [с] в словах. Игры на развитие речевого дыхания. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Март | Звуки [с], [с,], [з]. | Закрепление произношения звука [с] в речи. Закрепление произношения звука [с,] в словах и в речи. Вызывание и уточнение произношения звука [з]. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Апрель | Звуки [з], [з,]. | Закрепление произношения звука [з] в словах и в речи. Закрепление произношения звука [з,] в словах. Игры на развитие речевого слуха. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Май | Звуки [з,], [ц]. | Закрепление произношения звука [з,] в речи. Вызывание и уточнение произношения звука [ц]. Закрепление произношения звука [ц] в словах и в речи. Работа по индивидуальному плану. | 6 | 6 |
Итого | 68 | 68 |
3-ий год обучения
(старший дошкольный возраст, 5-6 лет).
Месяц | Тема | Содержание работы | Количество занятий | Количество часов |
Сентябрь | Звук [ш]. | Вызывание и уточнение произношения звука. Закрепление звука в словах и в речи. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Октябрь | Звук [ж]. | Вызывание и уточнение произношения звука. Закрепление звука в словах и в речи. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Ноябрь | Звук [ч]. | Вызывание и уточнение произношения звука. Закрепление звука в словах и в речи. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Декабрь | Звук [щ]. | Вызывание и уточнение произношения звука. Закрепление звука в словах и в речи. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Январь | Звук [л]. | Вызывание и уточнение произношения звука. Закрепление звука в словах и в речи. Работа по индивидуальному плану. | 6 | 6 |
Февраль | Звук [л,]. | Вызывание и уточнение произношения звука. Закрепление звука в словах и в речи. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Март | Звук [р]. | Вызывание и уточнение произношения звука. Закрепление звука в словах и в речи. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Апрель | Звук [р,]. | Вызывание и уточнение произношения звука. Закрепление звука в словах и в речи. Работа по индивидуальному плану. | 8 | 8 |
Май | Звуки [л], [л,], [р], [р,]. | Закрепление звуков в словах и в речи. Работа по индивидуальному плану. | 6 | 6 |
Итого | 68 | 68 |
IV. Содержание программы.
Срок реализации программы три года.
1-й год обучения – 68 занятий, младший дошкольный возраст (3-4 года).
2-й год обучения – 68 занятий, средний дошкольный возраст (4-5 лет).
3-й год обучения – 68 занятий, старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Занятия проводятся индивидуально, два раза в неделю с каждым ребенком. Продолжительность занятия от 10 до 20 минут в зависимости от возраста.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры и логоритмические упражнения.
1-ый год обучения.
(младший дошкольный возраст, 3-4 года).
Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: у-а и т.д. Различение гласных близких по артикуляции. Работа над словами, сходными по звучанию (кот-кит, бочка-точка, миска-киска). Упражнения на различение длинных и коротких слов, на простукивание, прохлопывание слогового рисунка слова. Работа над правильным речевым диафрагмальным дыханием и длительным ротовым выдохом. Сила, динамика и модуляция голоса. Воспитывать правильный, умеренный темп речи, развивать интонационную выразительность, ритмичность речи. Активизировать движение артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений и уточнить артикулирование гласных звуков (а, о, у, э, и) и согласных раннего онтогенеза (м, п, б, ф, в).
2-ой год обучения.
(средний дошкольный возраст, 4-5 лет).
Формирование у детей правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха. Работа над правильным, умеренным темпом речи. Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи. Передача ритмического рисунка двухсложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов, односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных. Уточнение произношения гласных звуков и согласных (н, т, д, к, г, х). Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию свистящих звуков (с, с,, з, з,, ц) и их постановка. Дать понятия «ряд», «слово», «звук».
3-ий год обучения.
(старший дошкольный возраст, 5-6 лет).
Работа над просодической стороной речи: формировать правильное речевое дыхание, развивать ритмичность речи, её интонационную выразительность, модуляцию голоса. Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. Закрепление правильного произношения имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию звуков всех групп. Дать представления о гласных и согласных звуках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Учить выделять заданный звук из ряда звуков, из начала слова и из конца слова. Дать представления о глухости-звонкости, твёрдости-мягкости согласных звуков. Делать звуковой анализ и синтез слогов, слов из трёх-пяти звуков.
V. Годовой календарный учебный график.
Режим работы детского сада:
Понедельник – пятница: 07.00 – 18.00.
Продолжительность учебной недели: понедельник – пятница.
Продолжительность учебного года: 01.09.2020 – 31.05.2021.
Количество недель в учебном году: 34 недели, из них:
I полугодие | Каникулы зимние | II полугодие | Летние каникулы | ||
Продолжительность полугодия | Число полных недель | с 01.01.2021по 08.01.2021 | Продолжительность полугодия | Число полных недель | с 01.06.2021 по 31.08.2021 |
с 01.09.2020 по 31.12.2020 | 16 | с 11.01.2021 по 31.05.2021 | 18 |
VI. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Речецветик» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, для воспитанников младшего (3-4 года), среднего (4-5 лет) и старшего (5-6 лет) дошкольного возраста с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
Комплектование в группу детей по дополнительной общеразвивающей программе «Речецветик» происходит исходя из запросов родителей (законных представителей).
Принципы реализации программы:
- доступность изучаемого материала;
-принцип комплексности – на каждом занятии необходимо уделять внимание решению каждой из поставленных задач;
-поэтапное, дозированное предъявление материала;
-развитие творческого потенциала индивидуальных возможностей каждого ребенка;
- психологически положительный микроклимат и коммуникативный характер организации педагогического процесса;
- личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми на основе привлекательности, занимательности и образности содержания программного материала;
- сотрудничество и сотворчество педагогов, детей и родителей.
Обучение воспитанников осуществляется в форме занятий, в индивидуальной форме, совместной деятельности педагога и ребенка.
Занятия проводятся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, расписанием дополнительной образовательной деятельности, утвержденным приказом директора филиала.
VII. Планируемые результаты.
1-ый год обучения
(младший дошкольный возраст, 3-4 года).
К концу первого года обучения по данной образовательной программе дети могут:
- правильно и четко произносить гласные звуки [а, о, у, ы, и] - изолированно, в словах и фразовой речи;
- правильно и четко произносить согласные звуки [м, б, п, ф, в]- изолированно, в словах и фразовой речи;
- уметь произвольно регулировать силу голоса (громко — тихо), темп речи (быстро — медленно), речевое дыхание;
- использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;
- понимать значение терминов «звук» и «слово».
2-ой год обучения
(средний дошкольный возраст, 4-5 лет).
К концу обучения по данной образовательной ступени дети могут:
- правильно и четко произносить согласные звуки [м, б, п, ф, в, н, т, д, к, г, х, с, с,, з, з,, ц] - изолированно, в словах и фразовой речи;
- различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
- делить слова на слоги;
- определять и называть первый и последний звук в слове (без призвука гласного);
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.
3-ий год обучения
(старший дошкольный возраст, 5-6 лет).
К концу обучения по данной образовательной ступени дети могут:
- произносят правильно все звуки речи;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «слово»;
- различать гласные и согласные; твердые и мягкие согласные; звонкие и глухие согласные звуки;
- подбирать слова на заданный гласный или согласный звук;
- проводить звуковой анализ слогов, слов из трёх-пяти звуков.
VIII. Оценочные и методические материалы.
Формы контроля.
- наблюдение;
- беседа с ребёнком;
- мониторинг успешности работы по дополнительной общеразвивающей программе;
- мониторинг степени удовлетворенности родителей работой по дополнительной общеразвивающей программе.
Критерии отслеживания программы.
Для обследования звукопроизношения используем иллюстрированный материал О.Б. Иншаковой и О.И. Крупенчук.
Характеристика уровней (по Грибовой О.Е.).
Соответствует возрастной норме – нормативное развитие.
Легкая степень недостаточности: – звукопроизношение – дефектна одна из фонетических групп звуков; Фонематическое восприятие – трудности различения одной-трех оппозиционных пар звуков. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении сложных по слоговой структуре слов.
Средняя степень недостаточности: - звукопроизношение – дефектны две-три фонетические группы звуков; Фонематическое восприятие – трудности различения 4 -6 оппозиционных пар звуков, неспособность услышать наличие/отсутствия звука в слове. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении трехсложных слов и слов со стечением трех и более согласных.
Тяжелая степень недостаточности: звукопроизношение – дефектны четыре и более фонетические группы звуков, что препятствует коммуникации, поскольку речь неразборчива; Фонематическое восприятие – трудности различения 7 и более оппозиционных пар звуков, трудности различения слов, близких по звуковому составу. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении двух и трехсложных слов, преобладание лепетных слов (для детей старше 1,5 лет).
Условия реализации программы.
К условиям реализации программы относится материально-техническое обеспечение (помещение, оборудование, инструменты, материалы).
Занятия проводятся в логопедическом кабинете, где предусмотрено 1 рабочее место для педагога и 5 рабочих места для детей.
Оборудование:
- стол взрослый – 1 шт.
-стол детский «Ромашка» – 1 шт.
-стул детский – 5 шт.
-мольберт – 1 шт.
-мультимедийное оборудование – 1шт.
- зеркало настенное со шторкой – 1 шт.
Материалы для развития звуковой культуры речи:
- карточки для артикуляционной гимнастики;
- карточки-символы положения органов речевого аппарата (губы, язык, зубы);
- ветерки;
- султанчики;
- картотека дыхательной гимнастики;
- су-джок, массажеры, массажные мячи;
- карточки-символы звуков (по Фомичевой М.Ф.);
- карточки и схемы для звуко–буквенного анализа слов;
- дидактические игры и упражнения на постановку и автоматизацию звуков.
Литература.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения»: пособие для воспитателей дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Просвещение, 1980. – 240 с.
- Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Логопедические занятия в детском саду. Младшая группа. Средняя группа. Старшая группа». – М.: изд. «Скрипторий 2003», 2012 – 240 с.
- Комарова Л.А. «Альбомы по автоматизации звуков в игровых упражнениях», ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2009.
- Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков: Пособие для детей с нарушениями речи, Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).
- Нищева Н. В. «Будем говорить правильно». Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с.
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа художественно – эстетической направленности «Сувенир»
Прграмма кружка "Сувенир" для летей и подростков....
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей от 2 до 3 лет
Программа дополнительной образовательной услуги "Я сам" программа по развитию у детей художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности группы общеразвивающей направленности детей...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по математике «Игралочка» для средней группы.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа:- ориентирована на светский характер образования, на общечел...
ПРОГРАММА дополнительно образовательной услуги по проведению занятий по развитию познавательных способностей «РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет «Звоночки»
ПРОГРАММА дополнительно образовательной услугипо проведению занятий по развитию познавательных способностей«РУССКАЯ ИЗБА» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет«Звоночки»...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное вр...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С УЧЕТОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ИНТЕРЕСОВ И МОТИВОВ ДЕТЕЙ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ « ИГРАЛОЧКА » В ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «ПОДСОЛНУШЕК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРВЛЕННОСТИ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
Пояснительная запискаКружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспита...
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 88» НМР РТ
Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № ...