Конспект по развитию речи в средней группе на лексическую тему: "Зимушка-Зима"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Конспект по развитию речи в средней группе на лексическую тему: "Зимушка-Зима" с элементами артикуляционной и пальчиковой гимнастики, физминуткой, и дидактической игрой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи в средней группе на лексическую тему:

«Зимушка-зима

Цель: Развитие связной, диалогической и монологической речи.

Задачи:

-Закрепить полученные знания о зиме и зимних явлениях природы;

-Способствовать формированию умения правильно использовать в речи грамматические формы;

-Согласовывать существительные с прилагательными;

-Воспитывать дружеские взаимоотношения, отзывчивость, взаимовыручку.

Методы

Словесные: 

Художественное слово: загадки,  беседа о признаках зимы.

Наглядные:

Использование подарков  от зимы –  снежинка, снеговик.

Практические:

Игровой момент – сундук - подарок  с письмом от Зимушки- зимы 

Игра «Приветствие»

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Артикуляционная  гимнастика «Звуки зимы» 

Дидактическая игра «Собираемся в лес».

Физкультминутка «Падают снежинки»

Дидактическая игра «Зимние слова»

Ход ООД

Здравствуйте ребята, я хочу с вами поиграть, побеседовать, попутешествовать. Давайте с вами познакомимся, меня зовут Ирина Олеговна, а вас как зовут? (дети хором произносят свои имена). Очень приятно, вот мы с вами и познакомились. При встрече принято здороваться.

Поприветствуем друг друга и наши пальчики.

Приветствие

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте» друг другу

Нам здороваться не лень

Всем «Привет» и «Добрый день»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется,

Доброе утро!

Пальчиковая гимнастика.

Снежок

Раз, два, три, четыре,    

(Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили,  

(«Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий,      

(Чертим руками круг) 

Очень гладкий,    

(Одной рукой гладим другую ) 

И совсем, совсем не сладкий.

(Грозим пальчиком )

Логопед:  Ребята, когда я шла к вам в группу, увидела сундучок. А на нем письмо? Интересно вам узнать, что это за письмо? Тогда давайте присаживайтесь на стулья, а я вам прочитаю!

  «Дорогие ребята! Пишет Вам Волшебница. Имя я свое вам не скажу, а отгадать его вам предложу. Если загадку отгадаете и ответите на вопросы, сундучок  откроется  и вы найдете в нем мои подарки. 

Загадка

Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня ……. (зима)

Логопед: Ребята, что за белое одеяло на земле лежит? Как оно называется? Какие признаки зимы вы знаете?

Ответы детей.

Логопед: Наша русская зима похожа на снежное царство.

Аудиозапись волшебное превращение.

Логопед: Ребята! Наш сундучок  открылся!

Логопед: Зима передала снежок, сейчас мы с вами поиграем, до кого снежок дотронется, тот и отвечает.

Логопед: Что можно сказать о зиме, какая она? (холодная, снежная, морозная, белоснежная, красивая, пушистая)

Ответы детей.

Логопед: А еще зиму называют лютой, суровой. А снег зимой, какой?

( белый, пушистый, серебристый, холодный, мокрый, глубокий, липкий, чистый, воздушный)

Ответы детей.

Логопед: Зимой снег что делает?( лежит, падает, кружится, скрипит, тает, ложится)

А еще снег тает, когда теплая погода.

Молодцы, хорошо описали зиму!
Аудиозапись волшебное превращение.

Сундучок открывается

Что за волшебство?

И правда сколько здесь подарков от волшебницы зимы?!

Ребята, но вы сначала отгадайте,  какой подарок будет первым?

 Загадка

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые …….. (снежинки)

Логопед: Ребята, скажите, снежинка какая бывает? (красивая, маленькая, ажурная, легкая)

Ответы детей.

Логопед раздает детям снежинки.

Логопед: Молодцы!Предлагаю поиграть с глазками.

 Гимнастика для глаз

Мы снежинку увидали, - со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели (Отвести снежинку влево, проследить движение взглядом.)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Дети, смотрят вверх и вниз.)

Все! На землю улеглись. (Присесть, опустив снежинку на пол.)

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают. (Закрыть ладошками глаза.)

Развитие дыхания и силы голоса.

Логопед: Ребята, я вас превращу в холодный ветерок, и вы подуете на снежинки, а они закружатся в танце (воспитатель раздает снежинки).

А вы умеете правильно дуть? Напомните, как это надо делать (вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем,  дети  дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта).

Логопед: Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Поднялась вьюга. Ветер завыл: у-у-у.

-Покажите голосом, как ветер усиливается.

- Как вьюга затихает.

Логопед. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом (дети « греют» руки теплой воздушной струей х-х-х).

 Присаживайтесь на стульчики.

Аудиозапись волшебное превращение.

Логопед: Ребята, давайте посмотрим, какой же еще сюрприз для нас приготовила зимушка-зима!

Слушайте загадку:

Три шара, ведро, морковка

И для глаз – два уголька:

Палки – руки вставим ловко

Лепим мы ….. снеговика

Воспитатель: Ребята, в сундучке кто- то шевелится! Да это же Снеговик! Какой он веселый! Снеговик приглашает нас в зимний лес. Мы сегодня с вами отправимся в  лес.

Логопед: Сначала вспомним, как нужно вести себя в  лесу.

Ответы детей: Не кричать, чтобы не испугать животных, не ломать ветки деревьев.

Логопед: Молодцы! А теперь мы с вами соберемся в путешествие!

Дидактическая игра «Собираемся в лес».

Зимой на улице тепло или холодно?(холодно). 

Что происходит с человеком, если он долго находится на холоде? (Мы мерзнем).

Мы замёрзли с вами

И стучим зубами,

Хлопаем руками,

Топаем ногами.

Дети хлопают в ладоши, похлопывают себя по плечам, коленям, топают ногами.

Когда мы мерзнем, что нужно сделать? (одеться).

 Одежда, которую мы носим зимой, как называется? (зимняя).

Ребята, давайте оденемся. (Дети имитируют одевание) Сначала мы надеваем …(брюки, штаны, теплые джинсы),потом …(кофту, свитер), затем… - шапку, куртку или шубу, обуваем сапоги, завязываем шарф, надеваем варежки.

Логопед: Всё, теперь мы с вами тепло одеты для путешествия, и точно не замерзнем!Сегодня такая сказочная погода, что мы с вами отправимся в лес пешком. Давайте возьмёмся за руки и пойдём по дорожке. (Звучит музыка метели).

По дорожке мы идём

Через кустики и кочки

Через ветки и пенёчки

Очень долго мы шагали

Сейчас присядем, отдохнём.

Логопед: Ребята, посмотрите какой красивый и снежный зимний лес.

 1 слайд: на экране появляется снеговик, логопед читает слова снеговика «Здравствуйте, мои дорогие друзья! Меня зовут Снеговик ! Сегодня я приглашаю вас к себе домой в гости. А живу я в лесу, но в лесу не простом, а волшебном, где случаются чудеса, а какие, вы сейчас сами узнаете!»

Логопед: Мне так хочется увидеть волшебный лес, а вам хочется, ребята? 

Ответы детей. 

Тогда смотрим  дальше.

2 слайд: появляется картинка зимнего леса, затем постепенно появляется снеговик, логопед читает его слова «Посмотрите, друзья, какой красивый лес! Как думаете какое время года сейчас в волшебном лесу? Почему вы так думаете?» 

Ответы детей:

 Логопед, услышав правильный ответ, переключает следующий слайд.

3 слайд: логопед  читает слова снеговика «А вы знаете, кто живёт в лесу?» Поочерёдно появляются картинки диких животных, дети называют их названия. 

4 слайд: на слайде картинка заяц летом. Логопед читает слова Снеговика «Некоторые животные с приходом зимы меняют свои шубки. Как вы думаете для чего они это делают?», плавно появляется картинка заяц зимой. Белая шубка спасает его от врагов, она такого же цвета как снег. Белого зайца трудно заметить на белом снегу. Логопед спрашивает от имени снеговика «Друзья, я не знаю, где живёт заяц, и есть ли у него дом»

Расскажите снеговику, где живет заяц? Есть ли у него дом?

Правильно! Заяц «не умеет строить дом, а живет он под кустом». Зароется в снег, как сейчас, и спит. Или просто сидит, и прячется от хищников.

5 слайд: на слайде картинка белка летом. Логопед читает слова Снеговика «А как вы думаете, белка меняет свою шубку на зиму? А почему?» Белка меняет цвет шубки, чтобы спасаться от врагов,  (быть незаметной),  (плавно появляется картинка белка зимой.)

Логопед: Ребята, как называется домик белки? 

Ответы детейДупло - домик поможет белке пережить холодную зиму, спасает её от морозов».

6 слайд: на слайде картинка берлога зимой. Логопед читает слова Снеговика «А посмотрите, что это за нора? Может там кто-то есть?» Появляется картинка медведь в берлоге.

Это же берлога медведя. В ней медведь проспит всю зиму, до самой весны. Логопед задаёт закрепляющие вопросы: Почему медведь спит в берлоге зимой? Как вы думаете (зимой холодно, вокруг снег, нет еды).

 Ответы детей.

7 слайд: Логопед читает слова Снеговика «Ах а вы знаете, мои друзья, что деревья в лесу тоже спят, как думаете почему они спят?». Деревья зимой спят. Они берегут свои силы. Проснутся они только весной, когда солнышко начнет пригревать нашу землю.

8 слайд: Логопед читает слова снеговика «Друзья, я так долго стоял на снегу, что примёрз. Хочу немного подвигаться, и поиграть с вами.»  

Логопед: Давайте с вами сейчас поиграем:
Физкультминутка «Падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

А вокруг сугробы,

Снегом замело дороги!

9 слайд: на слайде картинка снегопад. Логопед спрашивает у детей. А где же Снеговик? 

Ответы детей.

Ребята, посмотрите, что происходит в лесу? Постепенно появляется снеговик. Логопед читает его слова «Правда снегопад – это очень красивое и волшебное явление природы?».

Ответы детей.

10 слайд: Логопед читает слова Снеговика «Какие вы умницы, всё запомнили, и поиграли со мной. Расскажите про мой волшебный лес своим друзьям, родителям, а если будет скучно, зовите в гости, я ещё что-нибудь интересное расскажу. А мне пора, у вас тут слишком тепло и я начинаю таять. До новых встреч, друзья! До свидания!» Снеговик постепенно исчезает со слайда.

Логопед: Итак, ребята, нам уже пора возвращаться в сад и нашу группу. Давайте возьмёмся за руки и пойдём по дорожке.

По дорожке мы все шли,

Шли, шли, долго шли

Вот и в садик наш пришли.

Итог занятия:  

Логопед: Ребята, где мы с вами были? Кого мы видели в зимнем лесу?  Что вам понравилось?

Ответы детей. 

Логопед: Вы сегодня молодцы, вспомнили много красивых слов о зиме, выполнили все задания Зимы!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на лексическую тему "Животные"

Это занятие предназначено как для воспитателей, так и для дефектологов. Это занятие направлено в большей степени на  развитие пространственной ориентации как в группе так и на плоскости стола и н...

Конспект по рисованию средняя группа № 6 «МЕЧТАТЕЛИ» Тема: «Зимушка – зима»

Программное содержание:Заинтересовать детей рисованием зимней картины.Продолжать учить детей передавать правильное строение дерева, ёлки.Закреплять умение пользоваться палитрой. Упражнять детей в полу...

Конспект по развитию речи в средней группе на тему "Зимушка - зима"

Конспект по развитию речи в средней группе на тему "Зимушка - зима"...

Конспект НОД в средней группе по ФЦКМ тема: «Зимушка-зима»

Закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях, забавах, зимней одежде....

Проект в средней группе №1 на тему: «Зимушка-зима»

Автор проекта: воспитатель Рыжова Ксения ВладимировнаВид проекта: познавательно – исследовательский, творческий.Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители, музыкальные руководители.В...

Конспект образовательной деятельности в средней группе по ФЦКМ. Тема: «Зимушка – зима в гости к нам пришла»

Цель: Закрепить знания детей о зиме, формировать представление о сезонных изменениях зимой.Задачи:  Обучающие:Уточнить знания детей об изменениях в природе зимой. Продолжать знакомить со свойства...