Автоматизация звука Ч в словах и в предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Тарасова Лидия Николаевна

Представляю конспект логопедического звнятия для детей  с ОВЗ по автоматизации звука Ч. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_ch.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга

Конспект  индивидуального логопедического занятия

Тема:  Автоматизация звука Ч в словах и в предложениях.

                                                        Учитель-логопед Тарасова Лидия Николаевна,

                                              ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида

                                                                   Пушкинского района Санкт-Петербурга

Санкт - Петербург 2020г

Комментарии к конспекту

Тема: Автоматизация звука Ч в словах и в предложениях.

Цель: Автоматизировать звук Ч в середине слова в словах и в предложениях.

Задачи:                                                                                                                             Образовательные: Помочь понять способы образования новых слов.  Систематизировать знания детей о животных, птицах  и насекомых. Отработать навыки чтения слов.

Коррекционно-развивающие: Добиться правильного произношения  звука Ч в середине слова. Обеспечить развитие памяти, мышления, зрительного  и слухового восприятия; Формировать развитие грамматического строя речи и фонематического слуха. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.  Обеспечить развитие зрительно-двигательной координации.                                    

Воспитательные: Воспитывать у ребенка дружелюбное, ласковое отношение к человеку и к животным.  Способствовать формированию навыков самоконтроля и самооценки.  

                                   

Технологии: технологии индивидуального, диалогового обучения; развивающего обучения,  обогащения и активизации словарного запаса; формирования грамматического строя речи и слоговой структуры слова;  технологии обучения грамоте;  Здоровьесберегающие технологии: профилактические,  образовательные,  коррекционные.

Тип занятия: индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОВЗ  (ОНР) в старшей и в подготовительной к школе группах. Возраст детей: 5-7лет.  

Структурные элементы, план занятия:

I. Организационный момент.                                                                                                                                    II.  Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ и языка (комплекс упражнений для шипящих звуков).                                                                                                                                                                                                                                                                           III. Основная часть: Автоматизация звука Ч в словах и в предложениях.                                                                                                                                         1). Работа над грамматическим строем речи. Словоизменение существительных.                        Ласковые слова;                                                                                                                                                  Большие и маленькие предметы. (ЧКА, ЧОК, ЧИК,);  

Физкультминутка (в середине занятия);                                                                                                                                                                                                                                     2). Работа над фонематическим слухом. Звуковая игра «Волшебные превращения слов».  Словарная работа.

Фрагмент занятия для ребенка подготовительной к школе группы.                                                                                                                                                                                3). Единственное и множественное число глаголов. (Один-много).                                                            IV. Итог занятия. 

Подготовительный этап занятия: Постановка и автоматизация звука Ч в слогах, в словах в начале и в конце слова.  

Литература, интернет-источники:                                                                                                            «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой,  в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 7 лет), М, 2008                                                                                                                                                                       Н.В. Нищева, «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л.В.Лопатиной, СПб, 2014

                                                                                                                       

                                             

                                                                                                                             

                                                                                                        

     

Конспект индивидуального  занятия  

I. Организационный момент. Организация перемещения ребенка из группы  в логопедический  кабинет. Использование лестницы для закрепления изолированного произношения звука Ч. (Поезд поднимается в горку и пыхтит: ч-ч-ч…). В кабинете обращаю внимание ребенка на необходимость держать  правильную осанку.

II.  Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ и языка (комплекс упражнений для шипящих звуков).                                                                                                                                                             – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения  звуков.  Какие звуки мы недавно изучили, они у нас были «дежурные»?   Ребенок называет звуки  Ш, Ж.                                           -Чем похожи эти звуки по произношению, что у них одинаковое?  (Одинаковое положение губ – «трубочкой» и языка- «ложечкой». Ребенок показывает).                                                                                                                                                                                                         III. Основная часть. Автоматизация звука Ч в словах и в предложениях.                          Сообщение новой темы занятия – Сегодня мы будем с тобой учиться правильно произносить звук Ч в середине слова.                                                                                                                                                     –Давай повторим, где могут стоять звуки. Я назову слова, а ты скажи, где слышится звук ч- в начале слова или в конце?  - чай, ключ, мяч, часы… Ребенок произносит слово и называет место звука Ч в каждом слове.                                                                                                                                      –Молодец! Правильно. А еще звук Ч может находиться в середине слова. Послушай, произнеси  сам и определи, где ты слышишь звук Ч: чайник – бочка,                девочка – ключ…                                                                                

1). Работа над грамматическим строем речи.  Словоизменения существительных.                                                                                                                                                                                                      Ласковые слова.

- Девочку зовут Таня. Мама ласково ее называет Танечка.

Давай придумаем ласковые имена для детей. Дети подбирают и произносят слова:

Катя - …,   Женя-…, Галя- …,  Вова -…,  Аня- …,  Дима -…, Оля - …, Ваня -…,  Слава -…,                    Даня -…, Ксюша -…, Лида -…,  Люда -…                                                                                                              - А как тебя мама называет ласково?                                                                                                             - Назови ласково братика или сестричку.                                                                                                                 –Назови ласково своих друзей…                                                                                                                                  -Давай назовём ласково  животных, птиц и насекомых.                                                                                         -Все животные могут быть, какие? ( Домашние и дикие). Ребенок называет ласково домашних и диких животных. Затем птиц и насекомых.                                                                                                                                                                                 

Большие и маленькие предметы. (ЧКА, ЧОК, ЧИК,)                                                                                              - А сейчас мы будем называть большие и маленькие предметы. Я буду называть большой предмет, а ты скажешь, как надо назвать маленький. Например: ложка, а маленькая – ложечка. Где ты слышишь звук Ч в большом или в маленьком предмете? Звук Ч мы говорим чётко, красиво. Ребенок изменяет  слова,  чётко проговаривая звук Ч. Называет, -в каком слове есть звук Ч.

Скамейка- скамеечка, стул- …, диван-….  

        Физкультминутка (в середине занятия).                                                                                                   – Скажи правильно слова: ручки, кулачок, на бочок.  В какой физкультминутке мы говорим эти слова? (Ребёнок вспоминает физкульминутку).      

 -Теперь мы сможем красиво сказать все слова со звуком Ч. Давай  встанем, и вместе со мной сделаем       упражнения, проговариваем слова:    

Ручки  вверх,  в кулачок,  разожмём и на бочок!                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Ручки в стороны, в кулачок,  разожмём и на бочок!                                                                                              Ручки вперёд, в кулачок, разожмём и на бочок!                                                                                            Ручки назад, в кулачок, разожмём и на бочок!

                                                                                                 

2) Работа над фонематическим слухом. Звуковая игра «Волшебные превращения слов»                                                                                                                  – Я скажу  кусочек слова: ОЧКА.          

- Это слово нам ничего не говорит. Но, если мы добавим один  звук в начале слова, получится правильное  слово:

ДОЧКА.   –Так мама называет девочку.

-А сейчас будут просто  волшебные превращения!  Я буду менять только первый  звук. И у меня  будут получаться новые, другие слова.                       Б

                                                                                  П

                                                                                 К

                                                                 М              ОЧКА

                                                                 Н                                                                                                                     

                                                                                       Т

Если я подставлю звук Б вместо Д, получится БОЧКА. Была ДОЧКА, получилась БОЧКА!                                 А теперь заменю звук Б, на К, что у меня получится? Правильно- КОЧКА…                                                   Так же меняю первый звук, чтобы получились слова: МОЧКА, НОЧКА, ТОЧКА.

Словарная работа – Ребенок объясняет значения каждого слова.  

Чтение слов.  (Фрагмент занятия для ребенка подготовительной к школе группы).

Вид  этого же задания для читающего ребенка:  

Я написала на доске кусочек слова, его надо прочитать: ОЧКА.   Ребенок читает. Посмотри на алфавит и подбери одну первую букву, чтобы получилось другое слово. Пробуй подставлять букву, если не получится слово, бери следующую по алфавиту. Как получится слово, напиши его печатными буквами на доске.                                                                                                                                       Подсказка: Буквы надо брать согласные. Они у нас в алфавите синего цвета.                                                 У тебя должно получиться еще 6 новых слов.  

3). Единственное и множественное число глаголов.                                                                                     - Поиграем в игру Один-много. Я буду говорить  об одном человеке или предмете, а ты сделаешь много и подскажешь, как надо сказать дальше.  Например:                              

Мальчик кричит, а дети… кричат.                                                                                                                                            -Теперь ты сам продолжаешь:                                                                                                                            Мальчик стучит, а дети…                                                                                                                                          Корова мычит, а коровы…                                                                                                                                 Скрипка звучит, а скрипки…                                                                                                                                      А теперь наоборот:  много- один.                                                                                                                                 Дети кричат, а мальчик… (кричит).                                                                                                                                  Дети стучат, а мальчик…                                                                                                                                     Коровы мычат, а корова…                                                                                                                                       Скрипки звучат, а скрипка…

V. Итог занятия: - Сегодня мы с тобой научились произносить правильно звук Ч в середине слова. Мы по-разному изменяли слова: говорили ласково, из большого предмета делали маленький,  из одного предмета делали много.  И везде появлялся звук Ч в середине слова.  Ты  очень старался и у тебя всё отлично получилось! Умница!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему "Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях".

Конспект рассчитан на возраст детей 6-7 лет с нарушением произношения отдельных звуков. Выполнен с использованием авторской презентации "В гостях у робота Ромы"....

«Автоматизация звука «Л» в словах, чистоговорках и предложениях» для детей подготовительной к школе группе с ЗПР.

Цель.  Закрепить правильное произношение звука. ЗадачиКоррекционно-образовательные.Автоматизация правильного произношения звука [Л] в словах,  чистоговорках  и предложе­ниях.Ут...

Автоматизация звука [Т] в словах, словосочетаниях и предложениях

Презентация «Автоматизация звука [Т] в словах, словосочетаниях и предложениях». Такие презентации мы делали еще в университете. Предложите ребенку помочь коту Тому поздравить мышонка ...