Автоматизация звука Ч в словах и в предложениях.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Представляю конспект логопедического звнятия для детей с ОВЗ по автоматизации звука Ч.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_ch.docx | 32.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23 комбинированного вида Пушкинского района Санкт-Петербурга
Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука Ч в словах и в предложениях.
Учитель-логопед Тарасова Лидия Николаевна,
ГБДОУ детский сад № 23 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Санкт - Петербург 2020г
Комментарии к конспекту
Тема: Автоматизация звука Ч в словах и в предложениях.
Цель: Автоматизировать звук Ч в середине слова в словах и в предложениях.
Задачи: Образовательные: Помочь понять способы образования новых слов. Систематизировать знания детей о животных, птицах и насекомых. Отработать навыки чтения слов.
Коррекционно-развивающие: Добиться правильного произношения звука Ч в середине слова. Обеспечить развитие памяти, мышления, зрительного и слухового восприятия; Формировать развитие грамматического строя речи и фонематического слуха. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь. Обеспечить развитие зрительно-двигательной координации.
Воспитательные: Воспитывать у ребенка дружелюбное, ласковое отношение к человеку и к животным. Способствовать формированию навыков самоконтроля и самооценки.
Технологии: технологии индивидуального, диалогового обучения; развивающего обучения, обогащения и активизации словарного запаса; формирования грамматического строя речи и слоговой структуры слова; технологии обучения грамоте; Здоровьесберегающие технологии: профилактические, образовательные, коррекционные.
Тип занятия: индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОВЗ (ОНР) в старшей и в подготовительной к школе группах. Возраст детей: 5-7лет.
Структурные элементы, план занятия:
I. Организационный момент. II. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ и языка (комплекс упражнений для шипящих звуков). III. Основная часть: Автоматизация звука Ч в словах и в предложениях. 1). Работа над грамматическим строем речи. Словоизменение существительных. Ласковые слова; Большие и маленькие предметы. (ЧКА, ЧОК, ЧИК,);
Физкультминутка (в середине занятия); 2). Работа над фонематическим слухом. Звуковая игра «Волшебные превращения слов». Словарная работа.
Фрагмент занятия для ребенка подготовительной к школе группы. 3). Единственное и множественное число глаголов. (Один-много). IV. Итог занятия.
Подготовительный этап занятия: Постановка и автоматизация звука Ч в слогах, в словах в начале и в конце слова.
Литература, интернет-источники: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой, в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 7 лет), М, 2008 Н.В. Нищева, «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л.В.Лопатиной, СПб, 2014
Конспект индивидуального занятия
I. Организационный момент. Организация перемещения ребенка из группы в логопедический кабинет. Использование лестницы для закрепления изолированного произношения звука Ч. (Поезд поднимается в горку и пыхтит: ч-ч-ч…). В кабинете обращаю внимание ребенка на необходимость держать правильную осанку.
II. Артикуляционная гимнастика. Упражнения для губ и языка (комплекс упражнений для шипящих звуков). – Мы подготовили наши губы и язык для красивого произношения звуков. Какие звуки мы недавно изучили, они у нас были «дежурные»? Ребенок называет звуки Ш, Ж. -Чем похожи эти звуки по произношению, что у них одинаковое? (Одинаковое положение губ – «трубочкой» и языка- «ложечкой». Ребенок показывает). III. Основная часть. Автоматизация звука Ч в словах и в предложениях. Сообщение новой темы занятия – Сегодня мы будем с тобой учиться правильно произносить звук Ч в середине слова. –Давай повторим, где могут стоять звуки. Я назову слова, а ты скажи, где слышится звук ч- в начале слова или в конце? - чай, ключ, мяч, часы… Ребенок произносит слово и называет место звука Ч в каждом слове. –Молодец! Правильно. А еще звук Ч может находиться в середине слова. Послушай, произнеси сам и определи, где ты слышишь звук Ч: чайник – бочка, девочка – ключ…
1). Работа над грамматическим строем речи. Словоизменения существительных. Ласковые слова.
- Девочку зовут Таня. Мама ласково ее называет Танечка.
Давай придумаем ласковые имена для детей. Дети подбирают и произносят слова:
Катя - …, Женя-…, Галя- …, Вова -…, Аня- …, Дима -…, Оля - …, Ваня -…, Слава -…, Даня -…, Ксюша -…, Лида -…, Люда -… - А как тебя мама называет ласково? - Назови ласково братика или сестричку. –Назови ласково своих друзей… -Давай назовём ласково животных, птиц и насекомых. -Все животные могут быть, какие? ( Домашние и дикие). Ребенок называет ласково домашних и диких животных. Затем птиц и насекомых.
Большие и маленькие предметы. (ЧКА, ЧОК, ЧИК,) - А сейчас мы будем называть большие и маленькие предметы. Я буду называть большой предмет, а ты скажешь, как надо назвать маленький. Например: ложка, а маленькая – ложечка. Где ты слышишь звук Ч в большом или в маленьком предмете? Звук Ч мы говорим чётко, красиво. Ребенок изменяет слова, чётко проговаривая звук Ч. Называет, -в каком слове есть звук Ч.
Скамейка- скамеечка, стул- …, диван-….
Физкультминутка (в середине занятия). – Скажи правильно слова: ручки, кулачок, на бочок. В какой физкультминутке мы говорим эти слова? (Ребёнок вспоминает физкульминутку).
-Теперь мы сможем красиво сказать все слова со звуком Ч. Давай встанем, и вместе со мной сделаем упражнения, проговариваем слова:
Ручки вверх, в кулачок, разожмём и на бочок! Ручки в стороны, в кулачок, разожмём и на бочок! Ручки вперёд, в кулачок, разожмём и на бочок! Ручки назад, в кулачок, разожмём и на бочок!
2) Работа над фонематическим слухом. Звуковая игра «Волшебные превращения слов» – Я скажу кусочек слова: ОЧКА.
- Это слово нам ничего не говорит. Но, если мы добавим один звук в начале слова, получится правильное слово:
ДОЧКА. –Так мама называет девочку.
-А сейчас будут просто волшебные превращения! Я буду менять только первый звук. И у меня будут получаться новые, другие слова. Б
П
К
М ОЧКА
Н
Т
Если я подставлю звук Б вместо Д, получится БОЧКА. Была ДОЧКА, получилась БОЧКА! А теперь заменю звук Б, на К, что у меня получится? Правильно- КОЧКА… Так же меняю первый звук, чтобы получились слова: МОЧКА, НОЧКА, ТОЧКА.
Словарная работа – Ребенок объясняет значения каждого слова.
Чтение слов. (Фрагмент занятия для ребенка подготовительной к школе группы).
Вид этого же задания для читающего ребенка:
– Я написала на доске кусочек слова, его надо прочитать: ОЧКА. Ребенок читает. Посмотри на алфавит и подбери одну первую букву, чтобы получилось другое слово. Пробуй подставлять букву, если не получится слово, бери следующую по алфавиту. Как получится слово, напиши его печатными буквами на доске. Подсказка: Буквы надо брать согласные. Они у нас в алфавите синего цвета. У тебя должно получиться еще 6 новых слов.
3). Единственное и множественное число глаголов. - Поиграем в игру Один-много. Я буду говорить об одном человеке или предмете, а ты сделаешь много и подскажешь, как надо сказать дальше. Например:
Мальчик кричит, а дети… кричат. -Теперь ты сам продолжаешь: Мальчик стучит, а дети… Корова мычит, а коровы… Скрипка звучит, а скрипки… А теперь наоборот: много- один. Дети кричат, а мальчик… (кричит). Дети стучат, а мальчик… Коровы мычат, а корова… Скрипки звучат, а скрипка…
V. Итог занятия: - Сегодня мы с тобой научились произносить правильно звук Ч в середине слова. Мы по-разному изменяли слова: говорили ласково, из большого предмета делали маленький, из одного предмета делали много. И везде появлялся звук Ч в середине слова. Ты очень старался и у тебя всё отлично получилось! Умница!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: "Автоматизация звука [Л] в словах, фразах и предложениях"
Индивидуальная работа в подготовительной группе...
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях "В гости к Мишке в осенний лес"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ...
Конспект НОД на тему "Автоматизация звука Р в словах, словосочетаниях и предложениях".
Конспект рассчитан на возраст детей 6-7 лет с нарушением произношения отдельных звуков. Выполнен с использованием авторской презентации "В гостях у робота Ромы"....
«Автоматизация звука «Л» в словах, чистоговорках и предложениях» для детей подготовительной к школе группе с ЗПР.
Цель. Закрепить правильное произношение звука. ЗадачиКоррекционно-образовательные.Автоматизация правильного произношения звука [Л] в словах, чистоговорках и предложениях.Ут...
Автоматизация звука [Т] в словах, словосочетаниях и предложениях
Презентация «Автоматизация звука [Т] в словах, словосочетаниях и предложениях». Такие презентации мы делали еще в университете. Предложите ребенку помочь коту Тому поздравить мышонка ...
Логопедическое занятие в микрогруппе по автоматизации звука [Л] в словах, словосочетаниях и предложениях: «Сказочный песок»
Логопедическое занятие с элементами пескотерапии по автоматизации звука "Л"...
Конспект подгруппового логопедического занятия с применением ИКТ и логопедических игровых здоровьесберегающих технологий по автоматизации звука [Ш] в словах и простых предложениях «Как Мишка потерял звук Ш»
Занятие с детьми в логопункте ДОУ с применением камнетерапии...