Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках;
- Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши», подбор слов-антонимов;
- Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-; образование уменьшительно-ласкательной формы существительного и прилагательного, образование сложных слов от словосочетания «прилагательное + существительное» (длинноногий), образование прилагательных от существительных (рогатый)).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие навыка классификации и обобщения, формирование обобщающих понятий;
- Развитие диалогической речи;
- Обучение выделению и называнию частей предмета;
- Отрабатывание приставочных глаголов, предлогов;
- Развитие мелкой моторики и зрительной координации;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности;
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
17_domashnie_zhivotnye_i_ikh_detenyshi.docx | 174.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «Домашние животные»
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках;
- Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши», подбор слов-антонимов;
- Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-; образование уменьшительно-ласкательной формы существительного и прилагательного, образование сложных слов от словосочетания «прилагательное + существительное» (длинноногий), образование прилагательных от существительных (рогатый)).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие навыка классификации и обобщения, формирование обобщающих понятий;
- Развитие диалогической речи;
- Обучение выделению и называнию частей предмета;
- Отрабатывание приставочных глаголов, предлогов;
- Развитие мелкой моторики и зрительной координации;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности;
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки с домашними животными, картинка с изображением кота, приложенные иллюстрации для выполнения заданий, рабочие тетради, пенал.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Отгадывание загадок:
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьезные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их… (животные).
-Правильно, и говорить мы сегодня будем о животных. Каких животных вы знаете? (Ответы детей)
- Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей).
- Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Как называют таких животных? ( дикие животные).
- А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)
- Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, а дикие сами о себе заботятся)
-Скажите, у кого дома живут домашние животные?
- Сегодня мы с вами поговорим о наших любимых питомцах.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень много разных интересных заданий, мы отправляемся в гости к хозяину фермы.
Учитель-логопед выставляет макет фермы с фигурками домашних животных.(или картинный материал)
Вступительная беседа (дети отвечают и присаживаются на свои места ):
-Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? ( Ответы детей).
-Кого вы видите? (Дети называют животных).
-Как, одним словом можно назвать всех этих животных? (Ответы детей).
-Почему мы называем этих животных «домашние»? (Ответы детей — эти животные живут около дома человека, принося пользу человеку, а человек заботится о животных).
-А какую пользу приносит собака, лошадь, корова, овца, кошка. ( Дети отвечают).
-Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали.
II. Основная часть занятия.
1. Посмотрите на картинку и отгадай загадки.
- Для начала надо нам угадать, какие животные там живут. Когда угадаете, соединяйте маму и ее детеныша.
- Иго-го, — заржал ребёнок. Значит, это… (жеребёнок). Соединяем жеребенка с мамой лошадью. Как разговаривает лошадь? Она РЖЕТ, давайте вместе проговорим.
- Му-у, — мычит в хлеву ребёнок. Это маленький… (телёнок). Соединяем, как разговаривает корова? Она МЫЧИТ, давайте вместе проговорим.
- Чей-то маленький сынок Вдруг залаял: - Я … (щенок). Соединяем, как разговаривает собака? Она ЛАЕТ, давайте вместе проговорим.
- Хрю, — захрюкали ребята. Значит, это… (поросята). Соединяем, как разговаривают поросята? Они ХРЮКАЮТ, давайте вместе проговорим.
- Ме-е, — заблеял вдруг ребёнок. Это маленький… (козлёнок). Соединяем, как разговаривают козы? Они МЕКАЮТ, давайте вместе проговорим
- Мяу, -замяукали ребятки - Узнаете? Мы — … (котятки). Соединяем, как разговаривают кошки? Они МЯУКАЮТ, давайте вместе проговорим
- Бее,—заблеял вдруг ребёнок. Это маленький… (ягнёнок). Соединяем, как разговаривают овцы? Они БЛЕЮТ, давайте вместе проговорим
2.Беседа о домашних животных с опорой на картинки. [Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие диалогической речи.]
Логопед помещает на наборное полотно картинку с домашними животными.
Логопед. Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?
Дети. На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: коза с козленком, свинья с поросятами, овца и баран с ягненком, лошадь с жеребенком, собака, корова.
Логопед. Каких домашних животных можно считать крупными?
Дети. Корову и лошадь.
Логопед. Вспомните, какую пользу приносят эти животные.
1-й ребенок. Корова дает человеку молоко и мясо.
2-й ребенок. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.
Логопед. Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?
Дети. Овцу, барана, козу, свинью.
Логопед. Какую пользу приносят эти животные?
3-й ребенок. Свинья, овца и баран дают человеку мясо, шкуру, а овцы и баран — еще и шерсть.
4-й ребенок. Коза дает очень полезное молоко, пух, шерсть.
Логопед. Каких домашних животных, мы считаем мелкими?
Дети. Собаку и кошку.
Логопед. Расскажите о том, какую пользу они приносят.
1-й ребенок. Собака охраняет хозяина и его дом.
2-й ребенок. Кошка в деревенском доме ловит мышей.
Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они?
Дети. Нужные.
Логопед. Все они приносят пользу. Значит, какие они?
Дети. Полезные.
3. Игра «Соедини в одно слово»
Логопед: - Посмотри, у жеребенка ноги какие? Дети: - Длинные. Логопед: - Давайте превратим «длинные ноги» в одно «слово-признак»? Жеребенок какой тогда будет? Дети: - Длинноногий.
Далее: Лошадь: длиннохвостая, бело-/ черногривая, белогрудая и т.д.
4. -Игра «Флажки»
-Сейчас я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если есть такое животное - поднимите зеленый флажок, если нет - синий.
БАНАН-БАРАН
ОВЦА -ОВСА
ПЫК-БЫК
КОСА-КОЗА
КОТ-КОД.
5.Игра “Скажи наоборот” (игра с мячом).
Корова большая, а телёнок маленький.
Баран грустный, а ягнёнок весёлый.
Пёс храбрый, а щенок трусливый.
У козы длинные рога, а у козлёнка короткие.
Козёл сильный, а козлёнок слабый.
Кот ленивый, а котенок игривый/ шустрый/ подвижный.
6. «Кто где живет».
Ребята, вы знаете, кто заботится о домашних животных? (человек).Он кормит животных, строит им жилище.
Вот коровий дом. Коровий дом называется коровник или хлев.
Чей это дом? (собачий дом.) Как называется собачий дом? (конура, будка) (овечий дом-ясли,хлев;
козий дом-хлев, сарай;
лошадиный дом – конюшня, стойло;
свиной дом – свинарник;
кроличий дом – клетка)
Пальчиковая гимнастика. Котенок
Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)
Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)
Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)
На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)
7. Игра «обведи свинью». Отработка приставочных глаголов, частей тела животного.
Логопед: - А сейчас все возьмите карандаши и внимательно выполняйте инструкцию, слушайте, что я буду говорить. Победит самый внимательный! Карандаш от бумаги отрывать нельзя!
- Ставим карандаши на пятачок!
- Проводим линию по голове по ушей.
- Обводим уши.
- Проводим по туловищу до хвоста.
- Обводим хвост.
- Проводим карандашом до ног.
- Проводим по ноге до копыта.
- Обводим по конца копыто и вторую ногу( с копытом).
- Доводим карандаш до следующей пары ног. Обводим их.
- Доводим линию до первой точки на пятачке.
- Теперь отрываем карандаш и рисуем глаз. Молодцы!
8. Игра «Голодные животные. Пройди через лабиринт»
Ребята, наши животные проголодались и чтобы добраться до еды, вам необходимо пройти через лабиринт.
III. Итог занятия:
Логопед убирает пособия и предлагает детям рассказать, чем они занимались, что нового узнали, какое задание им понравилось больше всего, какое меньше всего, а затем оценивает деятельность каждого ребенка.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"
Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....
Презентация к уроку в старшей логопедической группе по теме: "Домашние животные"
Презентация к уроку...
Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: "Хотим быть здоровыми"
Познакомить родителей с методами и приемами массажа рук. Оптимизировать чувствительность рук у детей с ОНР с помощью пассивного массажа, который предусматривает использование разнообразных контрастных...
Конспект коррекционно-развивающего подгруппового интегрированного бинарного занятие в старшей логопедической группе по теме «Домашние животные».
Совместное НОД педагога-психолога и учителя-логопеда...
Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Домашние животные"
Употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление в речи глаголов единственного и множественного ...
Конспект логоритмического занятия в старшей логопедической группе по теме «Домашние животные»
Логоритмика...
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Домашние животные»
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Домашние животные»...