Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии

Забара Алина Александровна

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление представле­ний о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках;

- Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши», подбор слов-антонимов;

- Совершенствование грамматического строя ре­чи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-; образование уменьшительно-ласкательной формы существительного и прилагательного, образование сложных слов от словосочетания «прилагательное + существительное» (длинноногий), образование прилагательных от существительных (рогатый)).

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие навыка классификации и обобщения, формирование обобщающих понятий;

- Развитие диалогической ре­чи;

- Обучение выделению и называнию частей предмета;

- Отрабатывание приставочных глаголов, предлогов;

- Развитие мелкой моторики и зрительной координации;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности;

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17_domashnie_zhivotnye_i_ikh_detenyshi.docx174.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по теме: «Домашние животные»

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

-  Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках;

- Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши», подбор слов-антонимов;

- Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-; образование уменьшительно-ласкательной формы существительного и прилагательного, образование сложных слов от словосочетания «прилагательное + существительное» (длинноногий), образование прилагательных от существительных (рогатый)).

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие навыка классификации и обобщения, формирование обобщающих понятий;

- Развитие диалогической речи;

- Обучение выделению и называнию частей предмета;

- Отрабатывание приставочных глаголов, предлогов;

- Развитие мелкой моторики и зрительной координации;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности;

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: картинки с домашними животными, картинка с изображением кота, приложенные иллюстрации для выполнения заданий, рабочие тетради, пенал.

Ход занятия:


I. Организационный момент:

Отгадывание загадок:

 

Живут они везде:

На суше и в воде.

Царапаются, лают,

Жужжат, рычат, летают.

Одни заводят трели

В весенние капели,

Другие дружно плавают

В водной карусели.

И даже есть разумные,

Серьезные и умные,

Смешные, беззаботные.

Зовут же их… (животные).

-Правильно, и говорить мы сегодня будем о животных. Каких животных вы знаете? (Ответы детей)

- Как вы думаете, где могут жить животные? (На суше, под водой, под землей).

- Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают себе пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жилье. Как называют таких животных? ( дикие животные).

- А как мы назовем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные)
- Чем жизнь домашних животных отличается от жизни диких животных? (О домашних животных заботится человек, а дикие сами о себе заботятся)
-Скажите, у кого дома живут домашние животные?

- Сегодня мы с вами поговорим о наших любимых питомцах.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очень много разных интересных заданий, мы отправляемся в гости к хозяину фермы.

Учитель-логопед выставляет макет фермы с фигурками домашних животных.(или картинный материал)

Вступительная беседа (дети отвечают и присаживаются на свои места ):

-Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались? ( Ответы детей).

-Кого вы  видите? (Дети называют животных).

-Как, одним словом можно назвать всех  этих животных? (Ответы детей).

-Почему мы называем этих животных «домашние»? (Ответы детей — эти животные живут около дома человека, принося пользу человеку, а человек заботится о животных).

-А какую пользу приносит собака, лошадь, корова, овца, кошка. ( Дети отвечают).

-Молодцы, мне понравилось, как вы отвечали.

II. Основная часть занятия.

1. Посмотрите на картинку и отгадай загадки.

- Для начала надо нам угадать, какие животные там живут. Когда угадаете, соединяйте маму и ее детеныша.

- Иго-го, — заржал ребёнок. Значит, это… (жеребёнок). Соединяем жеребенка с мамой лошадью. Как разговаривает лошадь? Она РЖЕТ, давайте вместе проговорим.

- Му-у, — мычит в хлеву ребёнок. Это маленький… (телёнок).  Соединяем, как разговаривает корова? Она МЫЧИТ, давайте вместе проговорим.

- Чей-то маленький сынок Вдруг залаял: - Я … (щенок). Соединяем, как разговаривает собака? Она ЛАЕТ, давайте вместе проговорим.

- Хрю, — захрюкали ребята. Значит, это… (поросята). Соединяем, как разговаривают поросята? Они ХРЮКАЮТ, давайте вместе проговорим.

- Ме-е, — заблеял вдруг ребёнок. Это маленький… (козлёнок). Соединяем, как разговаривают козы? Они МЕКАЮТ, давайте вместе проговорим

- Мяу, -замяукали ребятки - Узнаете? Мы — … (котятки). Соединяем, как разговаривают кошки? Они МЯУКАЮТ, давайте вместе проговорим

- Бее,—заблеял вдруг ребёнок. Это маленький… (ягнёнок). Соединяем, как разговаривают овцы? Они БЛЕЮТ, давайте вместе проговорим
Посмотри на картинку и отгадай загадки

2.Беседа о домашних животных с опорой на картинки. [Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает на наборное полотно картинку с домашними животными.

Логопед. Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети. На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: коза с козленком, свинья с поросятами, овца и баран с ягненком, лошадь с жеребенком, собака, корова.

Логопед. Каких домашних животных можно считать крупными?

Дети. Корову и лошадь.

Логопед. Вспомните, какую пользу приносят эти животные.

1-й ребенок. Корова дает человеку молоко и мясо.

2-й ребенок. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.

Логопед. Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?

Дети. Овцу, барана, козу, свинью.

Логопед. Какую пользу приносят эти животные?

3-й ребенок. Свинья, овца и баран дают человеку мясо, шкуру, а овцы и баран — еще и шерсть.

4-й ребенок. Коза дает очень полезное молоко, пух, шерсть.  

Логопед. Каких домашних животных, мы считаем мелкими?

Дети. Собаку и кошку.

Логопед. Расскажите о том, какую пользу они приносят.

1-й ребенок. Собака охраняет хозяина и его дом.

2-й ребенок. Кошка в деревенском доме ловит мышей.

Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животными. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелют сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны человеку. Значит, какие они?

Дети. Нужные.

Логопед. Все они приносят пользу. Значит, какие они?

Дети. Полезные.

C:\Users\Ксения\Desktop\mini_4.jpg

3. Игра «Соедини в одно слово» 

Логопед: - Посмотри, у жеребенка ноги какие? Дети: - Длинные. Логопед: - Давайте превратим «длинные ноги» в одно «слово-признак»? Жеребенок какой тогда будет? Дети: - Длинноногий.

Далее: Лошадь: длиннохвостая, бело-/ черногривая, белогрудая и т.д.
4. -Игра «Флажки»

-Сейчас я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Если есть такое животное - поднимите зеленый флажок, если нет - синий.

БАНАН-БАРАН

ОВЦА  -ОВСА

ПЫК-БЫК

КОСА-КОЗА

КОТ-КОД.

5.Игра “Скажи наоборот” (игра с мячом).

Корова большая, а телёнок маленький.

Баран грустный, а ягнёнок весёлый.

Пёс храбрый, а щенок трусливый.

У козы длинные рога, а у козлёнка короткие.

Козёл сильный, а козлёнок слабый.

Кот ленивый, а котенок игривый/ шустрый/ подвижный.

6. «Кто где живет».

Ребята, вы знаете, кто заботится о домашних животных? (человек).Он кормит животных, строит им жилище.

Вот коровий дом. Коровий дом называется коровник или хлев.

Чей это дом? (собачий дом.) Как называется собачий дом? (конура, будка) (овечий дом-ясли,хлев;

козий дом-хлев, сарай;

лошадиный дом – конюшня, стойло;

свиной дом – свинарник;

кроличий дом – клетка)

Пальчиковая гимнастика. Котенок

Шёл один я по дорожке, (показываем один пальчик)

Шли со мной мои две ножки, (показывает два пальчика)

Вдруг на встречу три мышонка, (показываем три пальчика)

Ой, мы видели котенка!(хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)

У него четыре лапки, (показываем четыре пальчика)

На лапках — острые царапки, (царапаем ноготками поверхность того что под рукой)

Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счёт показываем соответствующее число пальчиков)

Нужно быстро убегать ! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегаем по поверхности)

7. Игра «обведи свинью». Отработка приставочных глаголов, частей тела животного.

Логопед: - А сейчас все возьмите карандаши и внимательно выполняйте инструкцию, слушайте, что я буду говорить. Победит самый внимательный! Карандаш от бумаги отрывать нельзя!
- Ставим карандаши на пятачок!

- Проводим линию по голове по ушей.

- Обводим уши.

- Проводим по туловищу до хвоста.

- Обводим хвост.

- Проводим карандашом до ног.

- Проводим по ноге до копыта.

 - Обводим по конца копыто и вторую ногу( с копытом).

 - Доводим карандаш до следующей пары ног. Обводим их.

 - Доводим линию до первой точки на пятачке.

- Теперь отрываем карандаш и рисуем глаз. Молодцы!
Обведи картинку

8. Игра «Голодные животные. Пройди через лабиринт»

Ребята, наши животные проголодались и чтобы добраться до еды, вам необходимо пройти через лабиринт.

C:\Users\Алина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\f0f3f08998914353bf4e07ce585acca0.jpg

III. Итог занятия:
Логопед убирает пособия и предлагает детям рассказать, чем они занимались, что нового узнали, какое задание им понравилось больше всего, какое меньше всего, а затем оценивает деятельность каждого ребенка.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в старшей логопедической группе с применением утилиты "Несколько мышей" и с использованием лексичекой темы "Транспорт"

Одно занятие из цикла "Несколько мышей" в логопедической группе с использованием лексических тем, изучаемых в данный период....

Конспект коррекционно-развивающего занятия-практикума в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: "Хотим быть здоровыми"

Познакомить родителей с методами и приемами массажа рук. Оптимизировать чувствительность рук у детей с ОНР с помощью пассивного массажа, который предусматривает использование разнообразных контрастных...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Домашние животные"

Употребление существительных с суффиксами -онок-, -емок-, -ат-, -ят-. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление в речи глаголов единственного и множественного ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Домашние животные»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Домашние животные»...