Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Галимова Лилия Равхатовна

Данное подгрупповое логопедическое занятие по теме "Зима" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка детей 5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_-_zima.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:         ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ

Цель: закрепление  знаний детей о зиме.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

- активизировать словарь по лексической теме;

- систематизировать знания детей о зиме и зимних месяцах;

- закрепить умения подбирать однокоренные слова;

- развивать умения образовывать причастия настоящего времени от глаголов;

- учить работать над деформированным предложением,

придумывать образные сравнения;

Коррекционно-развивающие:

- активизировать речевую деятельность;

- развивать логическое мышление, память, внимание;

Коррекционно-воспитательные:

        - воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.

Методы и приёмы

        Наглядные: рассматривание сюжетных и предметных картин;

        Словесные: художественное слово, словесные упражнения, речевой образец, оценка детской речи, объяснение обогащение словаря;

        Практические: создание ситуации успеха.

Оборудование: картинки с зимними сюжетами («Зима в городе», «Зима в лесу»).

Ход организованной образовательной деятельности

I. Вводная часть

Игра «Какие слова подходят к картинке?»

На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы. Назвать слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картине.

Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, снегири.

II. Основная часть

- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?

- Какое сейчас время года?

- Как вы заметили наступление зимы?

- Назовите признаки зимы.

- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

- Сейчас я расскажу, что же такое зима.

Зима

Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы.

Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий.

Трудно зимой птицам и животным. Хоть и спасает их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. Поэтому зверей и птиц зимой надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.

С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны.

1. Игра «Подбери слова»

Наступила зима (какая?) – холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная.

Выпал снег (какой?) – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

В воздухе кружатся снежинки (какие?) – белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

Дует ветер (какой?) – сильный, ледяной, холодный, северный.

Зимой снег (что делает?) – идет, падает, кружится, летит, скрипит, сверкает, блестит, порхает, серебрится.

Мороз (что делает?) – щиплет, трещит, кусает, рисует, бодрит, морозит, серебрится.

2. Дидактическая игра «Скажи по – другому»

Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег;

Снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце снег;

Снег искрится под лучами солнца – искрящийся под лучами солнца снег;

Снег серебрится под лучами солнца – серебрящийся под лучами солнца снег;

Снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег;

Снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег.

3. Физкультминутка

Снег идет, снег идет,                Медленное приседание

Дворник улицу метет.                Наклоны вперед, махи руками

Мы катаемся на лыжах,        Имитация катания на лыжах,

И встаем мы на коньки.        На коньках.

Мы катаемся на санках,

И играем все в снежки.                Игры в снежки.

4. Распространение предложения.

- Чем дети любят заниматься зимой?

Зимой дети любят…(кататься на санках с гор, кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу).

5. Подбор родственных слов.

Выставить картины с изображением зимы.

- Ребята найдите на этой картине слова похожие на слово «снег»:

(снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снеговик, снегирь, Снегурочка); на слово «зима»: (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, зимородок).

6. Гимнастика для глаз.

Вот стоит зимний лес!                        Круговые движения глазами.

В нем много сказок и чудес!

Слева – сосны, справа – дуб.

Дятел сверху, тук да тук.                Движения глазами вверх – вниз.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

7. Игра «Назови несколько». 

Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа и согласовывать их с именами числительными.

Снежинка — снежинки, две снежинки, пять снежинок.

Снеговик — снеговики, два снеговика, пять снеговиков.

Снегирь — снегири...         

8. Придумывание образных сравнений.

- Ребята, отгадайте загадку:

Лежало одеяло.

Мягкое, белое,

Солнце припекло.

Одеяло потекло. (Снег)

- А теперь давайте, сравним снег с предметами, продуктами питания, животными.

Снег белый как…        (вата, мел, сахар, мука)

Снег пушистый как… (кошка, пух)

Снег блестящий как…(мишура, елочные игрушки)

- Отгадайте ещё одну загадку:

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло. (Лёд)

Лёд твердый как…      (камень, кирпич, орех)

Лёд прозрачный как…(стекло, ваза, графин)

III. Заключительная часть.

- О каком времени года говорили на занятии?

- Какие слова-родственники у слова снег? Назовите их.

- Как вы думаете, вы со всеми заданиями справились?

- Какое задание вам показалось наиболее сложным?

- Какие задания вам больше всего понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированная специально-организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе.

Представленный конспект интегрированной специально-организованной деятельности на тему "Как помочь белочке?" будет интересен учителям-логопедам и воспитателям детских садов....

Организованная образовательная деятельность детей старшей логопедической группы на тему: «Зимующие птицы»

Организованная образовательная деятельность детей старшей логопедической группы на тему: «Зимующие птицы»...

Организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий с использованием структур Сингапурской методики

Интеграция взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в формировании у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе"Труд людей весной". Речевое развитие, чтение художественной литературы, подготовка к обучению грамоте.

Конспект  организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Труд людей весной".  (речевое развитие, чтение художественной литературы, подготовка к обучен...