Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе по теме "Зима"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Данное подгрупповое логопедическое занятие по теме "Зима" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка детей 5-6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_-_zima.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ
Цель: закрепление знаний детей о зиме.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- активизировать словарь по лексической теме;
- систематизировать знания детей о зиме и зимних месяцах;
- закрепить умения подбирать однокоренные слова;
- развивать умения образовывать причастия настоящего времени от глаголов;
- учить работать над деформированным предложением,
придумывать образные сравнения;
Коррекционно-развивающие:
- активизировать речевую деятельность;
- развивать логическое мышление, память, внимание;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к изменениям, происходящим в природе в зимний период.
Методы и приёмы
Наглядные: рассматривание сюжетных и предметных картин;
Словесные: художественное слово, словесные упражнения, речевой образец, оценка детской речи, объяснение обогащение словаря;
Практические: создание ситуации успеха.
Оборудование: картинки с зимними сюжетами («Зима в городе», «Зима в лесу»).
Ход организованной образовательной деятельности
I. Вводная часть
Игра «Какие слова подходят к картинке?»
На доске выставлена сюжетная картина с изображением зимы. Назвать слова, а дети хлопают в ладоши, если слово подходит к картине.
Снег, лыжная горка, снежный ком, пляж, босоножки, снегири.
II. Основная часть
- Как вы думаете, о каком времени года будем говорить?
- Какое сейчас время года?
- Как вы заметили наступление зимы?
- Назовите признаки зимы.
- Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
- Сейчас я расскажу, что же такое зима.
Зима
Белая и холодная пришла на землю зима, с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Небо покрыто серыми облаками. Часто идет снег. Он белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий. В безветренную погоду снег падает на землю медленно, спокойно и покрывает все вокруг ровным слоем. Но стоит подуть ветру, как заметет, закружит метель, оставляя высокие сугробы.
Утонул в снегу лес. Деревья и кустарники стоят голые, только хвойные деревья по-прежнему зеленеют. На деревьях в это время года лежит снег, он надежно защищает растения от холода. Ручьи, реки, озера зимой скованы льдом. Лед бесцветный, прозрачный, хрупкий.
Трудно зимой птицам и животным. Хоть и спасает их пушистая шерсть и плотные перья от лютой стужи, нередко бывает им очень голодно. Поэтому зверей и птиц зимой надо подкармливать. Для этого люди развешивают на деревьях кормушки, насыпают корм, а около мест обитания диких животных раскладывают сено, морковь, капусту.
С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее, чем осенью. И все: люди, животные, птицы — ждут наступления весны.
1. Игра «Подбери слова»
Наступила зима (какая?) – холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная.
Выпал снег (какой?) – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.
В воздухе кружатся снежинки (какие?) – белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.
Дует ветер (какой?) – сильный, ледяной, холодный, северный.
Зимой снег (что делает?) – идет, падает, кружится, летит, скрипит, сверкает, блестит, порхает, серебрится.
Мороз (что делает?) – щиплет, трещит, кусает, рисует, бодрит, морозит, серебрится.
2. Дидактическая игра «Скажи по – другому»
Снег блестит на солнце – блестящий на солнце снег;
Снег сверкает на солнце – сверкающий на солнце снег;
Снег искрится под лучами солнца – искрящийся под лучами солнца снег;
Снег серебрится под лучами солнца – серебрящийся под лучами солнца снег;
Снег хрустит под ногами – хрустящий под ногами снег;
Снег скрипит под ногами – скрипящий под ногами снег.
3. Физкультминутка
Снег идет, снег идет, Медленное приседание
Дворник улицу метет. Наклоны вперед, махи руками
Мы катаемся на лыжах, Имитация катания на лыжах,
И встаем мы на коньки. На коньках.
Мы катаемся на санках,
И играем все в снежки. Игры в снежки.
4. Распространение предложения.
- Чем дети любят заниматься зимой?
Зимой дети любят…(кататься на санках с гор, кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу).
5. Подбор родственных слов.
Выставить картины с изображением зимы.
- Ребята найдите на этой картине слова похожие на слово «снег»:
(снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, снеговик, снегирь, Снегурочка); на слово «зима»: (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, зимородок).
6. Гимнастика для глаз.
Вот стоит зимний лес! Круговые движения глазами.
В нем много сказок и чудес!
Слева – сосны, справа – дуб.
Дятел сверху, тук да тук. Движения глазами вверх – вниз.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!
7. Игра «Назови несколько».
Учить образовывать имена существительные в форме множественного числа и согласовывать их с именами числительными.
Снежинка — снежинки, две снежинки, пять снежинок.
Снеговик — снеговики, два снеговика, пять снеговиков.
Снегирь — снегири...
8. Придумывание образных сравнений.
- Ребята, отгадайте загадку:
Лежало одеяло.
Мягкое, белое,
Солнце припекло.
Одеяло потекло. (Снег)
- А теперь давайте, сравним снег с предметами, продуктами питания, животными.
Снег белый как… (вата, мел, сахар, мука)
Снег пушистый как… (кошка, пух)
Снег блестящий как…(мишура, елочные игрушки)
- Отгадайте ещё одну загадку:
Мост, как синее стекло,
Скользко, весело, светло. (Лёд)
Лёд твердый как… (камень, кирпич, орех)
Лёд прозрачный как…(стекло, ваза, графин)
III. Заключительная часть.
- О каком времени года говорили на занятии?
- Какие слова-родственники у слова снег? Назовите их.
- Как вы думаете, вы со всеми заданиями справились?
- Какое задание вам показалось наиболее сложным?
- Какие задания вам больше всего понравились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированная специально-организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе.
Представленный конспект интегрированной специально-организованной деятельности на тему "Как помочь белочке?" будет интересен учителям-логопедам и воспитателям детских садов....
Организованная образовательная деятельность детей старшей логопедической группы на тему: «Зимующие птицы»
Организованная образовательная деятельность детей старшей логопедической группы на тему: «Зимующие птицы»...
Организованная образовательная деятельность в старшей логопедической группе по развитию лексико-грамматических категорий с использованием структур Сингапурской методики
Интеграция взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя в формировании у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений....
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе игра - квест по теме «Зима»
Открытое занятие для детей старшего возраста по лексической теме "Зима"...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе
Организованная деятельность для работы с детьми с ОВЗ...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе поФЭМП
ЗАНЯТИЕ ПО ФЭМП...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе"Труд людей весной". Речевое развитие, чтение художественной литературы, подготовка к обучению грамоте.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе "Труд людей весной". (речевое развитие, чтение художественной литературы, подготовка к обучен...
- Мне нравится (1)