Развитие связной речи дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Головина Александра Олеговна

Развитие связной речи - важное направление дошкольной педагогики, которое развивает ребёнка всесторонне и создаёт базу для успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи дошкольников

Дошкольный возраст-  период активного развития родного языка и усвоение и развитие всех сторон речи – грамматической, фонетической и лексической.

Задача каждого родителя и педагога, как можно раньше обучать ребёнка родному языку. В дальнейшем круг общения детей расширяется и будут решаться важные задачи нравственного , эстетического и умственного воспитания.

В период взросления ребёнка круг общения расширяется. Ребёнок учится общаться с более расширенным кругом людей, особенно со сверстниками. Речь становится орудием мышления и передачи информации.

Речевое развитие – одно из главных компонентов готовности к школьному обучению.

Основное- развитие словаря, накопление лексического запаса. Дети с ограниченным лексическим словарём трудно находят подходящие слова для выражения своих мыслей, что негативно отражается коммуникации в целом и на школьном обучении. Развитие словаря подразумевает количественный рост и ,  качественное его развитие.

В период от 0 до 7 лет, от рождения  и до начала школьного обучения активно формируется и развиваются речевые умения и навыки.

« Речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения" (А.А.Леонтьев)

Задачи речевого развития

  1. Формирование звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха
  2. Развитие лексики
  3. Формирование грамматического строя речи
  4. Развитие связной речи
  5. Обучение общению и речевому этикету

Методы работы по речевому развитию

(имитационный)

-Обучение произношению, интонациям

-Выразительное чтение наизусть

-Составление предложений по образцу

-Составление текстов

(описательных, повествовательных, рассуждений)

-Пересказ литературных произведений

                                                          (коммуникативный)

-Беседа (где вы хотели побывать, правила поведения на дороге, в магазине и др.)

-Создание речевых ситуаций ( встреча с незнакомыми взрослыми)

-Экскурсии, совместный труд, побуждающий высказаться

В методы  обучения родному языку входят речевые упражнения и словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, игры- драматизации, инсценировки, игры- соревнования, литературное творчество, коллективные рассказы.

Обучение родному языку проходит с обязательным условием индивидуального и дифференцированного подхода. В младшем  дошкольном возрасте большое внимание уделяется звуковой культуре речи – чистоговорки, потешки, поговорки, упражнения на договаривание слов, артикуляционные упражнения, дыхательные упражнения.

В старшем дошкольном возрасте одним из важных приёмов – это работа над семантическим полем слова, отношением слов между собой, по фронтальным признакам и по смыслу.

Формирование представлений и составление сравнений слов с опорой на картинку

К.Д.Ушинский – Основоположник научной педагогики.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему  пяти словам долго и напрасно мучиться. Но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...