Развитие связной речи дошкольников
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Развитие связной речи - важное направление дошкольной педагогики, которое развивает ребёнка всесторонне и создаёт базу для успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi_doshkolnikov.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи дошкольников
Дошкольный возраст- период активного развития родного языка и усвоение и развитие всех сторон речи – грамматической, фонетической и лексической.
Задача каждого родителя и педагога, как можно раньше обучать ребёнка родному языку. В дальнейшем круг общения детей расширяется и будут решаться важные задачи нравственного , эстетического и умственного воспитания.
В период взросления ребёнка круг общения расширяется. Ребёнок учится общаться с более расширенным кругом людей, особенно со сверстниками. Речь становится орудием мышления и передачи информации.
Речевое развитие – одно из главных компонентов готовности к школьному обучению.
Основное- развитие словаря, накопление лексического запаса. Дети с ограниченным лексическим словарём трудно находят подходящие слова для выражения своих мыслей, что негативно отражается коммуникации в целом и на школьном обучении. Развитие словаря подразумевает количественный рост и , качественное его развитие.
В период от 0 до 7 лет, от рождения и до начала школьного обучения активно формируется и развиваются речевые умения и навыки.
« Речевые умения носят творческий характер и представляют собой комбинирование языковых единиц, применение их в любых ситуациях общения" (А.А.Леонтьев)
Задачи речевого развития
- Формирование звуковой культуры речи, развитие фонематического слуха
- Развитие лексики
- Формирование грамматического строя речи
- Развитие связной речи
- Обучение общению и речевому этикету
Методы работы по речевому развитию
(имитационный)
-Обучение произношению, интонациям
-Выразительное чтение наизусть
-Составление предложений по образцу
-Составление текстов
(описательных, повествовательных, рассуждений)
-Пересказ литературных произведений
(коммуникативный)
-Беседа (где вы хотели побывать, правила поведения на дороге, в магазине и др.)
-Создание речевых ситуаций ( встреча с незнакомыми взрослыми)
-Экскурсии, совместный труд, побуждающий высказаться
В методы обучения родному языку входят речевые упражнения и словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, игры- драматизации, инсценировки, игры- соревнования, литературное творчество, коллективные рассказы.
Обучение родному языку проходит с обязательным условием индивидуального и дифференцированного подхода. В младшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется звуковой культуре речи – чистоговорки, потешки, поговорки, упражнения на договаривание слов, артикуляционные упражнения, дыхательные упражнения.
В старшем дошкольном возрасте одним из важных приёмов – это работа над семантическим полем слова, отношением слов между собой, по фронтальным признакам и по смыслу.
Формирование представлений и составление сравнений слов с опорой на картинку
К.Д.Ушинский – Основоположник научной педагогики.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам долго и напрасно мучиться. Но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений на тему «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Консультация предназначена для воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений....
Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"
Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...
Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей
Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...
Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...
Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы. Развитие связной речи дошкольников в условиях реализации ФГОС. Тема: «Занятие о хлебе»
Цель: сформировать у старших дошкольников представление о хлебе как о главном продукте питания....