Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Алдабаева Лайда Александровна

Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.

       В содержание логопедической работы включаются:

  1. коррекция нарушений дыхательной функции;
  2. коррекция нарушений голосовой функции;
  3. коррекция дефектов звукопроизношения;
  4. коррекция просодических нарушений;
  5. развитие фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем), фонематического анализа, синтеза и представлений.

 I этап - Подготовительный.

Цель: создание необходимых условий для преодоления фонетических нарушений.

Занятие 1. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

I этап - Подготовительный.

Цель: создание необходимых условий для преодоления фонетических нарушений.

Занятие 1. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- формировать слуховое внимание и восприятие на неречевых звуках;

- развивать сенсорные функции (осуществляется в процессе проведения игр по развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать кинестетические ощущения от моторных функций: общей, ручной, артикуляторной моторики и мимических мышц;

- развивать фонематическое восприятие (слуховой дифференциации звуков);

- формировать условий для развития и коррекции нарушений дыхательной и голосовой функций.

Коррекционно-воспитательные:

- формирование потребности к правильной речи.

Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушно бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, запись голосов птиц и животных, коробка-сюрприз, зеркало.

Ход занятия:

Слова логопеда

Слова ребёнка

Доброе утро!

Доброе утро!

Утром солнышко просыпается.

Подойдём к зеркалу и покажем, как просыпается солнышко.

Упражнения на кинестетические ощущения при знакомстве с основными массажными движениями.

Я буду показывать и рассказывать, а ты повторяй за мной. (Всё упражнение сопровождается вопросом: «Что ты чувствуешь?»

Ребёнок повторяет слова и движения.

Солнышко проснулось,

Проводит поглаживание:

- от середины лба к вискам;

Лобика коснулось,

- вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам;

Лучиками провело,

- по мышцам щёк от крыльев носа к вискам;

И погладило, и погладило.

- от середины подбородка к ушам.

Молодец!

Упражнения на развитие кинестетических ощущений мимических мышц.

Что утром происходит?

Мы расстаёмся с мамой на целый день. Изобрази, какое у тебя выражение лица в этот момент

Ребёнок перед зеркалом изображает эмоциональное состояние грусти.

Но тут к тебе подошли друзья и рассказали весёлую историю!

Ребёнок изображает смех.

А воспитатель пригласила играть с другими детьми, и ты с радостью откликнулся на её предложение.

Ребёнок изображает радость.

Упражнение на развитие кинестетических ощущений артикуляционной моторики.

Представь, что ты ребятам стал показывать представление. Ты взял дудочку и стал на неё дудеть. Покажи, как ты в неё дудишь.

(Логопед проводит знакомство с артикуляционным упражнением «Дудочка» перед зеркалом)

Что ты чувствуешь?

Ребёнок повторяет.

Губы сложились в узенькую «дудочку».

Ребятам очень понравился твой концерт, и они стали улыбаться. Покажи, как они улыбаются.

(Логопед показывает артикуляционное упражнение «Улыбочка» перед зеркалом)

Что ты чувствуешь?

Ребёнок повторяет.

Губы растянулись в широкую «улыбку».

Упражнение над развитием дыхания и голоса.

Игра «Подуй, как ветерок».

А потом вы пошли гулять и тут подул ветер.

Вдохни, губы вытяни «трубочкой» и подуй на бумажные игрушки.

Молодец!

Ребёнок вытягивает губы «трубочкой» и дует.

(Логопед показывает красивую коробку)

Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чём больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов звучит и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг.

Упражнение по развитию слухового внимания.

Игра «Узнай инструмент».

Давай послушаем, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал.

Молодец! Мы с тобой отгадали, на каких инструментах играют Бременские музыканты.

Ребёнок закрывает глаза, слушает и называет инструмент.

А теперь скажи, какое сейчас время года?

Правильно, осень.

Давай с тобой покажем, что происходит осенью.

Упражнение на развитие динамической координации общей моторики.

Логопед показывает движение и проговаривает текст вместе с ребёнком.

Осень.

Ребёнок становиться напротив логопеда. Проговаривает текст и повторяет движение за логопедом.

Туча небо кроет

Ребёнок поднимает руки вверх.

Солнце не блестит

Указательным пальцем и головой показывает отрицательное движение.

Ветер в поле воет

Складывает рупором руки и в него проговаривает текст.

Дождик моросит

Руки перед собой. Машет расслабленными кистями рук.

Зашумели воды

Быстрого ручья.

Руки в стороны, изображает волну.

Птички улетели

В тёплые края.

Руки в стороны, изображает машущие крылья.

Упражнение по развитию слухового внимания.

Игра «Что шуршит, что звенит?»

Посмотри на эти предметы и послушай звуки, которые они издают. (Логопед с ребёнком выполняет разные действия: шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.) А теперь закрой глаза и отгадай, какой предмет сейчас звучит?

Ребёнок выполняет разные действия.

Ребёнок внимательно слушает и угадывает.

Ты слышал разные звуки и по ним узнавал, какой инструмент или предмет звучал. А чем ты слышал?

Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинять ему вреда?

Ушами!

Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду.

Упражнение по развитию динамической координации рук.

Раз, два, три, четыре, пять,

Буду я друзей считать:

Ребёнок загибает по одному пальчику, начиная с мизинца

Ваня, Катя, Ангелина,

Вот Василий и Полина.

Разгибает по одному пальчику, начиная с мизинца.

Будем пальчики сгибать,

И опять начнём считать.

Сильно сжимает и разжимает пальцы обеих рук.

Упражнение по развитию слухового внимания.

Игра «Кто голос подаёт?».

Мы сейчас послушаем голоса птиц и животных. Я буду называть чей это голос, а ты должен запомнить. (После каждого прослушивания логопед называет, чей голос ребёнок слышит.)

А теперь сам угадай чей ты голос слышишь.

Молодец!

Ребёнок слушает и называет.

Итог занятия.

Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас?

Разные звуки.

Голоса каких животных и птиц ты слышал?

Ребёнок перечисляет.

Что нам нужно, чтобы слышать?

Уши

Ты молодец!

Задания для закрепления:

- Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага и т.д.

- Игра «Кто как голос подаёт?»

- Игра «Узнай инструмент».

Закрепление материала вне занятий выполняется воспитателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль логопедического массажа в комплексной коррекционно-педагогической работе при дизартрии

В данной статье мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартирией, особенно на начальном этапе; рассматриваем различные виды логопедического массажа....

Преодоление фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр

Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизар...

Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи и предупреждению нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Упражнения по развитию кинетической основы движений рук. Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений.Упражнения по развитию ...

Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР

В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...

Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....

Дизартрия. Как логопеду работать с детьми с поставленным диагнозом "дизартрия"? Консультация для родителей

Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) - нарушение произноше...