Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект коррекционно-педагогического воздействия по преодолению стертой корковой дизартрии: при недостаточности кинестетического праксиса - как стертая афферентная корковая дизартрия.
В содержание логопедической работы включаются:
- коррекция нарушений дыхательной функции;
- коррекция нарушений голосовой функции;
- коррекция дефектов звукопроизношения;
- коррекция просодических нарушений;
- развитие фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем), фонематического анализа, синтеза и представлений.
I этап - Подготовительный.
Цель: создание необходимых условий для преодоления фонетических нарушений.
Занятие 1. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках. | 18.22 КБ |
Предварительный просмотр:
I этап - Подготовительный.
Цель: создание необходимых условий для преодоления фонетических нарушений.
Занятие 1. Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать слуховое внимание и восприятие на неречевых звуках;
- развивать сенсорные функции (осуществляется в процессе проведения игр по развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти).
Коррекционно-развивающие:
- развивать кинестетические ощущения от моторных функций: общей, ручной, артикуляторной моторики и мимических мышц;
- развивать фонематическое восприятие (слуховой дифференциации звуков);
- формировать условий для развития и коррекции нарушений дыхательной и голосовой функций.
Коррекционно-воспитательные:
- формирование потребности к правильной речи.
Оборудование: игрушки для развития речевого выдоха (воздушно бумажные шарики на ниточке, музыкальные инструменты), бумага, стаканы, ложки и другие предметы, запись голосов птиц и животных, коробка-сюрприз, зеркало.
Ход занятия:
Слова логопеда | Слова ребёнка |
Доброе утро! | Доброе утро! |
Утром солнышко просыпается. Подойдём к зеркалу и покажем, как просыпается солнышко. Упражнения на кинестетические ощущения при знакомстве с основными массажными движениями. Я буду показывать и рассказывать, а ты повторяй за мной. (Всё упражнение сопровождается вопросом: «Что ты чувствуешь?» | Ребёнок повторяет слова и движения. |
Солнышко проснулось, | Проводит поглаживание: - от середины лба к вискам; |
Лобика коснулось, | - вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам; |
Лучиками провело, | - по мышцам щёк от крыльев носа к вискам; |
И погладило, и погладило. | - от середины подбородка к ушам. |
Молодец! Упражнения на развитие кинестетических ощущений мимических мышц. Что утром происходит? | |
Мы расстаёмся с мамой на целый день. Изобрази, какое у тебя выражение лица в этот момент | Ребёнок перед зеркалом изображает эмоциональное состояние грусти. |
Но тут к тебе подошли друзья и рассказали весёлую историю! | Ребёнок изображает смех. |
А воспитатель пригласила играть с другими детьми, и ты с радостью откликнулся на её предложение. | Ребёнок изображает радость. |
Упражнение на развитие кинестетических ощущений артикуляционной моторики. Представь, что ты ребятам стал показывать представление. Ты взял дудочку и стал на неё дудеть. Покажи, как ты в неё дудишь. (Логопед проводит знакомство с артикуляционным упражнением «Дудочка» перед зеркалом) Что ты чувствуешь? | Ребёнок повторяет. Губы сложились в узенькую «дудочку». |
Ребятам очень понравился твой концерт, и они стали улыбаться. Покажи, как они улыбаются. (Логопед показывает артикуляционное упражнение «Улыбочка» перед зеркалом) Что ты чувствуешь? | Ребёнок повторяет. Губы растянулись в широкую «улыбку». |
Упражнение над развитием дыхания и голоса. Игра «Подуй, как ветерок». А потом вы пошли гулять и тут подул ветер. Вдохни, губы вытяни «трубочкой» и подуй на бумажные игрушки. Молодец! | Ребёнок вытягивает губы «трубочкой» и дует. |
(Логопед показывает красивую коробку) Эту коробочку нам прислали герои мультфильма «Бременские музыканты» и попросили отгадать, на чём больше всего они любят играть. Сегодня мы будем учиться угадывать, какой из музыкальных инструментов звучит и будем угадывать звуки, которые издают разные предметы вокруг. Упражнение по развитию слухового внимания. Игра «Узнай инструмент». Давай послушаем, как звучат различные музыкальные инструменты, и угадать, какой музыкальный инструмент звучал. Молодец! Мы с тобой отгадали, на каких инструментах играют Бременские музыканты. | Ребёнок закрывает глаза, слушает и называет инструмент. |
А теперь скажи, какое сейчас время года? Правильно, осень. Давай с тобой покажем, что происходит осенью. Упражнение на развитие динамической координации общей моторики. Логопед показывает движение и проговаривает текст вместе с ребёнком. | Осень. Ребёнок становиться напротив логопеда. Проговаривает текст и повторяет движение за логопедом. |
Туча небо кроет | Ребёнок поднимает руки вверх. |
Солнце не блестит | Указательным пальцем и головой показывает отрицательное движение. |
Ветер в поле воет | Складывает рупором руки и в него проговаривает текст. |
Дождик моросит | Руки перед собой. Машет расслабленными кистями рук. |
Зашумели воды Быстрого ручья. | Руки в стороны, изображает волну. |
Птички улетели В тёплые края. | Руки в стороны, изображает машущие крылья. |
Упражнение по развитию слухового внимания. Игра «Что шуршит, что звенит?» Посмотри на эти предметы и послушай звуки, которые они издают. (Логопед с ребёнком выполняет разные действия: шуршат бумагой, стучат деревянным молотком, стучат железной ложкой об железную ложку и т.д.) А теперь закрой глаза и отгадай, какой предмет сейчас звучит? | Ребёнок выполняет разные действия. Ребёнок внимательно слушает и угадывает. |
Ты слышал разные звуки и по ним узнавал, какой инструмент или предмет звучал. А чем ты слышал? Уши – это важный орган нашего тела. Что надо делать, чтобы сохранить слух и не причинять ему вреда? | Ушами! Нельзя кричать громко друг другу на близком расстоянии и класть в уши мелкие предметы. Нужно закрывать уши в холодную погоду. |
Упражнение по развитию динамической координации рук. Раз, два, три, четыре, пять, Буду я друзей считать: | Ребёнок загибает по одному пальчику, начиная с мизинца |
Ваня, Катя, Ангелина, Вот Василий и Полина. | Разгибает по одному пальчику, начиная с мизинца. |
Будем пальчики сгибать, И опять начнём считать. | Сильно сжимает и разжимает пальцы обеих рук. |
Упражнение по развитию слухового внимания. Игра «Кто голос подаёт?». Мы сейчас послушаем голоса птиц и животных. Я буду называть чей это голос, а ты должен запомнить. (После каждого прослушивания логопед называет, чей голос ребёнок слышит.) А теперь сам угадай чей ты голос слышишь. Молодец! | Ребёнок слушает и называет. |
Итог занятия. Что могут издавать предметы, которые находятся вокруг нас? | Разные звуки. |
Голоса каких животных и птиц ты слышал? | Ребёнок перечисляет. |
Что нам нужно, чтобы слышать? | Уши |
Ты молодец! |
Задания для закрепления:
- Игра «Узнай по звуку». Бубен, трещотка, бумага и т.д.
- Игра «Кто как голос подаёт?»
- Игра «Узнай инструмент».
Закрепление материала вне занятий выполняется воспитателем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль логопедического массажа в комплексной коррекционно-педагогической работе при дизартрии
В данной статье мы рассматриваем значимость логопедического массажа для коррекции речи у детей с дизартирией, особенно на начальном этапе; рассматриваем различные виды логопедического массажа....
Дизартрия. Система коррекционно-педагогической работы
Методическая разработка...
Преодоление фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр
Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизар...
Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи и предупреждению нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Упражнения по развитию кинетической основы движений рук. Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений.Упражнения по развитию ...
Система коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и МДР
В материале описан симптомокомплекс при дизартрии для детей старшей группы...
Календарно-тематическое планирование на подготовительном этапе по развитию кинестетического праксиса у детей с тяжёлыми нарушениями речи
Праксис - спосособность к воспроизведению произвольных движений. В данном документе представлен календарно-тематический план по развитию предпосылок к развитию праксиса....
Дизартрия. Как логопеду работать с детьми с поставленным диагнозом "дизартрия"? Консультация для родителей
Дизартрия – тяжелое и сложное нарушение звуковой стороны речи. Дизартрия (от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) - нарушение произноше...