Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи и предупреждению нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Упражнения по развитию кинетической основы движений рук. Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений.Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений. Упражнения для массажа лица и губ. Данные упражнение способствуют предупреждению нарушению письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи и предупреждению нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Данные особенности речевого развития детей с псевдобульбарной дизартрией показывают, что они нуждаются в специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса, грамматического строя, исправление нарушений письма и чтения.
При разработке данной системы упражнений использовались упражнения, разработанные следующими авторами: О.В. Правдиной, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, З.А. Репиной, Е.Ф. Соботович, М.Е. Хватцевым и др.
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую основу движений, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение.
Упражнения по развитию кинетической основы движений рук
- Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вверх.
- Опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут влево.
- То же самое проделать с левой рукой, большой палец вытянут вправо.
- Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянуть при этом большие пальцы вверх.
- Слегка согнуть пальцы левой (правой) руки в кулак, оставив сверху отверстие.
- Соединить наклонно пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кистям.
- Кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы располагаются горизонтально.
- Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжаты.
- Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжаты.
- Сложить пальцы правой (левой) руки в кольцо.
- Положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами. Поместить указательный палец на безымянный (или наоборот).
- Положить перед собой сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их .
- Воспроизвести графическую схему с закрытыми глазами.
Упражнения по развитию динамической координации рук
в процессе выполнения последовательно организованных движений
- Поочередно коснуться большим пальцем правой руки в обычном и максимальном темпе.
- Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.
- Выполнить задание одновременно двумя руками.
- Пальцы правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой (правой).
- Поочередно сгибать пальцы левой (правой) руки, начиная с большего, а затем с мизинца.
- Одновременно согнуть пальцы левой (правой) руки, поочередно выпрямлять, начиная вначале с большого пальца, а затем с мизинца.
- Положить кисть левой (правой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнять последовательно движения поочередно всеми пальцами.
- Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку (не поворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт).
- Скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.
- Нанизать бусы на нить и завязать и завязать концы нити бантиком.
Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе
выполнения одновременно организованных движений
- Уложить спички в коробку одновременно обеими руками (большим и указательным пальцами обеих рук, одновременно складывать их в спичечную коробку).
- Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания.
- Одновременно изменить положение кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).
- Одновременно выбрасывать вперед кисти рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой – соединены в кольцо.
- Пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги любого размера правильной формы, но одинаковые для обеих рук. (Правой по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении).
- Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем.
- Отбивать правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим горизонтально вытянутым указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.
Поскольку основной причиной дефектов произношения при псевдобульбарной дизартрии является неправильное развитие и функционирование органов речи, вызванное нарушением иннервации артикуляционного аппарата, то коррекционное обучение должно включать упражнения по нормализации артикуляционного праксиса. Артикуляционные упражнения улучшают кинестетический анализ, играющий важную роль в формировании фонематических представлений. Логопедическая работа по развитию артикуляционного праксиса предусматривает систему упражнений для стимуляции движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба и глотки.
Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной и грудной мускулатуры, мышц рук.
Для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводят массаж всей лицевой мускулатуры.
Упражнения для массажа лица и губ
- легкое похлопывание ладонью по щекам;
- легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи;
- поглаживающие движения кожного покрова лица;
- поглаживающие движения по губам;
- легкое пощипывание губ;
- механическое сближение губ в горизонтальном и вертикальном направлениях;
- круговые поглаживающие движения в углах рта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».
Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...
Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников
Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...
Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.
СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...
Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи
Функции воспитателя и логопеда в логопедической группе ДОУ...
Профилактика дисграфии, дислексии в системе коррекционной работа по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Одним из важнейших условий в подготовке детей с общим недоразвитием речи к школе является развитие речи.Формирование грамматически правильной устной речи и элементов грамоты в дошкольном возраст...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
На современном этапе развития общества пристальное внимание учёных уделяется обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, что отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте до...
СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоцио...