Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи и предупреждению нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Атаманова Маргарита Степановна

 

Упражнения по развитию кинетической основы движений рук. Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений.Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений. Упражнения для массажа лица и губ. Данные упражнение способствуют предупреждению нарушению письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики пальцев рук при коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи и предупреждению нарушений письма у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Данные особенности речевого развития детей с псевдобульбарной дизартрией показывают, что они нуждаются в специальном обучении, направленном на преодоление дефектов звуковой стороны речи, развитие лексического запаса, грамматического строя, исправление нарушений письма и чтения.

При разработке данной системы упражнений использовались упражнения, разработанные следующими авторами: О.В. Правдиной, Р.И. Лалаевой, Е.М. Мастюковой, З.А. Репиной, Е.Ф. Соботович, М.Е. Хватцевым и др.

Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую и кинестетическую  основу движений, на статическую и динамическую координацию движений, формирование различных уровней движений и постепенное их усложнение.

Упражнения по развитию кинетической основы движений рук

  1. Наклонить руку, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут вверх.
  2. Опустить кисть правой руки вниз, все пальцы, кроме большого, сжаты, большой палец вытянут влево.
  3. То же самое проделать с левой рукой, большой палец вытянут вправо.
  4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянуть при этом большие пальцы вверх.
  5. Слегка согнуть пальцы левой (правой) руки в кулак, оставив сверху отверстие.
  6. Соединить наклонно пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижаты к кистям.
  7. Кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы располагаются горизонтально.
  8. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжаты.
  9. Вытянуть одновременно (и на правой, и на левой) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжаты.
  10. Сложить пальцы правой (левой) руки в кольцо.
  11. Положить перед собой правую (левую) руку с расставленными пальцами. Поместить указательный палец на безымянный (или наоборот).
  12. Положить перед собой сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их .
  13. Воспроизвести графическую схему с закрытыми глазами.

Упражнения по развитию динамической координации рук

в процессе выполнения последовательно организованных движений

  1. Поочередно коснуться большим пальцем правой руки в обычном и максимальном темпе.
  2. Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.
  3. Выполнить задание одновременно двумя руками.
  4. Пальцы правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой (правой).
  5. Поочередно сгибать пальцы левой (правой) руки, начиная с большего, а затем с мизинца.
  6. Одновременно согнуть пальцы левой (правой) руки, поочередно выпрямлять, начиная вначале с большого пальца, а затем с мизинца.
  7. Положить кисть левой (правой) руки перед собой (в положении игры на рояле), выполнять последовательно движения поочередно всеми пальцами.
  8. Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку (не поворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт).
  9. Скатать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.
  10. Нанизать бусы на нить и завязать и завязать концы нити бантиком.

Упражнения по развитию динамической координации рук в процессе

выполнения одновременно организованных движений

  1. Уложить спички в коробку одновременно обеими руками (большим и указательным пальцами обеих рук, одновременно складывать их в спичечную коробку).
  2. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания.
  3. Одновременно изменить положение кистей рук (одна сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами).
  4. Одновременно выбрасывать вперед кисти рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой – соединены в кольцо.
  5. Пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги любого размера правильной формы, но одинаковые для обеих рук. (Правой по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении).
  6. Отбивать (в удобном темпе) по одному такту правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем.
  7. Отбивать правой (левой) рукой по одному такту, одновременно с этим горизонтально вытянутым указательным пальцем левой (правой) руки описывать в воздухе небольшой кружок.

Поскольку основной причиной дефектов произношения при псевдобульбарной дизартрии является неправильное развитие и функционирование органов речи, вызванное нарушением иннервации артикуляционного аппарата, то коррекционное обучение должно включать упражнения по нормализации артикуляционного праксиса. Артикуляционные упражнения улучшают кинестетический анализ, играющий важную роль в формировании фонематических представлений. Логопедическая работа по развитию артикуляционного праксиса предусматривает систему упражнений для стимуляции движений нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба и глотки.

Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной и грудной мускулатуры, мышц рук.

Для возбуждения иннервации лицевой мускулатуры, преодоления амимичности лица и малоподвижности артикуляционного аппарата проводят массаж всей лицевой мускулатуры.

Упражнения для массажа лица и губ

  1. легкое похлопывание ладонью по щекам;
  2. легкие пощипывающие движения пальцами по краю нижней челюсти снаружи;
  3. поглаживающие движения кожного покрова лица;
  4. поглаживающие движения по губам;
  5. легкое пощипывание губ;
  6. механическое сближение губ в горизонтальном и вертикальном направлениях;
  7. круговые поглаживающие движения в углах рта.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников».

Работая с детьми с различной патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду постоянно приходится искать  вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс ...

Логопедическая ритмика как часть коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников

Выступление на районном методическом объединении логопедов, раскрывающее организацию и содержание работы по логоритмике...

Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.

СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...

Профилактика дисграфии, дислексии в системе коррекционной работа по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий в подготовке детей с общим недоразвитием речи  к школе является развитие речи.Формирование грамматически правильной устной речи и элементов грамоты в дошкольном возраст...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

На современном этапе развития общества пристальное внимание учёных уделяется обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, что отражается в Федеральном государственном образовательном стандарте до...

СВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В направлении развития связной речи систематическая работа над инсценировками и драматизациями, участие детей в праздниках обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоцио...