Статья "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с ОНР"
статья по логопедии
Статья рекомендована учителям-логопедам, воспитателям речевых групп, родителям. В статье указываются виды мышления, их поэтапное развитие, основные мыслительные операции. Раскрываются особенности СЛМ у детей с ОНР, задачи по их развитию в системе коррекционной работы. Приводятся игры и упражнения, способствующие развитию словесно-логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slovesno_logicheskogo_myshleniya_u_doshkolnikov_s_onr.docx | 24.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словесно-логического мышления у детей с ОНР
Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственное развитие – сложный процесс, включающий в себя познавательное развитие, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие мышления.
Мышление – это процесс познания действительности с помощью различных психических процессов.
Виды мышления и их поэтапное развитие:
- Наглядно-действенное (предметно-действенное) – формируется в 2.5 – 3 года, является ведущим до 4 – 5 лет. Ребёнок входит в соприкосновение с окружающим миром, знакомится с ним в процессе личного опыта: видит предмет, трогает его, ощущает запах, слышит его звучание (если это возможно), выполняет какие-либо манипуляции с ним.
- Наглядно-образное – формируется в 3.5 – 4 года, является ведущим до 6 – 6.5 лет. Проявляется воссозданием наглядных образов предметов и оперированием ими в уме. Большое значение имеет собственный опыт предметно-практической деятельности, знания ребёнка, его кругозор. Данный вид мышления развивается в процессе рисования, тематического ознакомления с окружающим миром, прослушивания и обсуждения рассказов взрослого, рассказывания детьми из личного опыта.
- Логическое мышление (словесно-логическое) – формируется в 5.5 – 6 лет, становится ведущим с 7 – 8 лет и остаётся основной формой мышления у большинства взрослых людей. Данный вид мышления характеризуется использованием не конкретных образов, а отвлечённых понятий, логических конструкций, выражающихся словами; способностью к выполнению мыслительных операций.
Основные мыслительные операции:
- анализ – разделение изучаемого предмета на составляющие;
- синтез – выявление взаимосвязей и объединение разъединённых частей;
- сравнение – выявление схожих и различных качеств предметов;
- классификация – выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
- конкретизация – выделение определённой категории из общей массы;
- обобщение – объединение предметов и явлений в группы;
- абстрагирование – изучение конкретных предметов вне зависимости от других.
Все виды мышления взаимосвязаны и, в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой вид мышления.
Особенности словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи:
- недостаточное понимание детьми логико-грамматических конструкций;
- замедленность усвоения причинно-следственных закономерностей;
- затруднения в усвоении временных и пространственных отношений;
- низкий уровень формирования операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации;
- затруднения при определении и формулировании логической последовательности.
Исходя из этого, одна из важнейших коррекционных задач в системе логопедической работы – это развитие и совершенствование словесно-логического мышления ребёнка. Для реализации этой задачи необходимо включать дидактические игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления не только в содержание подгрупповых и индивидуальных занятий логопеда, но и использовать их на образовательных занятиях, проводимых воспитателем, также в различных режимных моментах.
Любое занятие должно быть насыщено вопросами, стимулирующими мыслительную деятельность детей. Должно так задавать вопрос или ставить перед ребёнком какую-либо задачу, чтобы стимулировать включение как можно большего количества мыслительных операций. («Почему?» «Так ли это?» «Как ты считаешь?»).
Задачи по развитию словесно-логического мышления в системе коррекционной работы
Научить детей:
- описывать признаки предметов;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- определять различные и одинаковые свойства предметов;
- сравнивать предметы между собой;
- прививать навыки классификации предметов по форме, цвету, величине, функции в практической жизни;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- ориентировать в пространстве;
- обобщать;
- давать определения тем или иным понятиям.
Игры и упражнения, развивающие словесно-логическое мышление
Все задания на развитие мышления являются многофункциональными и задействуют внимание, память, воображение ребёнка.
- Загадки, кроссворды, ребусы, лабиринты.
- Пословицы – служат аналогией и говорят о предмете или явлении в переносном смысле.
- Составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок. Ребёнок должен понять, как начали разворачиваться события, в какой последовательности развивались и чем всё это закончилось. Умение создавать подобные рассказы по опорным картинкам зависит не только от уровня развития связной речи, но и от навыков логического анализа событий, от умения устанавливать причинно-следственные связи.
- «4-й лишний»
- «Узнай предмет по заданным признакам». («У кого глаза на рогах, а дом на спине?» «Снег, мороз, иней. Это?).
- «Кто или что может быть узким и широким? Большим и маленьким? Кислым и сладким?» И т .д.
- Чем отличаются чашка от стакана? Стол от стула? Сад от огорода? Чем похожи?
- «Когда ты завтракаешь: утром или вечером? Когда ужинаешь?»
- «Чего не хватает?»
- Небылицы, нелепицы («Исправь ошибку художника»).
- «Продолжи ряд слов, назови одним словом». Колбаса, каша, хлеб - … (еда).
- «Подбери подходящее слово». (Солнце: книга, небо, слон, каша).
- «Скажи наоборот».
- «Вопросы на засыпку». (Чего больше – зайцев или заячьих ушей? Львица ждёт льва. Кто задержался? Слон выше бегемота, но ниже жирафа. Кто самый высокий, кто самый низкий, кто ниже жирафа? И т.п.).
- «Быстрые ответы». Кто (что) это? Отвечай быстрее. Вкусный, алый, сочный - … . Холодный, белый, пушистый - … . Ползёт, шипит, извивается - … . Клюёт, воркует, летает - … . Оранжевый, сочный, полезный - … .
- «Я знаю 5 видов одежды (мебели, транспорта и т.д.).
- «Добавь словечко». К указанному слову подобрать слово, которое будет с ним логически связано (как в предыдущей паре), подробно объяснить свой выбор. Магазин – продавец, больница - …, самолёт – аэропорт, корабль - …, белка – дупло, медведь - … .
- «Это правда или нет?» Детям говорится одно суждение. Они должны ответить «да», если суждение правильное и «нет», если суждение неправильное. У птицы два крыла. Кошка родила щенят. Можно усложнить. На какое-либо суждение, если оно правильное, дети должны ответить «нет» и наоборот.
- «Кто кем (чем) был?» Вариант А – Кошка была котёнком. Вариант Б - Хлеб был тестом, мукой, зерном, колосом. Можно в обратном порядке.
- «Замри». Эта игра учит понимать схематическое изображение позы человека. Развивает координацию движения. Развивает символическое мышление, внимание.
У ведущего карточки со схематичным изображением человечка в какой-либо позе. Дети бегают по комнате, по команде ведущего: «раз, два, три - замри» должны остановиться. Произнося эти слова, ведущий показывает детям одну из карточек. Дети должны принять такую же позу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи"
Содержит краткое описание мышления и связь его с речью. Особенности развития у дошкольников и младших школьников словесно-логического мышления. Сензетивный период развития их интелектуальных и творчес...
РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
«РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ» Занимаясь развивающими игр...
Использование игр в формировании словесно – логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.
Консультация для воспитателейГБОУ детский сад № 994 г. Москва Подготовил учитель –логопед Султанова Наталия Витальевна 2014 годЦель: Повысить компетентность педагогов в вопросе формированиясловес...
Коррекционно - развивающая программа «Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр».
Развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».
Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».
Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».
Это занятие интересно тем, чтопиктограммы впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....