Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему
Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_1.docx | 19.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».
Цель: Создать условия для понимания детьми принципа опосредованного запоминания при помощи пиктограмм.
Задачи:
- вовлечь детей в выполнение проблемного задания;
- организовать обсуждение причин неудачного выполнения задания и таким образом создать условия для возникновения в сознании детей проблемной ситуации: как запомнить как можно больше, как сохранить информацию по прошествии времени;
- организовать поиск способов разрешения проблемной ситуации и подвести детей к идее использования пиктограмм для сохранения информации;
- организовать использование детьми пиктограмм для выполнения задания на запоминание группы предметов;
- обеспечить осознание связи между использованием пиктограмм и эффективным выполнением мнестических заданий.
Оборудование: 2 набора различных небольших предметов (или картинок), карандаши, бумага.
Количество участников: 8.
Время проведения: 30 минут.
Ход занятия:
Задание 1. «Запоминание предметов».
Ведущий предлагает детям разместиться за двумя столами. На каждую группу выдается набор предметов или карточек.
Ведущий: На своем столе вы видите различные предметы. Сейчас вы должны запомнить как можно больше предметов, на выполнение задания у вас будет 3 минуты. Потом я уберу со столов коробки с предметами, а вы мне скажете, какие предметы были у вас в коробке. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 очко. Есть ли вопросы?
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. После того как время закончилось, ведущий убирает со столов коробки с предметами. Очередность выступления команд определяется жребием. Члены команды №1 по очереди называют предметы, ведущий фиксирует ответы на доске. Затем подсчитывается количество очков. Далее выступает вторая команда и определяется команда-победитель. Далее ведущий проводит обсуждение результатов игры с целью создать у детей проблемную ситуацию.
Ведущий: Как вы думаете, почему первая команда набрала больше очков, чем вторая, а вторая больше чем третья? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что чем больше проходит времени от запоминания до воспроизведения, тем меньше получается вспомнить. Что можно сделать, чтобы вы могли вспомнить предметы, даже если ваша команда будет в следующий раз выступать последней? Дети высказывают свои идеи. Ни одна команда не смогла вспомнить все предметы, которые были в коробке. Что можно сделать, чтобы в следующий раз вспомнить все предметы и не один не забыть? Дети высказывают свои идеи. А что если вы сделаете для себя какую-то подсказку, что-то что напомнит вам, какие были у вас предметы, даже когда я уберу коробку? Дети высказывают свои идеи. Что делают взрослые люди, чтобы не забыть, что они собирались сегодня сделать? Правильно, они записывают дела, которые они запланировали в ежедневник. Может вам тоже стоит записать, какие предметы были у вас в коробке? Обсуждая предложение ведущего, дети обнаруживают, что не умеют писать (или не умеют писать достаточно быстро). Что же тогда можно сделать, как оставить себе подсказку при помощи карандаша и бумаги? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что можно нарисовать предметы. Правильно, можно просто нарисовать предметы, а потом вспомнить предметы, посмотрев на эти рисунки. Такие рисуночки, которые нужны для того чтобы что-то запомнить называются пиктограммы.
Физкультпауза.
Ведущий: Повторяйте все движения за мной.
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем.
А потом их разведем и к себе скорей прижмем
А потом быстрей-быстрей, хлопай, хлопай веселей.
Задание 2. «Запоминание предметов с использованием пиктограмм».
Ведущий: Как называются рисуночки, которые делают, чтобы что-то запомнить? Правильно, пиктограммы. Сейчас я дам вам новые коробки с предметами, а также листочки и карандаши, и мы сможем проверить, насколько помогут нам пиктограммы лучше запомнить предметы. Ведущий меняет местами коробки с предметами, так что у каждой группы оказываются новые наборы предметов. Сейчас вы должны запомнить как можно больше предметов, для этого вы сделаете рисуночки-пиктограммы этих предметов. На то, чтобы нарисовать пиктограммы у вас будет 10 минут. Потом я уберу со столов коробки с предметами, а вы мне скажете, какие предметы были у вас в коробке. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 очко.
Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. После того как время закончилось, ведущий убирает со столов коробки с предметами. Очередность выступления команд определяется жребием. Члены команды №1 по очереди называют предметы, ведущий фиксирует ответы на доске. Затем подсчитывается количество очков. Далее выступает вторая команда и определяется команда-победитель. Далее ведущий проводит обсуждение результатов игры с целью обеспечить осознание связи использования пиктограмм и эффективности сохранения информации.
Ведущий: Как вы думаете, почему каждая команда набрала больше очков, чем в прошлый раз? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что пиктограммы вспомнить гораздо больше предметов. Как вы думаете, почему в этот раз у третей команды результаты ничуть не хуже, чем у первой? Дети высказывают свои идеи и приходят к выводу, что благодаря пиктограммам информация не забывается даже через большой промежуток времени. Так что нужно сделать, если вы хотите не забыть что-то важное? Дети отвечают – нарисовать это.
Ритуал завершения занятия «Знание сила».
Ведущий: У нашего занятия будет завершающий ритуал. По моей команде три-четыре нужно будет сказать: «Знание сила», и показать вот так (дважды похлопывает себя по голове, потом показывает напряженные бицепсы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе. Тема: «Конкурс мудрецов»
Занятие по развитию элементов логического мышления в старшей группе.Тема: «Конкурс мудрецов»...
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».
Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».
Это занятие интересно тем, чтопиктограммы впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 13 . Тема «Сравнение».
Занятие является переходным ко второй части курса, в которой отдельные мыслительные операции такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сличение и различение, отработанные в первой части курс...
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».
Как известно мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации, в этом занятии отрабатывается этот этап....
Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 29 . Тема «Разрешение практических проблемных ситуаций».
Кульминация курса: все отработанное ранее объединяется в полномосштабный мыслительный процесс....