Использование игр в формировании словесно – логического мышления дошкольников с общим недоразвитием речи.
консультация по логопедии на тему
Консультация для воспитателей
ГБОУ детский сад № 994 г. Москва
Подготовил учитель –логопед
Султанова Наталия Витальевна
2014 год
Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросе формирования
словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи
при использовании дидактических игр
Задачи:
1) ознакомить с возрастными особенностями формирования словесно-логического мышления у дошкольников;
2) обратить внимание педагогов на специфику процесса формирования словесно-логического мышления у дошкольников;
3) повысить эффективность процесса формирования словесно-логического мышления у дошкольников при использовании различных игр
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.
Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”.
Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Во время игр-занятий от взрослого требуются:
· терпение;
· умение играть и верить в игру;
· умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
· умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
· творчество.
В процессе выполнения игр и упражнений у дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_didakticheskoy_igry_v_formirovanii.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр в формировании словесно –
логического мышления дошкольников
с общим недоразвитием речи.
Консультация
ГБОУ детский сад № 994 г. Москва
Подготовил учитель –логопед
Султанова Наталия Витальевна
2014 год
Цель: Повысить компетентность педагогов в вопросе формирования
словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи
при использовании дидактических игр
Задачи:
1) ознакомить с возрастными особенностями формирования словесно-логического мышления у дошкольников;
2) обратить внимание педагогов на специфику процесса формирования словесно-логического мышления у дошкольников;
3) повысить эффективность процесса формирования словесно-логического мышления у дошкольников при использовании различных игр
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Известный психолог Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.
Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое полностью базируется на детских ощущениях, восприятии и представлениях. На это указывают в своих трудах известные психологи: Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин. Ж. Пиаже считает, Что мышление дошкольников по природе алогично, т.к. “не обременено знаниями”.
Но в настоящее время разрабатывается множество игр, направленных на развитие логического и образного мышления, произвольности памяти и внимания, речи и творческого воображения. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышление к высшей его фазе – абстрактному мышлению. Кроме того, интеллектуально-языковые взаимосвязи подтверждают развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников.
Во время игр-занятий от взрослого требуются:
- терпение;
- умение играть и верить в игру;
- умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка;
- умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка;
- творчество.
В процессе выполнения игр и упражнений у дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.
Взрослые, играя с ребенком, имеющим любой уровень речевого и интеллектуального развития, совершенствуют самые ценные для ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, речь, воображение, способность к творчеству.
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.
Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников.
Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
Понимание грамматической конструкции предложений.
“Наташа пошла гулять после того, как полила цветы”.- Что Наташа сделала раньше: пошла гулять или полила цветы?
“Через много лет Сереже будет немного больше лет, чем Саше сейчас”. – Кто старше? (Саша).
Узнавание предметов по заданным признакам.
Назови предмет, про который можно сказать:
желтый, продолговатый, кислый;
продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
пушистый, ходит, мяукает;
гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
высоким или низким;
холодным или горячим;
твердым или жидким;
узким или широким.
Какому времени года соответствует следующее описание:
"День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда."
Сравнение двух или более предметов.
- Чем похожи эти слова:
- кошка, книга, крыша;
- число, весло, кресло;
- Назовите общие признаки:
- яблока и арбуза;
- кошки и собаки;
- стола и стула;
- ели и сосны;
- голубя и дятла;
- ромашки и гвоздики.
- Чем отличается:
- ручка от карандаша;
- рассказ от стихотворения;
- сани от телеги;
- осень от весны;
- дерево от кустарника;
- лиственное дерево от хвойного дерева.
Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.
В первом и втором ряду по 5 картинок:
удочка | цветок | ключ | топор | отвертка |
ваза | дрова | замок | рыба |
|
К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо - ?
Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?
Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
Подобрать слово противоположного значения. Объяснить свой выбор. Составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима.
- покупать –
- открывать –
- помнить –
- встречать –
- толстый –
- мелкий –
- полный –
- знаменитый –
- голодный –
- брать -
К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз -
Логические задачи: Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
- На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
- Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
- Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
- На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
- Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
- Что тяжелее килограмм ваты или килограмм железа?
Наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации.
по рисунку
- по изложенному в стихотворении:
Сел воробушек на дом,
Провалилась крыша.
Под березою с котом
Пляшут польку мыши.
Рыбка с мостика нырнула,
Вскрикнула и утонула.
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала,
Возле речки, ну дела,
Серого обогнала!
Сидела кошка в птичьей клетке,
А птичка съесть ее хотела,
Но кошка прыгнула на ветку
И, прочирикав, улетела.
Подробно объяснить, в чем ошибка предложенных суждений.
- ваза хрустальная, а стакан легкий;
- зебра полосатая, а леопард злой;
- холодильник белый, а ковер мягкий;
- огурец зеленый, а яблоко растет на дереве.
“Отвечай быстро”. Цель - упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Игры дают педагогу возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи
Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...
Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи
Представлены основные направления работы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...
Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования ...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Словообразование родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...
Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи
Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...
Рекомендации для развития словесно-логического мышления детей с общим недоразвитием речи.
Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с ТНР....